всё для воспитателей
Практическое занятие для родителей по художественно - эстетическому развитию ( старший возраст). Из опыта работы педагога.
Информация об опыте.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика всё больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Художественное творчество - один из любимых видов деятельности ребёнка. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего их мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов, Намечаются новые пути в изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определённых навыков в рисовании. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через показ детям именно способов рисования, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребёнка, так и развитию личности ребёнка в целом.
Всё, что ребёнок делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвёт бумагу - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее дать ребёнку карандаш, тем лучше будут результаты. Но если вы будете его поминутно останавливать, то всё равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей. Если дать лист бумаги, ребёнок прочертит несколько кривых линий и скорее всего, порвёт бумагу. Для вас это каракули, а для ребёнка это самовыражение. Очень полезно и правильно не ограничивать вашего ребёнка рисованием в развивающих тетрадях. Не бойтесь дать ребёнку чистый белый лист, и чем больше, тем лучше. Его руки, глаза, всё тело должны иметь смелость и навык свободного широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире будет диапазон движений, по бумаге, тем увереннее и смелее будет ребёнок. Он будет развиваться, т.е. с каждым новым свободным рисунком ребёнок будет приобретать не только навык, но и опыт, личный опыт труда, эмоциональных переживаний. Это будет способствовать более глубокому и тонкому развитию эмоциональной сферы ребёнка. Когда детям предлагают листы только стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картины должны быть только такого размера, и что это то, что от них хотят родители и воспитатели. Ребёнок видит огромный мир гораздо больше, чем родители могут себе представить. И этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист, ограничивать ребёнка нельзя.
«Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишённого творчества и жизнестойкости».
(Художник - иллюстратор Хироше Минабе).
Как понимать и оценивать детские рисунки, порой такие непонятные в раннем возрасте. И наконец, как помочь детям в развитии их творческих способностей? Ответы на эти вопросы, мы ищем у психологов, педагогов и художников. Самое главное мы должны знать, что благодаря непосредственному творчеству, дети познают себя, они освобождают от неприятного и утверждают доброе и прекрасное в себе и в своей жизни, они решают свои многочисленные и немаловажные проблемы.
Объект исследования - дети старшей, подготовительной и первой младшей группы.
Предмет исследования - роль нетрадиционных методов и приёмов рисования в познавательном развитии детей.
Цель:
- Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям, отражающим действительность, умение видеть и понимать прекрасное в жизни, пробудить художественное чувство, вкус, помочь ему ощутить себя художником, посмотреть на мир глазами творца.
- Развить творческие способности ребёнка, отобрав наиболее интересные, увлекательные способы рисования нетрадиционной техникой.
Задачи:
1. Получение и закрепление знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.
2. Помочь преодолеть страх перед материалами, перед чистым листом, перед красками. Используя различные изобразительные материалы и осваивая различные виды художественной деятельности, научить видеть, слышать, переживать увиденное и услышанное, научить отличать и фиксировать в своём воображении всё прочувствованное, находить адекватный образ.
3. Развивать начальные навыки и приёмы работы с разнообразными материалами, формировать основы художественного вкуса и аккуратности.
4. Знакомить с основными профессиональными понятиями и обозначениями.
ООД.
Цель: Закрепить умение работать ладошкой, дорисовать другими
изоматериалами, умение располагать рисунок на листе бумаги, умение
подбирать краски. Развивать интерес к рисованию у взрослых; создать
дружескую обстановку; эмоциональный настрой от совместной работы с
родителями.
Материал: блюдца с краской, штампы, тычки, палочки, ванночка с водой,
салфетки, тонированная бумага, стихи.
Ход: сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем не просто рисовать,
рисунки будем делать необычным способом - волшебным. Главное - основной
рисунок рисуем ладошкой. Ладошки могут быть только детские, ладошки
могут быть взрослые, а могут быть и большие и
маленькие. Дорисовывать свои рисунки можете тычкой, пальцем, палочкой
или штампами.
-Давайте вспомним приемы рисования.
-Как рисовать ладошкой?
Нужно обмакнуть ладошку в краску и отпечатать на листе, затем вымыть ладошку и вытереть насухо салфеткой. -Какие материалы можно рисовать тычкой? Камешки на дне моря, солнышко, грибы.
-Если нужно нарисовать мелкий рисунок, тонкий? Берём палочки с ватными тампонами, рисуем водоросли, точки, траву. -Напоминаю, что палочки промываем, т.к. поролон моется.
-Ребята и уважаемые родители, я прочту вам стихотворение, а вы подумайте, как можно изобразить его на бумаге: Динозаврик - малышонок, Улыбается спросонок. Мама рядом, папа рядом Что еще для счастья надо?
Рисуем семью динозавров. Ладошка большая - мама и папа, ладошка маленькая - сынок.
Присмотритесь как получше: Это кактус - он колючий.
А когда дожди пройдут
Все колючки расцветут
Рисует куст кактуса, палочкой - штрих это колючки.
На поляне есть пенёк,
Он не низок ни высок. Посмотрите-ка, ребятки,
Что растёт на нем? Опятки!....
Вниз ладошка - пенёк, штампом - грибок.
Сына, папа - осьминог догнать не мог.
Еле-еле осьминог успокоился потому, что надо спать
Ножкам надо отдыхать,.,.
-Где живут осьминоги? В море?
Берем бумагу голубого цвета.
-Что растет на дне морском? Водоросли?
Рисует пальцем, палочкой.
Мы вместе рисуем загадку,
Ладошку, другую прижмем по порядку.
Добавим кружков,
Украсим их снова,
Вот и бабочка готова! Рисуем летящую бабочку.
Распустился в чаще аленький цветок
Светит, как жар - птица, каждый лепесток
Вот такое чудо, на моем листе
Оживает сказка в полной темноте.
Дети рисуют, вместе с родителями в конце рассказывают, что нарисовали, чем рисовали. Делаем выставку «Превращение ладошки». На выставку пригласим ребят из других групп и сотрудников.
ДОКЛАД «РИСОВАНИЕ - И ЗАБАВА, И ТРУД» (прилагается).
Рисование - одно из многих радостей, которыми так наполнено детство. Оно самое первое доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний, дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое представление о мире, свое отношение к нему. Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий труд. Чтобы не ушло из жизни ощущение радости создания, необходимо развить и закрепить в каждом ребенке качество творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще.
Художник - это человек, умеющий думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать. Человек, которому открыта красота окружающего мира. Моя задача - сохранить и развить в человеке подаренное ему природой умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувством.
Рисование - развивает память, внимание, учит малыша думать анализировать, сравнивать, помогает детям при освоении письма. Я помогу детям увидеть и научу создавать красивое нетрадиционными приемами рисования.
Пусть никто из моих ребят не станет художником, а просто у него будет желание старательно выполнить рисунок и щедро подарить его в день рождения или просто, чтобы сделать человеку приятно, он уже переполнен чувством доброты.
Доброта и творчество - что может быть прекраснее. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий уровень высокого развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Рисование - это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника рисования требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения ребенка что-то делать самостоятельно, поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения рисованием. Нужно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, умение выполнять мелкие движения с предметами закрашивание, изображение мелкого рисунка раз-
вивается к 6-7 годам, именно тогда заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать еще в раннем возрасте. Родители и педагоги, которые уделяет должное внимание рисованию, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании, в этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движении пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4см. Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал, круг меньшего диаметра или будет рисовать в несколько приемов, передвигая руку. В раннем возрасте выполнять простые упражнения с пальчиками "Сорока", "пальчик, пальчик, где ты был?", не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: расстегивание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг.
Рисование - это не просто забава, а творческий, требующий много сил и внимания, труд.
Помогайте детям, создавая условия для творческого развития, этим вы уже сделаете первый шаг к всестороннему развитию своего ребенка и подготовке своего дитя к школе.
И.М.Сеченов подверг критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных первых структур.
Он сказал, что движение руки наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Комментарии