«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

 Время стремительно бежит вперед, ставя перед нами новые цели и задачи. Многое приходится переоценивать заново, на многие вещи смотреть иначе. С огромным сожалением мы осознаем, что успели растерять то огромное наследие, которое оставили нам наши предки. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе до школьного образования.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение детей к народной культуре в процессе образовательной деятельности является главным средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Большое значение в приобщении малышей к народной культуре отводится развивающей среде. В нашей группе создан уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством, создана «Полочка народного декоративно- прикладного искусства».

Оформлены альбомы по народному творчеству, имеются самодельные куклы в русских костюмах, собраны предметы русской старины: полотенца, железный утюг и другое. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью нашей группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.

Великолепным средством приобщения к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества и т. д.

Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников: в музыке, танце, пении, театрализации, подвижных народных играх. Все они положительно отражаются на детях. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Использование народных танцев – формированию правильной осанки, развитию мышечного чувства и координации движений. Народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Приобщение детей к народной культуре мы осуществляем и через знакомство их с народными праздниками и традициями. Вначале разучиваем различные игры, хороводы, знакомимся с русскими обрядами, которые в последствие выливаются в веселые праздники, развлечения: «Осинина», «Коляда», Масленица».

Ознакомление детей с народной декоративной росписью позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. Знакомство с изобразительным искусством происходит как в «Творческой мастерской», так и в уголке русской старины.

Огромную роль в приобщении малышей к истокам русской народной культуры играет и реализуемый нами проект «Путешествие в сказку». В рамках данного проекта знакомим малышей с русскими народными сказками. Обыгрывая их, дети учатся передавать характер героев, различать добро и зло. Оформляем выставки совместного творчества детей и их родителей «Наши любимые сказки», «Кто в теремочке живет…», ставим небольшие спектакли «Теремок», «В гости к лесовику», «Репка».

Работа с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам русской культуры. Являются участниками выставок «Осенняя фантазия», «Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Загадай и отгадай загадку о предметах народного быта».

Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек, сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Наши малыши играют в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвященных народным праздникам и традициям.

И я уверена, что приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности.

0
«Формирование навыков начального технического конс...
Консультация для родителей средней группы компенси...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
02.12.2021

В блогах

Мастер-класс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ"

Цель: передача накопленного опыта по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники. Задачи: - формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приёмы в работе...

Программа родительского клуба «Ромашка»

Пояснительная записка В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и  Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада...

Вариативное тематическое планирование.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21. 01. 19.   по 25. 01. 19. Тема: «Дикие животные и их детеныши» Итоговое мероприятие: Изготовление мини-книжки о животных...

Новое на сайте

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте ребенок овладевает речью как средством общения. С помощью речи ребенок учится выражать свои мысли, рассказывая...

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка»

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста является их тяжелая адаптация к детскому саду, проживание возрастного кризиса развития, сопровождающиеся частыми болезнями и...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, Р. Сарасон и др.). Ряд...

«Книга – лучший друг»

«Книга – лучший друг» Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютером, телефоном и телевизором и всё реже читают книги. А ведь книга это источник знаний, она верно служит людям и в учебе, в труде...