Проект «Преобразованию предметно – пространственной среды в средней группе «Далматинцы» в соответствии с ФГОС ДО».
МБДОУ «Иланский детский сад № 50»
Проект
«Преобразованию предметно – пространственной среды в средней группе
«Далматинцы»
в соответствии с ФГОС ДО».
воспитатели: Кострикова О.В.
Веремьева Н.В.
2020-2021учебный год.
Актуальность проекта. Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в группе это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда должна давать возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Развивающая предметно-пространственная среда стимулирует коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, поэтому должна быть организована в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей ребенка. Проанализировав среду нашей группы мы выявили , что она не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Цель проекта:
-преобразование развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников;
2. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов;
3.создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
4.организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Практическая значимость.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
- Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
- Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
- Пространство группового помещения должно быть полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Тип проекта: практико - ориентированный
Вид проекта: внутренний, групповой
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе
Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе, соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Иланский детский сад №50».
Продолжительность проекта: 01.06.2020г. - 30.05.2021г.
Сроки и этапы реализации проекта: (июнь 2020 – май 2021 г.г.)
Перспективный план работы по проекту.
№ |
Мероприятие |
Исполнители |
Оформление результатов |
1 этап – информационно – аналитическая деятельность (июнь2020г.) |
|||
1 |
Создать условия для обсуждения цели и задач проекта |
Воспитатели группы |
План проекта |
2 |
Изучить нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению. |
Воспитатели группы |
Изучены |
3 |
Определить цели и задачи проекта |
Воспитатели группы |
План проекта |
4 |
Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. |
Воспитатели группы |
Изучены |
5 |
Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста. |
Воспитатели группы |
Изучены |
6 |
Проанализировать РППС группы. |
Воспитатели группы |
Результаты анализа |
7 |
Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям |
Воспитатели группы |
Схема планировки |
8 |
Разработка плана реализации проекта. |
Воспитатели группы |
План |
9 |
Проанализировать материальную базу группы для усовершенствования РППС. |
Воспитатели группы |
Учет баланса |
10 |
Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования |
Воспитатели группы |
Перечень |
2 этап организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (июль – октябрь 2020 г.) |
|||
№ |
Задачи |
Исполнители |
Оформление результатов |
1. |
Организовать работу по преобразованию РППС |
Воспитатели группы |
Работа по преобразованию РППС |
2. |
Ознакомить родителей с содержанием развивающей предметно- пространственной среды на основе ФГОС ДО». |
Воспитатели группы |
Консультация |
3. |
Организовать родительское собрание на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях». |
Воспитатели группы |
Родительское собрание |
4. |
Составить план - схему, модель, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. |
Воспитатели группы |
План- схема |
5. |
Распределить обязанности между участниками реализации проекта. |
Воспитатели группы |
Распределение |
6. |
Проанализировать результаты деятельности группы по реализации проекта. |
воспитатели группы. |
анализ |
3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность (октябрь 2020г - май 2021 г.) |
|||
1. |
Внедрить модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации |
Воспитатели группы. |
модель предметно-развивающей среды |
2. |
Сбор, накопление материала |
Воспитатели группы. |
Накопленный материал |
3. |
Организовать пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы. |
Воспитатели группы. |
Наполненная предметно-пространственная развивающая среда группы |
4 этап - изучение результатов деятельности ( май 2021 г.) |
|||
№ |
задачи |
исполнители |
оформление результатов |
1. |
Изучить соответствие РППС принципам построения РППС в соответствии ФГОС ДО |
воспитатели группы. |
Выписка, конспект |
2 |
Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта. |
Воспитатели группы. |
Выступление на МО ДОУ |
4 |
Выявить уровень взаимодействия воспитателей с родителями по вопросу создания РППС |
воспитатели группы. |
анкетирование |
5 |
Проанализировать результаты деятельности группы по реализации проекта. |
Воспитатели группы |
анализ |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Проект должен помочь разработать систему работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе. .
- У педагогов должны быть сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
- Организация работы по реализации приведет к сотрудничеству педагогов и родителей группы.
- В дальнейшей работе мы планируем и дальше создавать РППС в группе в соответствии с ФГОС .
- Родители будут принимать активное участие в жизни группы по организации РППС.
Центры |
Наполнение |
Задачи по ФГОС |
|
Приемная группы |
|||
Элемент экологического центра «Сад на окне»
|
Макет дерева по временам года, на ветках которого расположены полочки для леечек , лопаток, рыхлилок и другого инвентаря для ухода за растениями. |
Задачи: - Углубление знаний детей о цветах и их разнообразии; - обучение сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения; - упражнение в классификации цветов, закрепление понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы; - закрепление умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах; -формирование бережного отношения к цветам, развитие желания ухаживать за цветами; - воспитание любови к прекрасному, красоте окружающего мира; - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.
|
|
«Центр именинника" |
Макет яблоньки, на яблочках которой фотографии детей и бабочка, которая будет прикрепляться к тому яблочку у детей которых будет день рождение . |
-создать в группе определённый стиль жизни (культуру и традиции) для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему; - воспитывать у детей чувство коллективизма, добиваться поставленной перед собой цели; - содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками; |
|
«Центр Информации» |
Стенд в форме радуги, Где будет дополнительно отображаться информация о происходящих делах, мероприятиях группы. Поздравления родителей, стенгазеты, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки ( «Медицинская информация», «Советы психолога»). |
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; •обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, |
|
Пространство спальной комнаты |
|||
Центр «Театральный сундучок»
|
Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес. |
-Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; -воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.); - развитие эмоций; -воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе; -развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); - содействие развитию монологической и диалогической речи; -обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ; -овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами); |
|
Групповое помещение |
|||
Центр безопасности « Светофорик »
Литературный центр «Книжкин дом»
|
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: автобусы, троллейбусы, легковые и грузовые машины, дорожные знаки, функционирующий светофор, демонстрационный материал, памятки, брошюры, лепбуки, папки-передвижки с информацией по правилам дорожного движения, которые периодически появляются в информационных уголках для родителей. -Тематическая подборка детской художественной литературы; - тематические выставки (памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей) -игры по обучению грамоте - игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора -мастерская для книг -настольные и д/игры по знакомым произведениям |
Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах; -формирование практических умений пешеходов; -освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий -формирование культуры участника дорожного движения; · -формирование культуры участника дорожного движения · · · · · · · -формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора; · -развитие эмоционального отклика на содержание книг; · -развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом; · -формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов; · -развитие памяти и фантазии; · стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса; · -привитие любви к литературе; · воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений; · -нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности. · |
|
Центр развития речи « Говорим правильно»
|
-Игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);-артикуляционная гимнастика в картинках -дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. - картотека игр по мнемотехнике |
-овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; - развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. |
|
Центр «Лаборатория Почемучек» |
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма). Также над природным уголком оформлена воздушная композиция. В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты. |
- Развитие поисковой активности, -развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет |
|
Центр Математики |
-Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: - сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д -группировать предметы на основе общих признаков -развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори. |
- Ориентироваться в пространстве и времени; - сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.; - составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.; |
|
Центр конструирования
|
Набор крупногабаритных сборно-разборных блоков для объемного конструирования (мягкий модуль); -деревянный цветной с мелкими элементами «Ферма»; -пластмассовый и деревянные наборы с деталями разных конфигураций; -тематические конструкторы «Город», «Железная дорога»; - наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования. |
- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций с точки зрения практического назначения объектов; -упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу. -научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения; - научить широко использовать разнообразные конструкторы. |
|
«Экран настроения» |
-выполнен из пяти кругов, на каждом из которых помещена заготовка-пиктограмма с определенной эмоцией. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки |
-позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад; - средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка |
|
Сенсомоторный центр «Веселые пальчики» |
Сенсорный стол, сенсорные книжки, файлы и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д. -приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки, различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм - аромолампы -разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха. - естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях Ноутбук, телевизор, музыкальный центр который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий. |
-Создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка; -содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань); -обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности; -составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста; -разработать, апробировать и отследить результативность сенсорно-интегрированных занятий с двигательным компонентом; |
|
Центр «Творческая мастерская»
|
Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать. |
- развития цветовосприятия; -развитие навыков использования различных техник изобразительного искусства; - ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством; - разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей. |
|
Список литературы
- 1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ;
- 2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- 3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).
- 4. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
- 5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
- 6. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
- 7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
- 8. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
- 9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003
Комментарии