ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ. ТЕМА «ВУЛКАНЫ»

Воспитатель: Калинина А.И.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников
Сроки реализации проекта: 2 недели
Интеграция образовательных областей:  Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие.
 Идея создания проекта "Вулканы" родилась во время беседы "Как вы провели выходные? Дети узнали из программы Новости об извержении вулкана. Стали задавать вопросы: Что такое вулкан? Почему извергается? Почему он опасен? А если бы у нас в посёлке был вулкан? А можно ли сделать вулкан? и т.д.
Актуальность
Образовательная деятельность в ДОУ направлена на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование познавательных интересов детей. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что на земле и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Объект исследования – вулканы.

Цель проекта:  развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.

Задачи проекта:

  • Формировать представление о вулканах, как явлении природы, причинах возникновения, о процессе извержения вулканов
  • Изучить строение и разновидности (щитовые, конусообразные, действующие, спящие и потухшие).
  • Приобщать детей к «чтению» энциклопедий, знакомству с новыми явлениями, факторами.
  • Активизировать в речи слова: очаг магмы, жерло, кратер, лава, извержение
  • Воспитывать умение детей слушать друг друга в процессе доклада, творчески взаимодействовать.
  • Привлекать родителей воспитанников к участию в совместной проектной деятельности с детьми. Формирование активной позиции в деле воспитания и образования детей.

Ожидаемый результат: сделали предположение, что в ходе выполнения проекта у детей сформируются научные знания о природном явлении «вулкан». Дети в результате проблемной ситуации выдвинули еще одно предположение о возможности создать искусственный вулкан в группе, путем опытно – экспериментальной деятельности.

Практический результат проекта:

создание альбома детских рисунков «Вулканы», макета вулкана для оэд.

Фотоотчёт для родителей и детей по проекту.

Создание коллекции познавательных видео-роликов;

План реализации проекта

I этап – Подготовительный этап

Содержание деятельности

Информационный

Деятельность педагога:

       1. определить тему, цель, задачи будущего проекта.

       Подбор методической, энциклопедической и художественной литературы.

       Сбор и анализ информации о знаниях и представлениях детей.

       Информирование родителей о реализации данного проекта.

       Оформление информационно – читательского уголка в группе по теме.

 

Деятельность детей:

        Участие в мониторинге выявляющем представления детей, отвечая на следующие вопросы педагога:

- Что такое вулкан? Почему вулкан извергается?

- Какие виды вулканов ты знаешь?

- Что такое лава? магма? жерло? кратер?

- Чем опасен вулкан? Есть ли польза от вулканов?

- В каких странах и  городах есть вулканы?

- Чем отличаются действующие, спящие и потухшие вулканы?

       Обсуждение возникших проблемных задач по теме вулканы.

       Рассматривание иллюстраций.

       Отгадывание загадок, ребусов.

       Активное слушание информации познавательной и художественной литературы по теме «Вулканы».

Деятельность родителей:

      Ознакомление с информацией о предстоящем проекте

      Обсуждение плана доклада с педагогом, по которому ребёнок готовит сообщение, информационных источников.

      Анкетирование «Познавательные интересы вашего ребёнка».

II этап – Основной этап реализации проекта

Социальный

Сбор источников информации: "Почему извергаются вулканы?", «Вулканы Камчатки»,  «Типы вулканов», «Красивые и опасные вулканы»…

Совместное планирование деятельности.

Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

Разработка бесед, составление плана мероприятий с детьми и родителями.

Составление картотеки стихотворений, загадок о вулканах

Просмотр познавательных роликов «Извержение Вулканов», Вулканы Камчатки»,  «Вулканы и гейзеры Курильских островов», «Типы вулканов»; Расположение вулканов на земле – работа с картой.

Совместная деятельность детей и родителей. Рассматривание вместе с ребёнком фотографий вулкана. Просмотр видеоряда:
*Вулканы России -  https://www.youtube.com/watch?v=fH-pz9KECgI

Вулканы и гейзеры - https://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU

Извержение вулкана на Камчатке- https://www.youtube.com/watch?v=sDLKywWn6ZI
5 самых опасных вулканов мира - https://www.youtube.com/watch?v=fMBwEXzbv9A

Интересные факты о вулканах - http://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php 

Деятельность педагога.

Организация исследовательской деятельности детей

Провести серию познавательных мероприятий

Совместная деятельность детей и родителей.

Совместно с ребёнком подготовить доклад   по теме "Вулканы".

Выучить стихотворение «Вулкан»

 

Совместная деятельность детей и педагога.

Беседы:

Как образуются вулканы?

Разрушительная сила вулканов.

Превращение лавы.

Познавательно - исследовательский

Подготовить материал к проведению исследования

«Камни вулканического происхождения: бальзат, гранит, пемза»

Практическая помощь детям, создание условий и мотивации

Направление и контроль за осуществлением проекта

Проведение познавательной беседы «Как же образуются вулканы?»   

Совместно с ребёнком раскрасить схему вулкана и подписать его части.

Задание познавательного характера

Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены.

 

Участие в исследовании

 «Камни вулканического происхождения».
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Как вы думаете, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Опустите кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Экспериментально – поисковый

Деятельность педагога

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности

Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.

Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности

Совместная экспериментальная деятельность

Закрепите знания ребенка

с помощью опыта:
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

Творческое задание по желанию ребенка

Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста макет вулкана (можно в разрезе), или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.

 

Совместная деятельность детей с педагогом.

-изготовление макета "Вулкан"

-проведение эксперимента «Извержение вулкана»;

- Рисование «Вулканы такие разные»

 

III этап Завершающий

Контрольно - оценочный

Повторный сбор и анализ знаний воспитанников.

Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.

Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.

Подготовка презентации к педагогическому совету

Выработка будущих планов

Опрос:

*Как повлиял проект «Тайны вулкана»  на Вашего ребенка?

* «Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта?»

* Как Вы оцениваете результаты проекта, по 5-ти бальной системе?

* Какую тему, Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?

Вопросы детям, выявляющие знания детей: «подтвердилась ли наша догадка?». Что нового узнали?

Что такое вулкан? Почему вулкан извергается?

- Какие виды вулканов ты знаешь?

- Что такое лава? магма? жерло? кратер?

- Чем опасен вулкан? Есть ли польза от вулканов?

- В каких странах и  городах есть вулканы?

- Чем отличаются действующие, спящие и потухшие вулканы?

 

Исполнительский

Совместное проведение оэд "Извержение вулкана"

Фотоотчёт для родителей и детей по проекту.

Выступление на семинаре для воспитателей ДОУ

Создание коллекции познавательных видео-роликов;

создание совместного доклада с детьми по теме проекта (в электронном и бумажном формате).

Создание макета "Вулкан";

создание альбома детских рисунков «Вулканы»

 

 

 

Перспективное планирование по проекту.

День недели

Мероприятия

Участники

Понедельник

Беседа: Что такое вулкан?

Просмотр видео-ролика "Вулканы и гейзеры Курильских островов»

Чтение "Как образовывались вулканы"

Рассматривание коллекции камней вулканической породы (пемза, гранит, бальзат)

Дети, воспитатель

Вторник

Рассматривание схемы «Строение вулкана». Просмотр видеопрезентации «Типы вулканов»;

Прослушивание доклада о вулканах (2-3 человека).

Рисование: Действующие вулканы ( в самостоятельной деятельности детей.

Расположение вулканов на земле – работа с картой.

Дети, воспитатель

Среда

Просмотр иллюстраций и фотографий на тему «Вулканы разной формы», Просмотр видео-урока "Вулканы Камчатки», 

Заучивание стихотворений о вулканах.

Чтение научной литературы "Разрушительные последствия извержений вулкана".

Прослушивание доклада о вулканах (2-3 человека).

Опыт: Камни вулканического происхождения

Дети. воспитатель

Четверг

Изготовление макета – «Вулкан». Создание в группе информационно-познавательного уголка «Вулканы"

Прослушивание доклада о вулканах (2-3человека).

Дети, родители, воспитатель

Пятница

Прослушивание доклада о вулканах (2-3 человека).

Проведение занятия по поисково – исследовательской деятельности. Извержение вулкана. Подведение итогов.

Дети, воспитатель

Результат проекта

   

    Проведение таких краткосрочных проектов, созданных на основе познавательных интересов детей, вызывает у детей много позитивных эмоций, формирует стремление узнавать новое, быть инициаторами идеи проекта.

       В результате проекта дети узнали, что вулкан – природное явление (разлом в земной коре, через которую на поверхность земли выходит магма). Узнали, как выглядит вулкан в разрезе, изучили виды и типы вулканов. Узнали название вулканов в России и в мире, опасность, которая может возникнуть в результате извержения. Словарь детей пополнился новыми словами: лава, магма, жерло, кратер, щитовидный, конусообразный, действующий, спящий, потухший и т.д.

   Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.

   Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. Гипотеза подтвердилась у детей сформировались теоретические знания о природном явлении «вулкан». В ходе исследовательской деятельности 2 гипотеза, подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно – экспериментальной деятельности.

0
Выступление на педагогическом чтении "Игра с песко...
"Спички детям не игрушка"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.03.2020

Комментарии

Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
13 марта 2020
Татьяна Васильевна. Спасибо за интересный материал, воспользовалась им, сделала презентацию и вот чт...
Педагогика
10 марта 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Растения, которые нас лечат"

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и...

Конспект ОД по пожарной безопасности …

Конспект ОД по пожарной безопасности                                   тема: «Огонь добрый - огонь злой» в старшей группе Цели: • закреплять знания детей об основных требованиях пожарной...

Новое на сайте

Аппликация «Удивительные рыбки»

Аппликация «Удивительные рыбки» Задачи: расширять знания об аквариумных рыбках, познакомить с нетрадиционным методом приклеивания чешуек из засушенных листьев роз, которые вырезаны кругами, прививать чувство цвета, умение сочетать цветовую гамму, развивать мелкую моторику рук, самостоятельно дорисовывать и создавать...

Экология в жизни ребенка

Экология в жизни ребенка Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.Х.К. Андерсен. Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему...

Загадки, придуманные детьми

Загадки, придуманные детьми Загадки придуманы детьми. Они интересны тем, что книжка сделана с картинками раскрасками. Мы дарим такие книжки детям из других групп.  

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок»

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок» Цель: Продолжать развивать представления детей о домашних животных. Задачи: 1. Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из потешки. 2. Воспитовать эмоционально положительное отношение к домашним животным. 3...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог