Поддержка детской инициативы и самостоятельности Название проекта «Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!»

Целевая группа

Воспитанники детского сада от 3 до 7 лет, воспитатели, сотрудники ДОУ родители воспитанников . Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, специалистов ДОУ, воспитанников и их родителей.

Содержание проекта.

 К сожалению, большинство образовательных программ составлены так, что все решения принимаются взрослыми и дети большую часть времени работают над поставленными взрослыми задачами .Многие инновационные технологии позволяют посмотреть на образовательный процесс с точки зрения всех субъектов образовательного процесса: ребенка, воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание, собственные планы занятий. Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы и самостоятельности, все это отражено в основных принципах дошкольного образования. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. В данном проекте взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание, собственные планы занятий.

Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей способностей самостоятельно планировать ,инициировать и реализовывать собственные замыслы. Задачи проекта: 1.Повысить уровень мотивированности детей в образовательной деятельности; 2.Познакомить детей с различными способами деятельности в центрах активности; 3.Обогатить опыт применения данных способов в жизненных ситуациях; 4.Способствовать росту познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей, 5.Создать условия для поддержки инициативных ситуаций развития ребенка, предоставляя возможность осуществлять успешные и неуспешные пробы. 

6.Создать возможность для проявления самостоятельности, возможности выстраивать деятельность по собственному замыслу, начиная от целеполагания и заканчивая рефлексией. 

7.Повысить профессиональную компетентность педагогов в выборе эффективных технологий, форм и методов в организации работы 

Методические приемы и инструменты повышения мотивации к обучению ребенка:

1.Утренний круг, который может выглядеть по разному и однозначно закрепленной структуры нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:

- Ритуал. ПРИВЕТСТВИЕ 

- Обмен новостями

-Элементы психогимнастики

- «Экран настроения»

2.Совместное планирование, которое я осуществляю по трем направлениям:

I. Выбор темы образовательного проекта, события, акции

II.Модель 3-х вопросов (Выявить инициативы и образовательные запросы детей мне помогает понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или о чем-либо).

III. Совместное составление плана работы над проектом

( В своей группе я использую «Паутинку», таким образом мы с детьми совместно планируем нашу образовательную деятельность по любой выбранной теме, в том числе педагогически вбрасываемой.)

3. Презентация центов активности.

При презентации центров активности я направляю ребенка делать выбор тем, что создаем необходимые предметно-пространственные условия;. Предлагаю выбрать любое дело в рамках общей темы.

 Все пространство моей группы условно разделено на , количество и направленность которых зависит от возрастной группы, темы и желаний детей: Например в один из дней открыты :Центр книги, Центр творчества, Центр Математики, Центр науки ,Центр развития речи, Центр конструирования и наполнены различными заданиями, ресурсами и пособиями согласно выбранной теме.

4. Правила

В каждой группе обычно формируется своя субкультура. Она состоит из множества элементов, определяющих стиль жизни всех и каждого в отдельности: какие формы приветствия приняты и какие считаются за гранью возможного; какие проявления детей считаются нужными и какие недопустимыми; как взрослые относятся к шуму и передвижениям детей по помещению.

Правила мы вводили постепенно, когда в них возникала потребность.

Правила и их формулировки обязательно обговаривались с детьми.

Правила оформлялись не только словесно, но и в виде рисунков или символов.

Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения в каждом центре активности и группы в целом

5.Выбор. Данная смысловая часть заключается в принятии самостоятельных решений. Она имеет первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия, материал, партнеров - помогает детям приобретать навыки принятия решений организованным и безопасным путем. В своей группе мы чаще используем «Доску выбора»

 (Благодаря специально созданным предметно – пространственным условиям, ребенок выбирает любое дело в рамках общей темы.

6.Деятельность в центрах активности (Работа над проектом, акцией, событием идет следующим образом: дети распределяется на подгруппы и, выбрав тот или иной центр активности, самостоятельно работают в нем. Предварительно я предполагаю, чем будут заниматься сегодня дети, и в соответствии с педагогическими задачами наполняю центры необходимыми ресурсами. В то же время, в одном из центров я организую совместную деятельность, как правило, с желающими, но дети должны понимать и слово «надо», поэтому я могу сказать: «Маша, Витя и Рома пойдут сегодня со мной в центр науки».)

7. Итоговый круг. «Итоговый круг» проходит ежедневно, с целью анализа достижений, успехов, трудностей, также наметить перспективы и определения плана работы на следующий день. Существует еще одна задача, скрытая от детей - это вселить в детей чувство уверенности, что они смогут, если захотят.

В разработке проекта был использован опыт российских и зарубежных авторов Л.В.Свирской, А.И.Савенковой, М.Монтессорри,Джона Дьюи .

Работа с детьми осуществлялась в период с 2017 и по настоящее время.

Планируемые или полученные результаты

 

В результате использования педагогами универсальных практик значительно возрос уровень вовлеченности воспитанников в процесс обучения. Дети выступают в Роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослого.

Дети сегодня - настоящие соавторы детско-взрослых проектов.

Инициативы ребят в составлении совместного плана-паутинки проекта, собственных планов дня многочисленны и разнообразны. Благодаря «детскости», проекты стали более оригинальными, живыми.

Продуктами проекта стали различные атласы, ментальные карты, мини-музеи,лэпбуки,

тематические сборники с материалами для проектов :

 «В настоящем космосе побывал однажды», «Вот моя деревня, вот мой край родной», «Русская береза – белоствольная красавица», «Пчелиный улей - один в поле не воин» и др. Воспитанники подготовительной группы большинство атрибутов к проектам создают в центрах активности своими руками.

Родители воспитанников, видя интерес, многочисленные работы детей, стараются чаще приходить в группу, выступают в роли педагогов в центрах, участвуют в пополнении среды по теме проекта. Результативность данного проекта родители осваивают на организованных для них мастер-классах, собраниях.

Оценка результативности и качества организации образовательной деятельности осуществляется по 2 направлениям :

1-ое с позиции взрослого :

Это реализуется через Педагогические наблюдения- как внешний элемент оценки результативности

Наблюдения дают возможность увидеть те достижения

ребенка, которые могут стать образовательным потенциалом

для других детей группы

Наблюдения являются основой

для понимания и принятия ребенка; мы ведем в наших группах дневные хроники

2-ое направление- через оценку и самооценку детьми своей деятельности.

Мы осуществляем это с помощью Дневников достижений-Планшетов-: дети отмечают в дневниках центры, в которых они работали сегодня , вклеивают картинки со значками разных дел, которые они выполнял или участвовали в течении дня.)

Главный результат своей работы я вижу в проявлении каждым ребенком самостоятельности и инициативы, формирование у ребенка активной позиции, воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых, приобретение навыка самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовности делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия).

Для эффективной реализации проекта необходимы: регулярность использования предлагаемых практик; содержательное наполнение центров активности, мотивация педагогов

Уровень мастерства педагогов при проведении детского совета и подготовке заданий для центров активности повысился. Сами педагоги стали инициативнее, увереннее

Для организации проектов не требуется специально оснащенного кабинета. Проектная деятельность может осуществляться в любом помещении ДОО: в групповой комнате, музыкальном и спортивном зале, на прогулочном участке и т.д., в домашних условиях. В качестве источников информации используется познавательная и художественная литература по теме проекта. Дополнительно могут использоваться Интернет - источники и компьютерная техника: ноутбуки, интерактивные доски и пр. Объекты для исследования собираются детьми, родителями и педагогами в соответствии с темой проекта (например, в ходе проекта "Меломания" дети собрали разные виды мелков; в ходе проекта "Re-Фома" - образцы тканей для школьной формы и т.д.). Для создания модели продукта могут потребоваться листы бумаги, карандаши или фломастеры, мольберты. Для проведения презентации проекта нужны мольберты, подготовленные в ходе проекта схемы, модели и пр.

kичностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада:

  • обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,
  • бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
  • реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения..
  • Технология сотрудничествареализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
  • Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам.
  • Совместно определяют разнообразную творческую деятельность

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

  • Построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты:

  • Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка
  • формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка
  • Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений
  • Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

 

  • Инновационная технология «Портфолио педагога» Успешного педагога
  • Владеющего современными инновационными технологиями образования,
  • имеющего высокий уровень образования и профессиональной компетентности
  • способного прогнозировать свой конечный результат

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. 7. Инновационная Игровая технология

Цель: повысить значимость игры в воспитательно- образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия
  • способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками
  • формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;
  • совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.
0
Наглядно-методическое пособие. Игра "Повторяшки" д...
Конспект игровой ООД для детей второй группы ранне...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.06.2021

В блогах

«Я честью этой дорожу»

Sample Image

Среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений был проведен городской смотр-конкурс песни и строя «Я честью этой дорожу», посвященного Дню защитника Отечества. И...

Мастер класс

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я...

Конспект НОД по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Старшая группа.

Цель: расширять знания детей о названиях улиц родного города; расширять представления детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка...

Новое на сайте

Сказка «Лягушка – Певунья»

Сказка «Лягушка – Певунья» В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в одном пруду жила - была Лягушка. И очень она любила по вечерам песни петь. Послушать ее собирались все жители водоема. Приплывала на бережок Старая Черепаха...

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка)

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка) Образовательная область: «Физическое развитие». Аннотация С наступлением летнего периода физкультурные занятия, зачастую, переходят на улицу, и возможностей для проведения различных, новых подвижных игр, у педагога становится...

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (младшая группа)

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (Младшая группа) Цели и задачи: Познакомить с праздником Масленицей. Создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание. Закрепить знания...

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог