Программа родительского клуба «Ромашка»

Пояснительная записка

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и  Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена  федеральными государственными требованиями.

Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад №29» (анкеты, опросы, беседы), родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%), неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст-это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в первые пришли ДОУ и волнуются за своих детей?

К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.

На наш взгляд,  данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.

Реализация данной программы  осуществляется в рамках родительского клуба «Ромашка» на базе МБДОУ «Детский сад №29» п. Яйва

Программа родительского клуба «Ромашка»-результат трехлетнего исследования и изучения семьи автором, создавшим  новую модель психолого-педагогического информирования и практической помощи родителям детей раннего возраста. Представленная программа имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших аспектов организации взаимодействия детского сада и семьи.

Программа родительского клуба «Ромашка» направлена на обогащение  психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношенийс другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.

Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.

Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран  «Будь здоров, малыш!», консультации фельдшера, рубрика «Советы психолога», памятки и буклеты «Родителям о детях раннего возраста», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов МБДОУ и семьи, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.

Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогическихзнаний. 
Задачи:
повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
расширять  воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;  
привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Реализация программы родительского клуба «Ромашка» рассчитана на 1 год (время пребывания детей в ясельной группе, место реализации МБДОУ «Детский сад №29» п.Яйва).

Участники реализации программы: Руководитель клуба,педагог-психолог, специалисты ДОУ, фельдшерДОУ, родители, дети с 1-2лет.

Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Программа включает в себя шесть  заседаний. Остальные встречи проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения,консультаций,посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой,совместного посещения музея,дня открытых дверей.В клубе работает телефон сотрудничества и служба индивидуальной помощи родителям. Родительские встречи проходят  1 раз в 1-2 месяца.

Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли  эффективность.

Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.

Ожидаемые результаты программы

1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей. 3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется спомощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности  посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года. 

План работы родительского клуба «Ромашка» на 2012-2013 учебный год.

Август

 

Мероприятия клуба

Содержание

Участники

1

Подготовительный этап

Реклама

        Распространение наглядно-информационной агитации (буклеты, афиши, брошюры, визитные карточки) 

        Составление рекламного видеоролика для пользователей интернета и размещение его на сайте МБДОУ №29

        Подбор и изучение психолого-педагогической литературы; анализ опыта работы других родительский клубов

Руководитель клуба Администрация, Специалисты МБДОУ №29

Сентябрь

1

Анкета-знакомство

Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания. Изучение специфики  каждой семьи

Руководитель клуба «Ромашка»

2

Первое заседание клуба «Здравствуй, детский сад!» Встреча-знакомство

Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками»

        Знакомство с руководителем клуба и его специалистами

        Экскурсия по ДОУ (Музыкальный, физкультурный залы, медицинский и процедурный кабинеты, кабинеты специалистов, кухня, мини-музей «Красна-изба»)

        Ознакомление с планом работы на уч .год

        Вопросы. Пожелания

Руководитель клуба

Заведующая

Педагог-психолог

Методист

Фельдшер

Муз.работник

Родители

3

Демонстрация видеофильма «Как мы в садике своём очень весело живём!»

        Налаживание взаимоотношения с родителями

        Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

        Установление психологического контакта с родителями

        Преодоление барьера недоверия к ДОУ

Руководитель клуба

Специалисты

Родители

4

Наглядная информация «Памятка для родителей»

«Что нужно знать родителям о адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Руководитель клуба

5

Оформление информационного экрана «Будь здоровым, малыш!»

Информирование родителей по вопросам оздоровления детей

Фельдшер МБДОУ №29

Октябрь

1

Телефон сотрудничества

«Звоните (8-982-480-13-39) нам!»

   Мы поможем!

        Сотрудничество с родителями клуба по средствам сотовой связи. На все интересующие вопросы отвечают специалисты ДОУ.

Руководитель клуба Специалисты

2

Второе заседание.  «Здоровье  малыша в ваших руках!»

Получение  от родителей информации об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Формирование у родителей практических умений здоровьесбережения.

        Факторы, влияющие на здоровье ребёнка;

        Оздоровительные мероприятия в МБДОУ д/с №29;

        Виды закаливания

Руководитель клуба

Фельдшер ДОУ

Родители

3

Рубрика «Советы психолога»

«Адаптация детей к д/с». (для родителей вновь поступивших детей)

Консультация «В первый раз в детский сад»

Ознакомление родителей особенностями адаптации детей раннего возраста

        Факторы, влияющие на адаптацию детей к ДОУ

        Условия, созданные д/сдля успешной адаптации детей

        Рекомендации родителям по подготовке к посещению д/с

Педагог-психолог

Родители детей посещающих ДОУ

Родители детей, непосещающих ДОУ

4

Служба индивидуальной помощи

Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Ромашка»

Руководитель клуба

Все родители

5

Консультация «Песочная терапия для малышей»

Психолого-педагогическое просвещение  участников клубао интересном методе развития  ребенка, развитие мелкой моторики рук

Руководитель клуба

Родители

Ноябрь

1

Фотопрезентация «Условия в детском саду» (DVD диск)

Ознакомление родителей с предметно-развивающей средой группы

Руководитель клуба «Ромашка»

2

Изготовление почтового ящика «Спрашивали?-Отвечаем!»

Анализ актуальных проблем

Оказание квалифицированной помощи

Руководитель клуба «Ромашка»

3

Наглядная информация для родителей (папка-передвижка)

Рекомендации для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами»

Руководитель клуба

4

Третье заседание клуба «Давайте поиграем!»

Демонстрация проекта «Наши друзья-песок и вода!»

        Развивающие детские игры с песком и водой

        Показ слайд -шоу «Мы играем!» 

        Представление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»

Руководитель клуба «Ромашка»

Участники клуба

5

Служба индивидуальной помощи

Индивидуальный подход к каждому участнику родительского клуба «Ромашка»

Руководитель клуба и специалисты

Декабрь

1

Оформление педагогической библиотеки (методическая литература, журналы)

Психолого-педагогическое просвещение участников клуба

Руководитель клуба

2

Интернет-реклама

Размещение на сайте МБДОУ

        Фотопрезентация «Игры с песком и водой»

        Видеоролики «Предметно-развивающая среда»

        Видеофильм «Как мы в садике своём очень весело живём!»

Руководитель клуба

Родительский комитет

Спонсоры

Администрация

3

Инновационные формы работы с родителями. Посещение детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой

(по просьбе родителей)

В гости к малышам приходят Дед  Мороз и Снегурочка. Поздравления. Игры. Вручение подарков.

Помощь родителей в организации Новогоднего кукольного театра, приобретение подарков

Руководитель клуба

Участие родительского комитета.

4

Рубрика «Советы психолога» «Психологические особенности детей раннего возраста»

Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей.О ведущей предметной деятельности

Руководитель клуба

Педагог-психолог

Родители

Январь

1

Четвёртое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста»

Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста

-ранний возраст-период…

-особенности умственного развития

-особенности развития речи

-двигательная активность детей раннего возраста

Руководитель клуба

Специалисты

Родители

2

Семейный конкурс на лучшую снежную постройку «Снеговичок»

Вовлечение участников родительского клуба в деятельность МБДОУ №29. Налаживание положительного взаимоотношения

Руководитель клуба

Родители

3

Консультация «Чем занять ребёнка, когда мама хочет отдохнуть»

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической компетентности родителей

Руководитель клуба

Родители

4

Домашнее задание на каникулы «Поиграй со мною дома»

Родители выполняют домашнее задание, играя с малышом. Повышение педагогических знаний и умений. Накопление обучающего материала.

Руководитель клуба

Родители

Февраль

1

День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»

Присутствие родителей на просмотре режимных моментов

Родители

Руководитель

Дети группы

2

Консультация «Расти здоровым, малыш!»

Информирование родителей в вопросах здоровья детей

Фельдшер ДОУ

Родители

3

Рубрика «Советы психолога» «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления»

Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие.Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Педагог-психолог

Родители

Руководитель клуба

4

Фотоколлаж «Мой ребенок в детском саду»

Индивидуально для каждого родителя

Налаживание взаимоотношения с семьями

Руководитель клуба

Родители

5

Обновление педагогической библиотеки

Психолого-педагогическое просвещение участников клуба

Руководитель клуба

Март

1

Игровое развлечение

«Мы веселые матрешки», посвященное дню 8 марта

Совместное проведение развлечения с мамами.

Объединить взрослых и детей настроением праздника

Музыкальный работник

Родители

Дети

2

Рубрика «Советы психолога»

«Нервно-психическое развитие детей с 1 до2 лет»

Педагог-психолог

3

Занятие –практикум

«Игры детей раннего возраста

Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста,дать необходимые рекомендации,обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими.

Руководитель клуба

Педагог-психолог

Родители

4

Слайд-шоу «Мамочку мою я очень люблю»

Проявление интереса к жизни детей в группе

Руководитель клуба

5

Консультация «Живу по расписанию»

Предварительная работа: просмотр режимного момента «Кран откройся-нос умойся». Дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка

Руководитель клуба

Родители

Апрель

1

Пятое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста» Продолжение

Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста

-воспитание самостоятельности;

-общение с взрослыми;

-роль родителей в воспитании детей;

-капризы малышей

Руководитель клуба

Педагог-психолог

Родители

2

Семейный конкурс «Разноцветные ладошки»

Нетрадиционная техника рисования

Организация выставки

Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей

Руководитель клуба

Родители

Дети

3

Анкетирование родителей

Оценка родителями деятельности клуба «Ромашка»

Руководитель клуба

Родители

4

Наглядная информация(папка-передвижка)

«Игры с песком и водой в летний период»

Руководитель клуба

5

Информационный экран «Будь здоровым, малыш!»

Формирование у родителей осознанного отношения к организации здорового образа жизни малышей

Фельдшер ДОУ

Май

1

День добрых дел

Субботник на территории детского сада или группы

Вовлечение участников клуба в деятельность МБДОУ №29

Руководитель клуба

Родители

2

Консультация «Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи»

Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр,игрушек,развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов.Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка и с видами игрового оборудования.

Руководитель клуба

Родители

3

Посещение музея

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Совместный поход в музей п.Яйва (празднование 9 мая)

Создание радостного настроения

Руководитель клуба

РодителиДети

4

Итоговое заседание клуба

«До новых встреч»

Просмотр видеоархива родительского клуба «Ромашка».Подведение итогов.Обсуждение планов на будущее.

Все участники клуба «Ромашка»

5

Фотовыставка «Мы уже не крошки,подросли немножко»

Проявление родительского интереса к жизни детей в ясельной группе

Руководитель клуба

Дети

Список литературы:

1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») 3. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей.   2007.8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009 10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2008. – 80с.11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.12. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.13. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.14. Российская газета. Федеральный выпуск №5125. 5 марта 2010 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.-179с.

Электронный ресурс

1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-364938.html

Евдокимова Е.С. Проблемы сопровождения современной семьи в реалиях XXI века: проблемы и подходы. Материалы I региональных педагогических чтений. 2008. Волгоград. Комитет по образованию администрации Волгоградской области Региональное представительство Российского «Центра гуманной педагогики» Волгоградское отделение Рериховского.

0
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционная техника...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

Рабочая программа кружка «Дружные ребята»   для детей младшей группы

Рабочая программа кружка «Дружные ребята»   для детей младшей группы    Пояснительная записка. С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми...

Методическая разработка «Трудовой подвиг тружеников тыла» (экскурсия для старшей группы)

Экскурсия для детей старшей группы к монументу боевой славы «Танк Т 34» и к памятнику «Ил-2»   Цель – познакомить детей с...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...