Сайт для воспитателей детских садов




Автор Гаврилова Татьяна пока ничего не указал(а) о себе ...

Познаем мир через игру и творчество

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Мастер-класс 

педагога кружка «Изобразительное искусство»

ГБОУ школа 1103 им. Соломатина г. Москва

Гавриловой Татьяны Владимировны.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

     Дымковская игрушка, декоративный орнамент, узор. 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

     В современных условиях остро обсуждается проблемы, связанные с усвоением материальной духовной культуры своего народа. Тема народной игрушки имеет большое идейно-эстетическое значение для формирования основ исторической культурной и народной памяти в работе с детьми. 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

     Ознакомление с глиняной игрушкой, как одним из видов народного творчества. Развитие у детей интереса и радости от встречи с произведениями народного творчества. 

ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ:

Совершенствование приемов лепки игрушек из целого куска глины и из отдельных деталей.

Освоение элементов дымковской росписи. 

Умение расписывать силуэты дымковской игрушки. 

Умение расписывать свои игрушки по своим эскизам.

      - Обсуждение и любование. В классе несколько образцов игрушек, класс оформлен плакатами и таблицами. Фрагменты видеозаписи “Дымковская игрушка”. Музыкальный ряд: фольклорные песни.       Вопросы по которым будет обсуждение: - история глиняной игрушки - основные сюжеты, используемые в игрушках - типичные черты Дымковской игрушки, излюбленные сюжеты и особенности росписи  -анализ образцов(анализируется форма, строение, роспись).

 

СОДЕРЖАНИЕ 

     Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта. Как правило в ней сочетается искусство пластики и живописи, что делает эти предметы неповторимо выразительными.      Образы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представления народных мастеров о мире, природе, людях.      Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она сначала была попутным, второстепенным делом в гончарном производстве. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров. С течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых приемов, образов, сюжетов: женской фигуры на устойчивом конусе - юбке, обтекаемая форма птички - свистульки, изображение коня, всадника, оленя, медведя.      Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Дымковские игрушки самые “богатые”, веселые, радостные. Для них характерна обобщенность формы. обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными и даже роскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, многочисленные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков.       Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкает малиновый, синий, зеленый, желто-оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент: небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров. 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

     Класс превращается в ремесленную гончарную мастерскую. Для работы необходимо достаточное количество подготовленной глины. Сначала выполним несколько упражнений для формирования умений соединять отдельные заготовленные формы так, как это делают народные мастера: усеченный конус и шар, цилиндр и удлиненный конус, небольшой цилиндр и удлиненный конус, небольшие цилиндрики - “колбаски” в колечко, жгут ”гармошка” - оборочка, сварачивание заготовки трубочкой, колокол (ступка, юбка), раскатывание глины в пласт.       Примазывание отдельных частей выполняют как можно тщательнее, иначе при сушке работа может распасться. Следы примазки старательно разглаживают сырой тряпочкой, пальцами. Все части, как и фигура в целом, должны быть ровными, гладкими, четкими.        У каждого ученика по комку глины, и вот постижение мастерства началось...Учитель лепит вместе с детьми.       На таблице отчетливо видно в какой последовательности надо лепить. Сначала осваиваем лепку коня и козлика. Потом переходим к лепке более сложной фигуры-барыни. Один из ответственных этапов работы - лепка колокола юбки- заготовки для фигуры барыни. Катаем в ладошках большой шар. Из шара на столе катаем цилиндр. Подстукиваем торцы. Большим пальцем, слегка увлажненным, протыкаем середину одного из торцов. Большим пальцем поджимаем глину к остальным. Покручивая, расширяем углубление и делаем стенки тоньше. Потом, похлопывая лопаткой по внешней поверхности снизу-вверх, выравниваем стенки, слегка покручивая заготовку. На таблицах показана последовательность лепки сложной формы.      Работа с учениками не ограничивается повтором и вариациями традиционных сюжетов дымковской игрушки. Учитель предоставляет возможность выполнять творческие работы, импровизировать. Радость и удовлетворение от своей работы ребята ощущают, проделав все технологические этапы - лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись игрушки.       После сушки, обжига и побелки приступаем к изучению орнамента росписи игрушек. Необходимо внимательно рассмотреть таблицы с элементами росписи. Рисуем узоры кистью и печаткой - тычком. Дети самостоятельно изготовляют большую и маленькую печатку - тычок. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Дети упражняются в росписи, дорисовывая на силуэтах знакомые узоры. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. После эскиза, расписываем свою игрушку. 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

     Каждый автор показывает и рассказывает о своей игрушке, отвечает на вопросы других детей. При оценки изделий необходимо учитывать верность передачи формы и строения игрушки, тщательность проработки наиболее характерных деталей (оборок, зубцов на кокошниках), самостоятельность сочинения орнамента для росписи с использованием традиционных элементов. 

 

0
Консультация для родителей "ФГОС для родителей" П...
Комплексы утренней гимнастики ноябрь.
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития ребёнка – детский сад № Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Снег пушис...
     Образовательные области в режимных моментах детского сада.  Режим дня - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха де...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема. Что мы знаем о воздухе? Цель: уточнить знания детей о значении воздуха, как необходимом условии жизни на Земле, расширит...
Папа нас привез на дачу, Ведь сегодня выходной. И вприпрыжку оба скачем Я и младший братик мой. И смеется с нами мама: «Сколько здесь цветов кругом! Надевайте-ка панамы, И к реке ― за мной! Бегом!» &n...

Новое на сайте

Конструкт непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с…

Конструкт непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Япония – страна восходящего солнца»

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в...

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции активизировать детей разных возрастных групп с помощью звучания музыки. Создать комфортные...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные часы" , "Время течет" Создать условия для развития познавательной активности в...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top