Демченко Ольга Александровна пока еще не указала никакой информации ...

Познавательно - исследовательский проект для старшего дошкольного возраста "Зачем автомобилю бампер?".

Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста является эффективным средством формирования познавательной активности дошкольников, суть которой заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают

новыми знаниями, умениями, учится активно усваивать знания через практическую деятельность.

В выборе темы исследовательской работы " Зачем автомобилю бампер?" помогло детское любопытство и неподдельный интерес моего воспитанника, к машинам как объекту исследования.

Замысел будущей исследовательской работы возник на основе личного наблюдения ребенка, когда ребенок увидел поврежденный автомобиль. И возникло столько вопросов:

- А почему именно эта часть повреждена у автомобиля?

- А что такое бампер?

- А зачем автомобилю бампер?

Тот азарт и эмоциональные впечатления, которыми делился Артем, рассказывая детям о своих впечатлениях, явились «пусковой пружинкой» нашей совместной познавательной деятельности. Понимая увлеченность и интерес ребенка, просто ответить на вопросы было бы не достаточно и педагогически неправильно. Это и стало мотивацией для разработки проекта и организации поисково - исследовательской деятельности.

На основе возникших вопросов важно, чтобы ребенок понимал, где он может найти информацию по интересующему вопросу, кто ему может помочь в нахождении ответов, кто лучше может знать об этом вопросе? Поэтому следующим моим шагом были встречные вопросы к Артему:

- Я не знаю ответы на твои вопросы. Как ты думаешь, где мы можем узнать об этом, кто больше нас знает об автомобилях?

Артем ответил так:

- Давай спросим у папы, а дедушка знает? Можно посмотреть по компьютеру, узнать в интернете.

Что бы получить ответ на интересующие вопросы – «Что такое бампер?» и «Зачем он автомобилю?», Артем целенаправленно обратился к папе. На наглядном примере, папа показал собственный автомобиль, Артем выяснил: у автомобиля есть передний и задний бампер; у современных автомобилей бампер сделан из материала - пластмассы; он сочетается с цветом кузова и выглядит, как единое целое кузова - сразу трудно понять, где начинается и заканчивается бампер.

Попутно, рассмотрев модель устаревшего автомобиля «Запорожец», который стоит у дедушки во дворе, ребенок заметил отличительные особенности: бампер является как бы отдельной частью автомобиля, цвет другой, сделан из металла. Таким образом, методом сравнения двух автомобилей, Артем выявил сходства и отличия. У современных и старых автомобилей есть бампер - передний и задний, одна и та же функция- защита корпуса от повреждений, но отличаются они внешними особенностями и материалом изготовления. Вместе с Артемом мы сделали вывод: бампер современных машин отличается от машин прошлых лет, но функция его та же – защита машины от повреждения при столкновении.

Продолжая поддерживать интерес к объекту исследования, я предложила вспомнить: «Как ты думаешь, где можно увидеть сразу много разных машин?»

- «Возле магазинов, школы, детского сада, спорткомплекса».

- «Как ты думаешь, а у современных машин чем отличаются бамперы?». Выслушав рассуждения Артема, предложила их проверить, посетив парковку автомобилей.

На парковочные площадки отправился дедушка с внуком. Именно там ребенок наглядно смог подтвердить свои выводы и умозаключения, наглядно проверить информацию, которую получил от папы. У разных моделей машин, разные бампера. Здесь же Артем узнал про габариты машин. Чем больше по габаритам автомобиль, тем шире бампер. Измерить ширину и сравнить.

Затем, для расширения кругозора у ребенка была организована экскурсия на СТО. Там появилась возможность более близко и подробно изучить строение автомобилей, побеседовать с работниками СТО, задать вопросы и там же найти ответы на них. После полученных знаний, Артем сделал вывод, что у разных автомобилей разные бампера. Есть бампер передний, а есть задний. У маленьких автомобилей бампера поменьше, а у больших – побольше.

Последовал следующий вопрос: "Интересно, как выглядел самый первый бампер? Из чего делали его раньше?". Как ты думаешь, как мы можем попасть далеко в прошлое на некоторое время?" Ответы: хорошо бы было отправиться в прошлое на машине времени или посмотреть в компьютере. С помощью презентации удалось вовлечь ребенка в "Историю появления и развития бампера автомобиля".

В ходе работы над проектом ребенком так же было замечено, что не у всех транспортных средств есть бампер. Например, у экскаватора его нет, так как у него впереди ковш, бампер ему не нужен.

Основная задача, которую я ставила как педагог - способствовать развитию познавательной активности, любознательности и творческих способностей ребенка посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность.

Процесс проектирования и реализации детской исследовательской деятельности включал три основных этапа.

На І этапе – подготовка к исследовательской работе, определились с тем, что ребенок хочет изучить и исследовать (поиск проблемы), определили тему исследовательской работы и способы решения этой проблемы, кто в этом может помочь. В итоге совместно с воспитанником был сформулирован план работы реализации детского исследовательского проекта: определились, где и кто будет собирать информацию, как будет использована эта информация и т.п.

План исследовательской работы ребенка:

поиск и анализ информации

1. Рассмотреть вместе с папой автомобиль с целью понять, что такое бампер, где находится эта часть у автомобиля и как выглядит

2. Наблюдать на СТО за автомобилями и выявить их сходства и отличия

3. Попросить папу помочь мне в измерениях бампера

4. Сходить с дедушкой на парковочную стоянку для сравнения бамперов у разных моделей автомобилей

5. Найти в Интернете с помощью папы интересную информацию о самом первом бампере у автомобиля

способ представления результатов работы

6. Вместе с воспитателем оформить презентацию «Зачем автомобилю бампер?.»;

7. Все, что я узнал про машины и бамперы, рассказать детям нашей группы.

На этом этапе совместной деятельности важно было объединить совместные усилия педагога – родителей в поддержке исследовательской деятельности ребенка (со – Участие!)

Задачи для ребенка:

1. Развивать умение делать выводы и умозаключения согласно возрасту;

2. Воспитывать самостоятельность и инициативу в поиске информации, исследовательской деятельности, умении сравнивать и анализировать;

Задачи для педагога:

1. Поддерживать детскую инициативу в поисково-исследовательской деятельности ребенка;

2. Создавать ситуации для расширения самостоятельных действий в познании объектов окружающей среды;

3. Помочь ребенку планировать исследовательскую деятельность

4. Повышение собственной компетентности педагога в организации поисково- исследовательской деятельности с воспитанником на основе возникающих вопросов у ребенка.

Задачи для родителей:

1. Создавать условия для повышения родительской компетентности в поисково - исследовательской деятельности с ребенком.

2. Приобщение родителей к развитию познавательного интереса у ребенка посредством личного участия в проектной деятельности.

ІІ этап – собственно процесс исследования, включал наблюдения ребенка и выполнение им элементарных исследовательских действий (измерения, сравнение бампера у современного автомобиля и у устаревшей модели), рассматривание иллюстраций, беседы……. По мере погружения в тему и появления новой информации, интерес к выбранному объекту не угасал, напротив, что в итоге позволило сформулировать гипотезу и выводы о том, что главное предназначение бампера - для предохранения корпуса машины от повреждений.

На этом этапе участие членов семьи (папы, дедушки) и их поддержка познавательного интереса у ребенка к исследованию имело большое значение в решении проблемы. В итоге были оформлены материалы о ходе исследовательской деятельности: …….

Важным моментом завершения исследовательской деятельности (ІІІ этап) является отчет и защита работы.

Еще в процессе работы над проектом, возник вопрос, а знают ли ребята в группе о бамперах? Предложила представить полученные знания в виде презентации перед сверстниками.

Также представилась возможность принять участие на муниципальном уровне в конкурсе среди дошкольников и младших школьников «Я - исследователь!». Рассказ об объекте своих интересов, побудительных мотивах и целях исследовательской работы, четкость ответов на вопросы членов жюри дали результат – Артем награжден дипломом призера (2 место) конкурса.

Но самое главное: в ходе реализации проекта ребенок получил опыт поисковой деятельности и переработки информации, опыт публичного выступления.

0
Проектирование образовательной работы на зимний пе...
Отчет мероприятия посвященного 23 февраля и 75-ле...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.03.2020

Комментарии

Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
13 марта 2020
Татьяна Васильевна. Спасибо за интересный материал, воспользовалась им, сделала презентацию и вот чт...
Педагогика
10 марта 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Растения, которые нас лечат"

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и...

Конспект ОД по пожарной безопасности …

Конспект ОД по пожарной безопасности                                   тема: «Огонь добрый - огонь злой» в старшей группе Цели: • закреплять знания детей об основных требованиях пожарной...

Новое на сайте

Аппликация «Удивительные рыбки»

Аппликация «Удивительные рыбки» Задачи: расширять знания об аквариумных рыбках, познакомить с нетрадиционным методом приклеивания чешуек из засушенных листьев роз, которые вырезаны кругами, прививать чувство цвета, умение сочетать цветовую гамму, развивать мелкую моторику рук, самостоятельно дорисовывать и создавать...

Экология в жизни ребенка

Экология в жизни ребенка Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.Х.К. Андерсен. Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему...

Загадки, придуманные детьми

Загадки, придуманные детьми Загадки придуманы детьми. Они интересны тем, что книжка сделана с картинками раскрасками. Мы дарим такие книжки детям из других групп.  

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок»

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок» Цель: Продолжать развивать представления детей о домашних животных. Задачи: 1. Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из потешки. 2. Воспитовать эмоционально положительное отношение к домашним животным. 3...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог