Тагирова Гульгена Раисовна пока еще не указала никакой информации ...

ПРОГРАММА   «ЭТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Становление нравственных основ личности - одна из главных задач дошкольного возраста. Настала пора признать и установить приоритет общечеловеческих ценностей, нравственного воспитания над интеллектуальным развитием.

          Сегодня, в условиях ожесточившейся жизни, проникновения коммерциализации в духовную сферу, размывания нравственных критериев в воспитании ребенка важно опереться на нравственные основы жизни. Это возможно, включая в воспитательный процесс систему воспитания этической культуры, основанную на принципах гуманизма и общечеловеческих ценностей.

         Цель предлагаемой проектной программы "Этика для дошкольников" - помочь ребенку раскрыть окружающий мир, сформировать у него представления о нормах отношений между людьми, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он - человек, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок научится видеть других людей, понимать их поступки, чувства, мысли, у него будут сформированы нравственные мотивы поведения, которыми он будет руководствоваться в своих поступках.

        Отбор познавательных задач осуществляется исходя из современных требований к обучению дошкольников: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в процессе познания, интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога; конструирование педагогом педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

         Проект программы предназначен для детей 4-7 лет, целесообразно придерживаться возрастного деления детей на группы: 4-5 лет (средняя группа), 6-7 лет (старшая группа). С учетом возрастных особенностей и возможностей детей каждой группы проект программы формирования этической культуры дошкольников в каждой группе решает разные задачи.

                                                          ЗАДАЧИ

                                                   Группа   4-5 лет

 

– формирование представлений детей о нормах отношений между людьми;

– усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы;

– привитие навыков поведения в театре, общественном транспорте, в гостях;

– воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам;

– воспитание умения говорить спокойно, внимательно слушать собеседника;

– обогащение словаря детей;

– развитие внимания, мышления, творческого воображения;

– создание условий для реализации ребенком своих чувств, ощущений, переживаний.

 

                                                Группа 6 -7 лет

 

– формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

– развитие умения адаптироваться к людям, взаимодействовать с ними;

– воспитание основных коммуникативных качеств и навыков;

– развитие умения сочувствовать людям, сопереживать людям, животным, окружающим предметам, растениям;

– закрепление навыков поведения в общественных местах,

– активизация словаря детей, развитие воображения, мышления - качеств творческой личности;

– поиск путей сотрудничества с родителями воспитанников для достижения результатов работы по данной программе.

Численность детей в группе 20 человек. Продолжительность занятий 30 минут.

                                  Условия реализации программы

 

     Искусство умственного и нравственного воспитания есть искусство возбуждения сердца и ума воспитанников, а не просто назидание и сообщение сведений. Развитие ребенка возможно только в деятельности, поэтому неотъемлемой частью этических занятий должны быть игра, инсценировка, драматизация, изодеятельность. В этических занятиях превалирую т методики, дающие ребенку возможность действовать и решать самому.

      Основная черта педагогического процесса - психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личное мнение, личный взгляд. Работая по предлагаемой проектной программе, взрослые не должны сдерживать мыслительную активность детей. Следует терпеливо выслушивать все их догадки и суждения, находить подходящие примеры из жизни, а когда надо - сообщить дополнительную информацию. Главное, чтобы дети думали и сами (хотя и с нашей помощью) делали правильные выводы-

        Важным компонентом системы воспитания этической культуры дошкольника является методика этического заряда - своеобразная психологическая установка, ориентирующая дошкольников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, на добрый эмоциональный климат отношений в коллективе

Структура занятий может быть представлена в виде последовательных этапов:

1. Этический заряд. Ритуал решения.2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо Истории3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где педагог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, т.е. к решению проблемы4. Игры и упражнения, направленные на развитие общения, самовосприятия, самоощущений, самопознания.5. Итог занятия. Домашнее задание.6. Этический заряд. Ритуал прощания.

         Педагог должен позаботиться о техническом, предметном обеспечении  программы. Использование на занятии картин, музыки, видео- и аудиотехники повышают эффективность занятия.

         Особое значение имеет совместная работа педагога и родителей, установление между ними тесного контакта. Только тогда можно говорить об успешности реализации проекта программы «Этика для дошкольников»,  в противном случае все рассуждения, размышления детей останутся только словами, не закрепленными в жизнь в реальных ситуациях. .

 

Предполагаемый результат и способы его отслеживания.

     Предполагается, что по окончанию учебного года дети средней группы:

– получат представление о том, что можно, что нельзя делать,

– получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек,

_ правила поведения за столом, пользование  столовыми приборами,

– научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки,

– поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок;

– научатся правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;

– овладеют приемами вежливого поведения в быту, обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные" слова.

      У детей старшей группы будут сформированы:

– способность представлять свои действия в воображаемой ситуации;

– правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;

– положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка;

– доброжелательное отношений к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважение их прав и интересов.

         Промежуточный и итоговый результаты работы по программе отслеживаются в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, перерыв между занятиями, праздники, выходы на экскурсию, в театр, на выставки, беседы с родителями и их анкетирование), через проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми, педагогические срезы с использованием комплекса методик.

Направление наблюдений

– отношения с другими членами своей группы (доброжелательные, напряженные, невыраженные);

– нравственная самооценка своих действий, поступков (+, -, неопределенно);

– проявление в конфликтных ситуациях (агрессивное, пассивно-зависимое, адекватное).

Использование методик:

– Продолжи предложение;

– Волшебный магазин;

– Цветик-семицветик;

– Золотая рыбка;

– Если бы я был волшебником;

Критерии определения уровня усвоения программы

А - неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах;

В - четкое и правильное представление о нравственных нормах, активно-положительное отношение к ним, но недостаточно устойчивое проявление нравственных качеств в поведении;

С - устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемых нравственных качеств.

                         

  Карта определения уровня усвоения программы

Ф.И. ребенка

Уровни усвоения программы

А

В

С

       
       
       
       

Итого:

     

  Карта определения уровня усвоения программы заполняется  3 раза в год.

1 раз - на начало учебного года определяется исходный уровень представлении о нравственных нормах;

2 раз - во время промежуточной диагностики;

3 раз - в конце учебного года

Методическое обеспечение программы

1. Устройство для воспроизведения музыки: для музыкального оформления и проведения занятий.2. Записи с лирической, романтической, ритмической музыкой, детские песенки.3. Набор перчаточных и пальчиковых кукол.4. Настольные игрушки животных.5. Бумага, набор гуаши (6 цветов), кисти на всех детей группы6. Сюжетные картинки "Что делают дети?", "Кто как поступает?", настольная игра "Что хорошо, что плохо?", набор открыток о птицах, растениях, животных; тексты сказок, стихов, рассказов, загадок7. Два переносных телефонных аппарата (2 трубки настоящие или игрушечные)8. Музыкальная шкатулка, "волшебный мешок", ящик для сюрпризов.9. Косынки, шарфы, шапочки для драматизации, инсценировок, п/игр.10. Клубочки ниток, мяч, теннисные мячи для тренинга, психологических игр.11. Домашние задания (приложение № 1)12. Пиктограммы "Азбука настроения" (приложение №2).13. Куклы (приложение №3).14. Вопросы для маленького экзамена (приложение №4).15. Занятия-забавы: "Ступеньки доброты", "Яблонька, наклонись", "Хрустальный башмачок" (приложение №5).16. Уроки Феи Здрасьте (приложение №6)17. Ситуации (приложение №7).18. Методики оценки эффективности использования программы (приложение №8)

        

 План  работы (I год обучения)

№№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Формы и методы
обучения

Формы и методы
подведения итогов

I.

Вводные занятия

2

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, чтение стихов

Игра “Вежливые жмурки”

II.

Я и моя семья

3

Беседы, рассказы детей, заучивание стихов

Выставка рисунков “Моя семья”, “Подарки” бабушкам и дедушкам

III.

Я и мое тело

3

Загадки, чтение художественной литературы, иллюстрации

Дидактические игры

IV.

Мои поступки

4

Беседа, чтение стихов, коротких рассказов, рисование, просмотр мультфильма

Занятие-игра

V.

Я дома и в гостях

4

Беседа, инсценировка, чтение сказки, игры, участие родителей в занятиях

Праздник “День именинника”

VI.

Школа вежливости

4

Беседа, занятие-игра, кукольный театр, д/и, рассматривание иллюстраций

Коллективный поход в театр

VII.

Все, что есть на земле – нужно!

2

Рассказ, стихи, загадки, рассматривание книг, открыток

Беседа

VIII.

Уроки красоты

6

Д/и, рисование, чтение художественной литературы, рассматривание серий картинок, обсуждение ситуаций, выставка любимых книг, обмен книгами

Комплексное занятие “Этика”+“Забавные поделки” (изготовление подарков для любимых)

IX.

Нам хорошо вместе!

8

Чтение художественной литературы, оформление праздничных газет

Занятие “Маленький экзамен”

ИТОГО

36

   

 

 

 

Тематический план (I год обучения)

Название темы

Кол-во часов

Тема I.

1.

Вводные занятия.

Знакомство.

1

2.

"Волшебные", "добрые", "злые" слова.

1

Тема II.

3.

Я и моя семья.

Моя семья.

1

4.

Порадовать маму. Как это просто!

1

5.

Бабушка заболела.

1

Тема III.

6.

Я и мое тело.

Уроки Мойдодыра.

1

7.

Мои помощники.

1

8.

Лягушка в зеркале.

1

Тема IV.

9.

Мои поступки.

Дружба. 5 правил.

1

10.

Я не жадина!

1

11.

Как быть послушным.

1

12.

Мое настроение. Что я люблю.

1

Тема V.

13.

Я дома и в гостях.

Я встречаю гостей.

1

14.

Меня позвали в гости.

1

15.

Я играю с друзьями.

1

16.

Подарки.

1

Тема VI.

17.

Школа вежливости.

Идем в театр.

1

18.

Поездка в автобусе.

1

19.

У меня зазвонил телефон.

1

20.

Я – пешеход.

1

Тема VII.

21.

Все, что есть на этой Земле – нужно!

Про кошку, которая вернулась.

1

22.

Секреты природы.

1

Тема VIII.

23.

Уроки красоты.

Красота вокруг нас.

1

24.

Красота в человеке.

1

25.

Что ты думаешь об этом?

1

26.

Моя любимая книга.

2

27.

Сами творим красоту!

1

Тема IX.

28.

Нам хорошо вместе!

День именинника.

3

29.

Несколько вредных советов.

1

30.

Маленький экзамен.

1

31.

Встречаем Новый Год!

1

32.

Радуемся весне. Поздравляем маму.

1

33.

Итоговое занятие.

1

 

Итого

36

 

Содержание программы I года обучения

Тема I. Вводные занятия.

1 Знакомство.

Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом, знакомство с куклами (см. приложение №3), знакомство с Феей Здрасьте (уроки Феи Здрасьте - см. приложение №6). Игра "Раз, два, три! Имя назови!".

2. "Волшебные", "добрые", "злые" слова.

Секрет волшебных слов.

Зачем нужна вежливость? Кого называют вежливым? - беседа с детьми.

Приветствие - с кем и как здороваться? С другом, со взрослыми? Утром, днем, вечером? Рассматривание иллюстраций "Волк и заяц", "Леопольд и мыши", "Буратино и Мальвина". Игры "Музыкальная шкатулка" - собираем "волшебные" слова, "Вежливые жмурки", "Дождь", "Шарик летит". Чтение "Простите" В.Юсупова.

Тема II. Я и моя семья.

Понятие "семья". Состав семьи. Отношения в семье.

3. Моя семья.

Почему всегда так радостно идти домой? Дать детям возможность высказаться. Рассказы детей о том, кто в семье, что любит делать. Рисунок семьи. Выставка рисунков "Моя семья" (беседы с родителями по рисункам детей "О чем говорит детский рисунок")

Игры и проблемные ситуации для обсуждения – анализ положительных и отрицательных сторон поведения.

Урок Феи Здрасьте № 1.

4. Порадовать маму. Как это просто!

Углубление у детей чувства привязанности и любви к самому близкому и родному человеку – маме. Беседа с детьми: "Ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы их часто радуете?". Высказывания детей Чтение "Посидим в тишине" Е. Благининой. Игра "Наседка и цыплята". Упражнение "У кого какая мама". Этюд "Мама спит". Открытие "секретного лекарства", которое поможет всем: "Если в доме кто-то плачет…". Помочь детям (при желании) разучить прибаутку, подарить ее маме, нарисовать Барабульку. Чтение "Про маленького мишку – упрямого сынишку" В. Орлова, "Два пирожных" Ю. Ермолаева.

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».

5. Бабушка заболела.

Вызвать у детей эмоциональные чувства по отношению к бабушке (сопереживание, внимание, забота). Заботятся ли дети о бабушке, замечают ли ее настроение. Как выражают свои чувства к ней. "Расскажи о своей бабушке" - рассказы детей. "Узнай на фото" - рассматривание фотографий. Этюд "Бабушка заболела". Рисование "Подарки бабушкам и дедушкам".

Проблемная ситуация для обсуждения – ситуации нравственного выбора (пригласили в гости, но надо помочь бабушке).

Совет на прощание: присмотритесь к хлопотам бабушки, помогайте ей. Если бабушка живет отдельно от внуков, - позвоните ей или напишите письмо вместе с родителями. Урок Феи Здрасьте №2.

Тема III. Я и мое тело.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Представление о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, жестов и движений в процессе общения.

6. Уроки Мойдодыра.

Кто такой Мойдодыр и за что он ругал мальчишку? Здоровье - это очень важно. Если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Больных людей жалко! Но во многом здоровье зависит от самого человека. Рассказ педагога "Держи осанку!". Физкультминутка "Танец утят". "Крепкие-крепкие зубы" - беседа с детьми об уходе за зубами. Загадки о зубном порошке, зубной щетке, мыле, полотенце. Чтение "Замарашка Кирилл".

7. Мои помощники.

Я вижу, слышу, чувствую. Беседа "Чтобы глаза видели, а уши слышали. Для чего нужна кожа. Руки и ноги тебе еще пригодятся". Игры "Угадай, кто позвал?", "Подбери по цвету", "На что это похоже?" (тактильная память). Урок Феи Здрасьте №3.

8. Лягушка в зеркале.

Чтение сказки Д. Биссета "Лягушка в зеркале". Обсуждение прочитанного. Опрятность, внешний вид, уход за одеждой и обувью. Упражнение "Что здесь лишнее", "Что возьмет в полет космонавт". Игра "Зеркало". Чтение "Две неряхи" Л. Киселевой. Урок Феи Здрасьте №4.

Тема IV. Мои поступки.

Занятия темы призваны научить детей принимать правильные решение в различных ситуациях, научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, прививают положительные привычки, учат преодолевать отрицательные черты характера.

9. Дружба. 5 правил.

Беседа "Есть ли у тебя друзья?". Есть хорошие настоящие друзья и друзья плохие, на которых нельзя положиться. Чтение стихотворения "Жадина" Я.Акима, (при необходимости дразнилка "Наша утка - крякалка" И. Демьянова). Чтение "Как светлячок друга искал" С.Юцзунь.

Рассматривание картинок «Хрюша-задира».

Пять правил дружбы:

1. Не выдавать чужие секреты. 2. Всегда быть откровенным. 3. Не бояться попросить прощения. 4. Не грубить. 5. Делиться с товарищами своими игрушками. Итог: хорошо, когда у тебя много друзей. 10. Я не жадина!

Занятие - игра. Дети приносят любимые игрушки, разрешают друг другу ими поиграть. Что такое щедрость? Беседа с детьми: "Приятно ли делиться с товарищами? Что ты чувствуешь при этом? Когда в ответ на просьбу получаешь отказ, что ты испытываешь при этом? Сам поступишь также?". Чтение "Жадный пес".

Проблемная ситуация для обсуждения – выбор правильного поведения. Игра «Две гири».

Урок Феи Здрасьте №5.

11. Как быть послушным.

– Формирование послушания. Беседа "Я должен спросить у мамы".

– Есть ли у вас знакомые взрослые люди?

– Вам нравится общаться с ними?

– Как вы себя ведете, когда встречаетесь с ними?

– Если вас приглашают куда-то пойти знакомые взрослые, что вы делаете?

– А если поблизости нет мамы?

Чтение "Бармалей" К.Чуковского (отрывок). Обсуждение.

Вывод: "Незнакомым взрослым можно и даже нужно сказать "нет"".

12. Мое настроение- Что я люблю.

Развитие внимания к самому себе, своим чувствам, переживаниям. Знакомство с эмоциями человека. Беседа "Какое бывает настроение?" Как мы об этом узнаем, что чувствуем? Как можно поднять настроение? Придумай как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, вспомнить что-нибудь хорошее, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.п.). использовать книгу Л.Князевой "Веселые, грустные...". Игра "Волшебный мешок"; "Музыка и эмоции" - настроение музыки, "Рисуем эмоции пальцами" - выражение осознания своего настроения. Мультфильм "Просто так!".

Тема V. Я дома и в гостях.

Дома - я хозяин. Умею принимать гостей: стараюсь быть хорошим хозяином и приятным гостем. Учусь развлекать гостей. Учусь делать и принимать подарки.

13.Я встречаю гостей.

Любите ли вы ходить в гости? А почему? Что вы знаете о том, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? Что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Сценка "В прихожей". В роли гостя и в роли хозяина - дети. Обратить внимание детей: с каким выражением лица хозяин открывает дверь? Как он приветствует гостя? Как он встречает его? И как чувствует себя в это время гость?

Вывод: хозяин должен быть приветливым.

Чтение стихотворения "Гостеприимство" О.Григорьева. Обсуждение стихотворения.

Вывод: хозяин должен быть щедрым и тактичным.

14. Меня позвали в гости.

Напомнить детям о прошлом занятии, каким должен быть хозяин. А каким должен быть гость? Поговорим об этом. Чтение "Свинья в гостях" Г.Юдина. После чтения - беседа с детьми

Вывод: гость должен быть скромным, аккуратным и вежливым, тогда это приятный гость. Урок Феи Здрасьте №6.

15. Я играю с друзьями.

Дети уже знают, каким должен быть гость и хозяин. А еще хозяин должен уметь занять своих гостей. В какие игры вы играете, чем вы занимаете своих гостей? Беседа с детьми.

Игра "Жмурки". Выучить считалочку-вертушку.

Игра "Загадай рифму".

Игра "Слово на ладошке".

Игра "Нарисуй с закрытыми глазами".

Веселое домашнее задание - каждый вспомнит свою любимую игру и в следующий раз научит всех в нее играть.

16. Подарки.

Что можно подарить? Как делать и принимать подарки. Изготовление подарков из того, что есть дома: коробочки, старые фломастеры, катушки от ниток. Чтение стихотворения "Старушке прислали в подарок кофейник...". Упражнения "Принимаю подарок", "Я тебя поздравляю".

Тема VI. Школа вежливости.

Мы живем среди людей. Хорошие манеры помогают нам жить в согласии с ними. Учимся общаться с незнакомыми людьми.

17. Идем в театр.

Были ли дети в театре? Что понравилось и запомнилось? Кто работает в театре? Как надо вести себя в театре? Показ сказки "Огородники" (кукольный театр). Дети занимают места, смотрят сказку, благодарят актеров аплодисментами. Предложить родителям сходить с детьми в театр.

18. Поездка в автобусе.

Занятие-игра "Научим Буратино". Дети рассказывают и показывают Буратино, как надо вести себя в автобусе (входить, садиться, покупать билет, места со специальным значком, как выходить из автобуса).

19. У меня зазвонил телефон.

Игра-драматизация «Телефон».

Творческая игра «Алло, алло».

Д/и "Телефонный разговор". Игра объясняет значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома, а также правила телефонного разговора. После небольшой предварительной беседы педагог моделирует несколько ситуаций и просит показать, как говорят и отвечают по телефону.

Звонит телефон - подойти к телефону, взять трубку, ответить на звонок, сказав "алло" или "Да". Звонит незнакомый человек и просит позвать папу к телефону - снять трубку, сказать "алло" вежливо ответить на просьбу звонящего, позвать папу. Маме звонит знакомая вам тетя - снять трубку, поздороваться, назвать по имени, ответить коротко на ее вопросы. Позвонить по телефону и вызвать "Скорую помощь"

Педагог может поинтересоваться у детей, помнят ли они свой номер телефона. Если они уже умеют кому-то звонить сами, то как они это делают (обыграть). Педагог также может участвовать в игре, отвечая на "звонки" детей или "звоня" им в роли знакомых.

Материал: 2 телефонных аппарата, 2 журнальных столика.

20. Я - пешеход.

Правила поведения на улице Части улицы (тротуар, проезжая часть). Светофор, кому он нужен. Д/и "Красный, желтый, зеленый". Рассматривание иллюстраций "Незнайка на дороге". Загадки о транспорте, светофоре. Урок Феи Здрасьте №7.

Тема VII. Все, что есть на этой Земле - нужно!

Формирование осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы.

21. Про кошку, которая вернулась.

Рассказы детей о домашних питомцах. Чтение "Чижик", "Золотая клетка". Стихи, загадки о домашних животных-

22. Секреты природы.

Зачем кошка умывается? Куда летят гуси? Почему тигр полосатый? Для чего кактусу колючки? Что видит стрекоза? Вызвать у детей интерес, поощрять детские вопросы о животных, отношениях человека и природы. Рассматривание открыток, книг. Чтение рассказов В.Бианки.

Тема VIII. Уроки красоты.

На различных примерах показать красоту окружающего мира, красоту души.

Формирование умения давать моральную оценку происходящему.

23. Красота вокруг нас.

Красота окружающего мира: цветы, облака, животные. Мир нерукотворный. Что сделано человеком? Кому нужна красота? Д/и "Подбери по цвету", "Радуга". Рисование "Любимая игрушка" или для мальчиков - "Машины", для девочек - "Красивое платье".

24. Красота в человеке.

Д/и "Оцени поступок". Игра-забава "Яблонька, наклонись" (по сказкам). Игра "Ступеньки доброты". Игра "Хрустальный башмачок" (см. приложение к программе №5). Чтение "Кривая уточка". Урок Феи Здрасьте №8.

25. Что ты думаешь об этом?

Учить детей высказывать свои мысли и терпимо относиться к мнению других. Рассматривание серии картинок ("Леопольд", "Буратино" и др.). Обсуждение ситуаций (описание ситуаций см. приложение №7). Размышление о возможных вариантах поведения. Материал: фишки белого и черного цветов. Игра-драматизация "Узнай себя". Учить анализировать собственное поведение.

Урок Феи Здрасьте №10.

26. Моя любимая книга.

По желанию дети приносят из дома любимые книги. По выбору детей - чтение отрывков. Устроить маленькую выставку. Предложить обменяться книжками на время - мы не жадины! Урок Феи Здрасьте №11.

27. Сами творим красоту.

Комплексное занятие "Этика" + "Забавные поделки". Готовим маленькие подарки для тех, кто нам нравится (другу, родителям, педагогам).

Тема IX. Нам хорошо вместе!

Готовим праздники, веселимся. Родители вместе с нами.

28. День именинника.

Поздравляем друзей-именинников (по временам года). Готовим концерт, подарки.

29. Несколько вредных советов.

Чтение книги Г.Остера.

Это серьезные советы? Надо ли им следовать?

Учимся понимать юмор, иронию. Пытаемся придумать свои "вредные советы".

30. Маленький экзамен.

В начале занятия дети получают маленькие пригласительные билеты с вопросами, в билетах даются варианты ответов (см. приложение №4). Вопросов столько, сколько детей в группе. Педагог в шутливой форме подводит итог экзамена на вежливость и поздравляет ребят.

- А теперь приглашаю вас в гости В гостиной накрыт стол для чая. (за столом учимся есть торт ложечкой)

31. Встречаем Новый год!

Подготовка к Новогоднему празднику. Изготовление масок, очков, украшений для дома. Разучивание стихов, песенок. Готовим новогодние поздравления, оформляем газету "Наши пожелания".

32. Радуемся весне. Поздравляем маму.

Весенний праздник Игры для мам и бабушек. Подарки своими руками Объяснения в любви (газета).

33. Итоговое занятие.

Подведение итогов, прощание с куклами, выпускной утренник.

Программа  «Этика для дошкольников»

 План работы (II год обучения)

№№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Формы и методы

обучения

Формы и методы

подведения итогов

I.

Вводные занятия

3

Рассказ, рассматривание иллюстраций, малоподвижные игры, стихи, слушания пьесы, просмотр диафильма, м/фильма

Рисование “Я и мое имя”

II.

Я и моя семья

4

Дискуссия, рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, театральные этюды, д/и, чтения и обсуждения прочитанного, кукольный театр

Выставка детско-родительских работ “Древо рода моего”

III.

Я и мое тело

3

Беседа, д/и, п/и, театр картинок, аппликация

Упражнения, д/и

IV.

Я и мои эмоции

2

Игры, упражнения, рассматривание иллюстраций

Игры-инсценировки

V.

Я и другие люди

10

Чтение литературы, беседа, пословицы, поговорки, п/и, рассказывание сказки, упражнение, участие родителей в занятии

Беседа

VI.

Все, что есть на этой Земле – нужно!

3

Рассказ, рассматривание картинок, фотографий, открыток, книг, загадки, экскурсия в парк, рисование

Выставка рисунков о природе. Работа с родителями “Посадите дерево”.

VII.

Уроки красоты

6

Рассматривание изделий народных промыслов, чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного, упражнения, пословицы и поговорки, игры.

Операция “Доставь радость другому”. Благотворительная акция для детского приюта. Выставка рисунков.

VIII.

Нам хорошо вместе!

5

Серия занятий, на которых присутствуют родители, участвуют вместе с детьми, праздники

Итоговое занятие

ИТОГО

36

   

 

Тематический план (II год обучения)

Название темы

Кол-во часов

Тема I.

1.

Вводные занятия.

Знакомство. Приветствие.

1

2.

В мире "волшебных" слов.

1

3.

У каждого есть имя.

1

Тема II.

4.

Я и моя семья.

Моя семья. Родословная.

1

5.

Самая хорошая.

1

6.

Разговор о бабушке.

1

7.

Дом, в котором я живу.

1

Тема III.

8.

Я и мое тело.

Уроки Мойдодыра.

1

9.

Санитарно-гигиеническая сказка "О грязнулях".

1

10.

Мои друзья, мои помощники.

1

Тема IV.

11.

Я и мои эмоции.

Настроение.

1

12.

Умеют ли руки разговаривать.

1

Тема V.

13.

Я и другие люди.

Я и другой. Мы разные.

1

14.

Взаимоотношения.

1

15.

С кем бы ты хотел дружить?.

1

16.

Комплименты. Дразнилки.

1

17.

Как относиться к людям.

1

18.

Принимаю гостей и иду в гости.

1

19.

Игры и развлечения для гостей.

1

20.

Десять жизненных важностей.

1

21.

Чужие секреты.

1

22.

Про слово "надо".

1

Тема VI.

23.

Все, что есть на этой Земле – нужно!

Кто живет рядом с нами.

1

24.

Красная книга.

1

25.

Урок экологии.

1

Тема VII.

26.

Уроки красоты.

Что такое красота?

1

27.

Красота души - доброта.

1

28.

Сами творим красоту.

1

29.

Культура. Культурная среда.

1

30.

Пословица не зря молвится.

1

31.

Моя любимая книжка.

 

Тема IX.

32.

Нам хорошо вместе!

Встречаем Рождество.

1

33.

Несколько вредных советов.

1

34.

Поздравляем маму.

1

35.

Маленький экзамен.

1

36.

Итоговое занятие. Выпускной утренник.

1

 

Итого

36

 

Содержание программы II года обучения

Тема I. Вводные занятия.

Раскрытие значения вежливых слов, формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

1. Знакомство. Приветствие.

Знакомство с детьми. Знакомство детей с предметом "Этика". Рассказ педагога о традициях знакомства и приветствия в разные времена, у разных народов. Рассматривание иллюстраций в книгах "Школа вежливости", "Этикет от А до Я". Игры "Паровоз", "Назови себя". Урок Феи Здрасьте №3.

2. В мире "волшебных" слов.

Для чего нужны вежливые, добрые слова? Беседа "Что значит быть вежливым?". Стихи С.Погореловского, И.Пивоварова ("Доброй ночи", "Ослик"). Чтение "Волшебное слово" В.Осеевой, "Простите" В.Юсупова, "Песенка об очень важном", муз. А. Захаровой, стихи Л.Рыжова. Игры "Вежливые жмурки", "Слово на ладошке", "Волшебная шкатулка", "Словарь добрых слов и выражений", "Запрещенное движение".

Урок Феи Здрасьте №2.

3. У каждого есть имя.

Кто я. Как меня зовут. Бывают ли люди, у которых нет имени? Для чего нужны имена? А кто еще имеет имена?

Что означает мое имя. Что такое имя, отчество, фамилия. Игры "Давай познакомимся", "Назови себя", "Позови ласково". Упражнение "Имена", "Зеркало", "Ласковое имя". Рисунок "Я и мое имя". Диафильм "Волшебное слово" по Э.Мошковской, мультфильмы "Привет", "Просто так"

Тема II. Я и моя семья.

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.

4. Моя семья. Родословная.

Дискуссия "Что такое семья". У всех ли людей есть родители, семьи? Хорошо или плохо, что у человека есть семья? А зачем человеку семья? Как относятся к своим детям родители? А дети к родителям?

Вывод: семья - это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.

Понятие родословной Мои предки. Рисование "Древо рода моего". Рассматривание семейных фотографий (предварительная работа с родителями). Составление древа семьи по любой сказке ("Снегурочка", "Дюймовочка", "Мальчикс-пальчик"...). Этюд "Любящие родители". Игра "Верно-не верно!".

5. Самая хорошая.

Обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи, ее труду, воспитание желания помогать маме, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками. У каждого существа на свете есть мама Рассказ детей о своих мамах Чтение "Разбитая ваза", "Лег Сережа на кровать...", "Сыновья" В.Осеевой. Обсуждение прочитанного. П/и «Курица и цыплята».

6. Разговор о бабушке.

Воспитание любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать их заботливым отношением к ним.

Игра с превращениями. Кукольный театр "Упрямая Даша". Инсценировка "Бабушка и внук". Игра "Бабушкины ладони". Стихи о бабушке. Рассматривание фотографий бабушек (предварительная работа с родителями. Урок Феи Здрасьте №1.

7. Дом, в котором я живу.

Беседа "Что значит любить родителей". Как вести себя в собственном доме? Обязанности членов семьи. Каждой вещи свое место. Родители любят тебя всегда, но… (ситуации для обсуждения). Правила поведения:

Чистить обувь у подъезда Не рисовать на стенах Не кричать в подъезде Беречь то, что создано другими Здороваться с соседями.

Чтение "Дверь", "Кто там?" ("Волк и семеро козлят"). Чтение "Печенье" В.Осеевой.

Тема III. Я и мое тело.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью. Понимание индивидуальных особенностей других людей.

8. Уроки Мойдодыра.

Бережное отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни. Как правильно одеваться, чистить зубы. Надо ли делать зарядку?

9. "Сказка о грязнулях".

Кукольный театр - детям. Учимся понимать юмор, иронию. Д/и "Что лишнее?", п/и "Чистые жмурки".

10. Мои друзья. Мои помощники.

Как у всех людей у меня есть руки, ноги, голова, язык, глаза, уши, рот, нос. Это мои помощники. С их помощью я узнаю все о мире, в котором живу. Если у человека не видят глаза, его называют слепым, не слышат уши - глухим. Таким людям трудно жить, поэтому я должен им всегда помогать, никогда не смеяться над ними. Учить детей сопереживать.

Упражнения "Ничего не вижу", "Слепое доверие", "Найди пару", "Узнай по запаху". Чтение "Про нос и язык" Е.Пермяка, д/и "Посылка от обезьянки"; аппликация "Цвета радуги" по стихотворению А.Вегнера. урок Феи Здрасьте №6.

Тема IV. Я и мои эмоции.

Учимся "прислушиваться" к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Познание внутреннего мира чувств и состояний, их анализ и управления ими. Развитие самоощущений.

11. Настроение.

Знакомство с эмоциями человека. Рассказ педагога и детей о своих чувствах и переживаниях, когда: больно ударили, получил подарок, громко загудела машина, гремит гром, играет веселая музыка. Учимся расслабляться.

Игры "Определи настроение" (см. приложение №2), "Барометр настроения", "Музыка и эмоции". Упражнения "Свеча", "Разноцветный букет", "Передача чувства", "Волшебный мешок", "На что похоже настроение". Использовать книгу Л.Князевой "Веселые, грустные...".

12. Умеют ли руки разговаривать.

Выразительные жесты - помощники общения. Уместность использования движений и жестов при общении. Жест и его значение. Многозначность жеста. Рассказ о балете.

Игры "Где мы были, вам не скажем, а что делали, - покажем", "Отгадай, кого изображаю", "Расскажи стихи руками", этюды "Кузнечик", "Раздумье", "Круглые глаза", "Вкусные конфеты", "Золотой дождь". Игры-инсценировки "Мишка и зайка", "Спрятанная котлета". Урок Феи Здрасьте №7.

Тема V. Я и другие люди.

Познание себя через отношения с другими. Построение отношений с другими людьми. Формирование понятий и представлений. Учить искать выход из конфликтных ситуаций. Права человека.

13. Я и другой. Мы - разные.

Все люди разные, но права у всех одинаковые. Дать детям первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и равенстве их прав.

Игры "Поварята", "Волшебный цветок", "Волшебники", "Мы - разные". Упражнение "Спиной к друг другу". Игра-драматизация "Сказка наоборот". Чтение "Маленький великан" Э-Мошковской, "Цветик-семицветик" В.Катаева, "Рыжий город" Г.Юдина.

14. Взаимоотношения.

Развитие чувства общности. Формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Обсуждение стихотворения Л.Кузьминой "Дом с колокольчиком". Помочь детям сделать вывод, что одного и того же можно достичь разными путями, но эти пути могут привести и к разным результатам.

15. С кем бы ты хотел дружить?

Формирование понятия "друг", "дружба". Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Закрепление положительных ассоциаций с понятиями "друг", "дружба". Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка. Не допустимы насмешки, прозвища и т.д.

Проблемная ситуация для обсуждения – почему со мной не играют другие дети?

Чтение "Два товарища" Л.Толстого, "Жадина" Я.Акима, "Подруги" Л.Фоминой. Беседа 'Что такое дружба", "Кого можно назвать другом" Игра-драматизация "Три товарища" А.Осеевой. Рисование "Мой лучший друг", "Кого из сказочных героев ты выбрал бы в друзья", "Любимая игрушка" (аппликация, лепка, оригами), "Подарок моему другу". Игры "Позови соседа ласково", "Скажи ласковое слово соседу", "Я и мои друзья". Пословицы, поговорки о дружбе. Этюд "Котята". П/и "Нам не тесно", "Не намочи ноги". Урок Феи Здрасьте №8.

16. Комплименты. Дразнилки.

Обучение словесному бою с теми, кто дразнится, обзывается. Помочь детям почувствовать, что все люди разные, и это очень хорошо. Если дразнят за отрицательные качества, то придется доказать, что с этим покончено: "Докажи, что ты не жадный, поделись. Или смирись с дразнилкой. Выбирай, что больше нравится"

"Жадина" А.Якима, "Наша утка-крякалка", "Рыжий город" Г.Юдина; д/и "Не обзывайся".

Что такое комплимент? Это приятные, любезные слова. Учимся видеть в других что-то, достойное похвалы, учимся искренне произносить любезные слова. Беседа "Как сделать приятное без вещей?", сказка "Клякса", упражнение "Волшебный стул". Обсуждение "Что может быть неприятным?". Подвести детей к выводу: людям приятна забота, добрый голос, добрые руки, улыбка, внимание.

17. Как относиться к людям.

Формирование у детей представлений о добре и зле (добро всегда побеждает зло); о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом; воспитание качеств личности: щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям; чувство взаимопомощи.

Чтение "Рубль" П.Дудочкина, с/р игра "Два жадных медвежонка", этюды "Хвастливый зайка", "Упрямый козлик"; беседа по рассказу "Добрый поступок Вани".

Вывод: относиться к незнакомому человеку нужно как к хорошему, нельзя обижать человека недоверием, подозрением. Урок Феи Здрасыпе №9.

18. Принимаю гостей и иду в гости.

Знакомство с правилами гостеприимства. Общение со сверстниками, согласование своей деятельности с деятельностью других людей, воспитание чувства доброжелательности, участия, выработка умения дарить и принимать подарки.

Чтение отрывков из книги Б.В.Бушелевой "Поговорим о воспитанности". "Я приду к тебе в гости", "Гостеприимство" О.Григорьева, песенка "Почему?" муз. А.Захаровой, ст Л.Рыжова. Обсуждение прочитанного. Понятия: приветливый, тактичный, щедрый хозяин; приятный, скромный, вежливый гость. Урок Феи Здрасьте №10.

19. Игры и развлечения для гостей (пригласить на занятие родителей).

- "Подбери рифму"

- "Нарисуй с закрытыми глазами"

- "Колечко"

- "Садовник"

- "Замри" и др.

20. Десять жизненных важностей.

Что в жизни самое важное? Что нужно для жизни человеку, а что животному? Без чего нельзя обойтись? Право людей на жизнь, на защиту, на семью, на учебу и др.

Игры: "Согрей птенца", "Комплимент", "Компот".

Чтение "Маленький великан"; закончи фразу "Я больше всего люблю...", "Я боюсь, что...", "Нарушили право!" (по сказкам).

21. Чужие секреты.

Право каждого на личную тайну, свой секрет. Почему люди имеют секреты? (готовят сюрприз, боятся показаться смешными или др. причины) Неэтично (некрасиво, неприлично) выспрашивать про чужие секреты, рассказывать о них (если узнал случайно или тебе рассказал их сам человек). Размышления детей на тему: "Можно ли читать чужие письма, слушать телефонный разговор, входить без разрешения?" Инсценировка "Встретились два слоненка". Урок Феи Здрасьте №12.

22. Про слово "надо".

Выделение норм взаимодействия человека с человеком. Представьте, что случилось бы на свете, если бы все-все люди - взрослые и дети - забыли это слово. Представили?

Когда все делают свои дела, так как надо - получается порядок. "Надо" помогает нам разобраться, что будут делать другие, и тогда не страшно иметь с ними дело. "Надо" - это соблюдение правил, договоренностей, это слово учит думать о другом человеке. Рассматривание "правильных" и "неправильных" картинок (пустой магазин - без продавцов, водитель автобуса спит и др.). Беседа с детьми "Что будет, если..." (не станет докторов, учителей и т.п.). Разговор о школе. Здесь есть много "надо":

- поведение на уроке перемене,

- подготовка уроков;

- порядок в тетради и портфеле и др.

- отношения с учителем и другими людьми.

Урок Феи Здрасьте №13.

Тема VI. Все, что есть на этой Земле - нужно!

Человек - часть природы. Все имеет право быть! Занятия темы направлены на осмысление отношений человек - природа, определение собственного отношения к миру природы; видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

23. Кто живет рядом с нами.

Д/и "Загадки о домашних животных и птицах", "Расскажи о животных, которые живут в твоем доме", "Чудесный мешочек", "Найди и назови", "Кто где живет", "Кто как кричит", игра-драматизация "Сказка-сон". Урок Феи Здрасьте №14.

24. Знакомство с Красной книгой.

Почему появилась эта книга? Что может каждый человек сделать для спасения природы? Рассматривание картинок и фотографий о редких животных и растениях. Чтение глав из книги "Почемучка". Физкультминутка "Кошкины повадки".

25. Урок экологии.

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе можно только сердцем.

Как это сердцем?

Экскурсия в парк. Правильно ли мы себя ведем? Д/и "Что изменилось?". Чтение "Куда спешит ежик?". Слушаем голоса птиц. Рисование "Сказочная птица", "Мое любимое животное", "Человек дружит с природой", выставка рисунков о природе. "Про всех на свете" Б.Заходер.

Тема VII. Уроки красоты.

Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить другим добро и красоту мира. Воспитание доброты и любви.

26. Что такое красота.

На различных примерах показать красоту окружающего мира. Рассматривание изделий народных мастеров: Гжель, Жостово, дымковские изделия, шали, кружева, картины. Музыка. Стихи. Цветы.

27. Красота души - доброта.

Формирование представлений о том, что доброта, честность, смелость есть проявление красоты души. Подвести детей к выводу: человек узнается по его делам.

Чтение "Искорки добра", "Орешки". Обсуждение прочитанного. Упражнения "Передача тепла", "Цепочка доброты", "Пирамида любви". Игра "Мир рукотворный".

28. Сами творим красоту.

Комплексное занятие "Этика" + "Забавные поделки". Готовим подарки для детского приюта "Лучик"; тот, кто захочет, может принести игрушки, книги для детей, сладости. Вместе с детьми подарки готовят родители, дедушки и бабушки. Урок Феи Здрасьте №15.

29. Культура. Культурная среда.

Это, что создано другими, что нас окружает (песни, музыка, одежда, машины).

Культура духовная и материальная.

У одних домов - цветы, деревья, у других домов - грязно, сломаны скамейки. То, среди чего живут люди - культурная среда.

Чтение "Кто оборвал телефонную трубку", "Нарциссьо. Операция "Доставь радость другому".

30. Пословица не зря молвится.

Кладезь народной мудрости (о дружбе, трудолюбии, правдивости) На все случаи жизни есть поговорки, пословицы- Рассматривание серии картинок "Пословицы и поговорки". Игры "Продолжай!", "Закончи пословицу!". Урок Феи Здрасьте №16.

31. Моя любимая книжка.

Каждый может принести любимую книжку. Рассматривание книг, картинок. Чтение некоторых отрывков. Разговор об отношении к книге. Библиотека. Были ли дети в библиотеке?

Что запомнили? Игры "Кто быстрей вспомнит?", "Назови сказку". Рисование по сказкам, любимым книжкам. Выставка рисунков "Герои любимых книг". Урок Феи Здрасьте №17.

Тема VIII. Нам хорошо вместе!

Серия занятий, на которых присутствуют родители, участвуют вместе с детьми.

32. Встречаем Рождество.

Рождественские песни и стихи. Рождественские подарки. Инсценировка "Рождество".

33. Несколько вредных советов.

Чтение книги Г.Остера. Дети понимают юмор, шутку, иронию. Комментарии не нужны -чтение вызовет смех - здоровую реакцию на такие "советы". Д/и "Правда или нет", "Что не так", "Клички животных".

34. Поздравляем маму!

Специально готовимся, учим песни, стихи, танцы. Делаем подарки своими руками. После праздника - чаепитие. Все увидят, что мы умеем вести себя за столом.

35. Маленький экзамен.

Занятие хорошо бы приурочить к Новому году или другому празднику для всех: День Сюрпризов, Первый День Зимы, День Именинника. Дети получают по красивой открытке, смогут оставить ее себе, если ответят на вопросы в открытке (см. приложение №4).

36. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Отметить достижения детей. Прощание с куклами, которые помогали учиться. Вручение маленьких сувениров. Упражнения "Круг друзей", "Передай тепло", "Передай улыбку", "Я хочу тебе сказать...

  

                                                Домашнее задание (I год обучения)

к занятию №3 "Моя семья" - принести фотографию семьи..

№4 "Порадовать маму. Как это просто!" - упражнение для добрых волшебников: полить цветы, протереть пыль, убрать игрушки.

№5 "Бабушка заболела" - позвонить бабушке или вместе с родителями написать ей письмо.

№6 "Уроки Мойдодыра" - проверить зубную щеточку, не пора ли ее сменить7

№8 "Лягушка в зеркале" - проверить, все ли пуговицы на месте? - пришить!

№10 "Я не жадина!" - принести на занятие любимую игрушку.

№13 "Я встречаю гостей" - с разрешения родителей пригласить к себе друга, чтобы вместе поиграть. Помню о правилах гостеприимства.

№15 "Я играю с друзьями" - приготовлюсь к тому, что научу других играть в мою любимую игру (вспомню правила, что для игры нужно, знаю ли считалочки).

№16 "Подарки" - подарки своими руками для того, кто мне очень нравится. Если что-то подарят мне, я помню, как принимать подарки.

№18 "Поездка в автобусе" - совершить поездку в общественном транспорте. Закрепить правила поведения, речевого этикета.

№19 "У меня зазвонил телефон" - с разрешения родителей позвонить кому-нибудь (если найдется повод).

№20 "Я - пешеход" - возвращаясь с занятий, понаблюдать за движением на улице. Вести себя правильно, соблюдать все правила.

№21 "Про кошку, которая вернулась" - наблюдение за животными в доме. "А не обидел ли я свою кошку (собаку)?".

№23 "Красота вокруг нас" - наблюдение: что сделано человеком? Что создано природой?

№25 "Что ты думаешь об этом?" - расскажу о том, что видел, как поступают другие люди.

№26 "Моя любимая книга" - принести свою любимую книжку. Могу дать ее другу

№28 "День именинника" - готовлю маленький сюрприз для общего праздника (стихи, загадки, песенка, игра).

№31 "Встречаем Новый год!" - помогаю навести порядок в доме к празднику, украшаю дом, делаю подарки своими руками (поделки, рисунки).

№32 "Радуемся весне Поздравляем маму!" - лучший подарок - моя помощь, забота и внимание. Каждый день!

Домашнее задание (II год обучения)

№4 "Моя семья. Родословная" - расспросить родителей о дедушках, бабушках и более ранних предках.

№5 "Самая хорошая" - упражнение для добрых волшебников: протереть пыль, убрать игрушки, вымыть обувь.

№6 "Разговор о бабушке" - ласково расспросить бабушку о ее жизни. Вместе с ней посмотреть ее фотографии.

№8 "Уроки Мойдодыра" - сам стираю носовые платки, носочки.

№12 "Умеют ли руки разговаривать?" - упражнение "О чем говорят руки?" (хорошие, добрые жесты: приласкать, погладить, позвать, что-то поднять, помочь донести)

№16 "Комплименты. Дразнилки" - упражнение "Комплименты"

№17 "Как относиться к людям" - попросить родителей прочитать сказку "Дикие лебеди" Г.Х.Андерсена.

№18 "Принимаю гостей и иду в гости" - с разрешения родителей пригласить друга в гости. Постараюсь быть хорошим хозяином.

№19 "Игры и развлечения для гостей" - приготовить несколько любимых игр, принести необходимые атрибуты для их проведения.

№23 "Кто живет рядом с нами" - наблюдение за домашними животными. Уборка, уход за ними.

№25 "Урок экологии" - посадить дерево, если будет возможность. Попросить об этом родителей. Высадка рассады цветов, посев семян.

№26 "Что такое красота" - попросить родителей сходить в Музей изобразительных искусств или в Детскую художественную галерею.

№28 "Сами творим красоту" - готовим подарки для детей из приюта "Лучик".

№29 "Культура. Культурная среда" - предложить родителям с детьми сделать что-нибудь хорошее, полезное, красивое для своего дома, подъезда, двора (вскопать землю, посадить что-то, покрасить, подмести, вымыть).

№30 "Пословица не зря молвится" - выучить несколько пословиц о дружбе, трудолюбии, честности и др.

№31 "Моя любимая книжка" - принести на занятие любимую книжку.

К серии занятий "Нам хорошо вместе" все учат стихи, песни, танцы, готовят сюрпризы для общего веселья (чай, угощение, игры, развлечения.

      Вопросы для диагностики.

1. Коля позвонил Юре, чтобы пригласить его на день рождения. Трубку взяла Юрина мама. Что скажет Коля? (мама - педагог; Коля, Юра - дети). 2. Аня звонит Марине. Ане купили куклу, ей хочется поделиться радостью. Она сказала. Что Марина моет собаке лапы после прогулки. Как поступит Аня? 3. В гостях ты опрокинул стакан с чаем соседа. Что делать? 4. Девочка пришла в магазин Ей хочется купить шоколадку. Как нужно говорить с продавцом. 5. Мальчик и мама. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась. 6. Лена прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее. 7. Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его. 8. Кто должен мыть за тобой посуду - мама или бабушка? 9. Мама просила тебя полить цветы, а ты забыл. И вот она пришла с работы и спросила: "Почему ты не полил цветы?". Как ты поступишь:

- Промолчишь, не отрываясь от своих дел?

- Быстренько сбегаешь за водой и польешь цветы?

- Признаешься, что забыл, а цветы за тебя польет мама?

10. Поиграем в "день рождения". Пусть Юра будет именинником, а ты будешь его поздравлять и дарить подарки. Как это сделать? 11. Обратись вежливо к соседу, попроси у него карандаш. 12. Представь, что ты пришел в гости к другу, дома у него бабушка и дедушка. Что ты скажешь им? 13. Игорь и Лена одновременно подошли к двери. Кто должен пройти первым? 14. Какой стороны следует держаться, когда идешь по коридору, по тротуару? 15. Как ты поступишь, если нечаянно разобьешь вазу? 16. Нужно ли снимать шапку, если пришел в театр? 17. К остановке подошел троллейбус, водитель открыл двери, а пассажиры выйти не могут. Почему? 18. Если ты съел конфету, что сделаешь с фантиком:

- бросишь на землю, чтобы никто не видел?

- бросишь в урну?

- отдашь маме?

19. Можно ли включать телевизор, тем более на всю громкость, если бабушка легла отдыхать? 20. Если ты съел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь:

- вытрешь его рукавом?

- носовым платком?

- бумажной салфеткой?

- не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьешь чай?

                              

Занятия-забавы

Дети дошкольного возраста любят сказки. Слушая их, они обязательно стара

ются выяснить, кто хороший, кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неоп

ределенности. Так утверждают психологи, так показывает практика.

Герои сказок и рассказов, картинки-настроения рисуем на карточках ярко, об

разно, и узнаваемо.

Особенности этих занятий - это активизация внимания детей. Эмоциональная активность. Занятия - забавы позволяют раскрепостить детей, расширить творческие возможности.

                                   

Ступеньки доброты

Цель: закреплять знания художественной литературы, учить передавать свое отношение к содержанию сказки, поступкам героев, формировать представления о справедливости, смелости, скромности и т.д.

Материал: панно с изображением лестницы с цветными ступеньками (цвета ра

дуги); набор картинок с персонажами сказок и набор сюжетных картинок по сказкам.

Рекомендации: при знакомстве детей с игрой необходимо обговорить, что при встрече с добрым человеком нам становится тепло и хорошо, а значит, нашему на

строению соответствуют цвета: красный, оранжевый, желтый- Рядом с плохим, злым - холодно и неуютно (синий, голубой, фиолетовый).

Ход игры: показать детям сюжетную картинку по сказке. Дети должны узнать сказку, найти ее героев и распределить их на лестнице так, чтобы на верхнюю сту

пеньку попал положительный герой, злой же занял нижнюю ступеньку.

                                         Яблонька, наклонись

Цель: закреплять у детей представления о доброте, честности, справедливости и дружбе; воспитывать у них отрицательное отношение к негативным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости.

Материал: искусственная ветка яблони с яблоком, картинки с изображением героев сказок.

Ход игры: выбирается ведущий, он берет веточку. Дети стоят по кругу, держат в руках картинки и произносят:

Яблонька, яблонька, наклонись, наклонись,

К доброму, хорошему потянись, потянись,

А от злого, от плохого отвернись, отвернись.

Ведущий идет по кругу; когда дети произносят последние слова, он останавли

вается. Ведущий должен назвать героя сказки, изображенного на картинке в руках рядом стоящего ребенка. Если ведущий правильно называет героя сказки и отмечает основные качества его характера (положительное и отрицательное), то он отдает ре

бенку ветку яблони, тот становится ведущим, сам же (бывший ведущий) получает от

гаданную картинку.

Хрустальный башмачок

Цель: закреплять умение детей давать оценку поступкам героев сказок, выражать свое отношение к положительному и негативному.

Материал: карточки с положительными и отрицательными персонажами сказок (Золушка и ее мачеха, Ленивица и Радивица). На обратной стороне карточки - назва

ние сказки и отрывок из нее. Каждый положительный герой той или иной сказки от

мечен изображением хрустального башмачка на обратной стороне карточки.

Ход игры: показать детям карточку с изображением того или иного героя. Дети должны назвать его имя, сказку и отметить его положительные или отрицательные черты. За каждый правильный ответ ребенок получает карточку, по которой отвечал. Выигрывает тот, у кого больше карточек. (При затруднениях зачитывается отрывок из сказки).

Рекомендации: при знакомстве детей с игрой необходимо обговорить, почему игра называется "Хрустальный башмачок"; каким характером и каким сердцем надо обладать, чтобы хрустальный башмачок пришелся впору.

Уроки Феи Здрасьте

Основной прием - проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке.

Уроки Феи Здрасьте являются частью Уроков, внесенные в учебный план Для Уроков можно использовать небольшую пальчиковую куколку, назвать феей вежливости - Феей Здрасьте.

Урок 1. Вспомнили вежливые слова "спасибо", "пожалуйста", "Будьте добры", "Благодарю" и др. Фея играет с детьми, раздает им игрушки. Если ребенок не говорит "спасибо". Фея выясняет, хочет ли он с ней дружить и играть, учит благодарить за предложенную игрушку.

Урок 2. Фея Здрасьте учит смотреть на собеседника во время разговора.

Урок 3. Фея открывает "секрет" - самое сладкое слово для человека - его собственное имя.

Урок 4. Повод для разговора Феи с ребятами - неумение уступить дорогу встречному. Инсценировка "На мостике" (настольный театр кукол)

Урок 5. Фея предлагает разыграть следующие ситуации

- два мальчика поссорились - помири их:

- твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.

Урок 6. Фея учит избегать ссор и жалоб от случайностей из-за невнимания, неловкости (нечаянно толкнул, наступил на ногу и др.)

Урок 7. Фея показывает картинки, достойные подражания: как сидеть за столом; уступи место в автобусе; спроси у незнакомого человека сколько времени; что сделать, если рядом с тобой кто-то что-нибудь уронил; пропусти в дверях старшего; куда деть фантик от конфеты на улице; помоги маме или бабушке донести покупки.

Урок 8. Фея предлагает поиграть в "Магазин" Учит вежливо обращаться с просьбой к продавцу, благодарить за услугу.

Урок 9. Фея напоминает, что такое "комплимент": любезные приятные слова. Упражнение "Кто скажет о нем хорошее?"

Урок 10. Фея предлагает детям и взрослым сесть по кругу, передавать друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает педагог, показывая пример. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе Феи (ведущего), что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Урок 11. Фея предлагает поиграть в стихи-добавлялки.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого - спасибо.

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: "Прости, пожалуйста!"

Расцветет и старый пень,
Когда услышит: "Добрый день!"

Если больше есть не в силах
Маме скажем мы: "спасибо"

И в Англии, и в Дании
На прощанье говорят "До свидания".

Урок 12. Фея учит "Умей извиняться".

Урок 13. Фея рассказывает об утешении.

Урок 14. Фея учит "Будь приветлив"

Урок 15. Фея приносит письмо от доброго волшебника.

Урок 16. Игра-упражнение "Пожалуйста".

Урок 17. Игра-инсценировка "Доброе слово лечит, а худое калечит".

 

                                                               Ситуации

1. Бабушка нездорова. У нее болит ухо. Дети смотрят мультфильм и громко смеются. Маша поет вместе с героями мультфильма, а Федя стучит на барабане:

кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…

тара-тара, тара-тарам…

Собака громко лает и прыгает в такт барабанному бою.

2. Саша и Боря играют во дворе Вдруг Саша оборачивается:

Боря, послушай, кажется, кто-то плачет.

Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы. Саша и Боря подбегают к малышу.

Саша: "Что случилось? Почему ты плачешь?"

Боря: "Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?"

Девочка: "Моя мама потерялась. Она только что была здесь и вот ее нет. А я Оля".

Саша: "Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придет. Не плачь! Ты большая девочка."

3. Галя звонит папе на работу: "Алло! Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Петровича, его спрашивает дочка". 4. Юра подставил ножку Лене. Лена упала и заплакала. 5. Вокруг Светы собрались девочки. Света хвастается:

- Это новое платье. Мне его мама купила. Ни у кого такого нет.

6. У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

- Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

- Но у тебя уже есть клюшка, - уговаривает его мама, - успокойся, не кричи...

- А я хочу! Купи-и-и!

7. Вошли в троллейбус мама и мальчик лет 6. Мама усадила мальчика на свободное место, а сама стала рядом. На следующей остановке в троллейбус с трудом вошла старушка с палочкой и тоже стала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу.

      Методики оценки эффективности использования  программы

                                                 «  Этика для дошкольников»

"Волшебный магазин" - детям предлагается ситуация, когда они могут купить любую волшебную вещь (волшебную палочку, скатерть-самобранку, сапоги-скороходы, шапку-невидимку) взамен на подробное объяснение, зачем им эта вещь нужна. При этом особенно поощряются ответы, в которых волшебной вещью ребенок хотел воспользоваться не в собственных интересах, а в интересах других.

"Золотая рыбка" - если бы ребенок встретил золотую рыбку, какие три желания он бы попросил ее выполнить (обратить внимание, для кого эти желания: для ребенка, для других людей).

"Цветик-семицветик" - На исполнение каких семи желаний потратили бы дети лепестки волшебного цветка (играет вся группа детей, обсуждаются все желания, желания направлены на других людей, личные желания (для себя) не исполняются).

"Я превращаюсь…" - что могло бы случиться, если бы каждый из детей мог вдруг превратиться в кого-то (что-то) (бабочку, муравья, кота и др.). Что бы ты стал делать, каким бы ты был?

"Волшебные дома" - упражнения на самооценку (разработано И. Вачковым. Упоминается в книге: Вачков И.В. Психология для малышей. М., Педагогика - Пресс, 1996). - В волшебной стране живет замечательный маг и чародей - Старый Волшебник. У него есть три замечательных дома: Дом Доброты, Дом Ума и Дом Силы. Показать домик из пяти этажей-

- Представьте, что это - Дом Доброты. На верхнем этаже живут самые добрые люди, на нижнем - те, у кого доброты меньше всех. Расселением в этом доме ведает Старый Волшебник. Подумайте, на какой этаж он поселит тебя? А твоих друзей?

По ходе выполнения заданий ведущий договаривается с детьми, как ребенок будет изображать себя и своих друзей.

- А теперь нарисуйте в других частях листа еще два таких же дома. Это будут у нас Дом Ума и Дом Силы. Куда бы поселил вас Старый Волшебник в этих домах? Нарисуйте свой знак на нужном этаже. А куда бы поселил ваших друзей? Нарисуйте нужные знаки.

 Литература для педагога:

1. Гулина М.А. Ты меня понимаешь? Тесты с рекомендацией психолога, С-Петербург, "Акцидент", 1994. . 2. Искусство жить достойно. Хрестоматия по этике, "Родина", М., 1997. 3. Куриленко Т.М., Петроченко Г.П Задачи и упражнения по дошкольной педагогике - М., "Просвещение", 1970. 4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997. 5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, "Академия развития", 1997. 6. Коломинский Я.П., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. М., "Просвещение", 1988. 7. Ладыженская Т.А. Речевые уроки М., "Просвещение", 1995. 8. Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., "Просвещение", 1986. . 9. Симановский А.Э Развитие творческого мышления детей. Ярославль, "Академия развития", 1997. 10. Чистякова М. Психогимнастика. М., 1990.

Литература для детей:

1. Васильева-Гангус А. Азбука вежливости. М., "Педагогика", 1988. 2. Богуславская Н.Б., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998. 3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. М., "Просвещение", 1982. 4. Пикулева Н. Слово на ладошке. М., "Новая школа", 1994. 5. Синицына Е. Умные сказки. М., "Лист", 1997. 6. Синицына Е. Умные стихи. М., "Лист", 1997. 7. Уроки Мойдодыра. Под ред. Колбанова В.В., С-Петербург, "Акцидент", 1997 8. Хорошие манеры для самых маленьких. "Белфакс", 1997. 9. Школа вежливости. Палитра. 1992. 10. Этикет от А до Я "ACT", 1997. 11. Юдин Г. Букваренок. М., "Детская литература", 1988.

1
Традиционные и нетрадиционные формы и методы обуче...
Консультация: «Современный этикет и воспитание кул...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.12.2020

Комментарии

В блогах

Игры и упражнения по речевому развитию по теме "Семья" для старшиx дошкольников

 «Семья» Новая лексика: Словарь употребляемых слов по теме. Пальчиковая гимнастика Кто живет у нас в квартире? 1, 2, 3, 4, Кто живет у нас...

Персонаж сказки "Айболит" - Бармалей

Sample Image

Игрушка Бармалей, можно использовать на любом занятии по этикету, так этот персонаж имеет много плохих качеств, и манер поведения.

Конспект Царица Природа

Цель: обобщение знаний детей о живой и неживой природе, способствование развитию познавательных интересов. Задачи: 1) Развивающие - развивать любознательность, память, умение делать выводы...

Новое на сайте

Сценарий викторины «Путешествие по сказкам» для детей подготовительной группы и их родителей

Сценарий викторины «Путешествие по сказкам» для детей подготовительной группы и их родителей Цель: активизировать знания детей о сказках и расширить их кругозор; поощрять познавательную активность семьи; способствовать укреплению детско-родительских связей. Задачи: развивать образное мышление и речь детей; воспитывать потребность в...

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте» с пчелкой Майей»

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте» с пчелкой Майей» Цели: - Развивать умение детей делить слова на слоги.- Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.- Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать...

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у сказки»

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у сказки» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год. Задачи: Обучающие: - закрепление характерных признаков времени года, названий месяцев; - закрепление обобщающих предметов; - закрепление...

Медицинские аспекты возникновения логопедической патологии у детей

Медицинские аспекты возникновения логопедической патологии у детей Среди большого количества логопедической патологии у детей дошкольного возраста, выделяется группа медицинский патологий, особое место в которой занимают дети с синдромом ДЦП. Детские церебральные параличи – объединяют группу различных по...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог