Программа «Как хорошо уметь читать». развитие навыков чтения дошкольников в условиях ДОУ.

Муниципальное дошкольное образовательное упреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Липецка

Программа
«Как хорошо уметь читать».
развитие навыков чтения дошкольников
в условиях ДОУ.

Разработала: воспитатель
Ильина Елена Владимировна

Липецк 2014 г.

 

Оглавление

Пояснительная записка..............................................................3
Глава I. Содержание программы.................................................6
Глава II. Тематический план первого, второго года развития................7
Конспекты НОД......................................................................12
«Путешествие в волшебный город Букв».....................................13
Звуки [м], [м']. Буква М. Деление слов на слоги ............................15
Игра «Имена» Твердые и мягкие согласные звуки [с], [с']. Буква С...17
Где живет буква 3? Звуки [з], [з']. Буква 3.....................................19
Ударение Звуки [х], [х']. Буква X. ...............................................21
Заключение...........................................................................24
Библиография........................................................................26
Приложение..........................................................................31

Пояснительная записка
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
(С.Я. Маршак)
Доказано, что хорошо читающий с детства ребенок в течение жизни читает больше, а у читающих дошкольников возникает гораздо меньше проблем при обучении в начальной школе. Не зря сегодня многие родители стремятся научить своих детей читать еще до поступления в школу.
Процесс привития навыков чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Привить детям навыки чтения – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Развитие навыков чтения, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
Результативное развитие навыков чтения напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Существуют различные методы развития навыков чтения: метод целых слов (глобальное чтение), фонологический (фонетический) метод, складовой метод, известный еще со времен Л.Н. Толстого. Все эти методы имеют своих последователей. В основу данной программы положены фонологический (фонетический) и складовой методы обучения чтению. Сущность этого принципа состоит в том, что ребенок при чтении должен ориентироваться на последующую букву. Например, читая слог МА, ребенок произносит звук [м] твердо, а читая слог МЯ — мягко. Идея учебной игры как переходной формы от дошкольного к школьному обучению наряду с идеей развивающего обучения также были позаимствованы автором у Д.Б. Эльконина
Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 5-6 лет; 2-й год обучения для детей 6-7 лет) чтению в игровой форме.
Целью данной Программы определить наиболее эффективные пути и методы для развития навыков чтения детей дошкольного возраста в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению звуковой, слоговой стороны слова создать условия для осмысленного и осознанного чтения.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
1-й год обучения (5-6 лет):
 - подготовка к развитию: навыков чтения напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка: формирование зрительного восприятия, развитие зрительной и зрительно-моторной памяти, формирование временных ориентировок и представлений, пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
 - запоминаем буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки (К - куры). Анализ размера и расположения элементов буквы, подбор зрительного образа к букве, стихотворное описание графического образа буквы, изображение буквы детьми («живые» буквы), развитие тактильного восприятия буквы (обведение буквы пальцем) выделение нужной буквы из ряда букв.

 - запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога.

К концу первого года обучения дети должны уметь:
читать слоги:
 сочетание двух гласных;
 сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
 сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
 односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
 двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
 двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
понимать прочитанное.
2-й год обучения (6-7 лет):
 - читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.
 - от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.
 - читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
 - учим "читать" знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу второго года обучения дети должны уметь:
 читать односложные слова со стечением согласных;
 простое двусоставное предложение без предлога;
 простое предложение с предлогом;
 доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
 отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;
Принципы построения программы:
 - учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
 - доброжелательный климат
 - недопустимость менторской позиции и порицания
 - положительная оценка любого достижения ребенка
 - проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
 - занимательность
 - наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
- 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин
- 2-й год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Всего 72 занятия 32 часа в год.

Глава I. Содержание программы по обучению чтению
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих при развитии навыков чтения у дошкольников является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Глава II. Тематический план первого года развития.
сроки тема задачи количество часов
I квартал

Подготовка к обучению чтению Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

12
сентябрь формирование зрительного восприятия
формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

4
октябрь развитие зрительной и зрительно-моторной памяти
учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
складывать разрезные картинки и изображения из кубиков
составлять рассказ на основе последовательных картинок. 4
ноябрь играем с неречевыми звуками развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений 2
звуковой период обучения
показать, что речь «строится» из звуков
выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук 1
учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки. 1
II квартал IIIквартал

Буквенный период обучения
продолжить работу по формированию фонетического слуха знакомить с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь
учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях
24
декабрь

«Живые звуки»
А, У, О, И, Й познакомить детей с гласными звуками
формировать понятие «гласный звук»,
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух
закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». 4
январь
«Живые звуки»
Э, Ы
закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
формировать понятие «гласный звук»,
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух 2
звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»
М, Н,
познакомить детей с согласными звуками
формировать понятие «согласными звук»
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух
закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
2
февраль звуки и буквы
М, Н, Т, К различать на слух твердые (строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки
выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами 4
март отработка навыка чтения слов с открытыми слогами
звуки и буквы
Т, К
закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
упражнять в подборе картинок к заданному звуку.
развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
2
звуки и буквы
Б, П
учить определять твердость или мягкость согласного звука
упражнять в подборе слов к заданному звуку
формировать умение выполнять игровые задания творческого характера 2

апрель большая и маленькая буква
звуки и буквы
Б, П
формировать понятие «согласными звук»
отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами
развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)
чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов 2
звуки и буквы
Л, Р
закрепить практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове
развитие тонкой моторики
2

май закрытый слог
звуки и буквы
Л, Р
закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами
выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами 2

Тематический план второго года развития.
сроки тема задачи количество часов
I квартал Запоминаем слоги Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой. 12
сентябрь слог основная единица чтения сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; овладение чтением слов различной слоговой структуры:

4
октябрь «Живые звуки»
гласные II ряда
Я, Ё, Ю, Е закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
познакомить детей с гласными звуками II ряда
формировать понятие «гласный звук»,
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух
4
ноябрь формирование представлений о слоговом составе слова
звук и буква
С учить проговаривать слово по слогам
«уменьшая» предмет, добавляя определенный слог.
закрепить практическим путем знания о звуке и букве
развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха 4
отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами
звуки и буквы
В, Г закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами
отработка навыка чтения
выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами 4
декабрь чтение слогов, начинающихся с гласной буквы
звуки и буквы
Д, З продолжать учить читать слоги и слова
подбор зрительного образа к букве
закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц)
печатанье слогов 4
II квартал Читаем слова
Читать слоги и слова на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой 12
январь отработка навыка чтения по слогам
звуки и буквы
Ф, Х развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику
учить читать слоги и слова
узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв
4
февраль читаем короткие тексты звуки и буквы
Ц, Ш выделение нужной буквы из ряда букв
отработка навыка чтения
печатанье слогов, слов

4
IIIквартал От словосочетания к предложению, от предложения к тексту
Учиться в полной мере осмысливать прочитанное.
понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
учится осмысливать слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги. 12
март звуки и буквы
Ж, Ч, Щ
ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки
анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве
стихотворное описание графического образа буквы
изображение буквы детьми («живые» буквы)
конструирование букв из элементов 4
апрель учим "читать" знаки препинания знакомство с простым двусоставным предложением без предлога
печатанье буквы, слогов, слов, предложений
составление и печатанье слов с заданным слогом 4
май от словосочетания к предложению знакомство с простым предложением с предлога
развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.

4
Конспекты НОД

«Путешествие в волшебный город Букв»
Гласные буквы
Цель: закрепить знание гласных звуков.
Задачи:
- формировать понятие гласный звук.
- закрепить зрительные образы гласных букв.
- проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».
- развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Ход НОД
- Кто пришел к нам сегодня в гости? Отгадайте загадку:
В веселой детской книжке
Живет смешной мальчишка.
Он – веселый непоседа –
Отсюда его беды!
Хоть и деревянный –
Не стал он безымянным.
Мальчишку с носом длинным
Назвали...... (Буратино)
I. Гласные буквы
Ребята! Сегодня мы вместе с Буратиной начнем увлекательное путешествие в волшебный город Букв.
Давайте прочитаем, какие буквы там живут: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я.
А может мы пропеть звуки, обозначенные этими буквами? Пропойте: а-а-а, о-о-о, у-у-у...
Мешаю нам при пении язык, губы, зубы? (Нет)
Это гласные, они состоят из голоса.
Выучим стишок про них.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать (А, О, У, И),
Могут в кроватке баюкать ребенка (а-а-а),
Но не желают свистеть и ворчать.
С утра в городе букв стояла хорошая погода, и все буквы отправились по своим делам. Рассмотрите буквы. Обведите в кружок только гласные (задание 1). Назовите буквы, которые вы обвели. Сколько гласных букв вышло из своих домиков?
II. Учимся писать гласные буквы
А сейчас вместе с Буратино мы будем писать буквы, Мальвина уже учила Буратино писать, но он наставил клякс в тетради. Мы постараемся и напишем замечательные буквы! Помните, буквы должны быть узенькие, в середине клеточки одинаковой высоты (должны дойти от «пола» до «потолка» клетки).
III. Физкультминутка
- Устали? Отдохнем с Буратино.
Буратино потянулся,
раз - нагнулся,
два - нагнулся,
руки в стороны развел,
ключик видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать подняться, потянуться
далее движения по тексту
IV. Закрепление изученного материала.
Посмотрите, у каждой буквы на стене висит фотография. На них буквы совсем маленькие. А как буквы будут выглядеть, когда подрастут? Запишите большие печатные буквы. Какая буквы не изменится?
А, Я – моя семья.
О, Ё – в ней тепло.
У, Ю – её люблю.
Э, Е – уют в семье.
Ы, И – нельзя без семьи.
Более прочное усвоение пар гласных. Педагог читает стихотворение, затем дети самостоятельно читают гласные буквы.
V. Итог занятия
Давайте попрощаемся с Буратино и скажем, что он должен помнить после нашего урока.
Запомни! В русском языке 10 гласных букв. Они умеют петь.

Звуки [м], [м']. Буква М. Деление слов на слоги

Цель: продолжить знакомство с буквой М и научить соединять ее с буквами Я, Ю, Е, Ё, И;
Задачи:
- учить детей делить слова на слоги, ориентируясь на количество гласных букв
- познакомить детей с правилом правописания большой буквы в именах людей
- развивать умение сопоставлять и анализировать.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Предварительная работа. Сегодня мы подружим букву М с гласными Я, Ю, Е, Ё, И. Напомните, как будет звучать согласный, подружившись с данными гласными: твердо или мягко? (Мягко.) Чьим голосом будут петь гласные Я, Ю, Е, Ё? (Голосами старших сестричек А, У, Э, О.) А буква И? (Своим голосом.)
2. Чтение. Прочитайте пары слогов.
са-ма со-мо су-му сэ-мэ сы-мы
ма-мя мо-мё му-мю мэ-ме мы-ми
Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мама ум сама мимо
сом оса Сима ем
Какое слово написано с большой буквы? Что оно обозначает? (Сима, оно обозначает имя девочки.) Какие
еще имена вы знаете? Дети называют имена. Педагог уточняет у каждого ребенка, чье имя он назвал — мальчика или девочки (мужское или женское).
Запомните: имена людей всегда пишутся с большой буквы.
3. Звуковой и слоговой анализ слов. Прочитайте слово. (Сима.) Выполните его звуковой анализ.
— Сколько звуков в слове? (Четыре.)
— Какой первый звук? (Звук [с] — согласный, мягкий.)
— Какой второй звук? (Звук [и] — гласный.)
— Третий? (Звук [м] — согласный, твердый.)
— Четвертый? (Звук [а] — гласный.) В прямоугольнике под словом нарисуйте его звуковую схему. Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове Сима? (Два.) Обозначьте их количество на слоговой схеме. Сколько гласных в этом слове? (Две.) Сравните слоговую и звуковую схемы.
Вывод: (гласных звуков и слогов одинаково – значит, сколько в слове гласных, столько в нем и слогов).

II. Физкультминутка
На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
-Будет первым бег на месте,
Чтобы вы всегда смогли
Быстро бегать от лисы.

движения по тексту
А теперь пора кружиться,
Чтобы точно убедиться:
Волка рядом с вами нет,
Значит, можно есть обед:
На обед вас ждет морковка,
Накланяйтесь, рвите ловко!

III.Закрепление изученного материала
1. Деление слов на слоги. Рассмотрите картинки и прочитайте слова.
(Мама, усы, мясо.) Подчеркните красным карандашом в словах гласные буквы. Вертикальной черточкой разделите слова на слоги.
2. Диктант Внимательно послушайте слоги. Обведите только те, в которых согласный звучит мягко: ма, мё, мы, мю, ми, му, ме, мя. Подчеркните буквы М, которые обозначают мягкий согласный звук, зеленым карандашом.
VI. Подведение итогов занятия
Запомни! В слове столько слогов, сколько гласных букв.

Твердые и мягкие согласные звуки [с], [с'] Буква С

Цель: развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
Задачи:
- проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».
- учить определять место звуков [с], [с'] в словах
- развивать память, умение анализировать
- развивать фонематический слух и речевое дыхание.
- пополнять знания детей о съедобных и несъедобных предметах.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Игра «Имена»
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жителями города Букв. Их имена будут соответствовать названию согласных звуков. Но давайте сначала поиграем в игру «Имена» Послушайте имена детей. Саша Коля Максим Ваня Кирилл Денис. Назовите детей ласково. (Сашенька, Коленька, Максимушка, Ванечка, Кирюша, Дениска.)
2. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
Согласные звуки можно называть простыми и ласковыми именами. Простые имена звучат твердо, а ласковые — мягко: [м] - [м'], [т] - [т'].
Рассмотрите картинки и запомните условные обозначения согласных звуков. Твердый согласный звук всегда одет в одежду синего цвета, а мягкий — в одежду зеленого цвета.
3. Письменное задание
Рассмотрите и назовите картинки. (Скворечник, синица, сыр, сахарница, сирень.) Выделите первый звук в каждом слове. Как он звучит: твердо или мягко? Закрасьте квадратик под каждой картинкой нужным цветом.
4. Знакомство с буквой С
Записать буквы С, с на доске.
Твердый и мягкий звуки обозначаются одной буквой. Ведь это два имени одной буквы — простое и ласковое.
5. Письменное задание
Научитесь писать печатные буквы С, с по клеточкам.
6. Чтение
Прочитайте слоги. Не забудьте, что гласные буквы мы можем читать нараспев, а согласные — нет.
II. Физкультминутка
- Устали? Отдохнем с Буратино.
Буратино потянулся,
раз - нагнулся,
два - нагнулся,
руки в стороны развел,
ключик видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать подняться, потянуться
далее движения по тексту

III. Закрепление изученного материала
Письменное задание
Рассмотрите и назовите картинки. (Кисель, конфета, велосипед, сахар, ватрушка, сыр, цветы, колбас носки, сирень.) В каких словах есть звуки [с], [с']? (Кисель, велосипед, сахар, сыр, колбаса, носки, сирень.)
Если в слове есть твердый звук [с] раскрасьте квадратик рядом с картинкой синим,
если мягкий [с'] — зеленым цветом.
По ходу выполнения задания педагог уточняет у детей, где стоит звук в каждом слове (в начале, в середине, в конце слова) и какой он: твердый или мягкий.
VI. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занят

Где живет буква 3? Звуки [з], [з']. Буква 3

Цель: познакомить детей с буквой 3
Задачи:
- учить читать слова с данной буквой
- развивать фонематический слух, внимание.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [з], [з']. Прочитайте слова. (Морозы, земля, Лиза.)
Вставьте в каждое слово недостающий звук. Какие звуки вы вставили? (Звуки [з], [з'].)
Звуки [з], [з'] — звонкие.
2. Знакомство с буквой 3. Работа с Городом букв, буквой 3. 3 — это согласная буква. Она живет в двухэтажном доме на парной улице. Буква 3 живет на втором этаже.
Под ней живет буква С. Буквы 3 и С — друзья. 3 обозначает звонкий согласный звук, С обозначает глухой согласный звук. Поэтому их называют парными согласными. Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву 3 в свой домик.
4. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы 3, з по клеточкам.
5. Чтение слогов. Прочитайте пары слогов и слов.
ла-ля ло-ле лу-лю лэ-ле лы-ли
мел — мёл мыл — мил лис — лес
II.Физкультминутка Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.

Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.

Приседания, хлопки в ладоши над головой.

Вращение головой вправо и влево.

III. Закрепление изученного материала
1. Повторить изученные согласные буквы.
Педагог предлагает детям вспомнить вырезать и приклеить все изученные согласные буквы. Если кто-то из детей не справляется, педагог предлагает ему посмотреть на Город букв, после чего повторяет задание.
2. Слоговой диктант. Внимательно послушай и обведи слоги
мя, ри, хо, ле, су, не, за.
Слоговой диктант может быть изменен или дополнен педагогом
по его усмотрению.
3. Чтение слов, прочитать слова.
зал зима морозы
хозяин Зоя зерно
знамя слеза змея
мимоза мозаика заноза

IV. Подведение итогов занятия
С какими звуками мы сегодня познакомились? (Со звуками [з], [з'].) Какой буквой их можно обозначить?
(Буквой 3.)
Где живет буква 3? (На Парной улице, на втором этаже большого дома.) С кем она дружит? (С буквой С.) Как называют согласные 3 и С? (Парные.)

Ударение Звуки [х], [х']. Буква X.

Цель: познакомить детей с буквой X.
Задачи:
- учить ставить ударение в словах
- развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу
- закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [х], [х'] Послушайте стихотворение.
Завидовал хорек соседу хомяку:
«Имеет он в каждой щеке по мешку!
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками».
(По Т. Крюковой)
О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х'].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?
2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним
слова, противоположные по смыслу.
длинный — ... маленький — ... кислый — ...
белый — ... хороший — ... сухой — ...
Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой.
3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.
4. Работа с Городом букв, буквой X.
X — это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной
азбуки и наклейте букву X в свой домик
5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.
6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети
Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.
ха-ха-ха хе-хе-хе
хо-хо-хо хи-хи-хи
В каких слогах согласный звук звучит твердо?
(Ха, хо.) В каких — мягко? (Хе, х и.)
7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мех муха сухо
мох ухо уха
Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук — подчеркните её красным
карандашом, если твёрдый согласный — синим, если мягкий согласный — зелёным.
Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).
Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).
8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!
Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения — наклонной черточкой над буквой.
Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.
II. Физкультминутка
На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
-Будет первым бег на месте,
Чтобы вы всегда смогли
Быстро бегать от лисы.

движения по тексту
А теперь пора кружиться,
Чтобы точно убедиться:
Волка рядом с вами нет,
Значит, можно есть обед:
На обед вас ждет морковка,
Накланяйтесь, рвите ловко!

III. Закрепление изученного материала
1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.
VI. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Запомни!
- Слоги в словах могут быть ударными и безударными.
- Ударение всегда стоит над гласной буквой.

Заключение

Раннее развитие навыков чтения детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Развитие навыков чтения способствовало развитию произвольности психических процессов,
т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.
Методы и приемы, использованные при развитии навыков чтения, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Библиография

1. Азова О. И. Чтение с увлечением М Издательство Творческий центр 2009
2. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.
3. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
4. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство
«Просвещение». Москва. 1965.
5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. / Сост. - М. Просвещение. 1991.
6. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб Питер, 2010. (Серия «Вы и ваш ребенок»).
7. Гаврина С. Е.Буквы и слоги.
8. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. и др. - М. : Школа- Пресс, 1998.
9. Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
Тетрадь дошкольника по обучению грамоте,
10. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
М Издательство ГНОМ 2011
11. Хамидулина Р.М Обучение грамоте подготовка к школе М Издательство «Экзамен». 2009

Приложение
Запомни условные обозначения

- гласный - согласный
Прочитай буквы
А Я Я О Ё Ё
Прочитай буквы и слова
Ау Оё Иа Уа Ая
Послушай стихотворение выделенные буквы прочитай
А, Я - МОЯ СЕМЬЯ
О, Ё – В НЕЙ ТЕПЛО
У, Ю – ЕЕ ЛЮБДЮ
Э, Е – УЮТ В СЕМЬЕ
И , Ы – НЕЛЬЗЯ БЕЗ СЕМЬИ
Запомни условеые обазначения согласных звуков
- твердый согласный - мягкий согласный

Звуки [с] [с'] , буква С
Прочитай слоги
ас- яс ус -юс ос –ёс эс-ес ис-ыс

ЗАПОМНИ БУКВА С ОБАЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА
твердый согласный звук [с] мягкий согласный звук [с']

Если согласный звук стоит перед гласным то их соеденяют дугой получается песенка слог, под звуками которые остаются бес пары ставят точку.

звуки дружат звуки не дружат

Рассмотри схемы согласный звук стоит перед гласным соедини дугой под звуками которые остаются бес пары ставь точки.

Прочитай слоги проводя пальчиком по дуге между буквами, сначало протяжно произнеси первый звук, а потом плавно переходи на второй
с а с о с у с э с ы

звук [с], с гласными а о у э ы, звучит твердо
а схема выглядит так
Научись писать большие и маленькие печатные буквы по клеткам.

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте буквы У Ю в свой домик.

У

п
Прочитай слова

УА АУ
Найди и зачеркни лишнюю букву.

ха ха-хо-ху-хэ-хы
хо хы-хэ-ху-хо-ха
ху хо-хы-ха-хэ-ху
хэ ху-ха-хы-хо-хэ
хы хэ-ху-хо-ха-хы

Муниципальное дошкольное образовательное упреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Липецка

Программа
«Как хорошо уметь читать».
развитие навыков чтения дошкольников
в условиях ДОУ.

Разработала: воспитатель
Ильина Елена Владимировна

Липецк 2014 г.

Оглавление

Пояснительная записка..............................................................3
Глава I. Содержание программы.................................................6
Глава II. Тематический план первого, второго года развития................7
Конспекты НОД......................................................................12
«Путешествие в волшебный город Букв».....................................13
Звуки [м], [м']. Буква М. Деление слов на слоги ............................15
Игра «Имена» Твердые и мягкие согласные звуки [с], [с']. Буква С...17
Где живет буква 3? Звуки [з], [з']. Буква 3.....................................19
Ударение Звуки [х], [х']. Буква X. ...............................................21
Заключение...........................................................................24
Библиография........................................................................26
Приложение..........................................................................31

Пояснительная записка
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
(С.Я. Маршак)
Доказано, что хорошо читающий с детства ребенок в течение жизни читает больше, а у читающих дошкольников возникает гораздо меньше проблем при обучении в начальной школе. Не зря сегодня многие родители стремятся научить своих детей читать еще до поступления в школу.
Процесс привития навыков чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Привить детям навыки чтения – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Развитие навыков чтения, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
Результативное развитие навыков чтения напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Существуют различные методы развития навыков чтения: метод целых слов (глобальное чтение), фонологический (фонетический) метод, складовой метод, известный еще со времен Л.Н. Толстого. Все эти методы имеют своих последователей. В основу данной программы положены фонологический (фонетический) и складовой методы обучения чтению. Сущность этого принципа состоит в том, что ребенок при чтении должен ориентироваться на последующую букву. Например, читая слог МА, ребенок произносит звук [м] твердо, а читая слог МЯ — мягко. Идея учебной игры как переходной формы от дошкольного к школьному обучению наряду с идеей развивающего обучения также были позаимствованы автором у Д.Б. Эльконина
Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 5-6 лет; 2-й год обучения для детей 6-7 лет) чтению в игровой форме.
Целью данной Программы определить наиболее эффективные пути и методы для развития навыков чтения детей дошкольного возраста в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению звуковой, слоговой стороны слова создать условия для осмысленного и осознанного чтения.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
1-й год обучения (5-6 лет):
 - подготовка к развитию: навыков чтения напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка: формирование зрительного восприятия, развитие зрительной и зрительно-моторной памяти, формирование временных ориентировок и представлений, пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.
 - запоминаем буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки (К - куры). Анализ размера и расположения элементов буквы, подбор зрительного образа к букве, стихотворное описание графического образа буквы, изображение буквы детьми («живые» буквы), развитие тактильного восприятия буквы (обведение буквы пальцем) выделение нужной буквы из ряда букв.

 - запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога.

К концу первого года обучения дети должны уметь:
читать слоги:
 сочетание двух гласных;
 сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
 сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
 односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
 двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
 двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
понимать прочитанное.
2-й год обучения (6-7 лет):
 - читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.
 - от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.
 - читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
 - учим "читать" знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К концу второго года обучения дети должны уметь:
 читать односложные слова со стечением согласных;
 простое двусоставное предложение без предлога;
 простое предложение с предлогом;
 доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
 отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;
Принципы построения программы:
 - учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
 - доброжелательный климат
 - недопустимость менторской позиции и порицания
 - положительная оценка любого достижения ребенка
 - проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
 - занимательность
 - наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми являются (занятия), продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
- 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин
- 2-й год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Всего 72 занятия 32 часа в год.

Глава I. Содержание программы по обучению чтению
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих при развитии навыков чтения у дошкольников является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Глава II. Тематический план первого года развития.
сроки тема задачи количество часов
I квартал

Подготовка к обучению чтению Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия (различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу). Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

12
сентябрь формирование зрительного восприятия
формирование представления о собственном теле на примере собственного тела учить различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.

4
октябрь развитие зрительной и зрительно-моторной памяти
учить порядок следования времен года, месяцев, дней недели, выкладывать последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
складывать разрезные картинки и изображения из кубиков
составлять рассказ на основе последовательных картинок. 4
ноябрь играем с неречевыми звуками развитие тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений 2
звуковой период обучения
показать, что речь «строится» из звуков
выделение в словах определенных звуков: звукоподражание, главный звук, первый звук 1
учить придумывать слова на заданный звук, развивать фантазию, развивать речь, выделять в словах определенные звуки. 1
II квартал IIIквартал

Буквенный период обучения
продолжить работу по формированию фонетического слуха знакомить с алфавитным обозначением букв, учить читать слоги и слова с изученными буквами, развивать навыки чтения, развивать речь
учить детей применять знания и умения, полученные на занятиях
24
декабрь

«Живые звуки»
А, У, О, И, Й познакомить детей с гласными звуками
формировать понятие «гласный звук»,
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух
закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква». 4
январь
«Живые звуки»
Э, Ы
закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
формировать понятие «гласный звук»,
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух 2
звуки и буквы-соединения букв, в слоги «буквы дружат»
М, Н,
познакомить детей с согласными звуками
формировать понятие «согласными звук»
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух
закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
2
февраль звуки и буквы
М, Н, Т, К различать на слух твердые (строгие) и мягкие (ласковые) согласные звуки
выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами 4
март отработка навыка чтения слов с открытыми слогами
звуки и буквы
Т, К
закрепить зрительные образы согласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
упражнять в подборе картинок к заданному звуку.
развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
2
звуки и буквы
Б, П
учить определять твердость или мягкость согласного звука
упражнять в подборе слов к заданному звуку
формировать умение выполнять игровые задания творческого характера 2

апрель большая и маленькая буква
звуки и буквы
Б, П
формировать понятие «согласными звук»
отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами
развитие графических навыков (штриховки, графическое письмо)
чтение обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов 2
звуки и буквы
Л, Р
закрепить практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове
развитие тонкой моторики
2

май закрытый слог
звуки и буквы
Л, Р
закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами
выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами 2

Тематический план второго года развития.
сроки тема задачи количество часов
I квартал Запоминаем слоги Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой. 12
сентябрь слог основная единица чтения сознательное, правильное, плавное слоговое чтение слов с новой буквы; овладение чтением слов различной слоговой структуры:

4
октябрь «Живые звуки»
гласные II ряда
Я, Ё, Ю, Е закрепить зрительные образы гласных букв проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
познакомить детей с гласными звуками II ряда
формировать понятие «гласный звук»,
развивать слуховое внимание,
развивать и корригировать фонематический слух
4
ноябрь формирование представлений о слоговом составе слова
звук и буква
С учить проговаривать слово по слогам
«уменьшая» предмет, добавляя определенный слог.
закрепить практическим путем знания о звуке и букве
развитие тонкой моторики, слухового внимания, фонематического слуха 4
отработка навыка чтения слов с закрытыми слогами
звуки и буквы
В, Г закрепить зрительный образ буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами
отработка навыка чтения
выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами 4
декабрь чтение слогов, начинающихся с гласной буквы
звуки и буквы
Д, З продолжать учить читать слоги и слова
подбор зрительного образа к букве
закрепление образа букв (вырезание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц)
печатанье слогов 4
II квартал Читаем слова
Читать слоги и слова на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой 12
январь отработка навыка чтения по слогам
звуки и буквы
Ф, Х развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и тонкую моторику
учить читать слоги и слова
узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв
4
февраль читаем короткие тексты звуки и буквы
Ц, Ш выделение нужной буквы из ряда букв
отработка навыка чтения
печатанье слогов, слов

4
IIIквартал От словосочетания к предложению, от предложения к тексту
Учиться в полной мере осмысливать прочитанное.
понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
учится осмысливать слова, и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги. 12
март звуки и буквы
Ж, Ч, Щ
ознакомление с графическим образом букв: подбор опорной картинки
анализ размера и расположения элементов буквы подбор зрительного образа к букве
стихотворное описание графического образа буквы
изображение буквы детьми («живые» буквы)
конструирование букв из элементов 4
апрель учим "читать" знаки препинания знакомство с простым двусоставным предложением без предлога
печатанье буквы, слогов, слов, предложений
составление и печатанье слов с заданным слогом 4
май от словосочетания к предложению знакомство с простым предложением с предлога
развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.

4
Конспекты НОД

«Путешествие в волшебный город Букв»
Гласные буквы
Цель: закрепить знание гласных звуков.
Задачи:
- формировать понятие гласный звук.
- закрепить зрительные образы гласных букв.
- проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква»».
- развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Ход НОД
- Кто пришел к нам сегодня в гости? Отгадайте загадку:
В веселой детской книжке
Живет смешной мальчишка.
Он – веселый непоседа –
Отсюда его беды!
Хоть и деревянный –
Не стал он безымянным.
Мальчишку с носом длинным
Назвали...... (Буратино)
I. Гласные буквы
Ребята! Сегодня мы вместе с Буратиной начнем увлекательное путешествие в волшебный город Букв.
Давайте прочитаем, какие буквы там живут: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я.
А может мы пропеть звуки, обозначенные этими буквами? Пропойте: а-а-а, о-о-о, у-у-у...
Мешаю нам при пении язык, губы, зубы? (Нет)
Это гласные, они состоят из голоса.
Выучим стишок про них.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать (А, О, У, И),
Могут в кроватке баюкать ребенка (а-а-а),
Но не желают свистеть и ворчать.
С утра в городе букв стояла хорошая погода, и все буквы отправились по своим делам. Рассмотрите буквы. Обведите в кружок только гласные (задание 1). Назовите буквы, которые вы обвели. Сколько гласных букв вышло из своих домиков?
II. Учимся писать гласные буквы
А сейчас вместе с Буратино мы будем писать буквы, Мальвина уже учила Буратино писать, но он наставил клякс в тетради. Мы постараемся и напишем замечательные буквы! Помните, буквы должны быть узенькие, в середине клеточки одинаковой высоты (должны дойти от «пола» до «потолка» клетки).
III. Физкультминутка
- Устали? Отдохнем с Буратино.
Буратино потянулся,
раз - нагнулся,
два - нагнулся,
руки в стороны развел,
ключик видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать подняться, потянуться
далее движения по тексту
IV. Закрепление изученного материала.
Посмотрите, у каждой буквы на стене висит фотография. На них буквы совсем маленькие. А как буквы будут выглядеть, когда подрастут? Запишите большие печатные буквы. Какая буквы не изменится?
А, Я – моя семья.
О, Ё – в ней тепло.
У, Ю – её люблю.
Э, Е – уют в семье.
Ы, И – нельзя без семьи.
Более прочное усвоение пар гласных. Педагог читает стихотворение, затем дети самостоятельно читают гласные буквы.
V. Итог занятия
Давайте попрощаемся с Буратино и скажем, что он должен помнить после нашего урока.
Запомни! В русском языке 10 гласных букв. Они умеют петь.

Звуки [м], [м']. Буква М. Деление слов на слоги

Цель: продолжить знакомство с буквой М и научить соединять ее с буквами Я, Ю, Е, Ё, И;
Задачи:
- учить детей делить слова на слоги, ориентируясь на количество гласных букв
- познакомить детей с правилом правописания большой буквы в именах людей
- развивать умение сопоставлять и анализировать.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Предварительная работа. Сегодня мы подружим букву М с гласными Я, Ю, Е, Ё, И. Напомните, как будет звучать согласный, подружившись с данными гласными: твердо или мягко? (Мягко.) Чьим голосом будут петь гласные Я, Ю, Е, Ё? (Голосами старших сестричек А, У, Э, О.) А буква И? (Своим голосом.)
2. Чтение. Прочитайте пары слогов.
са-ма со-мо су-му сэ-мэ сы-мы
ма-мя мо-мё му-мю мэ-ме мы-ми
Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мама ум сама мимо
сом оса Сима ем
Какое слово написано с большой буквы? Что оно обозначает? (Сима, оно обозначает имя девочки.) Какие
еще имена вы знаете? Дети называют имена. Педагог уточняет у каждого ребенка, чье имя он назвал — мальчика или девочки (мужское или женское).
Запомните: имена людей всегда пишутся с большой буквы.
3. Звуковой и слоговой анализ слов. Прочитайте слово. (Сима.) Выполните его звуковой анализ.
— Сколько звуков в слове? (Четыре.)
— Какой первый звук? (Звук [с] — согласный, мягкий.)
— Какой второй звук? (Звук [и] — гласный.)
— Третий? (Звук [м] — согласный, твердый.)
— Четвертый? (Звук [а] — гласный.) В прямоугольнике под словом нарисуйте его звуковую схему. Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове Сима? (Два.) Обозначьте их количество на слоговой схеме. Сколько гласных в этом слове? (Две.) Сравните слоговую и звуковую схемы.
Вывод: (гласных звуков и слогов одинаково – значит, сколько в слове гласных, столько в нем и слогов).

II. Физкультминутка
На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
-Будет первым бег на месте,
Чтобы вы всегда смогли
Быстро бегать от лисы.

движения по тексту
А теперь пора кружиться,
Чтобы точно убедиться:
Волка рядом с вами нет,
Значит, можно есть обед:
На обед вас ждет морковка,
Накланяйтесь, рвите ловко!

III.Закрепление изученного материала
1. Деление слов на слоги. Рассмотрите картинки и прочитайте слова.
(Мама, усы, мясо.) Подчеркните красным карандашом в словах гласные буквы. Вертикальной черточкой разделите слова на слоги.
2. Диктант Внимательно послушайте слоги. Обведите только те, в которых согласный звучит мягко: ма, мё, мы, мю, ми, му, ме, мя. Подчеркните буквы М, которые обозначают мягкий согласный звук, зеленым карандашом.
VI. Подведение итогов занятия
Запомни! В слове столько слогов, сколько гласных букв.

Твердые и мягкие согласные звуки [с], [с'] Буква С

Цель: развивать умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
Задачи:
- проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».
- учить определять место звуков [с], [с'] в словах
- развивать память, умение анализировать
- развивать фонематический слух и речевое дыхание.
- пополнять знания детей о съедобных и несъедобных предметах.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Игра «Имена»
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жителями города Букв. Их имена будут соответствовать названию согласных звуков. Но давайте сначала поиграем в игру «Имена» Послушайте имена детей. Саша Коля Максим Ваня Кирилл Денис. Назовите детей ласково. (Сашенька, Коленька, Максимушка, Ванечка, Кирюша, Дениска.)
2. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
Согласные звуки можно называть простыми и ласковыми именами. Простые имена звучат твердо, а ласковые — мягко: [м] - [м'], [т] - [т'].
Рассмотрите картинки и запомните условные обозначения согласных звуков. Твердый согласный звук всегда одет в одежду синего цвета, а мягкий — в одежду зеленого цвета.
3. Письменное задание
Рассмотрите и назовите картинки. (Скворечник, синица, сыр, сахарница, сирень.) Выделите первый звук в каждом слове. Как он звучит: твердо или мягко? Закрасьте квадратик под каждой картинкой нужным цветом.
4. Знакомство с буквой С
Записать буквы С, с на доске.
Твердый и мягкий звуки обозначаются одной буквой. Ведь это два имени одной буквы — простое и ласковое.
5. Письменное задание
Научитесь писать печатные буквы С, с по клеточкам.
6. Чтение
Прочитайте слоги. Не забудьте, что гласные буквы мы можем читать нараспев, а согласные — нет.
II. Физкультминутка
- Устали? Отдохнем с Буратино.
Буратино потянулся,
раз - нагнулся,
два - нагнулся,
руки в стороны развел,
ключик видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать подняться, потянуться
далее движения по тексту

III. Закрепление изученного материала
Письменное задание
Рассмотрите и назовите картинки. (Кисель, конфета, велосипед, сахар, ватрушка, сыр, цветы, колбас носки, сирень.) В каких словах есть звуки [с], [с']? (Кисель, велосипед, сахар, сыр, колбаса, носки, сирень.)
Если в слове есть твердый звук [с] раскрасьте квадратик рядом с картинкой синим,
если мягкий [с'] — зеленым цветом.
По ходу выполнения задания педагог уточняет у детей, где стоит звук в каждом слове (в начале, в середине, в конце слова) и какой он: твердый или мягкий.
VI. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занят

Где живет буква 3? Звуки [з], [з']. Буква 3

Цель: познакомить детей с буквой 3
Задачи:
- учить читать слова с данной буквой
- развивать фонематический слух, внимание.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [з], [з']. Прочитайте слова. (Морозы, земля, Лиза.)
Вставьте в каждое слово недостающий звук. Какие звуки вы вставили? (Звуки [з], [з'].)
Звуки [з], [з'] — звонкие.
2. Знакомство с буквой 3. Работа с Городом букв, буквой 3. 3 — это согласная буква. Она живет в двухэтажном доме на парной улице. Буква 3 живет на втором этаже.
Под ней живет буква С. Буквы 3 и С — друзья. 3 обозначает звонкий согласный звук, С обозначает глухой согласный звук. Поэтому их называют парными согласными. Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву 3 в свой домик.
4. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы 3, з по клеточкам.
5. Чтение слогов. Прочитайте пары слогов и слов.
ла-ля ло-ле лу-лю лэ-ле лы-ли
мел — мёл мыл — мил лис — лес
II.Физкультминутка Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.

Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.

Приседания, хлопки в ладоши над головой.

Вращение головой вправо и влево.

III. Закрепление изученного материала
1. Повторить изученные согласные буквы.
Педагог предлагает детям вспомнить вырезать и приклеить все изученные согласные буквы. Если кто-то из детей не справляется, педагог предлагает ему посмотреть на Город букв, после чего повторяет задание.
2. Слоговой диктант. Внимательно послушай и обведи слоги
мя, ри, хо, ле, су, не, за.
Слоговой диктант может быть изменен или дополнен педагогом
по его усмотрению.
3. Чтение слов, прочитать слова.
зал зима морозы
хозяин Зоя зерно
знамя слеза змея
мимоза мозаика заноза

IV. Подведение итогов занятия
С какими звуками мы сегодня познакомились? (Со звуками [з], [з'].) Какой буквой их можно обозначить?
(Буквой 3.)
Где живет буква 3? (На Парной улице, на втором этаже большого дома.) С кем она дружит? (С буквой С.) Как называют согласные 3 и С? (Парные.)

Ударение Звуки [х], [х']. Буква X.

Цель: познакомить детей с буквой X.
Задачи:
- учить ставить ударение в словах
- развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу
- закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.

Ход НОД
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [х], [х'] Послушайте стихотворение.
Завидовал хорек соседу хомяку:
«Имеет он в каждой щеке по мешку!
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками».
(По Т. Крюковой)
О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х'].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?
2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним
слова, противоположные по смыслу.
длинный — ... маленький — ... кислый — ...
белый — ... хороший — ... сухой — ...
Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой.
3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.
4. Работа с Городом букв, буквой X.
X — это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной
азбуки и наклейте букву X в свой домик
5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.
6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети
Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.
ха-ха-ха хе-хе-хе
хо-хо-хо хи-хи-хи
В каких слогах согласный звук звучит твердо?
(Ха, хо.) В каких — мягко? (Хе, х и.)
7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мех муха сухо
мох ухо уха
Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук — подчеркните её красным
карандашом, если твёрдый согласный — синим, если мягкий согласный — зелёным.
Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).
Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).
8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!
Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения — наклонной черточкой над буквой.
Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.
II. Физкультминутка
На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
-Будет первым бег на месте,
Чтобы вы всегда смогли
Быстро бегать от лисы.

движения по тексту
А теперь пора кружиться,
Чтобы точно убедиться:
Волка рядом с вами нет,
Значит, можно есть обед:
На обед вас ждет морковка,
Накланяйтесь, рвите ловко!

III. Закрепление изученного материала
1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.
VI. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Запомни!
- Слоги в словах могут быть ударными и безударными.
- Ударение всегда стоит над гласной буквой.

Заключение

Раннее развитие навыков чтения детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Развитие навыков чтения способствовало развитию произвольности психических процессов,
т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.
Методы и приемы, использованные при развитии навыков чтения, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Библиография

1. Азова О. И. Чтение с увлечением М Издательство Творческий центр 2009
2. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.
3. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
4. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство
«Просвещение». Москва. 1965.
5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. / Сост. - М. Просвещение. 1991.
6. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб Питер, 2010. (Серия «Вы и ваш ребенок»).
7. Гаврина С. Е.Буквы и слоги.
8. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. и др. - М. : Школа- Пресс, 1998.
9. Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
Тетрадь дошкольника по обучению грамоте,
10. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
М Издательство ГНОМ 2011
11. Хамидулина Р.М Обучение грамоте подготовка к школе М Издательство «Экзамен». 2009

Приложение
Запомни условные обозначения

- гласный - согласный
Прочитай буквы
А Я Я О Ё Ё
Прочитай буквы и слова
Ау Оё Иа Уа Ая
Послушай стихотворение выделенные буквы прочитай
А, Я - МОЯ СЕМЬЯ
О, Ё – В НЕЙ ТЕПЛО
У, Ю – ЕЕ ЛЮБДЮ
Э, Е – УЮТ В СЕМЬЕ
И , Ы – НЕЛЬЗЯ БЕЗ СЕМЬИ
Запомни условеые обазначения согласных звуков
- твердый согласный - мягкий согласный

Звуки [с] [с'] , буква С
Прочитай слоги
ас- яс ус -юс ос –ёс эс-ес ис-ыс

ЗАПОМНИ БУКВА С ОБАЗНАЧАЕТ ДВА ЗВУКА
твердый согласный звук [с] мягкий согласный звук [с']

Если согласный звук стоит перед гласным то их соеденяют дугой получается песенка слог, под звуками которые остаются бес пары ставят точку.

звуки дружат звуки не дружат

Рассмотри схемы согласный звук стоит перед гласным соедини дугой под звуками которые остаются бес пары ставь точки.

Прочитай слоги проводя пальчиком по дуге между буквами, сначало протяжно произнеси первый звук, а потом плавно переходи на второй
с а с о с у с э с ы

звук [с], с гласными а о у э ы, звучит твердо
а схема выглядит так
Научись писать большие и маленькие печатные буквы по клеткам.

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте буквы У Ю в свой домик.

У

п
Прочитай слова

УА АУ
Найди и зачеркни лишнюю букву.

ха ха-хо-ху-хэ-хы
хо хы-хэ-ху-хо-ха
ху хо-хы-ха-хэ-ху
хэ ху-ха-хы-хо-хэ
хы хэ-ху-хо-ха-хы

3
буклет "Осторожно на воде"
Совместная деятельность воспитателя с детьми «Зимн...
 

Комментарии 1

Гость - Лидия в 20.11.2015 19:19

Огромное спасибо за Вашу работу!Успехов Вам!

Огромное спасибо за Вашу работу!Успехов Вам!
Гость
23.01.2021

В блогах

Мастер - класс по созданию весенних цветов из нетканого текстильного материала (спанбонда).

Sample Image

Предлагаю Вам мастер-класс по изготовлению весенних цветов из нетканого текстильного материала (спанбонд) - одноразовая скатерть. Цветы можно использовать для оформления интерьера...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Солнечные зайчики»

Интегрируемые образовательные области: речевое и познавательное развитие. Формы непосредственно образовательной деятельности: Создание ситуации, сопровождающий диалог, создание проблемной ситуации, игровая обучающая ситуация, игра-поиск...

Нравственно-патриотическое воспитание через художественное творчество

Нравственно-патриотическое воспитание через художественное творчество Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное…  Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на...

Новое на сайте

НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Не выйдет из жадины друга хорошего!» Старшая группа

НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Не выйдет из жадины друга хорошего!» Старшая группа Образовательная область: социально – коммуникативное развитие. Цель: продолжить формировать и закреплять этические представления ребенка; закреплять понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах. Задачи: Образовательные: - формировать нравственные...

Сценарий Новогоднего утренника для детей раннего возраста «Новогодние приключения!»

Сценарий Новогоднего утренника для детей раннего возраста «Новогодние приключения!» (Под весёлую музыку дети входят в зал).Ведущая: Нам праздник весёлый зима принесла, Зелёная ёлка к нам в гости пришла! Как блестят на ней игрушки, вот сосульки изо льда...

Конспект итогового интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный цветок»

Конспект итогового интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный цветок» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое». Цель: Актуализировать знания, полученные детьми в течение года; обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности. Программные...

Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста

Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга – это фундамент, на котором строится культура нации. Свою работу по...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог