"Методический багаж воспитателя"

Воспитатель МБДОУ "Детский сад №7 "Огонёк", город Лесной Свердловской области ...

Дополнительная образовательная программа по познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей раннего возраста «Воспринимаю, мыслю и играю»

Содержание дополнительной образовательной программы

                                                        

Содержание

Стр.

1.Целевой раздел.

1.1. 

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи реализации программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию дополнительной программы

5

1.4.

Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста (2-3 лет)

6

1.5.

Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

8

2. Содержательный раздел

2.1.

Содержание, формы, методы, средства и структура образовательной деятельности по освоению воспитанниками дополнительной образовательной программы« Развитие познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)деятельности детей раннего возраста »

9

2.2.

Учебный план программы  « Развитие познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)деятельности детей раннего возраста »

12

2.3.

Календарный учебный график программы « Развитие познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)деятельности детей раннего возраста »

13

3. Организационный раздел

3.1.

Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы

14

3.2.

Материально – техническое обеспечение программы

19

3.3.

Кадровое обеспечение

20

3.4.

Оценочные материалы

20

3.5.

Методические материалы

23

Приложение 1. Перспективно – тематическое планирование  по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)деятельности детей раннего возраста  «Воспринимаю, мыслю и играю»

Приложение 2. Технологические карты организации совместной деятельности с детьми

Приложение 3. Мониторинговая карта программы  дополнительного образования «Воспринимаю, мыслю и играю» 

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

«Если ребёнок в детстве не научился творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать»

В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к ДОУ предъявляются новые требования. И дошкольное образовательное учреждение не может работать, не реагировать на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного  образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах выделяются наиболее близкие и  естественные для ребенка – направления. Особое внимание уделяется  познавательно – исследовательскому  и  продуктивному (конструктивному)  развитию, поэтому в рамках общей стратегии модернизации дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 7 «Огонёк» разработана дополнительная образовательная программа по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)   деятельности детей раннего возраста «Воспринимаю, мыслю и играю».

Программа ориентирована на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации у ребенка к  конструктивному творчеству.

Нормативно-правовая база:

            Дополнительная образовательная  программа по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)   деятельности детей раннего возраста «Воспринимаю, мыслю и играю» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012);
  •  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. Распоряжением Правительства от 15.05.2013 № 792 – р);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155);
  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Областной закон «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013г. № 78-03 (с изменениями и дополнениями)
  • Устав  МБДОУ «Детский сад № 7 «Огонёк»

1.2. Цель и задачи реализации программы:

            Целью дополнительной образовательной программы является:  формирование мыслительных процессов и восприятия детей раннего возраста, обогащение их сенсорного опыта. В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы:

1.усовершенствовать  систему  педагогической деятельности по  формированию   мыслительных  процессов   и  восприятия  детей  раннего  возраста, обогащению  их сенсорного  опыта  помимо  освоения  детьми  основной  образовательной  программы;

  1. обеспечить   постепенный переход  от  простого к  сложному   в  развитии  у  детей  конструктивных  способностей;

3.вызвать  у  детей  интерес  к  конструированию  из разных  видов  строительного  материала  и  конструктора LEGO  DUPLO посредством  игровой  деятельности;

4.обучать конструированию по образцу, по схеме, по замыслу;

  1. развивать навыки  сенсорного  опыта (величина, размер, цвет);

6.формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое до конца, планировать будущую работу;

7.активизировать  словарный  запас  детей;

  1. развивать интерес и  творческие  способности  детей, совершенствовать  элементарные технические  умения   в  совместной  деятельности  со  взрослыми, а  так  же  в  самостоятельной  деятельности;
  2. способствовать развитию   педагогической  компетентности  родителей  в  вопросах формирования мыслительных процессов и восприятия детей раннего возраста, обогащение их сенсорного опыта.

Новизна программы заключается в том, что малыши приобретают элементарное представление в научно – технической направленности   посредством разных видов строительного материала и  LEGO -  конструирования и  впоследствии смогут использовать приобретённые знания для дальнейшего обучения в жизни.

1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы

            Дополнительная образовательная программа реализуется с учётом принципов дошкольного образования, обозначенных в ФГОС  дошкольного образования:

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  6. осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения (постепенного и постоянного);
  7. интеграция различных направлений образовательного процесса областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  8. сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

            Данным принципам соответствуют культурологический, антропологический, личностно-ориентированный, средовой и деятельностный подходы к организации развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Определяя в Послании Федеральному собранию основные направления новой политической стратегии, Президент Российской Федерации подчеркнул особую роль образования в развитии государства: «Главная задача - раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире. При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, умение применить полученные знания, умения и навыки.

Данная дополнительная образовательная  программа «Развитие познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)   деятельности «Воспринимаю, мыслю и играю» будет способствовать овладению и развитию  конструктивных навыков у детей раннего возраста, приобщению к моделированию и конструированию, пробуждению детскому техническому творчеству.

1.4. Характеристика возрастных особенностей развития детей раннего возраста  ( 2- 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослым модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

       Ребёнок  к трём годам знает  и называет основные детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины). Умеет располагать кирпичи, пластины

вертикально,  изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая). 

В раннем  возрасте ребенок начинает  ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно”. Малыш к 3-м годам становится более внимательным, осторожным
и предусмотрительным (понимает, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки).

Ребенок испытывает потребность в ощущении  собственной значимости и превосходства - это одно из основных проявлений кризиса 3-х лет, нового этапа становления личности и представлений ребенка о себе. К концу раннего возраста собственные достижения приобретают особую значимость для ребенка, что подчас проявляется в ярко выраженных эмоциональных реакциях, преувеличении своих достоинств, попытках обесценить неудачи. В случае неудачи малыш может обидеться на взрослого, отказаться от деятельности, оттолкнуть изобразительный материал, заплакать, негативные проявления в поведении ребенка объясняется его стремлением утвердить свою значимость, как для самого себя, так и в глазах окружающих, обостренным чувством собственного достоинства. В это время малышу нужна справедливая оценка его действий. Отсутствие оценок или постоянные порицания побуждают малыша к «выманиванию» любым путем похвалы, хвастовству, придумыванию мнимых достижений.

На третьем году жизни происходит огромный скачёк в речевом развитии ребенка. До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых. И у некоторых детей период пассивной речи сильно затягивается. Ребенок может вплоть до двух-двух с половиной лет, понимая все, что говорят ему взрослые, правильно выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова, продолжая объясняться с окружающими с помощью лепета и жестов. И все-таки речь при этом развивается за счет расширения пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи. Овладение активной речью нередко носит характер «взрыва» - еще вчера ребенок молчал и вдруг заговорил так, что остановить невозможно.

После полутора лет речь ребенка становится все более самостоятельной, нарастает темп ее развития. Словарь быстро увеличивается; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух - трех слов. Некоторые дети уже в этом возрасте говорят предложениями и фразами. На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь становится основным средством общения, разнообразятся и усложняются поводы обращения ребенка посредством речи к взрослому. 

К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. Его речь быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками.

Двигательная активность в раннем возрасте играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

С учётом  возрастных, психических и физических особенностей детей раннего возраста  и строится работа по познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)   деятельности , которая поможет подготовить  ребёнка к переходу на новую ступень развития – дошкольный возраст (Приложение 1).

1.4. Планируемые результаты

            Результаты освоения дополнительной образовательной программы« Развитие познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной) деятельности» представлены в виде возрастных характеристик возможных достижений в  конструктивной деятельности ребенка на этапе завершения раннего возраста:

  1. Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый.
  2. Овладевший средствами общения  (онимает речь взрослого, говорит не торопясь, отвечает на несложные вопросы) и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. Овладевший необходимыми умениями и навыками:

- сформированы мыслительные  процессы  и  восприятие  детей  раннего  возраста;

- обогащены  навыки  их  сенсорного  опыта;

- формируются способности к элементарной творческой деятельности;

- сформированы  конструкторские умения и навыки, умение  анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

-повышен интерес к самостоятельному изготовлению построек, познавательная активность, фантазия и творческая инициатива;

- повышен  уровень  компетентности  родителей.

  1. Овладевший элементарными  сенсорными эталонами (цвет,  форма, величина)
  2. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  3. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Организованная работа поможет ребятам не только овладеть элементарными  конструктивными навыками, но и благотворно повлияет на общее развитие малышей: пробудится эмоциональная отзывчивость, чувство прекрасного, малыши станут трудолюбивее, повысится уровень сенсомотроной сферы восприятия, речи и мышления. А в целом дети приобщатся к элементарной творческой деятельности.

  1. Содержательный раздел.

2.1.Содержание, формы, методы, средства и структура  образовательной деятельности по освоению воспитанниками дополнительной образовательной программы по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной) деятельности.

Изучая  и осмысливая федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования, адаптируя его  соответственно условиям в ДОУ и особенностям детей  группы, а так же своему видению проблемы развития конструктивных  способностей детей раннего возраста,  использовала предложенную  Парамоновой  Л.А. систему работы с детьми «Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования» , изобразив ее графически, интегрировав образовательные области, определив качественные составляющие образованности « Познавательное развитие », разбила по темам и задачам,  обобщила и систематизировала методические материалы по разделу: «Воспринимай, мысли и играй»,что в дальнейшем  позволит  решать задачи постепенно и последовательно, четко соблюдая методику Парамоновой  Л.А по приобщению  детей раннего возраста к  конструктивной деятельности.

При разработке данной программы учитывался системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы в развитии детей.

Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – конструктивная деятельность ребенка. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.  

В раннем  возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок  — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. 

 Показать малышам то истинно прекрасное, душевное, интересное, увлечь за собой. Неоспоримым фактом является то, что дети раннего возраста особенно восприимчивы. Базовая культура человека, фундамент, закладывается в раннем детстве. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Красота - целый мир красок, ощущений, образов, питающих детское восприятие и воображение.

Я воспринимаю—> Я мыслю —> Я играю

Сейчас техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует  развитию устойчивого интереса к технике и науке, а так же стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Поэтому процесс конструктивной деятельности так важен для ребенка уже с раннего возраста.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей конструктивным навыкам и развития элементов творчества  в свете концепции развития целостной личности с учётом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личности ребенка.

Программа по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)   деятельности детей раннего возраста «Воспринимаю, мыслю и играю» составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей раннего возраста.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему своё отношение. Всегда ли мы взрослые внимательно относимся к детской игре? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим  и корригирующим средством? Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического критерия дошкольника. Игра ребёнка с различными  строительными материалами  и с LEGO деталями близка к конструктивно – технической деятельностью взрослых.  Но в связи с возрастными особенностями у малышей еще отсутствует целенаправленная деятельность, они не могут это сделать самостоятельно. Поэтому необходим поиск мотивации в разных направлениях. Возникает большая педагогическая проблема – нахождение таких стимулов к техническому  творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять» и творить.

          Поэтому главной задачей будет – пробудить интерес. Чтобы учить ребенка создавать постройку, следует сначала пробудить его интерес к процессу  конструирования. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать  необходимые условия, например, для того чтобы у ребенка появилось желание конструировать, вокруг него должно быть достаточно строительного  материала (кубики, кирпичики, пластины, призмы, конусы, мягкие большие модули, конструкторы LEGO  DUPLO). Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если для этого не созданы условия. Интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребенка, а любопытство ребенка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития.

Вариативность программы связана с конкретными особенностями детей возрастной группы, индивидуальными способностями в  конструктивной деятельности и зависит от степени подготовленности детей  (овладения ими тех или иных  конструктивных навыков).  Программа – не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми.

Содержание программы обеспечивает:

  1. Возникновение  у детей интереса к конструктивной  деятельности на основе эмоционально-мотивационной установки.
  2. Знакомство с различным строительным материалом, в том числе и с  конструктом  LEGO DUPLO.
  3. Развитие ассоциативного мышления восприятия цвета, формы, величины предмета.
  4. Развитие  творческого мышления, воображения, фантазии.
  5. Развитие зрительно-двигательной  координации.
  6. Проявление  эмоциональных  реакций и речевых высказываний у детей.
  7. Возникновение дружелюбия, умение радоваться и радовать других, вести себя непринужденно.
  8. Проявление самостоятельности и творчества.

 Формы организации:

- индивидуальная работа с ребёнком;

- занятия по подгруппам – 8-10 детей.

Программа рассчитана на возраст детей 2-3 лет.

Методы и приёмы:

Методы

Приёмы

наглядный

рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приёмов подбора  строительного материала и деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их на столе или  в руке

информационно - рецептивный

знакомство с формой, определение пространственных соотношений между строительным материалом и  деталями конструктора LEGO DUPLO( на, над, под, за)

репродуктивный

воспроизводство знаний и способов деятельности(форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

практический

использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приёмов работы

словесный

краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образов, разных вариантов моделей

проблемный

постановка проблемы и способ решения, творческое использование готовых заданий(предметов), самостоятельное их преобразование

игровой

использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета

частично - поисковый

решение проблемных задач с помощью педагога

 

Структура построения занятия:

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Учебный план Программы «Воспринимаю, мыслю и играю»

Обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)  деятельности детей раннего возраста «Воспринимаю, мыслю и играю»проводится по следующему учебному плану (таблица 1).

Таблица 1

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты  программы

Объем

учебной нагрузки по программе

Количество

занятий в год

Продолжительность занятия

Количество

часов

Программа по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)  деятельности детей раннего возраста«Воспринимаю, мыслю и играю»

33

15  минут

33 * 15  минут

=

495 минут

Всего в год:

33

495 минут

(8,25 часов)

2.3. Календарный учебный график программы  по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)  деятельности «Воспринимаю, мыслю и играю»

Таблица 2

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), иные компоненты  программы

Месяц

Тема занятий

Количество занятий

Познавательно – исследовательская  и  продуктивная (конструктивная)  деятельность

сентябрь

1. «Кубик, кубик, ещё кубик»

1

2. «Большой  и  маленький»

1

3. «Построим дорожку красного цвета» (конструктор LEGO)

1

4. «Построим дорожку зелёного цвета» (конструктор LEGO)

1

октябрь

5.  «Башня  для  куколок»

1

6.  «Строим башни. Красная и жёлтая» (конструктор LEGO)

1

7. «Разноцветные   клубочки для котят»

1

8. «Башенка высокая жёлтая и низкая красная» (конструктор LEGO)

1

ноябрь

9. «Заборчик  для  петушка»

1

10. «Построим дорожки: узкую синюю и широкую зелёную» (конструктор LEGO)

1

11. «Ворота»

1

12. «Заборчик с воротами» (конструктор LEGO)

1

декабрь

13. «Саночки  для  зайки»

1

14. «Поезд длинный и короткий» (конструктор LEGO)

1

15. «Зимняя  горка»

1

16.  «Машина для зайчат» (конструктор LEGO)

1

январь

17. «Кроватка для куклы Кати» (конструктор LEGO)

1

18. «Полочка для обуви»

1

19. «Стульчики для гостей» (конструктор LEGO)

1

февраль

20. «Автомобиль»

1

21. «Ворота для машин» (конструктор LEGO)

1

22. «Дорожки  для  машинки»

1

23. «Путешествие»

1

март

24. «Мамины  помощники»

1

25. «Обеденный стол» (конструктор LEGO)

1

26. «Погуляем  вместе  с  мамой»

1

27. «Скамеечка для гостей» (конструктор LEGO)

1

апрель

28. «Кораблик»

1

29. «Домик» (конструктор LEGO)

1

30. «Погуляем  по  мостику»

1

31. «Лесенка из кубиков одного цвета» (конструктор LEGO)

1

май

32. «Качели»

1

33. «Скамеечка низкая и высокая» (конструктор LEGO)

1

Всего в год:

33

  1. Организационный раздел.

3.1.  Особенности организации деятельности детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы

Обучение детей по программе по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)  деятельности «Воспринимаю, мыслю и играю»

 осуществляется в МБДОУ в рамках оказания платных образовательных услуг. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 2 до 3 лет. Приоритетной формой организации детей является объединение их в малые группы 4 ребенка, либо по 8 детей. Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут в течение учебного года. Общее количество занятий 33.( Приложение 1)

Практическая деятельность осуществляется в единстве формирования  конструктивных способностей и мыслительно – речевой деятельности детей, т.е. по двум взаимосвязанным направлениям: 1 направление:  «Восприятие и мышление»; 2 направление: «Игра».

Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу « от простого к сложному». Доступность использования  разнообразного строительного материала определяется возрастными особенностями малышей.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Наряду с основными задачами приобщения детей к элементарной творческой деятельности, овладения и развития  конструктивных навыков, на данном возрастном этапе с учётом их психолого-возрастных особенностей решаются задачи развития мелкой моторики,  развития фонематического восприятия и формирования активной речи,  и развития личности в целом.

Программа включает в себя широкое использование различного  оборудования, словесного и иллюстрированного материала: стихи, потешки, небольшие рассказы, загадки, словесные игры и упражнения, картинки и картины, создающие эмоциональный фон.

В данном планировании представлены 33 темы, которые включают интеграцию образовательных областей: познание,  чтение художественной литературы, музыка, социализация, объединенных решением триединства задач: предметно-информационной, деятельностно – коммуникативной, ценностно – ориентационной и  решают задачу – овладение детьми конструктивных способностей.

Цель: приобщение детей к элементарной  технической творческой деятельности, овладение и развитие  конструктивных навыков у детей раннего возраста.

На данном этапе выделены  задачи, которые решаются комплексно:

  1. вызвать у детей интерес к творческой деятельности на основе эмоционально-мотивационной установки;
  2. знакомить с приёмами моделирования и конструирования;
  3. развивать ассоциативное мышление восприятия цвета, формы, величины предмета;
  4. развивать творческое мышление, побуждать думать, развивать воображение, фантазию;
  5. развивать зрительно-двигательную координацию;
  6. учить рассматривать постройки, поощрять эмоциональные проявления и высказывания;
  7. воспитывать дружелюбие, умение радоваться и радовать других, вести себя непринужденно;

8.повышать интерес к самостоятельному изготовлению построек, познавательной активности, фантазии и творческой инициативы.

На каждое занятие придумывается сюжет. Играя в игры, дети закрепляют цвет, форму, величину, развивают мелкую моторику. Что очень актуально, ведь проблемы на раннем этапе связаны с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями.

У детей раннего возраста восприятие осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости, поэтому, прежде чем формировать умения и навыки, развивать конструктивное творчество детей, необходимо сформировать целостное восприятие «красоты» - предметов, игрушек и т.д.


Исходя из этого,  практическая деятельность организуется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития конструктивных способностей детей,  и осуществляется  работа по двум взаимосвязанным направлениям:

1 направление:  «Восприятие и мышление»

Задача: развитие познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)  деятельности и формирование у них интереса к:

  • окружающему миру,
  • игрушкам,
  • красивым предметам быта,
  • экспериментированию,
  • иллюстрациям, репродукциям.

Целостное восприятие красоты (эмоциональное видение окружающего мира, предметов)

2 направление: «Обучение детей  конструированию»

Задача: развитие и формирование конструктивных способностей детей, необходимых для создания технического творчества. Развитие детского творчества в:

  • конструирование разными видами строительного материала и конструктором LEGO DUPLO

Главное обеспечить ребенку:

- радость технического  творчества,

- поддержать уверенность в силах у ребенка,

- обеспечить ребенку высокий эмоциональный уровень, заинтересовать, мотивировать его  на деятельность.

             Для того, чтобы восприятие протекало целостно, планируется использовать все  строительные средства – кубики, кирпичики, конусы, призмы, пластины, мягкие крупные строительные модули, а так же конструктор LEGO DUPLO цветной, радующий детей своей красочностью, обеспечивающий успешную работу с ним. При этом детям на третьем году жизни необходимо показать, как надо строить, роль ведущего всегда  на себя берёт взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре. В младшем возрасте выбираются самые простые игры, целью которых является закрепить цвет (синий, красный, зелёный, жёлтый).

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова – конструктивные способности обогатятся и станут разносторонними, а знакомство с разнообразными видами строительного материала, позволят  увидеть различные закономерности  технической деятельности.

Вырабатывая  технические умения , развивая через игры разнообразные действия рук, координацию движений обеих рук, действия руки и глаза, зрительный контроль,  вырабатывать такие качества движения руки, как гибкость, равномерность, слитность, которые необходимы в процессе  конструирования предметов различной формы,  величины (работы: высокая и низкая башни, гараж, широкая, узкая дорога).

Обучение как организованный процесс передачи и активного присвоения ребенком знаний, умений и навыков,  ориентируем  на развитие  конструктивных способностей детей. Одно из важнейших качеств конструирования как деятельности – ее творческий характер, поэтому задания для детей  продумывали таким образом, чтобы каждый ребенок получил все необходимые навыки и умения.

 Ставя детей в ситуации познавательного творчества,   стремились сделать естественный процесс жизнедеятельности детей – творческим, учитывая при этом темперамент, характер, особенности некоторых психических процессов на 3-ем году жизни, настроение детей в день, когда предстоит творческая работа. Понимая, что успех обучения, особенно на 3-ем г.ж., главным образом зависит от желания ребенка что делать. Задались целью вызвать у детей  подлинное желание решать поставленные мною задачи или, как говорят в психологии, создать у них мотивацию.

Мотивация, должна быть побудительной для всех детей 3-его года жизни, и при поиске такой мотивации,  опиралась на основные потребности, присущие детям раннего возраста. При  выборе мотивации учитывали некоторые факторы :

  1. физические трудности: неразвитость мелкой моторики, слабый мышечный тонус в руках, проблемы с сенсорикой: ребенок не «чувствует», не осознает свое тело, руки.
  2. психологические проблемы: страх перед разнообразным строительным материалом, неуверенность в своих силах.
  3. социальные проблемы: незнание способов действия с предметом, неумение вычленить главное, значимое в окружающей действительности и отразить это через  конструктивную деятельность

Ребенок испытывает потребность в ощущении  собственной значимости и превосходства - это одно из основных проявлений кризиса 3-х лет, нового этапа становления личности и представлений ребенка о себе. Значит, самыми подходящими персонажами для демонстрации собственной значимости и превосходства для деятельности детей будут являться игрушки (куклы, машинки, зайцы и т.д.) Потребность в значимости и превосходстве, на практике, конкретизируется в позиции: помощника и защитника.

Для того чтобы соединить игру с учебной задачей,  необходимо убедить детей в том, что все, что они совершат постройку, очень поможет игрушечным персонажам, которые сами не в состоянии это сделать.

Вся организованная  конструктивная (продуктивная) деятельность  с детьми строилась в непринужденной партнерской форме и направлена были на решение простых, доступных для выполнения  технических задач с видимым и значительным для каждого ребенка результатом в виде  постройки, которую он  тут же использовал в игре. И это все, безусловно, положительно сказывалось на становлении личности малышей.

Организация интересной содержательной деятельности ребенка в группах дополнительного образования, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечит эмоционально-интеллектуальный опыт детей, который послужит в дальнейшем основой для возникновения замыслов, необходимых для  развития воображения.

Технологические карты организации совместной деятельности с детьми                  ( Приложение 2).

 

  • 3.2.Материально- техническое обеспечение программы

Помещение МБДОУ «Детский сад № 7 «Огонёк» для проведения дополнительной образовательной услуги обеспечено  дидактическими играми и игрушками,   познавательно-развивающим материалом в соответствии с возрастными особенностями и содержанием дополнительной образовательной программы по развитию познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)  деятельности «Воспринимаю, мыслю и играю», мебелью в соответствии с антропометрическими данными детей, в построении предметно-образовательной среды соблюдается безопасность воспитанников и взрослых.

Оборудование:

  • - 3 детских стола;
  • - 12 детских стульев
  • - пианино,
  • - игрушки: кукла, мяч, заяц, машина и т.д.
  • - мольберт;
  • - репродукции картин

Материалы: кубики, кирпичики, конусы, призмы, пластины, конструктор LEGO DUPLO, крупные строительные модули.

Развивающие игры:  «Цвета (пазлы)», «Что за форма», «Величина», «Найди нужный цвет» и т.д.

Созданное образовательное пространство призвано обеспечивать:

  • - речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
  • - зрительно-двигательную координацию, поисковую активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, а также овладение и развитие  технических умений и навыков  посредством конструирования.
  • - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • - возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей.

 

  • 3.3.Кадровое обеспечение

Таблица 3

ФИО составителя

Чугурова Елена Владимировна

Место работы

МБДОУ «Детский сад № 7 «Огонёк»

городской округ «Город Лесной»

Должность

Педагог дополнительного образования

Образование

Среднее профессиональное образование

Категория

1 квалификационная категория

Педагогический стаж

8 лет 

 

 

3.4. Оценочные материалы.

Результативность дополнительной образовательной  программы «Развитие познавательно – исследовательской  и  продуктивной (конструктивной)  деятельности», отслеживается в ходе проведения обследования  овладения детьми конструктивных навыков, которое включает в себя игровые задания.

Используются  следующие методы контроля:

  1. беседа с родителями;
  2. наблюдение за ребенком в группе;
  3. диагностика овладения   конструктивными навыками.

 Беседа с родителями перед началом работы, анамнеза развития ребенка, проведение первичной диагностики и организационного родительского собрания составляют первый этап работы педагога. Это организационный этап, целью которого является формирование у педагога первичного представления о составе группы, о состоянии здоровья воспитанников, представлениях родителей о возможностях их малышей, степени овладения детьми навыками, которые в дальнейшем будут развиваться во время занятий, особенностях детско-родительских отношений, степени педагогической компетентности родителей. На данном этапе решаются следующие задачи:

1) анализ полученных данных;

2) уточнение целей и задач развивающих занятий;

3) отбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми.

На последнем, заключительном, этапе работы педагог проводит итоговую диагностику навыков  конструктивной деятельности. Во время индивидуальных консультаций он знакомит родителей с результатами диагностики и помогает им определить дальнейшие направления развивающей работы с их детьми.  Организуется выставка детских построек  по итогам года, где родители вместе с детьми любуются результатами детского  технического творчества

Цель данного этапа — проведение мониторинга эффективности взаимодействия педагогов с детьми.

На данном этапе решаются следующие задачи:

1) оценка уровня развития детей;

2) выявление по результатам диагностики наиболее эффективных методов и приемов обучения детей;

3) разработка и предъявление родителям индивидуальных методических рекомендаций.

При оценивании полученных результатов важно определить положительные достижения психического, физического и эмоционального развития ребенка. По данным обследования педагог заполняет таблицу (приложение № 3) и определяет, какие моменты требуют последующего закрепления и дальнейшего формирования.

Диагностирование уровня развития навыков  конструктивной деятельности у детей раннего возраста представляет определенные трудности. Во первых, многие дети не знакомы со строительными  материалами и способами их использования, во вторых, на сегодняшний день нет достаточно сформированного инструментария ее проведения.

Предлагаемая нами методика диагностики является результатом пятилетней работы  опыта проведения обследования детей раннего возраста. Нормативные показатели уровня развития навыков продуктивных видов деятельности взяты из  диагностических материалов по программе «От рождения до школы». Дети раннего возраста легко утомляемы, поэтому обследование проводится только в игровой форме с учетом желания ребенка идти на контакт. Обследование проводится в течение 15—30 минут. Ребенку предлагается последовательное выполнение ряда заданий.

2г.6 мес.:

  1. Сенсорное развитие.
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.

Материал – два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Один комплект дается ребенку, другой - у взрослого. Взрослый показывает ребёнку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.

            Поведение ребенка – правильно дает взрослому соответствующую фигуру.

  1. Конструктивная деятельность.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Материал – строительные детали разнообразной геометрической формы (10-14 шт.) по 2 шт. каждой.

Методика тестирования – ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дается набор строительных деталей и предлагается что-либо построить.

Поведение ребенка – делает 1-2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (например, стол, стул, кровать, дом и др.).

3 года:

  1. Сенсорное развитие.
  2. В своей деятельности использует геометрические фигуры по назначению.

Материал – геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.

Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку–образец и предлагает сделать соответствующие рисунки путем накладывания на образец.

Поведение ребенка – правильно подбирает мозаику к рисунку.

  1. Конструктивная деятельность.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал – разнообразные геометрические фигуры (10-14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка. Если занятия проходят за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу – крупный строительный материал (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).

Методика тестирования – ситуация провоцирующая, ребенку предлагают что-нибудь построить.

Поведение ребенка – делает сюжетную постройку, например, гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.

3.4. Методические материалы

  1. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  2. Каюпова Р.Х. Игры для сенсорного развития детей раннего возра­ста// Воспитатель ДОУ.- № 3. - 2007. С. 46.
  3. Кузнецова А.Е. 195 развивающих игр для малышей от 1 до 3 лет./ А.Е.Кузнецова. – М.:ДОМ.ХХI век, РИПОЛ классик, 2011. – 189 с. – (Азбука развития).
  4. Купецкова Е.Ф. Оптимизация деятельности педагогов групп детей раннего возраста // Управление ДОУ. - № 3.- 2003. С. 21.
  5. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  6. Малахова Н.Е. Игры раннего возраста (семинар для родителей) // Управление ДОУ. - № 4.- 2006. С.  103..
  7. Неретина И.Б. Педагогическое просвещение родителей, или школа для мам// Управление дошкольным образовательным учреждением.- № 3.- 2003.
  8. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М.: Учпедгиз. – 1961. – 159 с.
  9. Павлова Л. Раннее детство: стратегия воспитания и развития// Дошкольное воспитание.- № 8.- 2002.
  10. Палишкина Е.В. Развивающая предметная среда в группах раннего возраста// Управление ДОУ. -  № 4.- 2004. С. 102.
  11. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования.// Дошкольное Воспитание. - №11. – 2001. – С.58 – 64.
  12. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. - М.: «Изда­тельство Скрипторий 2003», 2006..
  13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.: илл.
  14. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно – методическое пособие / Сост.Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.  – (Ранний возраст).
  15. Разенкова Ю. От игры в кубики к конструированию.// Дошкольное Воспитание. - № 4 – 2007. – С.61 – 69.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
3
«Знакомство с музыкальными инструментами»с использ...
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.03.2020

Комментарии

Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
13 марта 2020
Татьяна Васильевна. Спасибо за интересный материал, воспользовалась им, сделала презентацию и вот чт...
Педагогика
10 марта 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП "Математический магазин"

Конспект  НОД  по ФЭМП в старшей группе тема: « Математический магазин »   Цель: Повторять количественный и порядковый  счёт в пределах 10, уметь называть...

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Школа Фиксиков – Воздух-невидимка»

Максимова Светлана Николаевна, воспмтатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 6  г. Йошкар-Олы «Аленький цветочек» Конспект познавательного занятия в старшей группе...

Анкета "Удовлетворенность качеством работы ДОУ"

Уважаемые родители! Заканчивается учебный год. Наступает время подводить итоги и строить планы на будущее. Нам очень важно знать Ваше мнение о...

Новое на сайте

Аппликация «Удивительные рыбки»

Аппликация «Удивительные рыбки» Задачи: расширять знания об аквариумных рыбках, познакомить с нетрадиционным методом приклеивания чешуек из засушенных листьев роз, которые вырезаны кругами, прививать чувство цвета, умение сочетать цветовую гамму, развивать мелкую моторику рук, самостоятельно дорисовывать и создавать...

Экология в жизни ребенка

Экология в жизни ребенка Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.Х.К. Андерсен. Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему...

Загадки, придуманные детьми

Загадки, придуманные детьми Загадки придуманы детьми. Они интересны тем, что книжка сделана с картинками раскрасками. Мы дарим такие книжки детям из других групп.  

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок»

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок» Цель: Продолжать развивать представления детей о домашних животных. Задачи: 1. Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из потешки. 2. Воспитовать эмоционально положительное отношение к домашним животным. 3...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог