Познавательно - исследовательский проект для старшего дошкольного возраста "Зачем автомобилю бампер?".

Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста является эффективным средством формирования познавательной активности дошкольников, суть которой заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают

новыми знаниями, умениями, учится активно усваивать знания через практическую деятельность.

В выборе темы исследовательской работы " Зачем автомобилю бампер?" помогло детское любопытство и неподдельный интерес моего воспитанника, к машинам как объекту исследования.

Замысел будущей исследовательской работы возник на основе личного наблюдения ребенка, когда ребенок увидел поврежденный автомобиль. И возникло столько вопросов:

- А почему именно эта часть повреждена у автомобиля?

- А что такое бампер?

- А зачем автомобилю бампер?

Тот азарт и эмоциональные впечатления, которыми делился Артем, рассказывая детям о своих впечатлениях, явились «пусковой пружинкой» нашей совместной познавательной деятельности. Понимая увлеченность и интерес ребенка, просто ответить на вопросы было бы не достаточно и педагогически неправильно. Это и стало мотивацией для разработки проекта и организации поисково - исследовательской деятельности.

На основе возникших вопросов важно, чтобы ребенок понимал, где он может найти информацию по интересующему вопросу, кто ему может помочь в нахождении ответов, кто лучше может знать об этом вопросе? Поэтому следующим моим шагом были встречные вопросы к Артему:

- Я не знаю ответы на твои вопросы. Как ты думаешь, где мы можем узнать об этом, кто больше нас знает об автомобилях?

Артем ответил так:

- Давай спросим у папы, а дедушка знает? Можно посмотреть по компьютеру, узнать в интернете.

Что бы получить ответ на интересующие вопросы – «Что такое бампер?» и «Зачем он автомобилю?», Артем целенаправленно обратился к папе. На наглядном примере, папа показал собственный автомобиль, Артем выяснил: у автомобиля есть передний и задний бампер; у современных автомобилей бампер сделан из материала - пластмассы; он сочетается с цветом кузова и выглядит, как единое целое кузова - сразу трудно понять, где начинается и заканчивается бампер.

Попутно, рассмотрев модель устаревшего автомобиля «Запорожец», который стоит у дедушки во дворе, ребенок заметил отличительные особенности: бампер является как бы отдельной частью автомобиля, цвет другой, сделан из металла. Таким образом, методом сравнения двух автомобилей, Артем выявил сходства и отличия. У современных и старых автомобилей есть бампер - передний и задний, одна и та же функция- защита корпуса от повреждений, но отличаются они внешними особенностями и материалом изготовления. Вместе с Артемом мы сделали вывод: бампер современных машин отличается от машин прошлых лет, но функция его та же – защита машины от повреждения при столкновении.

Продолжая поддерживать интерес к объекту исследования, я предложила вспомнить: «Как ты думаешь, где можно увидеть сразу много разных машин?»

- «Возле магазинов, школы, детского сада, спорткомплекса».

- «Как ты думаешь, а у современных машин чем отличаются бамперы?». Выслушав рассуждения Артема, предложила их проверить, посетив парковку автомобилей.

На парковочные площадки отправился дедушка с внуком. Именно там ребенок наглядно смог подтвердить свои выводы и умозаключения, наглядно проверить информацию, которую получил от папы. У разных моделей машин, разные бампера. Здесь же Артем узнал про габариты машин. Чем больше по габаритам автомобиль, тем шире бампер. Измерить ширину и сравнить.

Затем, для расширения кругозора у ребенка была организована экскурсия на СТО. Там появилась возможность более близко и подробно изучить строение автомобилей, побеседовать с работниками СТО, задать вопросы и там же найти ответы на них. После полученных знаний, Артем сделал вывод, что у разных автомобилей разные бампера. Есть бампер передний, а есть задний. У маленьких автомобилей бампера поменьше, а у больших – побольше.

Последовал следующий вопрос: "Интересно, как выглядел самый первый бампер? Из чего делали его раньше?". Как ты думаешь, как мы можем попасть далеко в прошлое на некоторое время?" Ответы: хорошо бы было отправиться в прошлое на машине времени или посмотреть в компьютере. С помощью презентации удалось вовлечь ребенка в "Историю появления и развития бампера автомобиля".

В ходе работы над проектом ребенком так же было замечено, что не у всех транспортных средств есть бампер. Например, у экскаватора его нет, так как у него впереди ковш, бампер ему не нужен.

Основная задача, которую я ставила как педагог - способствовать развитию познавательной активности, любознательности и творческих способностей ребенка посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.

Процесс проектирования и реализации детской исследовательской деятельности включал три основных этапа.

На І этапе – подготовка к исследовательской работе, определились с тем, что ребенок хочет изучить и исследовать (поиск проблемы), определили тему исследовательской работы и способы решения этой проблемы, кто в этом может помочь. В итоге совместно с воспитанником был сформулирован план работы реализации детского исследовательского проекта: определились, где и кто будет собирать информацию, как будет использована эта информация и т.п.

План исследовательской работы ребенка:

поиск и анализ информации

1. Рассмотреть вместе с папой автомобиль с целью понять, что такое бампер, где находится эта часть у автомобиля и как выглядит

2. Наблюдать на СТО за автомобилями и выявить их сходства и отличия

3. Попросить папу помочь мне в измерениях бампера

4. Сходить с дедушкой на парковочную стоянку для сравнения бамперов у разных моделей автомобилей

5. Найти в Интернете с помощью папы интересную информацию о самом первом бампере у автомобиля

способ представления результатов работы

6. Вместе с воспитателем оформить презентацию «Зачем автомобилю бампер?.»;

7. Все, что я узнал про машины и бамперы, рассказать детям нашей группы.

На этом этапе совместной деятельности важно было объединить совместные усилия педагога – родителей в поддержке исследовательской деятельности ребенка (со – Участие!)

Задачи для ребенка:

1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту;

2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в поиске информации, исследовательской деятельности, умении сравнивать и анализировать;

Задачи для педагога:

1. Поддерживать детскую инициативу в поисково-исследовательской деятельности ребенка;

2. Создавать ситуации для расширения самостоятельных действий в познании объектов окружающей среды;

3. Помочь ребенку планировать исследовательскую деятельность

4. Повышение собственной компетентности педагога в организации поисково- исследовательской деятельности с воспитанником на основе возникающих вопросов у ребенка.

Задачи для родителей:

1. Создавать условия для повышения родительской компетентности в поисково - исследовательской деятельности с ребенком.

2. Приобщение родителей к развитию познавательного интереса у ребенка посредством личного участия в проектной деятельности.

ІІ этап – собственно процесс исследования, включал наблюдения ребенка и выполнение им элементарных исследовательских действий (измерения, сравнение бампера у современного автомобиля и у устаревшей модели), рассматривание иллюстраций, беседы……. По мере погружения в тему и появления новой информации, интерес к выбранному объекту не угасал, напротив, что в итоге позволило сформулировать гипотезу и выводы о том, что главное предназначение бампера - для предохранения корпуса машины от повреждений.

На этом этапе участие членов семьи (папы, дедушки) и их поддержка познавательного интереса у ребенка к исследованию имело большое значение в решении проблемы. В итоге были оформлены материалы о ходе исследовательской деятельности: …….

Важным моментом завершения исследовательской деятельности (ІІІ этап) является отчет и защита работы.

Еще в процессе работы над проектом, возник вопрос, а знают ли ребята в группе о бамперах? Предложила представить полученные знания в виде презентации перед сверстниками.

Также представилась возможность принять участие на муниципальном уровне в конкурсе среди дошкольников и младших школьников «Я - исследователь!». Рассказ об объекте своих интересов, побудительных мотивах и целях исследовательской работы, четкость ответов на вопросы членов жюри дали результат – Артем награжден дипломом призера (2 место) конкурса.

Но самое главное: в ходе реализации проекта ребенок получил опыт поисковой деятельности и переработки информации, опыт публичного выступления.

0
Проектирование образовательной работы на зимний пе...
Отчет мероприятия посвященного 23 февраля и 75-ле...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.10.2021

В блогах

Кружок английского языка

Занятия английским языокм для самых маленьких закладывают базу для дальнейшего успешного развития ребенка.Детям очень нравится учить английский язык.Каждый день ждут...

Загадки про спорт

Sample Image

Интерактивная 3D книга, для детей, в картинках, с эффектом перелистывания страниц Загадки про спорт   Читать...

Логопедические советы родителям

Консультация для родителей Логопедические советы родителям Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослого и в значительной мере зависит от достаточно речевой практики...

Новое на сайте

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы. Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Задачи. 1. Повысить...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, учить рассуждать, анализировать, делать выводы. Какие же опыты провести...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»