План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Введение

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Пояснительная записка

Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Задачами моей работы на 2022-2023 год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Образовательные

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-Учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

-Изучить необходимую справочную и методическую литературу.

Развивающие

-Развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;

- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- Формировать координацию движений;

- Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;

- Развивать навык работать с разным изобразительным материалом.

Воспитательные

- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- Воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность.

Цели работы: 

 - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Предполагаемый результат: формирование творческих способностей произойдёт быстрее и эффективнее, если в работе с детьми дошкольного возраста использовать изодеятельность.

Подбор и изучение методической литературы: в течении года

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: в течении года

Отчет опыта работы по теме: май каждого года.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Итоговые мероприятия: Выставки детских работ (в течении года)

Консультации для педагогов: 

- «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности»;

- «Как развить творческие способности детей»;

Работа с родителями по теме самообразования:

Консультации:

- «Как организовать занятия по изо деятельности дома»;

- «Рисование пальчиками: зачем и как?»;

- «Виды нетрадиционных методов рисования»;

- «Значение рисования нетрадиционными способами»;

- «Нетрадиционные техники рисования».

 

Значение развития мелкой моторики рук дошкольника.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена

скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

 «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.

 «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

 Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты,

изучающие деятельность мозга, психику детей.

 Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

 Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

 В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

 Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

 Если работа по развитию мелкой моторики рук будет поводится в системе, то к концу дошкольного возраста кисти рук ребенка станут более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем Виды и техники нетрадиционного рисования.

 

Распределение техники по возрастным группам

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком;

рисование мыльными пузырями

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная

печать по трафарету;

монотипия предметная

кляксография обычная;

пластилинография.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз.

Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.

В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного.

На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок и т. д.

План работы

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками.

Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией.

На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

План занятий на 2022-2023 год

Месяц

Техника нетрадиционного развития

Тема занятия

Сентябрь

Печать листьями,

рисование пальчиками и прием примакивания,

Осенний ковёр

Укрась платочек

Зайчик

Октябрь

Оттиск печаткой из картофеля (круги разной величины),

Оттиск печатками (шляпка-картон, рисование пальчиками.

Рисование с помощью «Риса», ватные палочки.

Ягоды на тарелочке

Грибы в лукошке

Цыпленок

Ноябрь

Рисование пальчиками,

точечный рисунок,

рисование ладошками.

Рисование поролоновой губкой.

Оттиск печатками из салфетки.

Гуашь, ватные диски, палочки.

Осень на опушке краски разводила

Плюшевый медвежонок Цветы в вазе

Первый снег

Цыпленок

Декабрь

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками.

Печать по трафарету.

Ёлочка пушистая, нарядная .

Овечка

Снежинка

Идет снег

Узор на платочке

Зимний лес

Январь

Знакомить детей с приемом нетрадиционного рисования восковые мелки + акварель, учить рисовать рыбку.

Комкание бумаги (скатывание).

Рыбка в аквариуме Морозный узор

Деревья зимой Снеговичок

Снег идет

Бусы для Маши

Февраль

Свеча и акварель. Оттиск печатками из пробки или ластика, дном бутылочки.

Поролон (2шт., тонкая кисть, гуашь.

Звездное небо.

Жили у бабуси два веселых гуся

Танк

Кубики для Сережи

Плюшевый медвежонок Гусеница

Март

Оттиск мятой бумагой, оттиск (штамп) пенопластом

рисование губкой

рисование трафаретом

рисование по- мокрому

Мимоза для мамы Платье для Вари

Спрячь мишку

Веселые животные

Солнышко

Апрель

Монотипия, рисование бумагой.

Кисточка, пуговицы различной формы.

Рисование свечой. Закреплять технику рисования свечой

Мой любимый дождик

Березки

Неваляшка

Воздушные шарики

Волшебные картинки» (волшебный дождик).

Май

Обрывание, восковые мелки, тычкование. Поролоновые рисунки, метод ниткографии.

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка.

Как я люблю одуванчики

Салют

Дождь идет

Мухомор

Котенок

Июнь, Июль, Август

Сбор разнообразного природного материала для работ с использованием нетрадиционных техник рисования (листья, веточки, ракушки, шишки, палочки и т. д.)

 

Конец года отчет о проделанной работе за год.

Нетрадиционные техники рисования, используемые на занятиях.

На занятиях и в вечерний отрезок времени, когда дети по желанию занимаются рисованием, использую нетрадиционные техники рисования:

Рисование пальчиками.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Рисование ладошкой.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивают ее с помощью кисточки, и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой рукой, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Способ получения изображения: ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ее по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Оттиск печатками из картофеля

(то же поролоном и пенопластом, ластика, пробки).

 Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка или печатка.

 Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Рисование восковыми мелками и акварелью.

 Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

 Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисти.

Рисование свечой и акварелью.

 Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Печать по трафарету.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны или трафарет.

 Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифенного полу картона либо прозрачной пленки.

Монотипия предметная.

 Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Кляксография обычная.

 Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получается пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половинку капнуть гуашь, а другой ее прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь мисочке, пластиковая ложечка.

Кляксография с трубочкой.

 Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков).

Отпечатки листьев.

 Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 Материал: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисть.

Монотипия пейзажная.

 Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. Затем наносится рисунок краской и накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Волшебные веревочки.

 Способ получения изображения: ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветок, яблоко, грушу. Постепенно он усложняет фигуру, используя несколько веревочек. Любое изображение начинает с головы, необходимо следить за формой туловища того или иного животного.

 Материалы: веревочки различной длины и цвета.

Воздушные фломастеры.

 Способ получения изображения: ребенок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берет необходимый фломастер, готовит его к работе, соблюдая правила длительного выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок надо нарисовать фон.

 Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Рисование песком.

 Способ получения изображения: ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка.

 Материалы: чистой песок, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш. Оттиск смятой бумагой.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

 Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Кляксография с ниточкой.

 Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на лист бумаги выкладывает изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, ниточка средней толщины.

Рисование техникой – набрызг.

 Способ получения: ребенок набирает краску на зубную щетку, который держит над бумагой и разбрызгивает краску на бумагу.

 Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию мелкой моторики рук у дошкольников

Список литературы:

1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

2. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2015.

36. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2016.

4. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2016. - №18

5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

7. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.

8.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

9. «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

10. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

11.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

12. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С.

13.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)

14. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Консультация для родителей

Как организовать занятия по изодеятельности дома.

«Рисунок является мощным средством познания

и отображения действительности, в рисунке

раскрывается особенности мышления,

воображения, эмоционально-волевой сферы».

А. Л. Венгер

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Рисование способствует развитию у ребёнка:

-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-Внимания, усидчивости, мышления;

-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Но начнем с того, что любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.

По этому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.

Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.

Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких - либо предметов (посуды, одежды).

Запаситесь цветной бумагой или за тонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы.

Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.

Первые краски, с которыми знакомится ребенок- гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.

Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.

Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.

Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.

Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.

Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.

Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также, как и обычные карандаши.

Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место.

Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования. Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом. На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, а теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое, что у тебя получилось? Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться не больше 20 – 25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи и друзьям.

Как оформить детские рисунки.

Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте "картину" так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками

Материалы для творчества своими руками

Краски, мелки, пластилин и прочие материалы для творчества нужны детям для создания шедевров, поэтому такие материалы расходуются очень быстро. А что, если приготовление красок, мелков тоже сделать маленьким творческим приключением?

Совместная деятельность родителя и ребенка очень ценна, она усиливает эмоциональную связь, способствует созданию семейной творческой атмосферы. Показывая своему ребенку, что многие вещи можно сделать своими руками, вы развиваете его фантазию, творческое воображение, креативности, обучаете строить творческие ассоциации при взгляде на обычные предметы. Кроме того, ребенок ощущает свою значимость, научившись делать пластилин или краски.

Удачных вам совместных поделок!

Пластилин для лепки

Масса для лепки, которую мы приготовим упругая и пружинистая. Для этого нам понадобятся продукты:

  • 1 стакан муки;
  • стакана мелкой соли;
  • 6 столовых ложек лимонного сока;
  • Вода;
  • 1столовая ложка растительного масла.
  • В качестве красителей – любые краски;
  • Емкости для хранения.

Смешиваем муку и соль в емкости, пользуемся одним мерным стаканом. В мерный стакан наливаем 6 столовых ложек лимонного сока и туда же доливаем столько воды, чтобы получился полный стакан жидкости. Выливаем жидкость к мучной смеси, добавляем масло. Все перемешиваем ложкой до однородной консистенции. Затем получившуюся смесь разливаем по мисочкам; их должно быть столько, сколько цветов пластилина хотим получить в итоге. Добавляем в каждую мисочку краски (гуашь, акварель, пищевые красители) и перемешиваем смеси. Выливаем смесь на антипригарную сковороду и на самом медленном огне энергично помешиваем массу до загустения. Густеет она сразу, но чем дольше вы вымесите смесь. Тем более упругим получится пластилин. Этот пластилин получится таким же упругим, как и магазинный. Хранить его следует в герметичных емкостях, срок службы около 6 месяцев.

Краски из мелков

Из остатков цветных мелков для асфальта получаются яркие краски! Ими можно рисовать и на бумаге, и на мольберте, и на асфальте.

Для этого нужно измельчить мелки в порошок. Насыпать порошок в емкости и налить в каждую из них столько горячей воды, чтобы консистенция красок была полужидкая, как тесто на блины. Рисунки по мере высыхания становятся яркими.

Аквагрим

Большинство детей любят, чтобы им на лице нарисовали какого-либо героя или животного, но обычно Аква гримёры бывают на праздниках или мероприятиях. Так почему же не устроить гримерную прямо дома хоть каждый день? Это станет возможным благодаря собственным краскам для кожи. Для их изготовления нужны:

  • 1 часть крахмала (кукурузного или картофельного);
  • 1 часть детского лосьона для тела;
  • часть растительного масла;
  • Краски, отмывающиеся с кож
  • Баночки для хранения красок (можно емкости из-под гуаши)

В емкости смешиваем равные части крахмала и лосьона, добавляем растительное масло. Окрашиваем смесь краской. Вы должны взять те краски, по поводу которых уверены, что они смываются с кожи и не оставляют следов: это могут быть детские пальчиковые краски, детская темпера, акварель. Хорошо, если на краске стоят пометки «non toxic» (нетоксичный, «washable» (смывается водой). Хорошо размешав окрашенную смесь, вы можете провести тест на аллергию: нанесите готовую краску на кожу за ухом и в течении некоторого времени понаблюдайте за состоянием кожи: если нет покраснений и других жалоб, то аллергии нет.

Готовые краски накладываем в емкости с крышкой. Можно даже собрать чемоданчик гримера – положить туда зеркальце, кисточки, спонжи. Краски получаются кремообразными, густыми, хорошо ложатся на кожу, смешиваются между собой, хорошо пахнут, отлично смываются водой. Хранить Аква грим необходимо в холодильнике. И не беда, если вы не умеете рисовать в сети интернет можно скачать всевозможные пошаговые схемы.

Эксперименты дома — рисунок на молоке

Увлекательные занятия эти нетрадиционные техники рисования или создания изображений различными методами. Один из которых — создание узоров на молоке.

Очень часто интересные идеи для творчества рождаются на стыке науки и искусства, благодаря необычным свойствам веществ и реакции их друг на друга. В данном виде искусства используются различные плотности и свойства жидкости, с разным поверхностным натяжением и диффузия одной жидкости в другую и невероятные превращения и эффекты, которые получаются в результате реакции. Долгими зимними вечерами, когда все игры переиграны, книжки перечитаны и все рисунки перерисованы, мамы задаются вопросом: — Чем бы занять своего непоседливого малыша? Неплохой альтернативой традиционным занятиям, могут стать эксперименты в домашних условиях. Вы можете превратиться в волшебницу для своего ребенка и пробудить в нем любопытство и интерес к творчеству.

Интересные и несложные эксперименты, которые легко и безопасно можно организовать, и провести, позволят дать начальное представление об удивительном мире науки и вызовут живейшее любопытство у малышни.

Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:

- цельное молоко. Важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее.

- разведенные в воде красители, пищевые или для ткани. Их можно приобрести в магазинах для художников или взять порошок и растворить в воде самим.

- жидкое мыло или средство для мытья посуды.

- плоский лоток или тарелка.

Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды. И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением. Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов. Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.

Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить, результатами совместного творчества с детьми, интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.

Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения и малыш сможет участвовать в создании узоров.

Использование всех этих приемов может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятие интересными и познавательными.

Экспериментируйте! И к вам придёт радость – радость совместного творчества, удивления и единения с вашими детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План проводимых мероприятий.

Подбор и изучение методической литературы: в течении года

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: в течении года

Отчет опыта работы по теме: май каждого года.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Итоговые мероприятия: Выставки детских работ (в течении года)

Консультации для педагогов: 

- «Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности»;

- «Как развить творческие способности детей»;

Работа с родителями по теме самообразования:

Консультации:

- «Как организовать занятия по изодеятельности дома»;

- «Рисование пальчиками: зачем и как?»;

- «Виды нетрадиционных методов рисования»;

- «Значение рисования нетрадиционными способами»;

- «Нетрадиционные техники рисования».

0
Картотека Подвижных музыкальных игр для детей 2-3 ...
Консультация для родителей
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
02.10.2022

В блогах

Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей по средствам игры»

Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей по средствам игры» Особенное внимание при обучении воспитанников детского сада должно уделяться занятиям по...

Консультации для родителей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениег. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок» Воспитатель:Селезнева Руфия Кашиповна Изобразительная деятельность в семейном воспитание детей раннего возраста  Творчество детей...

Кружковая работа «Страна оригами»

Актуальность кружка «Страна оригами» .   Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса...

Новое на сайте

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети Я хочу пригласить вас в гости, в деревню «Сказкино», где живут сказочные герои. Садитесь в...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы;- развивать речевой словарь, память, мышление, вокальные умения.- учить выразительно передавать...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды, автотранспорт); - воспитывать желание активно заботиться об окружающей среде. Материал: предметные картинки «автотранспорт», «завод», «мусор в водоемах»...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим много времени в интернете, в том числе дети и подростки. Особенно быстро привыкают к Интернету...