Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям

В настоящее время все большую актуальность приобретает укрепление национальных культурных традиций через различные фольклорные формы, семейно-бытовые обычаи, обряды, ритуалы. Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.

В нашем детском саду уже не первый год активно реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Горница», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.

В рамках программы решаются следующие педагогические задачи: 

- развивать интерес к истории родной страны, к истории народа, его культуре;

- воспитывать любовь к Родине, к родной природе; 

- развивать у детей интерес к народным играм,  русскому фольклору;

- формировать у детей умение соотносить явления, происходящие в природе с народными приметами;

- поощрять активное и осмысленное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников;

- знакомить с историей русского костюма, его элементами, объяснять значения некоторых украшений костюма;

- знакомить с изделиями народных промыслов, с русскими ремеслами и занятиями.

Одновременно с этим ставится задача – создавать и пополнять развивающую среду по обозначенной теме. Выделенное в детском саду помещение оформлено в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками. Уже не первый год собираются предметы русского быта: ухват, кочерга, самовар, веретено, прялка, деревянные ложки, котелки, корзинки, короба разного размера и т.д.

В «горнице» проходят занятия по ознакомлению детей с народной культурой, которые проводит педагог дополнительного образования – Барченко Тамара Николаевна.

Наша «горница» вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть в действии веретено, прялку, бердо, покачать в колыбели куклу Катю, укрыв ее лоскутным одеялом, самим замесить тесто в кадке, растолочь в ступке зерно. От каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами: валянием из шерсти, вышивкой, элементарными приемами ткачества и т.д.

Работая в тесном сотрудничестве с педагогом дополнительного образования, воспитатели нашего детского сада знакомят детей с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформляют мини-выставки и мини-музеи по темам: «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек», «Русский головной убор», «Валенки да варежки» и др.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется организации и проведению народных праздников: Масленица, Рождество, Починки, Сороки, Сретение, Осенины и т.д. При подготовке праздников педагоги ДОУ проводят большую предварительную работу: рассказывают детям о праздничных традициях наших предков, разучивают с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника. Кроме этого ведется и активная работа с родителями: оформляются папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками. Совместными усилиями детей, родителей и педагогов в детском саду оформляются праздничные выставки: «Рождественский свет», «Кукла Масленица» и др.

Отрадно наблюдать, как в праздничный день в чудесную атмосферу народного праздника погружается весь детский сад: повсюду слышны хороводные песни, на кухне готовится праздничное угощение (блины - на Масленицу, булочки-жаворонки - на праздник Сороки).

Помимо занятий в «горнице» и народных праздников, знакомство с народными традициями продолжается и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов.  Так, например, при умывании:

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Успокоить ребят, создать в группе тишину, поможет потешка:

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

По-мол-чим.

Самые простые пoтешки, пестушки, веселые хороводные песенки помогают в создании забавляющих, успокаивающих и отвлекающих  ситуаций, положительно влияющих на ребенка.

Элементы народной педагогики в нашем детском саду часто используются и во время прогулок, организованных наблюдений за явлениями природы. Например, детям очень нравится проверять правильность народных примет: «Птицы сидят на ветках нахохлившись – быть дождю», «Если в пасмурную погоду цветы одуванчика открыты – дождя не будет» и др.

Очень нравятся нашим ребятам и народные заклички, с помощью которых, например, зазывается дождик, солнышко, богатый урожай, весна-красна: 

Весна-красна,

Приди ясна.

Нам зима надоела,

Весь наш хлеб поела.

Работа по приобщению детей к народным традициям находит отклик в сердцах многих педагогов нашего детского сада. Они охотно принимают участие в мероприятиях, посвященных данной тематике, осваивают забытые русские ремесла: ткачество на дощечках, валяние из шерсти, плетение из природных материалов, изготовление народных кукол-оберегов и др. Наши педагоги охотно делятся своим опытом с коллегами, а самое главное - дарят свет и тепло народных традиций своим воспитанникам, искренне веря, что выйдя из стен детского сада, ребята будут гордиться своим происхождением, своей страной, традициями и культурой русского народа.

0
Игры для развития произвольности детей
Что должен уметь ребенок 4-5 лет?
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.02.2023

В блогах

Консультация для педагогов "Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию."

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные...

Конспект развлечения «Здоровье дарит Айболит »

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения «Здоровье дарит Айболит » Воспитателя I отделения  социальной реабилитации здания № 3 Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формирование основ здорового образа жизни. Задачи: Закрепление...

Консультация для родителей. Плохие и обидные слова у дошкольников.

      Агрес­сия может выражаться не только в действиях, но и в словах. Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть...

Новое на сайте

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди, чтобы ей угодить! Проходит время, сменяют друг друга эпохи, меняются её эталоны. Но некоторые вещи...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар»

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Проблема: У детей недостаточно знаний о профессии повара; нет представлений о профессиональных навыках, необходимых...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у дошкольников в целях воспитание безопасного образа жизни. Задачи: - Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном...

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования»

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования» Упражнения с карандашами: учат напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое; развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы...