Проект «Преобразованию предметно – пространственной среды в средней группе «Далматинцы» в соответствии с ФГОС ДО».

МБДОУ «Иланский детский сад № 50»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 «Преобразованию предметно – пространственной среды в средней группе

«Далматинцы»

в соответствии с ФГОС ДО».

 

 

воспитатели: Кострикова О.В.

Веремьева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021учебный год.

 

Актуальность проекта. Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в группе это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда должна давать возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Развивающая предметно-пространственная среда стимулирует коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, поэтому должна быть организована в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей ребенка. Проанализировав среду нашей группы мы выявили , что она не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.

Цель проекта:

-преобразование развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

 Задачи проекта:

1. изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников;

2. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов;

3.создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

4.организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Практическая значимость.

  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
  • Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
  • Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
  • Пространство группового помещения должно быть полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Тип проекта: практико - ориентированный

Вид проекта: внутренний, групповой

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе, соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Иланский детский сад №50».

Продолжительность проекта: 01.06.2020г. - 30.05.2021г.

Сроки и этапы реализации проекта: (июнь 2020 – май 2021 г.г.)

Перспективный план работы по проекту.

Мероприятие

Исполнители

Оформление результатов

1 этап – информационно – аналитическая деятельность (июнь2020г.)

1

Создать условия для обсуждения цели и задач проекта

Воспитатели

группы

План проекта

2

Изучить нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

Воспитатели группы

Изучены

3

Определить цели и задачи проекта

Воспитатели группы

План проекта

4

Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Воспитатели группы

Изучены

5

Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста.

Воспитатели группы

Изучены

6

Проанализировать РППС группы.

Воспитатели группы

Результаты анализа

7

Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям

Воспитатели группы

Схема планировки

8

Разработка плана реализации проекта.

Воспитатели группы

План

9

Проанализировать материальную базу группы для усовершенствования РППС.

Воспитатели

группы

Учет баланса

10

Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования

Воспитатели группы

Перечень

2 этап организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (июль – октябрь 2020 г.)

Задачи

Исполнители

Оформление результатов

1.

Организовать работу по преобразованию РППС

Воспитатели группы

Работа по преобразованию РППС

2.

Ознакомить родителей с содержанием развивающей предметно- пространственной среды на основе ФГОС ДО».

Воспитатели группы

Консультация

 

3.

Организовать родительское собрание на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях».

Воспитатели группы

Родительское собрание

 

4.

Составить план - схему, модель, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Воспитатели группы

План- схема

 

5.

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

Воспитатели группы

Распределение

6.

Проанализировать результаты деятельности группы по реализации проекта.

воспитатели группы.

анализ

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность (октябрь 2020г - май 2021 г.)

1.

Внедрить модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации

Воспитатели группы.

модель предметно-развивающей среды

2.

Сбор, накопление материала

Воспитатели группы.

Накопленный материал

3.

Организовать пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы.

Воспитатели группы.

Наполненная предметно-пространственная развивающая среда группы

4 этап - изучение результатов деятельности

( май 2021 г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

1.

Изучить соответствие РППС принципам построения РППС в соответствии ФГОС ДО

воспитатели группы.

Выписка, конспект

2

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта.

Воспитатели группы.

Выступление на МО ДОУ

4

Выявить уровень взаимодействия воспитателей с родителями по вопросу создания РППС

воспитатели группы.

анкетирование

5

Проанализировать результаты деятельности группы по реализации проекта.

Воспитатели группы

анализ

 

 Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Проект должен помочь разработать систему работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе. .

 - У педагогов должны быть сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.

- Организация работы по реализации приведет к сотрудничеству педагогов и родителей группы.

- В дальнейшей работе мы планируем и дальше создавать РППС в группе в соответствии с ФГОС .

- Родители будут принимать активное участие в жизни группы по организации РППС.

Центры

Наполнение

Задачи по ФГОС

Приемная группы

Элемент экологического центра

«Сад на окне»

 

 

 

 

 

 

 

Макет дерева по временам года, на ветках которого расположены полочки для леечек , лопаток, рыхлилок и другого инвентаря для ухода за растениями.

Задачи:

- Углубление знаний детей о цветах и их разнообразии;

- обучение сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения;

- упражнение в классификации цветов, закрепление понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы;

- закрепление умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;

-формирование бережного отношения к цветам, развитие желания ухаживать за цветами;

- воспитание любови к прекрасному, красоте окружающего мира;

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.

 

«Центр именинника"

Макет яблоньки, на яблочках которой фотографии детей и бабочка, которая будет прикрепляться к тому яблочку у детей которых будет день рождение .

-создать в группе определённый стиль жизни (культуру и традиции) для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему;

- воспитывать у детей чувство коллективизма, добиваться поставленной перед собой цели;

- содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками;

«Центр Информации»

Стенд в форме радуги,

Где будет дополнительно отображаться информация о происходящих делах, мероприятиях группы. Поздравления родителей, стенгазеты, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки ( «Медицинская информация», «Советы психолога»).

информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

•обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,

     

Пространство спальной комнаты

 Центр «Театральный сундучок»

 

Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.

-Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- развитие эмоций;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Групповое помещение

Центр безопасности « Светофорик »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный центр

«Книжкин дом»

 

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: автобусы, троллейбусы, легковые и грузовые машины, дорожные знаки, функционирующий светофор, демонстрационный материал, памятки, брошюры, лепбуки, папки-передвижки с информацией по правилам дорожного движения, которые периодически появляются в информационных уголках для родителей.

-Тематическая подборка детской художественной литературы;

- тематические выставки (памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей)

-игры по обучению грамоте

- игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора

 -мастерская для книг

-настольные и д/игры

по знакомым произведениям

Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

-формирование практических умений пешеходов;

-освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий

-формирование культуры участника дорожного движения;

· -формирование культуры участника дорожного движения

·

·

·

·

·

·

· -формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;

· -развитие эмоционального отклика на содержание книг;

· -развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;

· -формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;

· -развитие памяти и фантазии;

· стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса;

· -привитие любви к литературе;

· воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;

· -нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности.

·

Центр развития речи

« Говорим правильно»

 

-Игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото»«Логопедическое домино»«Паровоз»«Подбери и назови» и т. д.);-артикуляционная гимнастика в картинках

-дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. 

- картотека игр по мнемотехнике

-овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

Центр «Лаборатория Почемучек»

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма). Также над природным уголком оформлена воздушная композиция.

В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.

- Развитие поисковой активности,

-развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет

Центр Математики

-Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д

-группировать предметы на основе общих признаков

-развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори.

- Ориентироваться в пространстве и времени;

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

Центр конструирования

 

Набор крупногабаритных сборно-разборных блоков для объемного конструирования (мягкий модуль);

-деревянный цветной с мелкими элементами «Ферма»;

-пластмассовый и деревянные наборы с деталями разных конфигураций;

-тематические конструкторы «Город», «Железная дорога»;

 - наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования.  

- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций с точки зрения практического назначения объектов;

-упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу.

-научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения;

- научить широко использовать разнообразные конструкторы.

«Экран настроения»

-выполнен из пяти кругов, на каждом из которых помещена заготовка-пиктограмма с определенной эмоцией. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки

-позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад;

- средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка

Сенсомоторный центр

«Веселые пальчики»

Сенсорный стол, сенсорные книжки, файлы и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д. -приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки,

различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм - аромолампы -разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха. - естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях

Ноутбук, телевизор, музыкальный центр который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

-Создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

-содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);

-обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

-составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста;

-разработать, апробировать и отследить результативность сенсорно-интегрированных занятий с двигательным компонентом;

Центр

 «Творческая мастерская»

 

 

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.

- развития цветовосприятия;

-развитие навыков использования различных техник изобразительного искусства;

- ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством;

- разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей.

       

Список литературы

  • 1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ;
  • 2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  • 3. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.).
  • 4. Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
  • 5. Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
  • 6. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
  • 7. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  • 8. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
  • 9. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003
0
«Преобразование развивающей предметно-пространстве...
Проект для детей среднего дошкольного возраста "Ги...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.09.2020

В блогах

Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность общения с ней.

Консультация Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность общения с ней. Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Давайте анализировать. Знаете...

Проект «По следам сказок»

Проект «По следам сказок» Разработала воспитатель Рыжакова А.А. Паспорт проекта Тема проекта: «По следам сказок» Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители. Срок реализации: два  месяца. Тип проекта: среднесрочный...

Информация для родителей и сотрудников ДОУ: "Перечень документов необходимых для обследования ребенка на ПМПК"!

Перечень документов для обследования детей на заседании психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК)   Заявление родителей (законных представителей) о проведении или...

Новое на сайте

Программа по безопасности в подготовительной группе

Программа по безопасности в подготовительной группе Месяц Неделя ПДД/ ОБЖ Тема Цель Сентябрь 1-2 неделя ПДД Работа по ПДД: Акция «Внимание, дети!» Два светофора Вспомнить правила безопасного поведения на улице. уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе -рисование «светофор». Составление книжки из рисунков...

Графический диктант – рисование по клеткам. Памятник Подготовительная группа.

Графический диктант – рисование по клеткам. Памятник Подготовительная группа. Цель: продолжить работу по развитию графо - моторных навыков и о пространственных представлениях Задачи: Познавательные: Познакомить с достопримечательностями родного города. Познакомить и закрепить знания о понятии «Памятник». Учить проводить прямые линии определенной длины...

Итоговое занятие в подготовительной группе «В гостях у детей Фея Доброты»

Итоговое занятие в подготовительной группе «В гостях у детей Фея Доброты» Цель: Выявить знания, навыки детей подготовительной к школе группы, за пройденный период учебного года. Задачи: Формировать умение ориентироваться в пространстве, «читать» графическую карту, составлять описательный рассказ по...

Создание ситуации успеха у детей дошкольного возраста

Создание ситуации успеха у детей дошкольного возраста Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. Василий Александрович Сухомлинский. В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребёнка, а не «полученные...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог