Проект Поддержка детской инициативы и самостоятельности :«Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!»

Тематика

Поддержка и развитие педагогом детской инициативы, самостоятельности и творчества (например, поискового действия, самостоятельного детского действия или решения, и т.п.)

Название проекта

Поддержка детской инициативы и самостоятельности :«Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!»

Целевая группа

Воспитанники детского сада от 3 до 7 лет Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов ДОУ, воспитанников и их родителей

Постановка проблемы

К сожалению, большинство образовательных программ составлены так, что все решения принимаются взрослыми и дети большую часть времени работают над поставленными взрослыми задачами .Многие инновационные технологии позволяют посмотреть на образовательный процесс с точки зрения всех субъектов образовательного процесса: ребенка, воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание, собственные планы занятий. Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы и самостоятельности, все это отражено в основных принципах дошкольного образования. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. В данном проекте взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание, собственные планы занятий. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Содержание проекта

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей способностей самостоятельно планировать ,инициировать и реализовывать собственные замыслы. Задачи проекта: 1.Повысить уровень мотивированности детей в образовательной деятельности; 2.Познакомить детей с различными способами деятельности в центрах активности; 3.Способствовать росту познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей, 4.Создать условия для поддержки инициативных ситуаций развития ребенка, предоставляя возможность осуществлять успешные и неуспешные пробы. 5.Создать возможность для проявления самостоятельности, возможности выстраивать деятельность по собственному замыслу, начиная от целеполагания и заканчивая рефлексией. 6.Повысить профессиональную компетентность педагогов в выборе эффективных технологий, форм и методов в организации работы Методические приемы и инструменты повышения мотивации к обучению ребенка: 1.Утренний круг, который может выглядеть по разному и однозначно закрепленной структуры нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.(приветствие-ритуалы,психогимнастика, "Экран настроения") 2.Совместное планирование, которое я осуществляю по трем направлениям: I. Выбор темы образовательного проекта, события, акции II.Модель 3-х вопросов (Выявить инициативы и образовательные запросы детей). III. Совместное составление плана работы над проектом ( я использую «Паутинку», таким образом мы с детьми совместно планируем нашу образовательную деятельность по любой выбранной теме, в том числе педагогически вбрасываемой.) 3. Презентация центов активности. При презентации центров активности я направляю ребенка делать выбор тем, что создаем необходимые предметно-пространственные условия;. Предлагаю выбрать любое дело в рамках общей темы. 4. Правила В каждой группе обычно формируется своя субкультура. Она состоит из множества элементов, определяющих стиль жизни всех и каждого в отдельности: правила и их формулировки обязательно обговаривались с детьми, оформлялись не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения в каждом центре активности и группы в целом. 5.Выбор. Данная смысловая часть заключается в принятии самостоятельных решений. Она имеет первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия, материал, партнеров - помогает детям приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным путем. В своей группе мы чаще используем «Доску выбора» 6.Деятельность в центрах активности 7. Итоговый круг. «Итоговый круг» проходит ежедневно, с целью анализа достижений, успехов, трудностей, также наметить перспективы и определения плана работы на следующий день. В разработке проекта был использован опыт российских и зарубежных авторов Л.В.Свирской, А.И.Савенковой, М.Монтессорри,Джона Дьюи. Работа с детьми осуществляется в период с 2017 и по настоящее время.

Рефлексивный комментарий педагога. Результаты Вашей деятельности.

В результате использования педагогами универсальных практик значительно возрос уровень вовлеченности воспитанников в процесс обучения. Дети выступают в Роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослого. Дети сегодня - настоящие соавторы детско-взрослых проектов. Инициативы ребят в составлении совместного плана-паутинки проекта, собственных планов дня многочисленны и разнообразны. Благодаря «детскости», проекты стали более оригинальными, живыми. Продуктами проекта стали различные атласы, ментальные карты, мини-музеи,лэпбуки, тематические сборники с материалами для проектов : «В настоящем космосе побывал однажды», «Вот моя деревня, вот мой край родной», «Русская береза – белоствольная красавица», «Пчелиный улей - один в поле не воин» и др. Воспитанники подготовительной группы большинство атрибутов к проектам создают в центрах активности своими руками. Родители воспитанников, видя интерес, многочисленные работы детей, стараются чаще приходить в группу, выступают в роли педагогов в центрах, участвуют в пополнении среды по теме проекта. Результативность данного проекта родители осваивают на организованных для них мастер-классах, собраниях,круглых столах и др. Оценка результативности и качества организации образовательной деятельности осуществляется по 2 направлениям : 1-ое с позиции взрослого : Это реализуется через Педагогические наблюдения- как внешний элемент оценки результативности Наблюдения дают возможность увидеть те достижения ребенка, которые могут стать образовательным потенциалом для других детей группы Наблюдения являются основой для понимания и принятия ребенка; мы ведем в наших группах дневные хроники 2-ое направление- через оценку и самооценку детьми своей деятельности. Мы осуществляем это с помощью Дневников достижений-Планшетов-: дети отмечают в дневниках центры, в которых они работали сегодня , вклеивают картинки со значками разных дел, которые они выполнял или участвовали в течении дня.) В результате анализа были выявлены организационно-педагогические возможности реализации проекта: -Условия ППРС для реализации технологии( в группе были оборудованы центры активности,материал подобран соответственно тематическому планированию с учетом интересов и потребностей детей; -Обеспеченность методическими материалами(Методические разработки,Материалы конференции Л.Свирской, Курсы повышения квалификации /ККИПК ППРО, 2017г.); - Обеспеченность средствами обучения и воспитания(Игрушки и игровой материал,наглядно- дидактические пособия, оборудование для центров активности) Главный результат своей работы я вижу в проявлении каждым ребенком самостоятельности и инициативы, формирование у ребенка активной позиции, воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых, приобретение навыка самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия).

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем проект может быть использован всеми педагогами ДОУ в качестве руководства по моделированию и организации образовательного процесса в ДОУ, отказ от монополии в планировании в планировании образовательного процесса,ориентация на реальные интересы, возможности и способности своих воспитанни

В результате использования универсальных практик значительно возрос уровень вовлеченности воспитанников в процесс обучения. Дети выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослого. Дети сегодня - настоящие соавторы детско-взрослых проектов. Родители воспитанников, видя интерес ,многочисленные работы детей, стараются чаще приходить в группы, помогают воспитателю в центрах, участвуют в наполнении среды по теме проекта.. Результативность данного проекта родители осваивают на организованных для них мастер-классах, собраниях.

0
#75летпобеды #япомнюягоржусь
Проект, посвященный Дню Победы «Мы вас никогда не ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
16.06.2021

В блогах

Игра в формировании жизненной картины мира у детей

Игра в формировании жизненной картины мира у детей Детство – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и...

Интегрированное занятие. В старшей группе «Эмоции –страх темноты»

  .Интегрированное   занятие В старшей группе  «Эмоции –страх темноты»  Цели и задачи: Устранить, либо частично  обесценить страх темноты, повысить caмооценку ребенка,    развивать ориентацию...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РИСОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОХРАННЫМ РАЗВИТИЕМ.

Объект и предмет исследования: Объект исследования: формирования интереса к рисованию у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование интереса к рисованию у детей...

Новое на сайте

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам»

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет Аннотация: Дидактическое пособие «Расскажи сказку по кадрам» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, образовательной деятельности воспитателя и детей...

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности, внимания. Цель: формирование элементарных представлений о профессии повар у детей раннего возраста. Задачи: OO «Познавательное развитие» Познакомить...

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности...

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Исследовательская активность на современном этапе развития общества является одной из ключевых черт успешной, реализованной личности. Федеральный государственный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог