«Путешествие в кукольный городок». Конспект НОД по обучению детей татарскому языку по проекту «Уйный-уйный үсэбез»

Цель: Закреплять словарный запас детей на татарском языке по темам “Одежда”, “Продукты”,”Цвета”, “Счет до 10”

Задачи:

-закреплять умение правильно понимать и самостоятельно отвечать на вопросы “Бу кем, “Бу нэрсэ?”,” Нинди?”;

-развивать монологическую и диалогическую речь детей на татарском языке;

-развивать мышление, воображение;

-вызвать у детей интерес к изучению татарского языка;

-воспитывать самостоятельность и инициативность;

-воспитывать доброе отношение друг к другу.

Использованный материал: дерево с яблоками, солнышко, дидактическое пособие “Чэчэклэр аланы”, куклы, рисунки одежды, воздушный шар, письмо.

Методы: словесные,наглядные.

Приемы:беседа, объяснение, поощрение, показ воспитателя.

Структура занятия:

Вводная часть (4 мин).

Организационный момент:

а)приветствие детей;

б)психологический настрой.

-Исэнмесез, балалар!

-Исэнмесез!

-Хэллэрегез ничек?

-Эйбэт, рэхмэт.

-Спросите, как же у меня дела?

-Хэллэр ничек, Гульгена Рашитовна?

-Эйбэт, рэхмэт. Ребята, у нас сегодня много гостей. Поздороваемся и с гостями, спросим, как у них дела?

-Исэнмесез. Хэллэр ничек?

-Хорошо. Ребята, посмотрите, нас встречает веселое солнышко. Сейчас мы встанем в кружочек и поиграем с солнышком.

-Передавая солнышко друг-другу мы будем улыбаться и говорить ему красивые слова, а в ответ солнышко подарит нам свое тепло и хорошее настроение.

Ребенок улыбается солнышку и говорит:

-Кояш матур, кояш зур, кояш эйбэт и т. д. и передает солнышко другому ребенку.

-Ребята, у всех хорошее настроение?

-Молодцы,балалар!

II. Основная часть (18 мин).

Воспитатель замечает воздушный шарик с письмом и говорит:

-Ой, ребята, а это что такое? Давайте, посмотрим.

Ребенок:

-Это письмо, послание.

-Ребята, хотите узнать от кого оно?

-Да. Давайте почитаем.

Воспитатель читает письмо:

“Здравствуйте, ребята! Исэнмесез, балалар”. Мы жители кукольного городкаотправляем вам письмо и просим вас помочь нам. Каждый день до нас доноситься ваш веселый смех. Вы в детском саду и играете, и песни поете, и танцуете, и татарский язык изучаете. Очень весело живете! А в нашем кукольном городке скучно. Поэтому мы приглашаем вас в кукольный городок поиграть с нами.

Куклы- Курчаклар. ”

-Ребята, что же нам делать? Как же нам быть? Как мы можем помочь куклам?

Ребенок:

-Давайте отправимся в кукольный городок. Поиграем с куклами, песенки споем, потанцуем с ними.

-Ну, что же,ребята, мы с вами поможем куклам?

-Конечно.

-Тогда берем друг-друга за руки и отправляемся в путь.

(Под песню “Мин барам, барам,барам,

Кунакка барам, барам,

Эйе шул, эйе шул,

Кунакка барам,барам”.

Дети с воспитателем идут в кукольный городок.

-Ребята,посмотрите, кто нас встречает? Бу нэрсэ?

-Курчак.

-Посмотрите, как они улыбаются, они очень рады нас видеть. Давайте,поздороваемся с ними на татарском языке.

-Исэнмесез, курчаклар.

Курчаклар:

-Исэнмесез!

-Ребята, в кукольном городке куклы живут в домах разных цветов. Давайте, назовем на татарском языке каких цветов их дома?

Дети:

-Ой яшел (кызыл, сары, зэнгэр).

-Мы пришли вас развеселить.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру “Опиши куклу” (“Курчакны сурэтлэ”)

-Ребята, вы должны описать наших кукол, рассказать о них.

-Олег, кил монда. Бу курчак нинди?

Олег:

-Курчак кечкенэ (матур, эйбэт,чиста).

(Если дети не смогут сразу ответить на татарском языке, то сначала называют татарские слова на русском языке).

-Рэхмэт, Олег. Утыр.

(Дети по порядку описывают каждую куклу на татарском языке.)

-Булдырдыгыз,балалар. Молодцы!

-Ребята, наши куклы хотят нарядиться в красивую одежду, они просят нас купить для них в магазине одежду. Поможем им, поиграем в игру “Магазин одежды”?

-Да.

Игра “Магазин одежды”(“Киемнэр кибете”)

-Олег будет продавцом, остальные покупателями. Ирина, кил монда.

Ирина: Исэнмесез.

Олег: Исэнмесез. Хэллэр ничек?

Ирина: Эйбэт, рэхмэт.

Олег: Нэрсэ кирэк?

Ирина: Кулмэк кирэк.

Олег: Нинди кулмэк?

Ирина: Кызыл кулмэк.

Олег: Мэ, кызыл кулмэк.

Ирина: Рэхмэт. Сау булыгыз.

Олег: Сау булыгыз.

(Дети по порядку покупают одежду, предлагают куклам одеть на татарском языке):

-Курчак, мэ кызыл кулмэк ки.

-Молодцы, балалар. Карагыз эле, курчаклар матурмы?

-Эйе, матур.

-Наши куклы остались довольны игрой.

-Ребята, посмотрите друг на друга, а вы сегодня в чем пришли?

Андрей (Катя,Арина):

-Бу кулмэк. Кулмэк кечкенэ. Кулмэк матур.

Олег (Ирина, Дана):

-Бу чалбар. Чалбар зэнгэр. Чалбар зур.

-Ребята, мы же знаем замечательную песню про одежду. Давайте споем?

(Дети поют песню):

Минем кулмэк матур,

Синен чалбар матур.

Эйе шул, эйе шул

Минем кулмэк матур!

Эйе шул, эйе шул

Синен чалбар матур!

-Булдырдыгыз, балалар.

-Ребята, наши куклы, наверно, устали, проголодались. У нас есть угощения, давайте, их покормим.

Игра “Угости” (“Сыйла”)

-Сначала мы назовем все продукты на татарском языке.

-Бу нэрсэ?

-Бу ипи (алма, кэбестэ, кишер, бэрэнге и т. д.)

-Кирилл, курчакны сыйла.

(Ребенок выбирает продукты, чтобы угостить куклу.)

Кирилл:

-Курчак, мэ ипи, аша. Ипи тэмле.

-Рэхмэт, Кирилл,-говорит кукла.

(Дети по порядку угощают всех кукол).

-Молодцы, балалар. Булдырдыгыз! Куклы остались довольны игрой.

-А теперь куклы хотят показать нам цветочные полянки, где они сами играют.

Используется авторское пособие “Чэчэклэр аланы”.

-Давайте, посмотрим кто же там живет? (ответы детей)

-На полянках растут красивые цветочки.

-Давайте мы с вами рассмотрим их. Какие они?

-Катя, бу нэрсэ?

- Бу чэчэк.

-Чэчэк нинди?

Катя:

-Чэчэк зур (матур, кызыл).

-Олег, посчитай сколько цветов на 1-ой полянке?

-Олег, сана, ничэ чэчэк?

Олег:

-1,2,3,4,5 чэчэк.

(Дети по порядку считают сколько цветов на каждой полянке.)

-Молодец, Олег, рэхмэт.

-Андрей, бу нэрсэ?

- Бу чэчэк.

-Нинди чэчэк?

Андрей: - матур, кечкенэ, зэнгэр чэчэк.

-Андрей, посчитай сколько цветочков на 2-ой полянке?

-Андрей,сана, ничэ чэчэк?

Андрей:1,2,3,4,5 чэчэк.

(Дети по порядку считают сколько цветочков на каждой полянке.)

-Ребята, а сколько всего цветочков? Давайте посчитаем. Санагыз, ничэ чэчэк? -1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, 9, 10 чэчэк.

-А сейчас куклы хотят поиграть с нами в игру “Нэрсэ юк?”

-Когда куклы скажут “Ночь” вы закрываете глаза, в это время куклы прячут цветы одного цвета. А когда скажут “День” вы открываете глаза и угадываете чего нет.

(Н-р: куклы спрятали красные цветочки и спрашивают “Нэрсэ юк?”.

Дети отвечают:”Кызыл чэчэк юк”.)

-Молодцы, ребята! Булдырдыгыз!

-Куклам очень понравилось играть с вами. Они стали веселыми и благодарят вас за прекрасные игры.

-Рэхмэт, балалар.

-Ребята, давайте мы тоже скажем спасибо куклам за весело проведенное время и попрощаемся с ними.

-Рэхмэт, курчаклар. Сау булыгыз.

III. Заключительная часть (5 мин).

-Ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем оценить свое участие в путешествии. Если вы оцениваете свое участие на «отлично», то берите красное яблоко из подноса и приклеивайте к яблоне, а если вы думаете, что с чем-то не справились, то берите «зеленое» яблоко и тоже приклеивайте к яблоне.

-А потом посмотрим, сколько красных и сколько зеленых яблок у нас получилось?

(Дети приклеивают яблоки к дереву и считают сколько красных яблок, сколько зеленых яблок).

-Балалар, ничэ кызыл алма? Ничэ яшел алма? (ответы детей)

-Молодцы! Вы сегодня постарались. В память о нашем сегодняшнем занятии куклы дают вам корзину с яблоками.

-На этом наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в садик.

Под песню «Мин барам…дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Да.

-А кому вы расскажете о нашем путешествии?

-Маме, папе, бабушке, дедушке.

-Как будет мама (папа, бабущка, дедушка) на татарском?

-Эни (эти, бабай, эби)

-Ребята, сейчас мы пойдем в группу. Андрей, кил монда. Позови Ирину.

-Ирина, кил монда.

(Дети зовут друг-друга, встают парами.)

-Попрощаемся с родителями.

-Сау булыгыз.

0
Интегрированное занятие в подготовительной группе ...
Сценарий праздника "Кубанская осенняя ярмарка"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.09.2020

В блогах

«Рукавички для Деда Мороза»

Тема  занятия «Рукавички для Деда Мороза»Цель: развитие творческого воображения.Задачи:1. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. 2. Познакомить с техникой...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Л.Н. Дьяконова, Якутск ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)          В своей работе с детьми мы используем Программу экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой. Преимущество этой...

Игровая программа по правилам дорожного движения

  Игровая программа по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста   Звучит фонограмма русской народной плясовой музыки. Дети одеты в русско-народные...

Новое на сайте

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка»

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка» Аннотация Наглядно-дидактическое пособие: дидактическая игра «Разноцветная головоломка» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Данная игра очень хорошо помогает развивать и тренировать у детей внимание, память, а также умение вычленять из...

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как...

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной…

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной группы комбинированной направленности Цель: формирование положительной мотивации для развития познавательной, динамической и речевой активности детей на прогулке, создание условий для сохранения...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог