Применение элементов фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова и дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой для развития показателей певческого голосообразования детей дошкольного возраста.

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду, это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. Дыхание и работа артикуляционного аппарата у таких детей слабое и не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой деятельности. И я стараюсь помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой и специальных упражнений, разработанных В.В.Емельяновым.

Упражнения дыхательной гимнастики положительно влияют на обменные процессы, способствуют восстановлению центральной нервной системы, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают нарушенное носовое дыхание. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь - приходится вдыхать воздух чаще.

Поэтому основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

- формирование правильного речевого дыхания: короткий вдох-длинный выдох;

- тренировка силы вдоха и выдоха.

Принцип гимнастики А. Н Стрельниковой—короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

- Вдох- громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату, шмыгать носом, как бы нюхая).

- Выдох- абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот, кому как удобно. О выдохе думать запрещено.

-Каждое упражнение должно разучиваться с детьми до автоматизма (около месяца). В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем- нюхаем, кланяемся- нюхаем, поворачиваемся- нюхаем. Осваиваем дыхательную гимнастику Стрельниковой, начав с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага.

Упражнения для разминки «Ладошки»

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 коротких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно через нос или рот. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

«Погончики»

Встаем прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки и прижаты к животу, на уровне пояса. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

«Насос»

Встаем прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выправляемся.

Для первого занятия этих трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики». Весь базовый комплекс состоит из 12 упражнений (Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Малый маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Перекаты», «Шаги – Рок-н-ролл).

Разработки В.В.Емельянова развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Целью его метода является решение координационных и тренажных задач работы над голосом.

Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.

1. Покусать кончик языка, чтобы образовалась слюна.

2. Пощелкать язык, высовывая его вперед и назад.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.

5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).

7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.

11. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

Зарядка для языка: «Змеиный язычок». Рот открыт, язык, выдвинутый как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево, вверх и вниз.

«Уколы» Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавливать. Затем язык «колет» внутреннюю часть губ над верхними и нижними зубами.

Зарядка для губ:

«Трубочка-улыбочка». На счет «раз» тянуть сомкнутые губы вперед, на счет «два» растягивать их в улыбке (при этом зубы не показывать).

«Веселая дудочка». Вытягивать вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо, затем влево.

«Лошадка». Фыркать, как лошадка, губы при этом должны дрожать.

Зарядка для шеи и челюсти.

«Потерялся котенок». Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову вправо-влево.

«Непослушная голова». Голова свободно вращается, как бы не слушается: наклоняется то к правому плечу, левому, катается по спине и по груди.

После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения с использованием наглядного материала, которые также способствуют развитию голоса, дыхания.

Упражнение: «Погреемся». 

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом –А-а-а. Далее чередуют: на правую-бесшумно, на левую-с голосом и наоборот.

Упражнение «Посчитаем».

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. (от 1 до 10)

Упражнение «Вопрос-ответ».

Основным элементом этого упражнения является скользящая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот.

Упражнение «Динозаврик»

Дети голосом рисуют динозаврика, используя последовательность.

Применение фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова и «Дыхательной гимнастики» А.Н.Стрельниковой в работе с дошкольниками значительно разнообразят занятия с детьми, повышают интерес к процессу пения и желания учиться управлять своим голосом.

1
Конспект музыкально-игрового занятия с детьми сред...
Консультация для педагогов "Развитие мелкой мотори...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
07.06.2023

В блогах

Игра-занятие «Мамины помощники»

Цель: Закреплять умение выполнять  последовательность действий. Задачи:.         Учить детей взаимодействовать друг с другом в игровой ситуации. Продолжать учить подбирать атрибуты для игры. Закреплять умение пользоваться...

Статья «Сказочный Яблочный Спас». Вторая младшая группа.

Яблочный Спас, Яблочный Спас Праздник священный в России у нас. С праздником светлым всех поздравляю. Счастья и Мира всем нам желаю. Пусть радость подарит...

Аналитическая справка старшая группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение              Детский сад №215 «Буратино»            Советского района, г.Ростова-на-Дону                                              ...

Новое на сайте

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне»

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией в сочетании с природным материалом. Задачи: Формировать творческие способности детей. Развивать навыки и умения в работе с пластилином...

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни детей»

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни детей» «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений». В.А. Сухомлинский. Роль сказки в развитии ребенка многогранна, она развивает фантазию, мышление, правильную речь. С древних времен, сказка...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном...