Проект по экологии

БМОДОУ Динской район Детский сад комбинированного вида № 27

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант»

Выполнила: педагог дошкольного образования Щербинина Светлана Александровна

2017г.

 

Информационная карта проекта

Название: «Развитие интереса к изучению и сохранению природы у детей старшего дошкольного возраста по средством экологического проекта        «Осенний десант»

Автор проекта: Щербинина Светлана Александровна

Район, город, представивший проект: Краснодарский край, станица Динская

Место проведения: МО БДОУ Динской район Д/сад №27

Вид проекта: групповой, исследовательско-творческий.

По продолжительности: краткосрочный (две недели)

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагога)

Цель,  направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы, ее охраны во всех ее направлениях в осенний период времени

Задачи:

1. Воспитательные:

– привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного  мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды;

2. Развивающие:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм4

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;

3. Образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

4. Корекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- активизировать внимание, память, мышление, воображение, пространственные представления;

- развивать умение сравнивать, обобщать;

- развивать внимание, мышление

Новизна проекта: использование ИКТ для более наглядной демонстрации красоты осени

Педагогические принципы реализации проекта:

- принцип поисково-исслеовательской деятельности;

- принцип личностно-ориентировочного обучения;

- принцип дифференциации и интеграции всех видов деятельности;

- принцип непрерывности;

Методы работы:

- наглядные – наблюдение, показ, образец;

- словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, диалог, монолог;

- практические – показ способов деятельности;

Краткое содержание проекта:

- накопление информационной базы по изучению проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- анализ поведения человека в природе;

- отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

Актуальность:

В настоящее время на одно из первых п значимости мест выдвинулась проблема усилия экологической грамотности  каждого жителя нашей планеты. Уже контакт человека с природой совершенно другой. Люди стараются взять как можно больше от природы, а вот вернуть (воздать) ей не у всех получается. Варварское отношение к природе, как взрослых, так и детей, ведет к катастроф. Содержание к воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Очень важно с раннего возраста прививать любовь к природе, учить наслаждаться ею, слушать ее. Решая различные познавательно - практические задачи совместно со взрослыми, сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически и логические мыслить. При этом дети и взрослые сближаются друг с другом. Дошкольные учреждения являются одним из этапов усвоения роли в воспитании бережного отношения к природе, получая эмоциональное удовольствие от ее неповторимости, при этом обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие. Суть моего проекта в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к природе. Углубить их знания о экосистеме. Формировать чувства ответственности за судьбу природы не только нашей станицы и края, но и всей природы в целом.

Гипотеза:

Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, опытов, экскурсий, сюжетно-ролевых игр и т.д. Только активное участие каждого человека в охране природы не оставит в душе места равнодушию и жестокости к ней

Ожидаемые результаты:

Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о  своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители,  участвующие в ходе и реализации проекта сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа, что ее нужно беречь и смогут показать и объяснить это детям.

Этапы и механизмы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Методическая работа. Подбор материала и оборудования, художественной литературы, иллюстраций, презентаций. Продумывание хода бесед, организация и проведение игр, наблюдений, экскурсий, образовательной деятельности. Знакомство с литературой, участие в играх, наблюдениях. Разучивание стихотворений, загадок. Погружение в проблему. Формирование проблемы: «Знаете ли, вы, если не охранять, не беречь все живое, то деревьев будет  меньше, воздух и почва будут загрязнены, трудно будет дышать, и наше здоровье сильно ухудшится. А некоторые животные, птицы и насекомые могут навсегда исчезнуть. И чтобы этого избежать мы станем защитниками природы – «Осенним десантом». Вход в проблему и постановка задач.

2.Практическая деятельность (основной  этап):

Проведение совместной работы с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследовательской деятельности.  Сочетание деятельности с рисованием, аппликацией, лепкой, оригами, играми. Участие в трудовой деятельности. Закрепление правил поведения в природе ( в лесу, парке, на реке) Игра, разучивание стихотворений, загадок, считалок, конструирование. Помощь другим детям в осознании того, что природа наш общий дом.

  1. 3. Заключительный  этап:

Проведение анализа и обобщение результатов работы. Закрепление знаний детей. Разработка рекомендаций для родителей.

Итоговое мероприятие: Проведение праздника «Эколята – Юные защитники Природы»

Выводы:

Данный проект экологической направленности очень актуален для развития экологических представлений детей дошкольного возраста, т.к. проект расширяет кругозор детей. Дети смогли проявить свои творческие способности в познавательно-речевой, художественно-эстетической деятельности, игровой. В рамках работы над проектом у детей сформировались элементы поисково-исследовательской деятельности: умение ставить цель и находить пути ее решения, умение искать и находить информацию в разных источниках ( книги, энциклопедии, мультфильмы) и делиться ею с другими. Проектная деятельность дала возможность развить у детей познавательный интерес, воображение и творческие способности.

План-схема работы с детьми по осуществлению проекта проводимый в рамках акции «Эколята – Юные  защитники природы» - «Осенний десант»

Образовательная деятельность

Виды детской деятельности

Здоровье

Комплекс гимнастики «Осень в лесу»;

 Оздоровительный массаж: «Дождик», «Летели утки», «Гусь»; Дыхательные упражнения:»Ветерок»;

 Физкультминутки :»Солнце спит», «По грибы»; Психогимнастика «В мире цветов»;

Беседа «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней»;

 Беседа с медицинской сестрой о пользе прогулок, закаливающих процедур и приеме в пищу фруктов и овощей.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»;

Р/игры, способствующие избавлению от страхов и агрессии: «Добрые поступки»; «Сегодня хорошая погода»;

Безопасность

Беседа «Как вести себя в парке(лесу)»; «Правила посещения водоемов»; «Съедобные и несъедобные грибы, ягоды»; «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»; «Опасные насекомые»; «Правила поведения при общении с животными»;

Р/игра по безопасности «Грибники»;

Физическая культура

ОД «В гости к осени»;

Подвижные игры: «Найди свое дерево», «У медведя во бору», «Совушка», «Коршун», «Волк во рву», «Перелет птиц», «Охотники и звери», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Гуси лебеди»;

Эстафета: «Собери осенний букет»;

Кубанские игры: «Утка и селезень»;

Социализация

ОД: «Знакомство с трудом лесничего»;

Дидактические игры: «Времена года», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Узнай дерево», «Угадай птичку», «Что лишнее», «Хорошо-плохо»(ТРИЗ), «Дары природы»;

Сюжетно-ролевые игры: «Поход в осенний лес», «Садоводческий магазин», «Магазин сезонной одежды»;

Развивающая игра: «Как труд людей разрушает нашу планету и как он ее спасет»;

Игра-забава: «Хор зверей»;

Этюд «Цветок»;

Трудовая деятельность

Посадка дерева липы на участке детского сада; Помощь дворнику в сборе мусора; Уход за растениями в группе; Обкопка деревьев и кустарников; Подкормка птиц; Помощь младшим группам в уборке территории для прогулки;

Познание

Беседы: «Признаки осени», «Деревья и кустарники, растущие на территории детского сада», «Взаимосвязь дерева с живой и не живой природой», «Красота природы бесценна»; «Чем опасно загрязнение воздуха, почвы, выды»;

Приметы осени;

Экскурсия «Хозяйка леса», «Парк станицы Динской», «Экскурсия с целью обнаружения гнезд и мусора в парке»;

Знакомство дошкольников со сказочными героями «Эколята», просмотр мультфильмов про сказочных героями «Эколята - дошколята»;

Ведение ежедневно календаря природы;

Экологическая задача : «В лес пришли лесорубы. Что будет?»;

 Познавательное сообщение –«Экосистема» (презентация);

Просмотр журналов и энциклопедий;

Знакомство с «Красной книгой Краснодарского края» (Видео показ);

Экологическая викторина «Знатоки природы»;

Обучающее занятие с использованием интерактивной доски с обучающего диска автора ……..  на тему «Осень»;

Наблюдения: «За хвойными и лиственными деревьями», «За птицами», «Солнце – источник тепла и света», «За осенним лесом (парком) », «За тополем», «За березой», За ивой», «За осиной», «За рябиной», «За воробьем», «За сорокой», «За дятлом», «За почвой», «За листопадом», «Осенним небом», «За насекомыми» (Наблюдение ведется разными способами фиксации: ментальными способами, использованием готовых форм, изобразительными способами, письменными способами, фиксации натуральных объектов, объемное засушивание растений);

Эксперименты: « Почему осенью листья желтеют?», «Как растения пью воду», «Что есть в почве», «Как листья становятся питанием для растений», «Воздух», «Солнце дарит нам тепло и свет»;

Р/игры на мышление: «Кто, где живет», «Пищевые цепочки», «Рассели птиц», «Найди связь», «Ассоциации», «Найди общее»;

Р/игры на развитие навыков классифицирования: «Найди дерево»;

Р/игры, помогающие детям в общении с животными: «Проверка знаний»,

Географические игры: «Следопыты»;

Р/игры, направленные на развитие нравственных качеств: «Поступаем правильно»;

Игры, развивающие волевые качества ребенка: «Муравьиные шажки»;

Коммуникация

ОД: «Профессия эколог», «Профессия озеленитель», «Друзья природы», «Осенние мотивы»;

Рассматривание иллюстраций об осени, презентации «Как устраивают свою жизнь животные, птицы, насекомые осенью»;

Составление рассказов по мнемотаблицам «Осень»;

Посещение других групп с агитацией о спасении природы ( ил поддержанию чистоты в природе);

Игра-путешествие: « Путешествие на речку»;

Игра-соревнование «Счастливый случай»;

Творческое рассказывание: «Птицы и насекомые нашего края»;

Веселые завирательные истории;

Словесная игра: «Назови по первому звуку, слогу название грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, насекомых и т.д.);

Беседы: «Как питаются растения и чем дышат», «Чем дышат рыбы», «Бережное отношение к природе». «Гнездо», «Муравейник», «Скворечник»,»Что необходимо делать, чтобы сохранить природу»; «Какой вред наносит деятельность человека природе в целом(животным, птицам, насекомым)»;

Р/игра на развитие речи «Отгадай по описанию», «Услышь неверное слово», «Вершки и корешки»,

Мнемотаблицы «Осень», «Дары леса. Грибы, ягоды», «Лес. Деревья, кустарники», «Перелетные птицы», «Дикие животные»

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени»

Заучивание наизусть: «Лес точно терем расписной» И.А. Бунин; «Осень» К.Бальмонт; «Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин;

Чтение: «Дети в роще» К. Ушинский; «Ворона и лисица» Крылов; «Скворушка прощается» М. Ивенсен; «Мы пошли по ельничку» песенка пер.со швед. И, Токмаковой; «Соль земли» И. Соколов; «Осенняя гамма» Л. Станчев; «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» А.К. Толстой; «Сова» В. Бианки; «Ты скажи мне реченька» В. Орлов; «Осенью» М. Волошин; «Белка» К. Коровин;

Чтение энциклопедий (

Художественное творчество

Рисование:

ОД: «Золотая осень», «Придумай чем может стать красивый осенний листок», « Папа (мама) гуляет со своим ребенком в парке (улице)», «Поздняя осень», «Золотая хохлома и золотой лес»(декоративное рисование);

Лепка:

ОД: «Корзина с грибами(ягодами, овощами, фруктами),(рельефная), «Осенью»;

Аппликация:

ОД: «Аппликация из пряжи», «Осенний ковер»;»Осенние картины»(аранжировка);

Пластилинография: «Осенние деревья»;

Изготовление открыток на осеннюю тематику;

Свободная художественная деятельность детей по формированию культуры природолюбия;

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»; И. Бродский «Опавшие листья», «Прогулка в лесу», «Уборка урожая»; С. Жуковский «Лесное озеро»;

Рассматривание иллюстраций книг, энциклопедий, , открыток; коллекций насекомых, животных;

Музыка

Разучивание песен на осеннюю тему;

Слушание:

«Осень» муз. Ан Александрова, сл. М. Пожаровой; «Осень» А. Вивальди;

Хоровод «Выйду ль я на речку» (рус. народ. песня , обр. В. Иванникова);

Упражнение на развитие слуха: «Лиса по лесу ходила», рус. народ. песня;

Песенное творчество: «Осенью», муз. Г. Зингера;

Этюд «Лягушки и аисты» муз. В. Витлина;

Игра на музыкальных инструментах «На зеленом лугу», рус. народ. мелодия;

Ручной труд (конструирование)

Оригами:

«Осенний лист (кленовый, гармошка)», «Грибы», «Воробей», «Лиса»;

Поделки из природного материала «Волшебные превращения»»

ОД: «Осенний лес», «Рябиновые бусы»;

Культурно-досуговая деятельность

Проведение праздника «Эколята – Юные защитники природы»;

Оформление книжной выставки «Разная природа»;

Выставка творческих работ «Береги природу»;

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей;

Акция подари книгу о природе детскому саду;

Акция (совместная с родителями) «Покорми птиц»;

Создание коллажа совместно с родителями «Экология глазами детей»;

Размещение консультаций, рекомендаций, листовок в информационном уголке для родителей

Папка-передвижка «Экологическое воспитание», «А у нас осень»

Используемая литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет),

5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников

6. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)

7. Крашенников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)

8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет)

9. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением (5-7 лет)

10. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду (5-7 лет)

11. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду (5-7 лет)

12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (5-7 лет)

13. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников

14. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала (5-7 лет)

15. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.

16. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду (5-7 лет)

17. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплекс упражнений для детей 3-7 лет

18. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж

19. А. И. Иванова. Экологические наблюдения и экспериментирование

20. Кравченко И.А .Прогулки в детском саду

21. Алябьев Е. А. Тематические дни и недели в детском саду

22. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

23. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром

24. Т. В. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская . Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет

25. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они?

26. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет

27. Алябьева . А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками

28. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры

29. Кузнецова Л. В. Формирование нравственного здоровья дошкольников Нестеренко А. А. Страна загадок

30. Т. А. Шорыгина. Беседы о пространстве и времени

31. Т. А. Шорыгина Беседы о воде в природе

32. Т. А. Шорыгина Беседы о том, кто где живет

33. Т. А. Шорыгина Беседы о мире морей и океанов

34. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье

35. Т. А, Шорыгина Беседы о природных явлениях и объектах

36. Хромова С. А Игровые уроки общения

37. Т. Б. Сержантова, 366 моделей оригами и оригами для всей семьи

38. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Цветные лошадки

Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru

3. «Maam.ru»

0
Конспект ООД в образовательной области художествен...
Мой урок
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.09.2021

В блогах

Искусство общения с детьми. Памятка для родителей.

Основные требования в семейном воспитании В современной педагогике понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни...

Дидактические игры для развития речи старших дошкольников (своими руками)

Sample Image

Здравствуйте! Мне бы хотелось представить вашему вниманию дидактическую игру для автоматизации звуков у дошкольников. Игра проста в изготовлении. Берется коробка...

Патриотическая акция "Георгиевская ленточка"

Организаторы акции: Старший воспитатель: Хохлова Н.В. Педагоги подготовительной к школе группы: Софронова Е.Ю., Васильева Л.А.   Помощь в подготовке в организации акции Педагог средней...

Новое на сайте

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?»

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с природными явлениями, наносящими ущерб человеку. Развивающие: развивать умение находить решение в сложных...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При этом в процессе выполнения задания ребята отрабатывают навыки обращения с разными материалами, в том числе...

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография» 

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением, очень красивы и интересны. Детям нравится работать с пластилином. В данной работе я использовала принцип...

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада»

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада» Цель: подведение итогов знаний детей о блокадном Ленинграде.Предварительная работа:– чтение художественных произведений по теме;– прослушивание музыки военных лет и разучивание песен;– чтение и разучивание стихов о блокадном городе;– рассматривание...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог