Проект «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Проект  «Развитие интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Тип проекта:

По роду деятельности:   творческий, информационный

По времени проведения:  долгосрочный (учебный год).

 

Участники проекта:   воспитатели, старшей группы, родители

 

 Актуальность.

          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, правильно использовать выразительные средства языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

          Важными средствами  интонационной выразительности речи детей являют­ся тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонацион­ный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

         В настоящее время существуют различные подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также авторские методики формирования интонационной стороны речи детей в общей и специальной педагогике.

         Вопросы обучения средствам выразительности устной речи, формирования интонационных компонентов речи описываются в работах  Османовой Г. А. и Поздняковой Л. А., Шевцовой Е. Е. и Забродиной Л. В., Артемова В. А., Артемовой Е.Э., Лопатиной Л.В., Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., Кондратенко И.Ю. и др. 

        Одним из наиболее действенных и эффективных способов развития интонационной выразительности речи детей, по моему мнению, является  театрализованная деятельность.

  Широкое использование  различных видов театра помогает не только:

сформировать у детей правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям; познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес; совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению,  театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.        

Но и, что очень важно, с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность включает в себя:

- разыгрывание сказок, сценок,

- ролевые диалоги по иллюстрациям,

-  самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.);

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- инсценирование сказок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

            Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Проблема:  развить  у детей умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами. 

Цель проекта:

 Развивать интонационную выразительность речи детей в процессе театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

Для педагогов:

создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; разработать и апробировать систему мероприятий по развитию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Для детей:

 - развивать речевой слух (восприятие   изменений силы, высоты голоса,  тембра и темпа речи);

- развивать  восприятие и воспроизведение ритмических структур, речевого ритма;

- учить координации дыхания, голосообразования и артикуляции;

- развивать  мимику и выразительность движений;

- развивать способность понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;

-  развивать силу голоса, расширять высотный диапазон голоса;

-  развивать восприятие и воспроизведение ударения;

- формировать восприятие и воспроизведение мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;

 - развивать  умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

Для родителей.

- привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада,

- способствовать вовлечению родителей в педпроцесс. Как активных участников.

 Прогнозируемые результаты.

- правильно воспринимают изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи;

- правильно воспринимают и воспроизводят ритмические структуры речевого ритма;

- выразительность мимики и движений;

- правильно понимают и передают в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;

- достаточный уровень развития силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;

- правильно воспринимают и воспроизводят ударения;

- правильно воспринимают и воспроизводят мелодику повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;

- усовершенствовано темпо - ритмическая организация высказываний;

 - умеют произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами

 

Формы работы по формированию интонационной выразительности речи детей в  процессе театрализованной деятельности.

Невербальные тренинги: психогимнастика; упражнения на ритмизацию; пантомимический этюд; упражнения и игры на развитие мелкой моторики; ритмические минутки; дирижирование, отхлопывание, простукивание ритма. Вербальные тренинги:

ритмические минутки.

подбор рифмы,

фонопедическая ритмика координация речи и движений),

голосовая и интонационная гимнастика,

рассказ проблемной истории. Словесные дидактические и подвижные игры. Пересказ программных произведений по ролям. Чтении художественной литературы, Разучивание и выразительное чтение стихов, Мелодекламация стихов, Показ детям спектаклей настольного и кукольного театра, Игры-драматизации, Чтение пословиц, поговорок, Инсценировки сказок.

 

Организация работы.

             Театрализованная деятельность  организуются воспитателем два раза в месяц.

             Элементы   театрализованной деятельности используются систематически, как  части различных видов организованной деятельности с детьми: НОД по речевому, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию, в ходе чтения художественной литературы, игровой и досуговой деятельности. 

            Тематика элементов театрализованной деятельности, способствующих развитию интонационной выразительности речи детей  соответствует календарно-тематическому плану.  

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.2.  Календарно-тематические планы в рамках проекта.3. Разработка методических материалов для реализации проекта.

II этап. Основной.

1. Проведение мероприятий  по реализации проекта.2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.

III этап. Заключительный.

1. Анализ проделанной работы.  (выступление на педсовете)2. Презентация опыта организации театрализованной деятельности (трансляция в Интернет-проектах)

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

этап

Лексиче-ская тема

Задачи

Мероприятие

 

подготовительный

   
 

- изучить методическую литературу по теме,

-  проанализировать уровень сформированности интонационной выразительности речи детей

- подобрать методический и практический материал для реализации проекта,

- разработать серию конспектов-сценариев театрализованной деятельности

1. Педагогическое наблюдение и анализ сформированности интонационной выразительности речи детей

2. Составление календарно-тематического плана.

3. Создание картотеки игр и упражнений по развитию интонационной выразительности речи детей.

4. Составление серии конспектов (на учебный год)  театрализованной деятельности

 

основной

   

 «Осень»

- развивать выразительность, пластичность движений согласно заданному ритму;

1.                 Ритмические упражнение «Мы листики осенние, на ветках мы сидим»

 

 - развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

2.     Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

 

- учить изменять тембр голоса

3.    Упражнение «У каждого настроения свой голос»

 

- учить изменять силу голоса

4.    Игра «Тихо-громко»

 

- учить воспринимать и воспроизводить различный ритмический рисунок (невербальный)

5.    Игра «Угадай по ритму»

 

-  воспитывать интерес к театр. постановкам, желание принять в них участие

6.    Показ кукольного спектакля русск. нар.ск.»Лиса и козел»

 

 

- учить выразительно читать стихи.

7.    Разучивание стих. А. Пушкина «Уж небо осенью сияло»,

 

«Овощи. Фрукты»

 

- развивать мышечную чувствительность лица;

- развивать выразительность проявляемых эмоций;

1.    Мимическое упражнение «Пробуем овощи»

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

2.    Загадки с подбором рифмы «Овощи»

 

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

3.    Ритмическая минутка «Как мы ухаживаем за огородом»

 

-  развивать ритмическую сторону речи

4.    Чистоговорка с движениями «Огород»

 

- развивать слуховое внимание

5.    Игра «Скажи, что ты слышишь»

 

- совершенствовать умение пересказывать.

6.    Пересказ по ролям рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

 

«Грибы»

 - учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

1.      Загадки с подбором рифмы «Грибы»

 

- развивать мелкую моторику; точность движений пальцев;

2.      Развитие мелкой моторики  «Соберём грибочки»

 

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм;

3.      Ритмическая гимнастика «По грибы»

 

- развивать плавность голоса, ритм речи, координацию речи и движений, речевое дыхание

4.      Ритмическое упражнение «Под горою вырос гриб»

 

- учить произносить слова с разной интонацией

5.      Упражнение «Дай, не дам»

 

- развивать силу голоса и речевое дыхание.

6.      Игра «Дует ветер»

 

 

- дать детям образец выразительного чтения худ. произведения, учить выразительно воспроизводить авторские диалоги

7.      Чтение в лицах.  К.  Аксаков «Лизочка»,

 

«Как хлеб на стол попал»

 

- развивать мелкую моторику; точность движений пальцев;

1.    Развитие мелкой моторики «Разложи зернышки»

 

- развивать координацию движений и речи, ритм речи

2.Упражнение «Колоски»

 

-  учить произносить слова и звуки протяжно и коротко, в разных регистрах, развивать длительный речевой выдох.

3. Фонопедическое упражнение «Пшеница»

 

- развивать слуховое внимание, ритм речи.

2.    Упражнение «Ритмическое эхо»

 

- учить говорить ритмично, в определенном темпе.

3.    Чистоговорка с движениями «Я зерно молочу»

 

- продолжать учить детей внимательно слушать, понимать содержание рассказа и воспроизводить отрывки, используя слова автора.

4.    Чтение рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»

 

- учить выразительно читать стихи

5.    Разучивание стих-я Д.  Хармс «Очень, очень  вкусный пирог»,

 

- учить использовать выразительные средства языка в соответствии с лексической ситуацией

 Инсценирование укр.нар.сказки «Колосок»

 
   

«Игруш-ки»

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть);

1. Психогимнастика «Бережное отношение к игрушкам».

 

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть);

- учить передавать в мимике и жестах эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть);

2. Пантомимический этюд «Поучение»

 

- развивать тембр голоса

3. Игра «Успокой куклу»

 

- учить детей изменять силу голоса.

4.  Упражнение «Громко-тихо- шепотом»

 

- учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

5. Игра «Кегли и мяч»

 

- развивать интерес к устному народному творчеству,

- развивать ритм речи

6. Чтение небылицы  «Вы послушайте ребята»

 

«Дере-вья»

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм;

1. Ритмическая гимнастика «Деревце»

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

2.Загадки с подбором рифмы «Деревья»

 

- развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд;

3.Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной»

 

- развивать плавное голосоведение, речевое дыхание

4.Распевка с движениями «Листопад»

 

- развивать умение изменять высоту голоса

5. Упражнение «Высоко- низко»

 

- развивать ритм речи, плавность голоса.

6. Игра «Деревья»

 

«Домаш-ние живот-ные»

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть, боль);

1. Пантомимический этюд «Бережное отношение к животным»

 

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

2. Пальчиковая гимнастика «Поросята»; «Два козленка»; и т.д.

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

3. Загадки с подбором рифмы «Животные»

 

- учить изменять высоту голоса

4. Игра «Кот, кошка, котенок»

 

- учить произносить слова с различной интонацией

5. Упражнение «Ой! Ай! Эй!»

 

- продолжать учить пересказывать литературное произведения, используя различные способы выразительности речи.

6.Пересказ мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

 

- развивать исполнительское мастерство детей,

- учить изменять тембр и интонацию речи в зависимости от речевой ситуации

7.Игра-драмматизация по русской нар. ск. «Волк и семеро козлят»

 

«Мой дом. Мой город»

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

1. Пальчиковая гимнастика «Теремок»

 

- развивать речевое дыхание, длительный речевой выдох

2. Игра «Соседи»

 

- развивать силу голоса.

3.Игра «Перебежки»

 

- учить передавать диалог, изменяя тембр и интонацию речи

4. Чтение в лицах ск. С.    Маршака «Кошкин дом»

 

- учить вести диалог, изменяя интонацию в зависимости от речевой ситуации

5. Сюжетно-ролевая игра «Гости»

 

 Инсценирование сказки «Три поросенка»

 
           

 

 

 

«Домаш-ние птицы»

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть, боль);

1. Пантомимический этюд «Бережное отношение к птицам»

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

2. Пальчиковая гимнастика «Курочка»; «Гусята»; и т.д.

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

3. Загадки с подбором рифмы «Птицы

- учить произносить слова с различной интонацией.

4. Игра «На! Ну!»

- формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

5.Игра «Волшебные линии»

- учить соотносить темп движений и темп речи.

6.      Игра «Курочка и цыплята»

- совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

7.Игра «Вопрос – ответ»

«Зима»

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (радость, веселье,);

1. Пантомимический этюд «Зимние забавы»

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

2. Пальчиковая гимнастика «Перчатки»

- развивать силу голоса и речевое дыхание

3. Упражнение «Вьюга»

- формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ.

4. Игра «Просьба»

 

- учить выразительно читать стихи

5. Разучивание стих-я Ф. Тютчева «Зима недаром злится»

- развивать ритмичность речи

6.Чтение русской народной песенки «Зима пришла»,

«Обувь, одежда, головные уборы»

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм;

1. Ритмическая минутка «Одеваемся на прогулку»

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

2. Загадки с подбором рифмы по теме.

- развивать мелкую моторику, точность движений пальцев

3. Развитие мелкой моторики «Застегни пуговку, молнию»

- закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

4. Игра «Назови ласково»

 

- формировать навыки восприятия логического ударения.

5. Игра «Слушай, думай, называй»

- развивать слуховое внимание, речевой слух. Увеличение словарного запаса.   

6.Игра «Будь внимательным»

- дать образец выразительной речи, изменяемой в зависимости от озвучиваемой речи

7.Показ кукольного спектакля «Кот в сапогах» Ш. Перро

«Новый год»

- развивать мелкую моторику, точность движений пальцев;

1. Развитие мелкой моторики «Гирлянда»

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

2.Ритмическая минутка «Хоровод»

- формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

3. Игра «Дирижеры»

- закреплять умение пересказывать литературное произведения, выразительно передовая текст автора

4. Пересказ ск. В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

- продолжать приучать детей внимательно слушать литературное произведение, отмечать выразительность речи при чтении

5. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

 

- развивать вербальное и невербальное воображение

 Театрализованная игра-импровизация «В гостях у Деда Мороза»

 

«Зимние забавы»

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

1. Загадки с подбором рифмы по теме.

 

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

2. Ритмическая минутка «Зимние виды спорта»

 

- развивать плавное голосоведение, длительный речевой выдох

3. Логоритмическая попевка «На лыжах»

 

- учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

4. Упражнение «Лесенка»

 

- развивать силу голоса

5. Игра «Кто кого!»

 

- учить выразительно читать стихи

6.Разучивание стих-я  И.  Сурикова «Зима»,

 
 

«Дикие живо-тные»

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

1. Пальчиковая гимнастика «Медведь»; «Лисичка»; и т.д.

 

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

2. Упражнение на ритмизацию «Движения животных»

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

3. Загадки с подбором рифмы по теме.

 

- учить передавать различные интонации в диалогах персонажей

4. Пересказ русск. нар. ск.»Лисичка-сестричка и серый волк»

 

- развивать ритмичность речи, координацию движений и речи

5. Игра «Заяц Егорка»

 

- закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

6. Игра «Медвежата»

 

- продолжать приучать детей внимательно слушать литературное произведение, отмечать выразительность речи при чтении

6.Чтение русской народной сказки «Волк и лиса»

 

- учить детей выразительному исполнению взятых на себя ролей

7.Игра-драмматизация по русск. нар. ск. «Лисичка-сестричка и серый волк»

 
 

«Посуда»

- развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд;

1. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной»

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

2. Загадки с подбором рифмы по теме.

 

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

3. Ритмические минутки «Чайник», «Посуда» и т.д

 

- развитие ритма речи, речевого дыхания

4. Логоритмическое упражнение «Посуда»

 

- упражнять в длительном речевом выдохе,

- развивать умение изменять высоту голоса

5.  упражнение фонетической ритмики «Чайник»

 

- закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

6. Игра «Почемучки»

 

- учить передавать различную интонацию в диалогах персонажей

7.Чтение в лицах Д. Самойлов «У Слоненка день рождения»

 

 Показ кукольного спектакля  №Зимовье зверей»

 
 

«Профес-сии»

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях людей разных профессий (строитель; врач; воспитатель)

1. Пантомимический этюд «Профессии»

 

- развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд;

2. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной»

 

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

3. Пальчиковая гимнастика «Маляр», «Водитель» и т.д.

 

- учить воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок

4. Ритмическое упражнение «Кузнец»

 

- учить воспроизводить различную интонацию

5. Игра «Сапожник»

 

- развивать темп и ритм речи

6. Игра «Продавец»

 

 дать образец выразительной передачи содержания сказки и диалогов персонажей.

7.Показ спектакля настольного театра по ск. «Крошечка-Хаврошечка»

 

 

«Мебель»

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

1. Ритмические минутки «Стул», «Диван»

 

- развивать мелкую моторику, точность движений пальцев;

2. Развитие мелкой мото-рики «Открой шкафчик ключом»

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку

3. Загадки с подбором рифмы по теме.

 

- закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

4. Игра «Почемучки»

 

- формировать навыки восприятия логического ударения.

5. Игра «Найди важное слово»

 

- учить изменять интонацию в зависимости от речевой ситуации

6.Сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин»

 
 

«Защитники Отчества»

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях людей защищающих родину;

1. Пантомимический этюд «Защитники отечества»

 

- развивать мелкие движения пальцев рук, чувство ритма.

2. пальчиковая игра со словами «Аты-баты»

 

- учить произносить слова в разных регистрах

3. Фонопедическое упражнение «Наше ору-жие» на стихи А. Усачева

 

- учить произносить слова в разном темпе, ритме и регистре, с разной интонацией,

- развивать длительный речевой выдох

4. Речевая игра «Едем на лошадке»

 

- формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

5. Игра «Построение»

 

- учить слушать литературное произведение, понимать содержание, отмечать выразительность речи

6 .Чтение былины «Илья Муромец и соловей-разбойник»,

 
 

Транс-порт. ПДД

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние

1. Мимические упражнения «Страх», «Внимательность»

 

- развивать мелкую моторику, точность движений пальцев;

2. Пальчиковая гимнастика «Еду на машине»

 

- развивать слуховое внимание

3. Упражнение «Самолет летит»

 

- учить изменять силу голоса и регистр

4. Фонопедическое упражнение «На машине»

 

- закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

5. Игра «Поехали, поехали!»

 

- развивать слуховое внимание

5. Подвижная игра «Самолет»

 

- учить изменять интонацию речи в зависимости от речевой ситуации

6. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

 
 

8 марта. Семья.

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях членов семьи;

 

1. Пантомимический этюд «Семья»

 

- развивать ритмическую сторону речи

2. Чистоговорка с движениями «мама»

 

- формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

3. Упражнение «Позовем вместе»

 

- учить изменять высоту голоса.

4. Игра «Неваляшка»

 

- учить отмечать выразительные средства   речи в литературных произведения.

5. Чтение нанайской нар.ск. «Айога»

 

 

«Продук-ты питания»

- развивать мышечную чувствительность лица;

- развивать выразительность проявляемых эмоций;

1. Мимическое упражнение «Пробуем продукты»

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

2. Загадки с подбором рифмы по теме.

 

- развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд;

3. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной»

 

- закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

4. Игра «Что с чем?»

 

- закреплять ритмизацию речи, слуховое внимание

5. Логоритмическое упражнение «Пышка сметанная»

 

- учить слышать и воспроизводить различную интонацию

6.Чтение прибауток «Ты пирог съел?», «Где кисель – там и сел»,

 
 

«Сказки. Фольклор»

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях героев сказок;

1. Пантомимические упражнения «Герои сказок.

 

- учить отгадывать и описывать эмоциональное состояние героев сказки;

2. Словесное комментирование «Отгадай героя сказки»

 

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

3. Ритмическая минутка «Изобрази героя сказки»

 

- учить изменять высоту голоса,

- развивать выразительность речи

4. Игра по сказке «Три медведя»

 

- учить использовать разнообразные средства выразительности речи

5. Пересказ сказки «Лиса и козел»

 

- учить отмечать средства выразительности речи в литературном произведении

6.Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

 
   

- учить использовать разнообразные средства выразительности речи

7. Игра-драматизация по укр. нар. ск. «Колосок»

 
 

«Я в мире человека»

- развивать мышечную чувствительность лица;

- развивать выразительность проявляемых эмоций;

1. Мимические упражнения «Мир эмоций»

 

- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях грусть, радость.

2. Пантомимические этюды «Грусть» «Радость» и т.д.

 

- развивать интонационную выразительность речи и мимики

3. Игра «Узнай по интонации»

 

- учить ритмической выразительности речи и координации движений

4. Упражнение «Волшебное зеркало»

 

- учить произносить слова с различной интонацией

5. Игра «Имена»

 

- закреплять умение изменять силу голоса.

6.Упражнение «Тихо-громко-тихо»

 
 

«Декоративные животные и птицы»

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

1. Упражнение на ритмизацию «Движения животных, птиц»

 

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

2. Загадки с подбором рифмы «Животные и птицы»

 

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

3. Пальчиковая гимнастика «Попугайчик»; «Хомячок» и т.д.

 

- развивать слуховое внимание, координацию движение и текста, речевое дыхание

4. Проговаривание текста с движениями «Хомячок»

 

- закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

5. Игра «Почемучки»

 

- учить интонационной выразительности при передачи диалогов персонажей

6.Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка»

 
 

«Космос»

- развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев;

1. Пальчиковая гимнастика «Ракета»

 

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

2.Ритмическая минутка «Запускаем ракету»

 

- развивать темп и ритм речи, длительный речевой выдох

3. Чистоговорка с движениями «Космонавты»

 

- учить изменять силу и высоту голоса

4. Игра «Взлет ракеты»

 

- развивать ритм речи, речевое дыхание, координацию движений и речи

4. Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами

 

- развивать слуховое внимание,

- учить выполнять движения в соответствии с характером музыки

5. Коммуникативная игра «Звездочки»

 
 

«Весна пришла»

- развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм

1. Ритмическая минутка «Весна пришла»; «Капель»;

 

- развивать плавное голосоведение, речевое дыхание,

- учить воспроизводить заданный ритм (вербально и невербально)

2. Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

 

- учить произносить фразы с различной интонацией

3. Речевая игра «Эхо»

 

- развивать ритмическую сторону речи

4. Чистоговорка с движениями «Прилетели птицы»

 

- учить выразительно читать стихи

5. Разучивание стих-я В. Орлова «Ты лети к нам скворушка»,

 

- дать образец выразительного чтения художественного произведения

6.Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

 
 

«Комнат-ные растения»

- учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку;

1. Загадки с подбором рифмы «Растения»

 

- развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд;

2. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной»

 

- развивать мелкую моторику, точность движений пальцев;

3. Развитие мелкой моторики «Собери цветочек»

 

- развивать слуховое внимание

4. Игра  «Переставь цветок»

 

- учить понимать ритм речи, подбирать рифму.

5. Игра «Подскажи словечко»

 

- развивать слуховое внимание, координацию движений и речи

6.Подвижная игра «На окне в горшочках»

 

заключительный

 

- определить эффективность проводимой работы,

- наметить перспективы дальнейшей работы в данном направлении

 1.  Определение уровня развития интонационной выразительности речи детей,

2. Подведение итогов работы проекта:

 - презентация,

 - обобщение опыта, выступление на  педсовете

- оформление папки проекта.

3. Итоговое мероприятие – инсценировка сказки «Муха-цокотуха»

 
                   

 

Критерии эффективности:

- Согласованность действий педагогов и родителей.

-  Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

- Преобразующий характер проекта.

- Повышение уровня сформированности интонационной выразительности речи детей.

Продукты проектной деятельности:

- обобщение опыта по теме проекта (Слайдовая презентация);

- папка проекта;

- спектакль – инсценировка сказки с детьми                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 – 7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век»,  2008.  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.   3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 20144. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.5. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.9. Игры в логопедической работе с детьми. Пд. Ред. Селеверстова В. И., М., Просвещение, 1979.10. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. Тв.Центр Сфера, М., 200711. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Тв.Центр Сфера, М., 200712. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006. 13. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 14. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222, [2] с. -(Высшая школа).15. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.16. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009

0
Конспект НОД. Чтение художественной литературы на ...
Непосредственная образовательная деятельность ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
14.08.2020

Комментарии

Конспект проведения НОД "Как питаются растения?"
14 августа 2020
Юлия Анатольевна, спасибо. Интересно, познавательно. Уверена, что детям такое занятие понравится
Педагогика
07 августа 2020
никак
Педагогика
07 августа 2020
здравствуйте как можно получить ответы

В блогах

План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию

Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста рассчитана на период работы с детьми по плану кружка «Сказки –...

Лепка «Вот ежик – ни головы, ни ножек»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №309 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» Совместное мероприятие с детьми...

Материал для оформления буклета "Охрана природы"

  Охрана природы Охрана окружающей среды — научный комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей...

Новое на сайте

План мероприятий по безопасному поведению на льду в группе ЗПР

План мероприятий по безопасному поведению на льду в группе ЗПР № Мероприятие 1 Ситуативные разговоры, беседы «Чем опасна гололедица?»; «Борьба с гололедицей безопасными средствами» (песок). Цель: Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр...

Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии

Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Многие педагоги и родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом. ТРИЗ для дошкольников...

Парад шахматных фигур

Парад шахматных фигур «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А...

Конспект занятия для средней группы по экологическому воспитанию «Волшебный мир растений»

Конспект занятия для средней группы по экологическому воспитанию «Волшебный мир растений» Цели: Образовательные: - формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры; - закреплять знания о природе, ее многообразии; - формировать понятия о взаимосвязях всех компонентов природы, человека и природы. Развивающие: - развивать художественные способности, эстетические чувства; -...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог