Программа доп.образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Д/с № 25»

Р.Г. Длужевская _____________

«______» __________2020г.

 

ПРОГРАММА

художественно – творческого развития старших дошкольников

«Чудо – ручки»

 

Разработчик программы: воспитатель ВКК

Русских Анастасия Витальевна

 

 

 

Принята на педагогическом совете МБДОУ «Д/с № 25»

Протокол № _____ от «_____» __________ 2020г.

 

г. Ачинск

2020 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.Пояснительная записка ………………………………………………………….

3

1.1.Принципы и подходы в организации образовательной деятельности ………

4

2. Планируемые результаты освоения программы……………..………………

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1.Учебный план образовательной программы…………………………………

11

2.2. Календарно-тематическое планирование ..........................................................

11

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Материально-техническое обеспечение ………………………........................

20

3.2. Учебно-методическое обеспечение………. ……………………………...........

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Развивая мастерство рук, я развивал разум»

В.А. Сухомлинский.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Направленность программы.

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

Причины создания программы.

Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность:

Программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем сложнее движения, тем ярче стихия детского разума»,- писал В.А. Сухомлинский.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилась необходимость обучения детей художественному труду индивидуально, то есть создание кружка «Чудо - ручки». В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества. Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом. Темы моих занятий совпадали с тематическим планом группы. Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет. В процессе работы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха, кожи, ваты, крупы, поролона, СД дисков, ватных дисков, салфеток.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для творческой самореализации личности ребёнка и развитие его художественно-творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

 

  • развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
  • формировать умение создавать коллективные работы;
  • расширять представления о декоративном искусстве;
  • передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности;
  • совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах, соблюдать взаимосвязи между объектами построения.
  • формирование интереса к результату.
  • воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.

1.1.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

 

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с ведущей игровой деятельностью.
  • Принцип гуманизации, то есть признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.
  • Принцип непрерывности.
  • Принцип индивидуального подхода.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Формы и методы реализации программы:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
  • Участие в различных конкурсах, ярмарках;
  • Мастер-классы с педагогами и родителями;
  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Родительские собрания с использованием ИКТ;
  • Публикация информации на сайте ДОУ;
  • Оформление предметно-окружающей среды.

Методическое обеспечение программы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
  • наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
  • метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
  • игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
  • метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

 

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  • Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.
  • Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста:

  • Ребёнок 5—7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—7 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор.
  • Они используют в речи не только такие слова- оценки как хороший — плохой, добрый — злой, но и вежливый, честный, заботливый и др.
  • В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм, как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
  • В возрасте от 5 до 7 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей.
  • В 5—7 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности.
  • Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. Усложняется игровое пространство. Игровые действия становятся разнообразными.
  • Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.Более совершенной становится крупная моторика. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
  • К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
  • Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.
  • Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
  • В 5—7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, в которых связи, существенные для решения задачи, можно обнаружить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме. Возраст 5—7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
  • На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
  • Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
  • Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—7 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий, и поступков других людей.
  • Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
  • Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.
  • Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
  • В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
  • Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах.

2. Планируемые результаты освоения программы

Требования к уровню подготовки воспитанников:

  • Приобретение навыков работы в коллективе.
  • Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
  • Выявление и осознание ребенком своих способностей.
  • Формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  • Овладение навыками культуры труда.

По окончании программы обучения воспитанники

должны знать:

  • правила пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда; приемы выполнения деталей;
  • правила работы с ножницами и клеем;
  • основные характеристики материалов и их применение.

должны уметь:

  • соблюдать технику безопасности;
  • выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом;
  • составлять рисунок по эскизу;
  • доводить работу до конца.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как, равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» педагога по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего, какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения воспитанников. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей дошкольников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей трудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности дошкольников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дошкольника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий дошкольника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре и в творческой деятельности, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

творческие способности ребёнка также проявляются в овладении нетрадиционными видами деятельности, рассказывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами, создавать картины своими руками, рисовать пластилином, придумывать игрушки из помпонов, удивительные поделки из шерсти мериноса. Дети с удовольствием участвуют в конкурсах, выставках, ярмарках. Им очень нравится дарить самодельные игрушки людям. От творческой деятельности дети получают огромный эмоциональный заряд, который будет сопровождать их всю жизнь.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Учебный план образовательной программы

Программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру, занятия имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Нормативные сроки: программа расчитанна на один учебный год

 

Учебный план

 

п\п

Наименование

Количество часов в неделю

Количество недель

Всего часов

3.

«Чудо - ручки»

1

31

310

 

Учебный план охватывает 3 блока:

 

1 – знакомство со свойствами материалов.

2 – обучение приемам изготовления.

3 – изготовление поделок.

2.2.Календарно-тематическое планирование.

Сентябрь

  • Водное занятие.
  • Знакомство детей с различными материалами и их свойствами.
  • Разработка инструкций деятельности с инструментами и пособиями, программе «Чуду – ручки».
  • Оснащение и оборудование места проведения занятий по программе.
  • Анкетирование родителей, диагностика и беседа с детьми.
  • Ознакомление родителей с программой.

 

 

Октябрь

№ недели

Тема

Задачи

Материал

1 неделя

1,2. Заготовка бросового и природного материала

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

Ракушки, шишки, листья, веточки, проволока, каштан, коробочки.

2неделя

 

3.«Чудеса из корзинки»

 

Ознакомление с

направлениями будущей работы.

Показ, объяснение. Пальчиковая

гимнастика, дидактическая

игра.

Самостоятельная

работа детей, поощрение.

Грибочки, фрукты, овощи.

4. «Грибочки для белочки»

(аппликация – бумаго пластика)

Познакомить детей с приемом смятия бумаги для получения нужной формы.

Цветная бумага, клей ПВА, кисть, салфетка, альбомный лист.

3 неделя

5. «Созрели яблоки в саду…»

(лепка из материала по выбору)

Формировать у детей умение оттягивать детали от целого куска пластилина, прижимать и примазывать к бумаге.

Цветной пластилин, солёное тесто, глина

 

6. «Что нам осень принесла (овощи)?»

(Коллективная работа, объёмная аппликация из бумаги)

 

Формировать умение работать с шаблонами, композиционно правильно располагать аппликацию; формировать интерес к природе, уважение к труду. Воспитывать аккуратность

Шаблоны овощей, наборы оранжевых, зелёных, красных наборов бумаги, клей, ножницы.

4 неделя

7. «Чудеса из корзинки»

( НТР – рисование красками)

Учить видеть красоту осенней природы, продолжать воспитывать бережное отношение к природе; закреплять знания детей об окраске и форме фруктов, овощей; познакомить с техникой печатания на ткани; развивать композиционные умения; развивать аккуратность; вызвать желание выполнять работу коллективно.

Ткань, краски, штампики (грибочек, яблоко, лист дерева)

8. «Лесовичок» (природный материал)

Продолжать формировать у детей умение создавать сюжетные композиции из природного материала.

Соснова шишка, пластилин, веточки, фисташковая скорлупа.

 

Ноябрь

№ неделя

Тема

Задачи

Материал

1 неделя

1. « Матрешка»

(лепка – пластилин)

Знакомить детей с народно-

прикладным искусством. Учить лепить матрешку по образцу, поддерживать желание доводить начатое до конца, радоваться

результатам своего труда.

Пластилин, картон с шаблоном.

2. «Матрешки»

(Бумага пластика)

Учить детей складывать бумагу «гармошкой»; изготавливать объемные поделки. Продолжать учить пользоваться шаблонами. Формировать умение работать с ножницами, упражнять в вырезании простых фигур.

Цветная бумага (двусторонняя), шаблоны для оформления поделки, клей ПВА, кисть, салфетка, ножницы.

2 неделя

3. «Маленькие умельцы»

(аппликация из ткани)

 

Воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих; развивать воображение, интерес к процессу и результату работы, умение составлять узор из различных геометрических фигур, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью, ножницами.

Ткань, подготовленная к работе; шаблоны, ножницы, клей.

4. «Крендельки»

(тесто - пластика )

Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прощипывание, промазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию.

Соленое тесто, сетка

3

5. «Цветы для мамы»

(аппликация – цветные салфетки)

Формировать у детей умение делать из бумажных салфеток цветы. Развивать умение составлять несложную композицию из цветов.

Бумажные салфетки, готовые детали лепестков из цветной бумаги, картон, клей ПВА, кисть, салфетка.

6. «Бусы для куклы

Матрешки»

(тесто – пластика)

 

Продолжать формировать интерес детей к лепке из теста. Упражнять в

раскатывании комочков между ладонями. Учить правильно, воспроизводить пальцевые и кистевые позы во время пальчиковых игр.

Соленое тесто

4

7, 8. Волшебная бумага (НТР - фольга)

Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса.

Фольга, ватная палочка, ручка

 

Декабрь

№ недели

Тема

Задачи

Материал

1 неделя

1.«Зима пришла»

(НТР рисование)

Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса.

Дорисовка дополнительных деталей кистью

Краски, кисти, листья деревьев.

2. «Новогодняя гостья»

(оригами)

Закрепить умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Три квадрата зелёного цвета: 15*15 см, 10*10 см,5*5 см, клей, кисточки

2 неделя

3.«Веселый снеговичок»

(поделка из бросового материала)

 Учить использовать бросовый материал для изготовления интересных поделок. Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать привычку работать аккуратно. 

 Бутылочка из-под йогурта; пластилин; нитка серого цвета; палочка от мороженого для метелки; готовая снежинка из любого материала для украшения ведерка; клей ПВА; ножницы, кисть, салфетка.

4.Открытка «Елочка - чудесница»

(поделка из бросового материала)

 Учить использовать бросовый материал для изготовления интересных поделок. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать привычку работать аккуратно, доводить начатое дело до логического завершения. 

Бутылочка из-под йогурта; пластилин; нитка серого цвета; палочка от мороженого для метелки; полоска флисовой ткани; пластиковый стаканчик; готовая снежинка из любого материала для украшения ведерка; клей ПВА; ножницы, кисть, салфетка.

3 неделя

5.«Вот она нарядная, на праздник к нам пришла»

(НТР рисование пальчиками)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, использовать окрашенные пальчики для «украшения» елки шариками, огоньками. Упражнять в технике печатания (картошка в виде геометрических фигур, для создания гирлянды). Развивать цветовосприятие и чувство композиции.

Пальчиковые краски, лист бумаги, печатки (штампики)

«Елочка»

(бумагопластика)

акрепление приемов бумагопластики, нанизывание ленты на деревянную шпажку. Развивать композиционные умения, фантазию.

Лента упаковочная, шпажки деревянные, капсулы от киндер-сюрприза.

4 неделя

Итоговая выставка

Воспитывать у детей желание украсить групповую комнату своими поделками, доставить радость своим близким.

 

 

Январь

№ недели

Тема

Задачи

Материал

1неделя

1.«Елочная игрушка»

(аппликация из бросового материала)

Познакомить детей с приемами работы с CD – дисками для оформления группы к празднику. Формировать умение создавать несложную композицию.

CD- диск, клей, кисть, крупа манная, картинки на новогоднюю тему, шаблоны снежинок, ножницы, салфетка.

2.«Новогодние шары»

(аппликация НТР)

Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу - шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности.

Нитки разноцветные, клей ПВА, шарики воздушные.

2 неделя

3.«Снег идет»

(аппликация из ваты)

Познакомить детей со свойствами ваты (легкая, пушистая, воздушная, легко приклеивается). Учить растягивать вату и превращать в облако. Учить скатывать кусочки ваты и превращать в снежинки (маленькие, крохотные). Развивать воображение и мышление.

Картон, вата, клей

4.«Волшебные

узоры»

(бумагопластика)

 

Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции.

Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, клей.

3 неделя

5,6«Елочки в лесу» (рисование в технике «по воску»)

Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования акварелью по восковым мелкам. Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путем нанесения размашистых мазков.

Лист бумаги, воск

4 неделя

7.«Мои рукавички»

(НТР рисование печаткой)

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Трафареты, штампики, краски, кисть.

8.«Рукавички для Лисички - сестрички»

(аппликация из цветной бумаги)

 

Вызвать интерес к аппликации.

Учить располагать готовые формы

на листе бумаги по образцу.

Аккуратно пользоваться клеем.

Учить украшать свою работу

пластилином.

цветной картон, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка

Февраль

№недели

Тема

Задачи

 

Материал

1неделя

1,2.«Сказка «Колобок»

(изготовление кукол из стаканчиков от йогурта для настольного театра)

Развивать фантазию детей, формировать умение работать в коллективе. Прививать интерес к художественной литературе.

Самоклеющаяся цветная бумага, пластиковые стаканчики, шаблоны для вырезания головы, лап и т.д., ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка.

2 неделя

3.«Волшебная ночка»

(аппликация с использованием бросового материала – крупа)

Учить детей работать с крупами (рис, пшено, вата). Учить заполнять изображение клеем ПВА, наполнять крупой равномерно, остатки крупы ссыпать в коробку. Учить дополнять работу нетрадиционными материалами.

Картон, трафареты елки, рис, пшено, вата

 

4.«Снегири на ветке»

(НТР рисование с помощью пуговиц)

Научить рисовать птицу нетрадиционным способом – с помощью разных пуговиц. Учить дорисовывать недостающие детали (уши, хвостик, лапки, мордочку). Учить штриховать.

Краски, кисть, пуговицы

3

 

5.« Летят самолёты» (бросовый материал)

Закреплять умение пользоваться шаблонами, ножницами. Развивать эстетический вкус.

Пластиковая бутылка, цветной картон, шаблоны, ножницы, простой карандаш, клей ПВА, кисть, салфетка.

6.«Подарок для папы»

(аппликация – цветной картон, крупа)

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.

4

7.«Красивое развесистое дерево зимой»

(Рисование – цветные карандаши)

Учить детей создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение. Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более темных частей изображения.

карандаши, альбом

8.«Весело качусь я под гору в сугроб…»

(Аппликация предметно – декоративная)

Развивать композиционные умения (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

 

 

Март

№ недели

Тема

Задачи

Материал

1 неделя

1.«Открытка для мамы»

(аппликация – цветной картон)

 

Познакомить детей с техникой изготовления объемных, многослойных цветов, развивать эстетический вкус.

Цветной картон, цветная двусторонняя бумага, шаблоны цветов разных размеров, ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка.

2. «Веточка мимозы»

(аппликация из салфеток)

 

Знакомить детей с выполнением наклеивания комочков из бумаги, делать мелкие боковые надрезы, выполнять объёмное наклеивание. Развивать мелкую моторику рук, Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Альбомный лист, 2 жёлтых бумажных салфетки, 3 прямоугольника светло-зелёного цвета размером 3*7 см, ножницы, клей.

2

3.«Превращение ложечки»

(лилия)

(аппликация из бросового материала – пластиковые ложечки)

Научить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятия окружающего мира, развивать навыки конструирования из бросового материала.

Одноразовые пластиковые ложки, пластилин, гуашь, кисть, нитки, стеки, цветная бумага, ножницы.

4.Пришла весна, пришла красна!

(аппликация из ткани)

 

Создать радостное, праздничное настроение; развивать стремление выразить своё отношение к общественным явлениям; воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, любовь и заботу о маме, бабушке, желание сделать им приятное, порадовать их подарком,

Ткань, лист бумаги, карандаш, шаблоны, ножницы, клей.

3

5.Корзина с цветами

(бумагопластика)

 

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; закреплять приёмы складывания; развивать мелкую моторику рук.

Салфетки, ножницы, шаблоны, альбомный лист, клей

6.«Цветочки и листочки»

(объёмная аппликация)

 

Формировать умение вырезать и наклеивать многолепестковые цветки, развивать воображение, чувство цвета, умение передавать красоту цветов. Воспитывать уважительное отношение

Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, иллюстрации цветов

4

7.«Волшебные зайчики»

(оригами)

Учить детей складывать из квадрата зайчика, проглаживая линии сгиба; учить ориентироваться на квадрате.

Квадраты из цветной бумаги разного цвета 10х10 см., ножницы, клей ПВА, салфетка, кисть, фотографии детей.

8.Цветик – Семицветик

(аппликация из ткани)

 

Развивать у детей фантазию, творческое воображение; закреплять знание цвета, точно по линии вырезать ножницами; закреплять навыки составления целого из частей; подводить к эмоциональной оценке готовых работ.

Ткань, подготов -ленная к работе; шаблоны, ножницы, клей

 

Апрель

№ недели

Тема

Задачи

Материал

1неделя

1.Коллективная работа. «Перелетные птицы»

(аппликация – цветной картон)

Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе.

Картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы

2.

« Весенний кораблик» (панно из лоскутков ткани)

 

Закреплять умение делать аппликации из ткани, подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа, аккуратно вырезать, собирать картинку из нескольких частей. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Прямоугольные и квадратные лоскуты ткани, различные по фактуре и рисунку, клей ПВА, кисточка, тряпочки, ½ листа синего картона, ножницы

2 неделя

3.«Летающая тарелка»

(поделка из CD-дисков и контейнера от «Киндер-сюрприза»)

Формировать у детей навыки работы с бросовым материалом. Развивать творческое воображение.

CD-диски, контейнеры от «Киндер-сюрприза», клей, кисть, салфетка, разноцветные пайетки.

4.«Звездное небо»

(Рисование. Печать по трафарету, набрызг)

Упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита

Краски, альбом

3 неделя

5.«Веточка вербы»

(НТР аппликация из ваты)

Закреплять навыки работы с природным и бросовым материалом, развивать эстетический вкус.

Ветки, вата.

6.«Ромашки белый цвет»

(аппликация – ватные диски)

Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус.

Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон

4

7.«Этот загадочный космос»

(коллективная работа, аппликация из ватных дисков

Продолжать учить работать с ватными дисками. Учить наносить краску на ватный диск. Учить планировать свою работу. Учить располагать изображение на всем листе.

Картон, ватные диски, гуашь, клей

 

8.« Космические гости»

(аппликация – цветной картон, бумага)

Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и пространственного мышления

Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др.

.

Май

№ недели

Тема

Задачи

Материал

1 неделя

1.«Дорогому дедушке»

(НТР рисование материалами по - выбору)

Формировать умение работать с нетрадиционным материалом. Учить планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе.

Клей ПВА, заготовки для танка, нетрадиционный материал.

2.«Рамка для фото»

(тестопластика)

Учить аккуратно наносить тесто на

готовую форму, не выходя за края.

Развивать координацию движений

кистей рук Побуждать

самостоятельно украшать рамку

создавая узор.

Соленое тесто

2 недля

3.«Бабочка красавица»

(аппликация из бумаги)

Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка

4. «Весенние веточки в хрустальной вазе»

(Объёмная аппликация из ваты и бумаги)

 

Повышать интерес детей к работе с бумагой и ватой; закрепить умение мастерить игрушки из цветной бумаги и ваты; развивать воображение; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Вата, зелёная бумага, клей, ножницы.

3 неделя

5,6 «Праздничный салют над городом»

(коллективная работа – бросовый материал)

Закрепить свойство разных материалов, используемых в работе

Ткань, клей ПВА, пластиковые пробки, диски СД.

4 неделя

7,8 Итоговая выставка

Воспитывать у детей желание украсить групповую комнату своими поделками. Привлечь родителей к подготовке выставки.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы в группе оборудовано специальное пространство для игровой деятельности детей.

Оборудование:

  • дидактические игры для обучения игр с пальцами;
  • наглядные пособия (альбомы, картинки - схемы);
  • демонстрационный материал;
  • пластилин, стеки, гуашь, кисть, нитки, цветная бумага, ножницы, карандаши, изолента, клей, ватные диски, одноразовые пластиковые ложки,;
  • различные крупы.

3.2. Учебно-методическое обеспечение

  • А.Бахметьев, Т. Кизяков «Очумелые ручки». -М.: «Просвещение», 2005. – 178 с.
  • Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001. – 85 с.
  • С.И.Гудилина «Чудеса своими руками». – Спб.: «Просвещение», 2009. – 155 с.
  • М.А.Гусакова «Аппликация в детском саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128 с.
  • М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками».
  • Н.Докучаева «Сказки из даров природы».
  • Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир».
  • Н.М.Конышева «Умелые руки».
  • Н.М.Конышева «Секреты мастеров»
  • М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры».
  • В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б.Бенц «Самоделки».
  • Т.А.Чернуха «Твоя маленькая мастерская».

 

0
План месячника безопасности
Консультация для родителей «Развитие речевой актив...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.10.2020

В блогах

Презентация спортивного оборудования в стихах.

Маленькие дети резвы и любознательны. Им нравится участвовать в подвижных играх и упражняться со спортивным инвентарём. Не только занятия физкультурой...

Летний квест для проведения на придомовой территории детского сада для детей старшего дошкольного возраста «Жуки…

Цель: содействие формированию у детей навыка коллективной деятельности. Задачи: Образовательные: обогащать, закреплять знания детей о природе, в частности, о названиях цветов, времен...

Выступление не педагогическом совете по проекту " Я вижу музыку".

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя Нечаевой Т.Г. и воспитателя Дорофеевой А.Ю. по проекту «Я вижу музыку» (февраль 2020 года) по теме: «Совершенствование...

Новое на сайте

Лэпбук «Кольский край»

Лэпбук «Кольский край» Лэпбук «Кольский край» включает в себя: 1. Правила поведения в природе. 2. Экологические знаки (запрещающие). 3. Дидактические игры на экологическую тему: «Кто чем питается?», «Где чей домик?», «Чьи следы?», «Сортировка мусора», «Найди тень». 4. Пословицы, загадки, стихи...

Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти

Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти У каждого есть цель. …  Её и путают с мечтойОни похожи, словно сёстры близнецыИх  трудно, невозможно различить порой, Найти различий не смогут даже, мудрецыТак в чём...

Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?

Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью? После жаркого лета не так-то просто смириться с мыслью, что наступила золотая осень. По утрам холодно, темнеет рано, а порой и вовсе в небе появляются хмурые тучи и идёт...

Экологическое воспитание через Художественно-эстетическое развитие детей в ДОУ

Экологическое воспитание через Художественно-эстетическое развитие детей в ДОУ Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог