Семичева Лидия Николаевна еще не указала никакой информации ...

Программа по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

Программа по самообразованию
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

Разработала:

Семичева Лидия Николаевна

 

В процессе работы по данному направлению я планирую применить современные здоровьесберегающие технологии:

  1. Оздоровительно-развивающая технология «Здравствуй!» М.Л. Лазарева:

- вокально-речевой тренинг, закаливающие процедуры, эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг, цветоинтонационная гимнастика, коррегирующая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психологический тренинг.

  1. Технология, направленная на развитие органов дыхания:

- дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают функции дыхательной системы, тем самым осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания.

  1. Технология, направленная на развитие речевого аппарата:

- пальчиковые игры и логоритмика влияют на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти.

3. Технология, направленная на формирование у ребенка навыков собственного оздоровления:

- игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие.

4. Технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата:

- упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

  1. Технологии, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей:

- ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.

- гимнастика на фитболах. Этот вид гимнастики развивает двигательные качества, совершенствует координацию движений и равновесия, укрепляет мышечный корсет, создаёт навыки правильной осанки, нормализует работу нервной системы.

Цель: совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.

Задачи:

1.                Выявить ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью организации индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку.

2.                Создать условия для формирования у старших дошкольников основ здорового образа жизни посредством применения здоровьесберегающих технологий.

3.                Изучить и осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом специфики ДОУ, климатических условий региона, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.

  1. Разработать методическое обеспечение по данной теме.
  2. Разработать собственные авторские игры, пособия и гимнастики, способствующие обогащению основного образовательного содержания по ЗОЖ, позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности дошкольника и родителей.
  3. Организовать и провести мониторинг освоения воспитанниками ценностей здорового образа жизни (вводную и итоговую диагностику)
  4. Создать психологически комфортное образовательное пространство посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия детей.
  5. Вовлечь родителей в оздоровление и физическое развитие своих детей.
  6. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

 

 

Организационно-аналитический

1. Анализ собственных профессиональных проблем.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования.

 

Сентябрь

2019г.

Ознакомление с новинками педагогической литературы - постоянно.

I. Самоанализ собственной профессиональной деятельности:

- выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;

- определение условий реализации темы.

II. Ознакомление с научной и методической литературой по теме:

1.                Ознакомиться и изучить пособия по физическому развитию и оздоровлению дошкольников:

- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.

- Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

- Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М.: Гном, 2004.- Попова Г.П., Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.- Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учрежд.: в 3 ч. Часть III. – М.: Владос, 2014.2.                Изучить и проанализировать здоровьесберегающие технологии из книг:

- Лазарев М.А. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» - М.: Мнемозина, 2004.

- Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. - М.: Школьная Пресса, 2006.

-  Картушина М.Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М.: Сфера, 2009.

- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

- Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей.- Человек, 2012.

- Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» - Волгоград: Учитель, 2012.

- Пензулаева Л.И.  Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.

- Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.

3.                Осуществить выбор оздоровительных игр с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников:

- Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.

- Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.

- Казина О.Б.  Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
- Деева Н.А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2009.

3. Разработка плана по самообразованию.

4. Определение предполагаемых результатов.

5. Мониторинг деятельности (вводная диагностика).

Первая половина октября

2019г.

- планирование курсов повышения квалификации по теме;

- планирование обучения на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам формирования ЗОЖ у дошкольников.

 

Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных.

Практический

1.                Создание психолого-педагогических условий.

2.                Разработка методического обеспечения образовательного процесса.

3.                Разработка авторских игр и пособий.

4.                Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе.

5.                Взаимодействие с родителями.

6.                Взаимодействие с социальными партнерами.

 

Вторая половина октября 2019- апрель 2020 г.

I.                  Создание психолого-педагогических условий для формирования основ ЗОЖ у детей:

 

1.                Поддержка детской инициативы и самостоятельности при освоении ЗОЖ.

2.                Поддержка доброжелательных отношений между детьми.

3.                Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

4.                Культивирование у детей осмысленного и преоб­разовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому.

5.                Помощь в овладении детьми доступными навыками оздоровления.

II. Разработка учебно-методического комплекта:

1.                Конспекты НОД оздоровительной направленности: «В гостях у Айболита», «Лесная поликлинника», «Кукла заболела», «Путешествие в страну Здоровья», и др.

2.                Конспекты оздоровительных сеансов: «В лесу», «Мышите, не мышите», «Морские игры» и др.

3.                Сценарии оздоровительных проектов: «Олимпийское здоровье», «Моя спортивная семья».

6.                Картотека гимнастик «Минутки здоровья» (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих, ортопедических, артикуляционных).

7.                Картотека дидактических игр «Полезные продукты», «Что за каша?», «Лечебные травы», «Правильный режим дня» и др.

8.                Картотека игровых оздоровительных упражнений.

9.                Картотека подвижных игр: «Веселый мяч», «Не догонишь», «Кто быстрее» и др.

10.           Картотека упражнений на развитие общей выносливости, силы, быстроты, ловкости.

11.           Картотека упражнений на гибкость, координацию движений.

12.           Сценарии оздоровительных праздников и развлечений: «Пейте, дети, молоко», «Спортивные ребята», «Семейные сеансы здоровья», «Сильные, смелые, ловкие», «Олимпийская карусель».

13.           Буклеты, папки-передвижки по оздоровлению воспитанников: «Пять минут для здоровья», «Я здоровье берегу», «Игровой самомассаж для детей», «Оздоровительные гимнастики», «Развивающие подвижные игры», «Правила питания для детей».

 

III.           Разработка авторских пособий:

1.                Цифровые коммуникативные игры: «Помощники в борьбе за чистоту», «Правильное питание».

2.                Комплекс дыхательных гимнастик (с мультимедийным сопровождением): «Африка», «Животные».

3.                Подвижная игра «Микробы».

4.                Дыхательные тренажёры.

II.              Создание развивающей предметно-пространственной среды:

 

III.            Оформление в группе физкультурных зон и Центра оздоровительной направленности: «Центр здоровья», «Уголок здоровых дел».

2. Оснащение образовательного пространства группы оборудованием и атрибутами к оздоровительным видам деятельности.

3. Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

-  подбор специальных пособий, книг, альбомов;

- подбор демонстрационного материала по теме;

- пополнение видеотеки по оздоровлению и физическому развитию дошкольников.

IV.           Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме:

Проведение совместно с родителями и для родителей:

- оздоровительных образовательных мероприятий: «Вперед, к победе!», «Академия здоровья»;

- мастер-классов: «Пособия для дыхательной гимнастики», «Закаливание детей в домашних условиях», «Пальчиковые игры»;

- консультаций и мини-тренингов: «Оздоровительная гимнастика для глаз», «Игровой самомассаж для детей», «Учим детей ходить на лыжах», «Здоровое питание ребенка - что это такое?», «Упражнения для коррекции плоскостопия и осанки», «Современные технологии по оздоровлению дошкольников» и др.

V. Организация совместной деятельности по обогащению РППС:

- изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования для каждого ребенка:

- пособий для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);

- пособий для развития основных видов движений (мешочки, мишени);

- пособий для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы, зрительные тренажеры);

- элементов костюмов и атрибутов для спортивных праздников: шапочки, накидки, маски и т.д.

V.              Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования:

 

подготовка и проведение совместных проектов, квестов, тематических мероприятий и праздников:

- с СОШ: «Малые олимпийские игры», «ГТО для малышей»,

- с Домом культуры: «Веселый стадион», «Игры для здоровья».

- с библиотекой: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Незнайка на соревнованиях».

Обобщающий

1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика).

3. Распространение опыта работы.

 

Апрель - май

2020г.

1.                Анализ и оценка деятельности.

2.                 Подготовка отчетов.

3.                Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

4.                Представление опыта в форме:

- оздоровительных проектов «Олимпийское здоровье», «Моя спортивная семья»;

- презентаций «Особенности работы по оздоровительно-развивающей технологии «Здравствуй!», «Приобщение старших дошкольников к здоровому образу жизни в процессе игровой деятельности»;

- выступлений «Игровые оздоровительные сеансы как средство формирования знаний у дошкольников о здоровом образе жизни», «Организация предметно-пространственной среды в группе по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста»;

- публикаций «Профилактика простудных заболеваний у воспитанников ДОУ посредством использования технологий оздоровления», «Эффективные методы оздоровления детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности», «Применение «Игр здоровья» М.Л. Лазарева в образовательном процессе ДОУ»

 

0
Рабочая программа по познавательному развитию (ФЭМ...
мастер класс "Игры с прищепками"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2020

В блогах

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема:…

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа Цель: Закрепление представлений...

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания.

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания                                       «Вдох – выдох»   Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через...

Руководство играми детей раннего возраста

  Углубленно изучила литературу , касающуюся данной темы, использовала литературу таких авторов, как М.А. Васильева, Е.Н. Тверитина, А.Н. Бондаренко, Л.А...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог