Любимая работа

Дошкольное воспитание: работа с родителями, конспекты занятий, наглядности, статьи.
Должность: воспитатель. Место работы: БДОУ г. Омска "Детский сад № 219 общеразвивающего вида". Обр ...

Программа "Удивительный мир слов"

Обоснование программы

Эта программа направлена на развитие речевой активности детей. Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их.

Программа включает в себя лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, которые позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.

Объектом программы являются дети в возрасте 5-6 лет.

Предметом программы является формирование речевой активности старших дошкольников.

 

  

Пояснительная записка

Цель программы: сформировать качественную сторону речевой деятельности детей в процессе общения.

Задачи:

  1. Развитие культуры речи ребёнка.
  2. Обогащение словарного запаса.
  3. Стимулирование собственно речевой активности ребёнка.
  4. Развитие диалогической и монологической речи.

В результате реализации программы дети научатся более осмысленно и полно высказывать свои мысли, научатся обобщать предметы по их признакам, правильно строить предложения, расширится словарный запас детей, у детей сформируется культура речевого общения.

Учитывая возрастные особенности детей (в дошкольном возрасте для ребёнка игра является ведущим видом деятельности), программа состоит из ряда лингвистических игр, которые постепенно усложняются. В начале реализации программы деятельность детей направляется руководителем, затем приобретает всё большую самостоятельность. Программа разработана на три месяца.

   

 

 

Календарно-тематический план программы

 

Название мероприятия Форма  организации Сроки реализации Ответственные Примечание
1. «Разные слова» Игры, упражнения 1 октября Воспитатель Групповая
2. «Добавление» Игры, упражнения 8 октября Воспитатель Групповая 
3. «Замещение» Игры, упражнения 15 октября Воспитатель Групповая 
4. «На что похоже?» Игры, упражнения 29 октября Воспитатель Групповая 
5. «Сравнение» Игры, упражнения 5 ноября Воспитатель Групповая 
6. «Объединение» Игры, упражнения 12 ноября Воспитатель Групповая 
7. «Кто откуда?» Игры, упражнения 19 ноября Воспитатель Групповая 
8. «Наоборот» Игры, упражнения 26 ноября Воспитатель Групповая 
9. «Оживление» Игры, упражнения 3 декабря Воспитатель Групповая 
10. «Рассказы по картинкам» Игры, упражнения 10 декабря Воспитатель Групповая 
11. «Познай себя» Игры, упражнения 17 декабря Воспитатель Групповая 

 

 

Занятие №1.

Тема: «Разные слова»

Задачи: Познакомить детей с понятием «общение». Изучить представление детей об общении. Показать детям как много разных слов мы можем использовать в своей речи. 

1. Вводная беседа.

- Ребята, как вы думаете, что такое общение? (ответы детей).

- Общение – это обмен информацией между людьми.

- А как вы думаете, при помощи чего мы общаемся, передаем информацию? (ответы детей).

- При помощи слов, которых в нашем русском языке очень много.

- А как вы думаете, достаточно ли слов в вашем словарном запасе, чтобы общаться с взрослыми и детьми или его нужно пополнять? (ответы детей).

- Давайте будем заниматься, чтобы пополнить свой словарный запас и научиться правильно общаться.

2. Практическая часть. Цель: развитие наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей детей действительности, развитие словарного запаса.

Игра «Что бывает?»

Детям называется исходное слово-прилагательное, к которому они должны подобрать существительное. Например, «зеленый» - помидор, ель, трава, дом и т.д. Варианты: назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивлённым, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и прочее.

Дети читают стихи о том, какие могут быть слова.

Какие бывают слова

 

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ежик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово зеленое – ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.


Зеленые стихи.


Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

И зеленые лягушки

Песенку поют.

Ёлка – сноп зеленых свечек,

Мох – зеленый пол.

И зелененький кузнечик

Песенку завел…

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

Два зелененькие гнома

Сели между труб…

 

 

Кислые стихи.

 

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кислое.

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие.

И едят ужасно

Кислое мороженное…

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

 

Простое слово.


На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и нежней одно –

Из двух слогов простое слово «МАМА»,

И нету слов роднее, чем оно!..

 

Упражнение «Подбор прилагательных»

Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Например, «собака» - большая, лохматая, добрая, весёлая, охотничья, старая и т.п.

Игра «Узнавание»

Участникам игры предлагается группа прилагательных или слов-действий, по которым им нужно узнать предмет, о котором идёт речь. Например, «зелёная, стройная, белоствольная, кудрявая» - берёза, «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.

Игру нужно постепенно усложнять, чтобы ребёнок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово. Надо разнообразить варианты игр «Какое бывает?», «Что бывает?».

 Игра «Цепочка слов»

Детям необходимо подобрать слова – существительные, прилагательные, характеризующие в своём объединении какой-либо объект, сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженное, вода, батарея; мокрый – асфальт, бумага, одежда, волосы; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т.п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово – «кошка».

- Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная…

- Что ещё бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор…

- Каким ещё может быть платье?

- Шёлковым, новым, прямым…

- Что ещё может быть прямым?

- Линия, дорога, взгляд… и т.п.

Упражнение «Подбор объектов к действию»

Ребятам предлагается назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» - человек, доска, собака, корабль; «кто и что греет?» - солнце, печь, грелка; «кто и что летает?» - самолёт, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар.

В заключение занятия дети рассказывают рассказ о своём любимом домашнем животном, опираясь на игры, которые были проведены.

 

 

Занятие №2

Тема «Добавление»

Задачи: обогащение грамматического опыта ребёнка, научить детей составлять более сложные предложения, быстро подбирать необходимые слова для ответов, пополнение словарного запаса детей.

Упражнение «Пропущенные слова»

Ведущий произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например, «На пороге сидела и жалобно мяукала …»; «Кошка поймала в саду …»; «Шерсть у кошки …, а коготки …». «Дождик прошел, и из-за туч показалось …»; «Дворник взял метлу он будет …»; «Пришел почтальон, он принёс …». Затем ведущий меняется с детьми ролями: дети придумывают предложения, а ведущий заканчивает его.

Игра «Распространение предложений»

Детям предлагают закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, «Дети идут … (куда? зачем?)», «Садовник поливает … (что? где? когда? зачем?)», «Мама идёт … (куда? когда? зачем?)» и т.п.

Игра «Добавление придаточных предложений»

Ведущий начинает предложение с каким-либо действием, а дети должны объяснить почему произошло это действие. Например, «Сегодня надо затопить печь, потому что …», «Коля не пошёл сегодня в школу, потому что …», «Мама сказала дочке, что …», «Мы завтра пойдём в лес, если …».

Упражнение «Иносказание»

Дети загадывают слово, к которому можно подобрать несколько подходящих по смыслу слов. Каждый участник предлагает водящему свой вариант предложения, в котором вместо задуманного слова используется схожее по смыслу. По этим предложениям нужно догадаться какое слово было загадано. Например, задумано слово «холодный». Варианты предложений могут быть такими: «Сегодня прохладный день»; «В стакане ледяной сок» и т.п. если водящий затрудняется назвать исходное слово, оно либо называется, и совместно обсуждаются причины, приведшие к неудаче, либо слово меняется и загадывается другое.

Игра «Пропавшее слово»

Ведущий говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и «возвращают» его на место. Игру можно бесконечно варьировать и усложнять, пропуская не только слова, обозначающие предметы, их действия или качества, но и целые словосочетания, придаточные предложения. Инициатива придумывания таких предложений должна постепенно переходить к детям.

Варианты текстов для заполнения:

1) На улице … буря, и ветер неистово рвал железо с крыш. Временами казалось – в трубе кто-то живой … горько и безутешно. Потом в трубе затихало, и звуки слышались совсем с другой стороны дома, будто волки … под самым окном. Все было и хотелось ….

Слова для вставок: плакать, рыдать, выть, реветь.

2) Уже стемнело, и в небе … первые звёзды. Пора было разводить костёр, но серые ветки никак не хотели …. Куски берёсты … на мгновение от поднесённой спички, но тут же сгорали и гасли, оставляя только густой, едкий дым. Наконец, понемногу … кора на толстом берёзовом полене, потом в глубине сложенного из дров шалашика что-то …, и через мгновение разом … лежащие рядом еловые ветви.

Слова для вставок: зажигаться, вспыхивать, засветиться, заняться, запылать.

3) за … почерневшей оградой сада, в тени … дубов и лип кое-где цвели на запущенных клумбах … цветы – флоксы и золотые шары. На … старомодной скамье, с … пор стоявшей под кустами акации, грелся на солнышке … старик в рыжей шляпе. У его ног, положив острую морду на вытянутые лапы, лежал … облезлый пес. Иногда из дома доносились звуки … расстроенного рояля, и тогда старик и собака вздрагивали.

Слова для вставок: старый, ветхий, древний, старинный, вековой, давний, многолетний, дряхлый.

 

 

Занятие №3

Тема «Замещение»

Задачи: научить детей объединять отдельные слова в связные предложения и рассказы; научит кодировать слова в знаках и рисунках, развитие внимания и наблюдательности.

Игра «Пиктограммы»

Детям даётся бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунках так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».

Перед тем как начать детям читать слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, капризный ребёнок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

Если первый же рисунок к слову «грузовик», дети делают очень подробным, большим, то необходимо напомнить им: «Не надо делать настоящий рисунок. Надо только, чтобы он помог вам отыскать спрятанное слово. У нас будет ещё много других слов, к ним ко всем будут нужны рисунки, и, желательно, чтобы они все поместились на одном листке». Если всё же весь лист окажется у кого-то из детей занят одним – двумя рисунками, дайте этому ребёнку ещё бумаги. Каждое следующее слово говорите только после того, как сделан рисунок к предыдущему. После того, как сделаны рисунки ко всем словам, они забираются у детей, им даётся следующее задание. Воспроизводятся слова лишь через час.

Когда дети научатся кодировать слова и фразы, можно переходить к игре в прятки с целыми предложениями. Затем дети «читают» спрятанные рассказы и самостоятельно придумывают, прячут их в рисунки. Можно устраивать соревнования: одна группа придумывает рассказ и прячет его в рисунки, а другая – прячет.

 

Упражнение «Найди пару»

Детям называют около 10 различных слов: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, междометия. Их задача состоит в том, чтобы каждому слову подобрать пару на основе первой возникшей ассоциации – назвать дополняющее слово. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа, истории, сказки. Например, слова: снег, летит, белы, с, сереющий, ой, какой, пушистый, кружится, небо. Можно составить  рассказ, подобрав пару к каждому слову: «Ой, какой белый пушистый снег кружится и летит с сереющего неба».

Игра «Спрятанные слова»

Детям необходимо угадать слово, замаскированное во фразе или в предложении. Выбирается один желающий, он выходит из комнаты на время, пока остальные игроки договариваются, какое слово загадать. После возвращения он начинает задавать вопросы по очереди всем играющим. Вопросы могут быть самыми разнообразными, а о их количестве можно договориться заранее. Тот, кого спросили, отвечает, используя в ответе спрятанное слово. Понятно, что отвечающие должны постараться спрятать слово получше, так, чтобы оно не выделялось среди других. Успех отгадчика зависит от его внимательности и способности удержать в памяти сразу несколько ответов, сравнивая которые, он и определяет нужное слово – ведь оно повторяется всюду. Например, прячется слово «это», и диалог может протекать следующим образом:

- Сложные вы мне задание придумали?

- Это ты сам увидишь, если отгадаешь.

- Ты любишь ходить в кино?

- Да это все любят, не только я.

Упражнение «Иллюстрация»

Основная задача состоит в сопровождении стихотворного текста, прозы звуковыми имитациями (подражание) или имитационными движениями (всем телом или отдельными его частями), воспроизводящими смысловое содержание или отражающими характер каких-либо слов, фраз. Движения можно задавать изначально, а можно и придумывать вместе с детьми.

 

Звериная зарядка

Раз присядка, (присесть)

Два – прыжок. (подпрыгнуть)

Это заячья зарядка. (ладошки на голову – ушки на макушке)

А лисята как проснуться, (кулачками протереть глаза)

Любят долго потянуться (потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами из стороны в сторону)

А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)

И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)

Ну а мишка косолапый,(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставил лапы: (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте. (раскачивание туловищем из стороны в сторону)

А кому зарядки мало – (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Начинает всё с начала.

 

  

Занятие №4

Тема «На что похоже?»

Задачи: развитие метафорического мышления детей, развитие воображения, научить детей находить различия и сходства между различными предметами, активизация образного восприятия.

Игра «Угадай-ка»

В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зёрна, или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2-5 см), мелкие камешки. Организация игры: 10-12 предметов из исходного игрового набора (однородные или в различной вариативности) кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.

Игра «Буквы и цифры»

Правила игры заключаются в следующем: детям предлагается рассмотреть цифры или буквы, изображённые на листе бумаги, и назвать предметы, образы, явления, на которые они похожи. Численность детских ассоциаций должно постепенно возрастать. Можно предлагать детям не только называть возникающие по сходству образы, но и зарисовывать их. Дети с удовольствием придумывают рассказы и истории, опираясь на образные изображения знаков. От образного освоения единичных знаков можно переходить к парным – слогам и двузначным цифрам. Затем детям предлагаются уже готовые изображения, в которых они отыскивают «спрятавшиеся» буквы и цифры.

Упражнение «Волшебные картинки»

Детям предлагается рассмотреть картинки со схематическими или стилизованными изображениями и придумать названия для них.  Задание постепенно усложняется, предлагаемые картинки всё более абстрагируются. При этом дети могут не только давать название рисункам, но и сами делать небольшие зарисовки.

 

 

Игра «Дорисуй»

Ребёнку дают лист с нарисованной на нём какой-либо геометрической фигурой и предлагают превратить её во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом. Затем задание усложняется и детям предлагается дорисовать уже две фигуры, помещённые на одном листе. Затем количество фигур растёт.

Игра «Изобретатели»

Этот вариант игры способствует развитию умения вычленять новые функции предметов при объединении уже существующих, известных. Детям раздают предметные картинки и предлагают объединить их попарно, чтобы можно было получить и назвать новый или необычный способ совместного использования этих предметов. Например, пара «стакан – линейка». Если нет ложечки, то линейкой можно насыпать в стакан сахар и размешать его. Если положить линейку на бок стакана, то получится качели. В стакан, как в подставку, можно поместить линейку, карандаши, ручки. 

 

Занятие №5

Тема «Сравнение»

Задачи: обогащение словарного запаса детей, развитие наблюдательности, внимания у детей, сформировать умение словесно оформлять результаты сравнения.

Игра «Летает – не летает»

В основе этой игры лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку), сопоставления, используя которые, можно придумать множество разнообразных вариантов: например, «плавает – не плавает», «рисует – не рисует», «движется – не движется», «тянется – не растягивается», «растёт – не растёт» и т.п. лучше всего эту игру проводить в движении – поднимать руки или ловить мяч. Если дети при ответах допускают много ошибок, то игру нужно организовать как практический эксперимент по выявлению тех или иных свойств, качеств предметов – опускать разные предметы в воду, пробовать ими рисовать, растягивать их и т.п.

Упражнение «Ресурсный анализ»

Поиск нескольких «похожих» предметов осуществляется детьми в словесной форме на основе выявления соответствия по выявленным функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых зависит от обстоятельств, где именно тот или иной ресурсный потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпич имеет следующие свойства: он твёрдый, коричневый, пористый, значит его можно использовать как строительный материал, вместо тяжёлого груза, фильтра, им можно рисовать, его можно нагревать и делить. Но в то же время рядом этих свойств обладают и другие объекты: рисовать можно красками, углём, карандашами; фильтром может служить ткань, мелкая металлическая сетка, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и прочее. Примеров можно привести великое множество: машина перевозит грузы – её работу могут выполнять лошадь, верблюд, самолёт, поезд, пароход, лодка, велосипед и т.д.; гитара издаёт звуки – будильник, пианино, рот, магнитофон, радио, телевизор тоже звучат; дом защищает от непогоды – под перевёрнутой лодкой, под зонтом, в шалаше или плаще тоже можно укрыться на время непогоды.

Игра «Что общего?»

Детям называются два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и грузовым автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжёлые предметы, им необходимо питание (но у каждого оно своё), укрытие на время отдыха и т.п. Или между самолётом и карандашом: оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолёт – в небе), оба сделаны руками человека, корпус самолёта напоминает форму карандаша и т.п.

Можно проводить игру по-другому. Детям раздают картинки с различными предметными изображениями (машина, дерево, человек, кошка, зонтик, ручка, часы, радио, портфель, самолёт и прочее). После ознакомления с изображением дети могут объединяться друг с другом (парами, тройками, группами) в зависимости от свойства, заданного взрослым. Например, живой, издаёт звуки, выше стола, съедобный, сам передвигается, умеет разговаривать, живёт в доме, молчит, съедобный, не тонет, мокрый, холодный и т.п. Качества и свойства можно задавать самые разнообразные. При этом один и тот же предмет может быть отнесён к самым разным группам.  

Упражнение «Общее и особенное»

Детям предъявляют два объекта (или предметные картинки) и предлагают объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывает тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

В дальнейшем количество сравниваемых предметов постепенно увеличивается. Реальные предметы могут быть заменены словесным обозначением, особенно в тех случаях, когда сравниваемые объекты не имеют материальной формы. Сравнивать между собой можно и однотипные действия, выполняемые различными объектами, явления и процессы.

 

 

Занятие №6

Тема «Объединение»

Задачи: развитие мыслительных операций: узнавание, понимание, вспоминание, анализ, синтез, дифференциация, оценка, то есть происходит оптимальное развитие «прогностического» и «операционального» мышления.

Игра «Добавление»

Взрослый называет (или показывает картинки с изображением) несколько предметов, объектов и т.п., а ребёнок добавляет что-либо необходимое, в зависимости от условий того или иного заданного объединения. Например, лиса, волк, заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получился лес (деревья, грибы, траву, других животных, птиц и т.п.), зоопарк (клетки, смотрителя, дорожки, других зверей, билеты, посетителей, директора и пр.), сказка (волшебство, других героев, действие и т.д.), цирк (дрессировщика, зрителей, здание цирка и т.п.). объекты для объединения можно предлагать и в форме загадки. Например: две ноги, туловище, голова – что надо добавить, чтобы получился человек, животное; четыре ноги, пол – чтобы получилась собака, стол, шкаф; кровать, стулья, столы, двери, окна – чтобы получились детский сад, квартира, больница, магазин и т.д.

Этот вариант также используется и в графической форме. Ребёнку предлагают лист бумаги, на котором изображён незавершенный сюжет какого-либо события, явления, или не до конца дорисованные предметы, которым необходимо придать некоторую целостность, законченность. «Набросок» дорисовывается ребёнком в соответствии с замыслом, родившимся на основе восприятия, и придумывается название. Можно поступить и так: вместе с предъявлением незаконченного изображения ребёнку сообщается тема, в соответствии с которым он должен дополнить рисунок до целостного. Даже если всем детям розданы одинаковые «наброски» изображений, то каждому ребёнку можно задать тему, отличную от предлагаемых другим, и тогда, при идентичности первичной опоры, у всех ребят результаты будут совершенно различными.

Упражнение «Рисунки по кругу»

В этом задании предполагается участие группы  не менее трёх детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подаётся условный сигнал, и каждый из детей передаёт свой лист сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок продолжает его в течение 1-2 минут и вновь по сигналу передаёт дальше. И так несколько раз (в зависимости от количества участников), до тех пор, пока к нему не вернётся лист, на котором он первый начинал рисовать (листы в начале занятия можно пометить каким-нибудь знаком). Можно побеседовать с детьми о том, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры.

Игра «Я хочу нарисовать…»

Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить всё сказанное в единый сюжет. Например, один ребёнок говорит, что он хотел бы нарисовать медведя, другой – аквариум, третий – ракету и т.д. взрослый обобщает: «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают ракеты и …». По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты (например, медведь в маске для плавания и ластах и пр.).

Упражнения «Чудесные превращения»

Детям предлагают набор геометрических фигур различной расцветки и форм, из которых они составляют различные изображения. В процессе игры можно вводить ограничения, например, составить узор только из кругов (квадратов или треугольников), животных – из квадратов и треугольников и т.п. В данном случае приём «ограничения» выполняет функцию активизации поисковой деятельности детей. Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, спички и прочий бросовый материал.

 

 

Занятие №7

Тема «Кто откуда?»

Задачи: научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами. Развитие внимания к речи собеседника, языковую чувствительность. 

Игра «Где, чей дом?»

Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображён лес, а на другом – море) и картинки с изображением животных, живущих в разных сферах обитания (медведь, лиса, синица, сорока, тюлень, морж, белый медведь, разные виды рыб), которые необходимо отнести к каждому из рисунков, аргументировав свой ответ.

Игра «Угадай животное»

Детям показывают картинку, с изображением какой-либо части животного, например лапки, хвосты, по которым нужно попытаться определить и обосновать, какому животному они принадлежат и где он живёт. После того как дети обоснуют свои ответы, им показывают картинки с целостным изображением животных, на основе которых ребята делают вывод о правильности своих заключений и рассуждений.

Упражнение «Эхо»

В качестве игрового материала для воспроизведения предлагаются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы. В дальнейшем игровая задача усложняется: ребята воспроизводят произнесённую фразу (слово) как настоящее эхо, то есть, проговаривая её концовку. Участник, выполняющий роль эха, выходит за дверь и оттуда старается услышать произнесённое слово и воспроизвести его (например, машина – …шина, смех – …мех, коса – …оса, экран – …кран, олень – …лень).

Игра «Кто мы?»

В ходе игры детей спрашивают: «А вы знаете, кто вы? Как вас дома называют мама и папа? В школе вы кто? А в больнице? Когда по улице идёте – кто? А если в транспорте едете? В магазине как вас называют? А если я буду работать в магазине, кем я буду? Кто я для своих родителей? Для моих мамы и папы?» После того, как дети ответят на вопросы, подведите итог: «Оказывается, один и тот же человек в разных местах называется по-разному».

Необычный пешеход

 

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе слесарь он,

В яслях он – родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он – мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

Гражданин Своей Страны!

 

 

Упражнение «Если бы…»

Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником» (каким? зачем? что делал бы? и т .п.); «Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что в этом плохого?); «Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?); «Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил?); «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство); «Если бы я стал выше дома» (что нового бы увидел вокруг? какую и кому мог бы оказать помощь?); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (что они могут рассказать?) и т.д.

 

 

Занятие №8

Тема «Наоборот»

Задачи: активизировать словарь, развивать внимание к слову, формировать умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот».

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Воспитатель  говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

 

 

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Воспитанник должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Воспитатель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: воспитатель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Игра «Что бывает?»

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …

 

Занятие №9

Тема «Оживление»

Задачи: развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра «Придумай слово».

Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в  слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова, с заданным  количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать воспитанников на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра «Строим дорожку».

Цель – развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапевоспитатель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, авоспитательвыполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Игра «Ловушка».

Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

Игра «Поймай слог».

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты. Воспитатель  «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно».

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Посели в домик».

Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.        

Воспитатель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить,  сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

 

Занятие № 10

Тема «Рассказы по картинкам»

Задачи: развитие у детей воображения, художественно-речевого творчества, обогащение словарного запаса детей. Активизация речи и мышления детей, тренировка памяти.

Игра «Весёлые картинки»

Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20 шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладывают друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и  хорошенько перемешивают.  Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить всё произведение, придуманное по картинкам.

Упражнение «Настроение»

Для того чтобы дети могли свободно включиться в составление рассказов на основе анализа эмоциональных состояний, можно вспомнить, как по внешнему виду отличить, например, испуганного человека от удивлённого, весёлого от грустного, злого от доброго. Можно использовать и такой вариант: нарисовать или рассказать, как по внешнему виду распознать смелого и трусливого льва (у смелого, наверное, хвост победоносно поднят вверх, лапы широко расставлены, гордый вид, голова высоко поднята, грива развивается); злого и ласкового кота; глупого и умного ворона и пр. Можно приготовить набор фотографий и иллюстраций с изображением людей, животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала можно придумывать рассказ по одной картинке (фотографии), затем исходное количество постепенно увеличивается и вариатируется. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов используют графические модели различных эмоций.

Игра «Эмпатийное рассказывание»

Эмпатическое рассказывание необходимо начинать с помощью наглядных средств – специальных картинок с изображением различных эмоциональных состояний (у людей, животных). Развёртывание сюжетной линии рассказа осуществляется как ответ на вопрос «Что случилось?». Ребёнку показывают картинку и задают вопрос. В дальнейшем на одной картинке могут быть совмещены несколько изображений, отражающих отличные друг от друга состояния, но содержание задания не меняется – оно может лишь немного усложняться за счёт дополнительных вопросов: «А как бы ты отреагировал? Какое настроение было бы у тебя в этой ситуации?». В процессе игры дети непроизвольно обучаются анализировать ситуации и понимать, почему у разных людей бывает совершенно отличная от других реакция на происходящее событие.

Упражнение «Путешествие»

Предложите детям представить, что они вдруг оказались на месте развёртывания событий, отражённых в картине (сюжетные картины мастеров живописного жанра, картины из цикла «Животные», иллюстрации к сказкам и т.п.), и рассказать, что они услышали, почувствовали и т.п., находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем. Можно предложить придумать события, которые могли произойти с героями картины до и после момента их запечатления.

Игра «Цветные рассказы»

В качестве исходного наглядного материала  детям предлагают полоску бумаги, состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых  придумывается рассказ или сказка. Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную  полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?». Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, а все остальные сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.

Одна восьмицветная полоска позволяет придумывать множество рассказов, так как, во-первых, сколько людей – столько и рождается различных ассоциаций по цвету ; во-вторых, саму полоску можно по разному поворачивать и начинать рассказ с любого цвета.

 

Занятие №11

Тема «Познай себя»

Задачи: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Помочь детям осознать свою личностную позицию, почувствовать свою значимость.

Игра «Представь»

Детям предлагают представить какую-либо ситуацию,  ощущения и описать их словами или изобразить на бумаге. Задания могут быть следующего содержания:

  1. Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон. Опиши как они звучат.
  2. Представь, как звучит мягкое, пушистое облако.
  3. Представь и изобрази звук солёного огурчика.
  4. Придумай свой собственный звук.
  5. Представь, как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота, ложь, счастье.
  6. Представь обед из своих любимых блюд.
  7. Каков вкус у солнечного света?
  8. Как пахнет лунный свет? А твоя любимая передача? Придумай запах, который, кроме тебя, никто не знает.
  9. Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до счастья, до мамы?

Упражнение «Мир без тебя»

Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребёнок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Дети могут говорить комплименты самостоятельно, а могут и продолжить фразу, начатую взрослым: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты…(хорошо танцуешь, у тебя красивая улыбка, ты много знаешь разных игр и т.п.)». Именно так можно показать ребёнку его значимость и самоценность в этом мире, в этой группе.

 

1
Игры и упражнения для детей с затруднениями в обще...
Работа с пластилином "Развитие мелкой моторики"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
06.04.2020

Комментарии

Конспект занятия в группе раннего возраста "Найди пару. Игрушки"
05 апреля 2020
слишком длинное для раннего возраста. не по фгос
Музыкальное воспитание
04 апреля 2020
Все игровые аппараты, которые здесь представлены, это конечно же настоящая находка, ведь абсолютно в...
Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?

В блогах

Интегрированное занятие в старшей группе "Весна"

Программное содержание: Обогащать словарь детей качественными прилагательными. Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж». Развивать связную речь. Познакомить с...

Мы - здоровью скажем "ДА"!

  Сценарий развлечения КЗС (клуб здоровых и спортивных) для детей и педагогов «Мы здоровью скажем «да!» Цель: формирование представлений о том, что...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Подружись с капелькой"

«ПОДРУЖИСЬ С КАПЕЛЬКОЙ»Программное содержание: расширить знания детей о воде и её значении в жизни живых существ, объяснить, чтодля получения чистой...

Новое на сайте

Орман жануарлары

Орман жануарлары Білім беру саласы: Таным. Тақырыбы:Жабайы аңдар. Бөлімі: Жаратылыстану. Мақсаты:Балаларды жабайы аңдармен таныстыру.Аңдар туралы мағлұмат беру. Аңдардың өмір сүру ортасын,олардың немен қоректенетінін айтып түсіндіру.Балалардың аңдарға деген сүйіспеншілік сезімдерін оятып,оларға қамқорлықпен қарауға,табиғатты аялай білуге үйрету. Әдіс тәсілдері:Әңгімелеу,көрсету,түсіндіру,сұрақ-жауап,ойын. Алдын ала жүргізілетін жұмыстар:Ертегі айту,жұмбақтар...

Летняя оздоровительная работа в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Летняя оздоровительная работа в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Паспорт проекта Тема проекта Летняя оздоровительная работа в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Организация, реализующая проект Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38» Место реализации проекта   Тип проекта Педагогический практико-ориентированный...

Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни»

Практикум для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность к школьной жизни» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - дать родителям будущих первоклассников общее представление о психологической готовности детей к...

Сценарий мероприятия по безопасности дорожного движения «Опасные пустяки»

Сценарий мероприятия по безопасности дорожного движения «Опасные пустяки» Пояснительная записка Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог