Сайт для воспитателей детских садов




Автор Мешкова Ольга Георгиевна пока ничего не указал(а) о себе ...

План - программа "Лаборатория неживой природы: вода"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

План-программа по познавательному развитию «Лаборатория неживой природы: вода» на 2017-2018 учебный год.

Выполнила

воспитатель средней группы

О.Г.Мешкова

Бутурлино, 2017

Паспорт программы

Цель программы

Создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

Задачи программы

- Способствовать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах воды;

- Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

- Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

- Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с детьми средней группы 2 раза в месяц , продолжительность занятия 15 минут.

Основные разделы программы

1. Пояснительная записка. Обоснование необходимости решения задач программным методом.

2. Содержание работы

3. Перспективный план

Формы работы:

Малые группы

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей.

Предполагаемый результат:

умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму; умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Методические приемы:

Наблюдения.Создание проблемных ситуаций.Экспериментирование.

Взаимодействие с родителями:

- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».

- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Перед проведением каждого занятия закрепляются правила безопасности.

Пояснительная записка

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Поэтому детское экспериментирование становится еще одним эффективным способом познания окружающего мира, а также может выступать как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развивается речь. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Перед проведением каждого занятия закрепляются правила безопасности.

Октябрь

Тема

Цель, задачи

Опыты и эксперименты

Выводы

Узнаем , какая вода

Цель:

познакомить детей с основными свойствами воды

Задачи:

- Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества:

- чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах;

- чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество

-воспитывать интерес к экспериментированию

 «Угадай, что в сосудах»

 «Какого цвета вода»

 «Разукрасим воду»

 «Какая вода на вкус»

Вода имеет форму сосуда, в котором находится

Вода принимает вкус вещества, которое в нее добавляют

Вода становится такого же цвета, какой имеет то вещество, которое в ней растворяют

Волшебная вода

Цель:

продолжать знакомить со свойствами воды

Задачи:

-уточнить представление детей о воде, ее свойствах;

-уточнить знания детей о том, чем пахнет вода;

-дать представление о том, что вода отражает предметы;

-формировать представление о том, что вода может переходить из одного состояния в другое;

-продолжать развивать умение детей делать выводы;

-развивать связную речь;

 «Ручеек»

 «Чем пахнет вода»

 «Прозрачная –непрозрачная»

 «Тонет-не тонет»

 «Холодно-горячо»

 «Волшебная вода. Как из воды получается дождь»

Вода не имеет запаха, но при добавлении в нее других веществ , принимает запах этого вещества

Чистая вода отражает предметы, находящиеся в ней

Вода удерживает на поверхности только легкие предметы

Вода может быть холодной , теплой, горячей

Вода может иметь разные состояния: жидкое , твердое, газообразное

Ноябрь

Тема

Цель, задачи

Опыты и эксперименты

Выводы

Мы-волшебники

Цель:

-закрепить знания детей о свойствах воды

Задачи:

-учить детей рассказывать о воде с опорой на мнемотаблицу;

-учить детей в ходе опытов использовать знания о свойствах воды;

-развивать умения детей формулировать предварительные результаты опытов на основе знаний;

-развивать любознательность, наблюдательность;

-учить детей работать в паре;

-воспитывать интерес к проведению опытов

«Лепим из воды»

«Куда делись чернила»

«Склеим водой бумагу»

«Фонтан»

Вода принимает форму сосуда, в который ее наливают

Некоторые вещества способны поглощать другие

Вода обладает «склеивающим действием», как и сырой песок

Вода может не только растекаться , но и брызгать

Чудо-кисточка

Цель:

Формировать интерес детей к самостоятельному экспериментированию

Задачи:

-учить детей самостоятельно проводить опыт;

-развивать умение детей делать вывод;

-развивать связную речь, образное мышление;

-продолжать формировать навыки выполнения коррекционных гимнастик;

-вызывать интерес к подвижным играм;

-воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, умение работать в подгруппах

«Смешиваем краски»

«Рисуем на мокром листе»

При смешивании красок можно получить новый цвет

Вода «размывает» краску, делает ее бледнее

Январь

 

Тема

Цель, задачи

Опыты и эксперименты

Выводы

Волшебные льдинки

Цель:

Дать представления об основных свойствах льда

Задачи:

- Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твердым. - -- - Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

-формировать понимание у детей о том, что такое лед;

- учить самостоятельно формулировать выводы;

«На что похож лед»

«Строим изо льда»

«Куда пропали лодки»

Изо льда можно конструировать различные фигуры

В тепле лед превращается в воду, а значит , лед – это одно из состояний воды.

Лед и соль

Цель: дать детям представление о взаимодействии льда и соли.

Задачи:

-продолжать формировать понимание о том, что такое лед;

-опытным путем показать взаимодействие льда и соли;

-сделать вывод о том, почему люди посыпают соль на дороги во время гололеда;

-познакомить с зимним явлением – гололед.

«Как достать сокровища?»

«Гололед и соль»

- лед при взаимодействии с солью быстрее тает, т.к. соляной раствор имеет более низкую температуру замерзания;

Февраль

Тема

Цель, задачи

Опыты и эксперименты

Выводы

Снежные чудеса

Цель:

Дать представления об основных свойствах снега.

Задачи:

- создать условия для формирования  детей о том, что снег — это твёрдое состояние воды;

- объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха, показать способы превращения снега в воду;

- убедить детей в том, что даже самый белый, чистый снег грязнее чистой воды, доказать, что чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека;

«Снег-снежок»

«Куда пропал снег?»

«Талый снег»

Снег – это твердое состояние воды;

При повышенной температуре снег превращается в воду;

Самый белый и чистый снег – это грязная вода, которую опасно употреблять в пищу человеком.

Этот необходимый снег

Цель: совершенствовать представления детей о снеге.

Задачи:

-опытным путем доказать детям, что снег согревает землю и деревья от промерзания;

-показать, что форма снежинок меняется от состояния погоды;

-

«Почему снег греет?»

«Где лучики?»

-снег сохраняет тепло;

-из-за сильного ветра снежинки ломаются, становятся мелкими, без лучиков.

 

Март

Тема

Цель, задачи

Опыты и эксперименты

Выводы

Пар одно из состояний воды

Цель:

-познакомить детей с газообразным состоянием воды – паром.

Задачи:

- показать детям образование пара из воды;

- выявить процесс испарения воды;

- убедить в том, что пар состоит из воды.

«Пар-это тоже вода»

«Куда делась вода?»

«Газообразная вода»

пар невидим, как воздух. Он прозрачный и бесцветный

подвести детей к пониманию испарения воды;

парообразная вода при охлаждении превращается в жидкость.

Облака

Цель:

Формировать интерес детей к самостоятельному экспериментированию

Задачи:

Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;

Продолжать знакомить детей с различными состояниями  вещества (вода, пар),

 со   свойствами   воды, с причинно – следственными связями.

«Облако в банке»

«Круговорот воды в пакете»

Облако – это остывший пар;

круговорот воды в природе бесконечен.

Апрель

Тема

Цель, задачи

Опыты и эксперименты

Выводы

Вода-источник жизни

Цель:

- обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека.

Задачи:

- Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.

- Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

- определить взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

«Как растения пьют воду»

вода является главным источником жизни растений.

Вода-источник жизни (продолжение)

Цель:

- продолжать рассширять знания детей о воде в жизни растений, животных и человека.

Задачи:

- Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.

- Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

- определить взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

«Как оживают семена»

вода является главным источником жизни растений.

 

Конспект занятия №1. «Узнаем , какая вода»

Цель:

познакомить детей с основными свойствами воды

Задачи:

-расширить представление детей о воде;

-учить детей формулировать выводы после проведения опытов;

-закреплять в речи детей новые слова;

-развивать умение детей делать выводы;

-развивать связную речь;

-развивать умение производить опыты;

-совершенствовать навыки выполнения коррекционных гимнастик;

-способствовать смене видов деятельности для предупреждения утомляемости;

-Воспитывать интерес к экспериментированию

Материалы: пластиковые стаканчики, подносы, красители, три пронумерованные баночки, соль, сахар, лимонный сок, стаканы с чистой питьевой водой, ложки, игровой персонаж – Карлсон

Ход занятия:

1. На столе стоит три баночки под номерами: пустая, с водой, с крашеной водой.

Детям предлагается определить, что в банках. Ребята после исследования банок высказывают свои предположения.

-Какая вода? Назовите ее признаки (прозрачная, имеет вес, жидкая, имеет форму сосуда, в котором находится)

-Почему во 2 банке вода прозрачная, а в 3 нет: (в воду что-то добавили, она стала непрозрачная)

Давайте попробуем добавить в воду различные красители и посмотрим, что получится.

Опыт «Разукрасим воду».

У каждого ребенка на подносе стоит стаканчик с чистой водой, в баночке- краска, палочка. Дети добавляют в воду сначала небольшое количество краски.

По окончании опыта спрашиваю, какого цвета вода получилась. Затем прошу добавить в воду еще больше краски. Дети приходят к выводу, что вода стала еще более темного цвета.

По окончании опыта дети делают вывод, что вода может окрашиваться в тот цвет, какого цвета вещество в нее добавляют. .

-Мы узнали какого цвета вода. А какая она на вкус? Давайте попробуем.

Дети подходят к столу , где на подносе стоят кружки с чистой питьевой водой. Дети пробуют воду. Совместно с воспитателем приходят к выводу что вода не имеет вкуса.

Затем предлагаю детям закрыть глаза. Добавляю в воду или соль, или сахар или капельку лимонного сока. Предлагаю еще раз попробовать воду и сказать , какая она на вкус. Вместе делаем вывод, что вода принимает вкус вещества, которое в нее добавляют.

Итог занятия.

-Что вы узнали о воде?

-Что вам было особенно интересно?

 

 

Конспект занятия №2

«Волшебная вода»

Цель:

продолжать знакомить со свойствами воды

Задачи:

-уточнить представление детей о воде, ее свойствах;

-уточнить знания детей о том, чем пахнет вода;

-дать представление о том, что вода отражает предметы;

-формировать представление о том, что вода может переходить из одного состояния в другое;

-закреплять в речи детей новые слова;

-продолжать развивать умение детей делать выводы;

-развивать связную речь;

-развивать умение производить опыты и наблюдать за экспериментом;

-способствовать смене видов деятельности для предупреждения утомляемости;

-Воспитывать аккуратность в работе с водой.

Материал: коробка с мелкими предметами, баночки с водой, желоб, тазик, ароматизированные вещества, стаканчики с чистой водой, банка с горячей водой , пластиковая крышка

Ход занятия:

Дети присаживаются за стол. Воспитатель случайно опрокидывает стакан с водой.

-Ребята, что произошло с водой? (вода растеклась, на столе образовалась лужица) О каком свойстве воды это говорит? (она жидкая) Когда мы с вами открываем в ванной кран, что мы видим? (струйку воды) . Давайте попробуем сейчас сделать ручеек. Но сначала нужно убрать на столе.

Опыт «Ручеек»: вода потихоньку льется в желобок, образуя тонкую струйку-ручеек. Дети пробуют лить воду. По окончании опыта вместе делаем вывод, что вода льется, течет.

Предлагаю детям кружку с ароматизированной водой. Дети вдыхают и говорят, что от воды вкусно пахнет. Предлагаю всем детям вдохнуть аромат.

-Чем пахнет вода? (аромат ягод)

Затем предлагаю детям понюхать воду из другого стаканчика.

-Какой запах у этой воды? ( нет запах)

Вместе приходим к выводу, что чистая вода не имеет запаха, но при добавлении в нее других веществ , принимает запах этого вещества

Опыт «Чем пахнет вода» (опыт проводится в парах): детям предлагается добавить в стаканчик с водой какое-либо ароматизированное вещество. Сначала спрашиваю каждую пару, какой запах имеет вода у них в стакане. Затем предлагаю каждой паре задать этот же вопрос остальным детям

Открываю коробку. В ней лежат мелкие предметы: пуговицы, скрепки и т.д..

-Я хочу провести опыт и узнать, можно в воде разглядеть предметы и сможет ли вода удержать предметы на поверхности.

Опыт «Прозрачная-непрозрачная»: дети бросают в стаканчики с водой по пуговке. У кого-то это не получается.

-Что случилось?

-У меня пропала пуговица!

-Как ?

-В этом стакане я вижу ее, а в этом нет!

-Куда она пропала ребята? (пуговица не пропала, ее просто не видно в мутной воде)

-В какой воде мы видим пуговицу, а в какой нет? ( в прозрачной воде предметы видны, в непрозрачной их не видно)

Опыт «Тонет – не тонет»: дети бросают в воду металлическую пуговицу и пластиковую фигурку. Наблюдают, как пуговка утонула, а пластиковая фигурка продолжает плавать на поверхности воды.

Вместе приходим к выводу, что легкие предметы плавают на воде, а тяжелые тонут.

Физкультминутка

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

5.Что такое дождь? Откуда он берется? Хотите узнать? Давайте подойдем к столу. Здесь стоят три банки. Потрогайте их руками.

-Назови, какая вода в 1 банке? Во 2? В 3?

Во всех банках вода разной температуры. Значит, вода может быть теплой, холодной и горячей. Из-за этого свойства воды мы с вами наблюдаем дождь, снег, град. Давайте сейчас вместе попробуем вызвать дождь.

Итог занятия.

 

Конспект занятия №3

«Мы-волшебники»

Цель:

-закрепить знания детей о свойствах воды

Задачи:

-учить детей в ходе опытов использовать знания о свойствах воды;

-развивать умения детей формулировать предварительные результаты опытов на основе знаний;

-развивать любознательность, наблюдательность;

-учить детей работать в паре;

-способствовать смене видов деятельности для предупреждения утомляемости;

-воспитывать правила безопасности при проведении опытов;

-вызывать интерес к проведению опытов

Материал: колпачки, сосуды разной формы, чистая вода, стаканчики, чернила, активированный уголь, 2-литровая бутылка, резиновый шланг

Ход занятия:

Воспитатель выдает всем детям волшебные колпачки.

-Раз, два, три, четыре , пять- начинаем колдовать.

На столе стоят сосуды разной формы.

Опыт 1 «Лепим из воды»

Карлсон говорит, что может сделать из воды и шар и палку и много других форм.

Ребята, как вы думаете, правильно я говорю? Как это можно сделать? Давайте попробуем.

Дети разбиваются на пары. Наливают воду в разные сосуды, говорят , какую форму приняла вода. По окончании опыта еще раз закрепляют свойство воды принимать форму сосуда, в котором она находится.

Молодцы, ребята, разгадали этот фокус.

Опыт 2 «Склеим водой бумагу»

Воспитатель показывает баночку с клеем.

Зачем нужен клей?

Может ли вода склеивать? Давайте попробуем.

Дети кисточкой наносят на листы бумаги воду, складывают их вместе, пытаются сдвинуть листы, отделить их друг от друга. По окончании опыта делают вывод, что вода имеет свойство «склеивания». Предлагаю детям оставить листы на столе и посмотреть , что будет , когда они высохнут.

Ребята, я вам принес интересные картинки. Что здесь изображено? Давайте мы с вами, как настоящие волшебники, тоже попробуем сделать маленький фонтанчик.

Опыт 3. «Фонтан»

Физкультминутка.

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Дети садятся за столы парами. Перед ними стоят стаканчики с чистой водой, баночки с чернилами, ложечка, таблетка угля. Перед началом проведения опыта, обращаю внимание детей на правила безопасности при проведении опыта.

-Какого цвета вода у вас в стаканчиках?

Дети капают в воду чернила.

-Какого цвета стала вода?

-Возьмите таблетку угля и бросьте в воду. Что произошло? Как вы думаете , почему?

Объясняю, что некоторые вещества способны поглощать другие.

Молодцы, ребята, вы – настоящие волшебники. Какой фокус вам понравился больше всего?

Конспект занятия №4

«Чудо-кисточка»

Цель:

Формировать интерес детей к самостоятельному экспериментированию

Задачи:

-учить детей самостоятельно проводить опыт;

-развивать умение детей делать вывод;

-развивать связную речь, образное мышление;

-продолжать формировать навыки выполнения коррекционных гимнастик;

-вызывать интерес к подвижным играм;

-воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, умение работать в подгруппах

Материал: пособия для подвижной игры, ватман с контурами воздушных шаров, краски, палитра, заготовки для детей, 2 одинаковых рисунка с разной техникой выполнения.

Ход занятия:

Воспитатель:-Назовите, какие цвета есть у радуги. (дети перечисляют) Посмотрите на радугу. Все цвета в ней дружат. Хотите я расскажу вам историю, как однажды поссорилась краски? Слушайте внимательно.

(На доске закреплен лист ватмана с контурами 3 воздушных шаров. По ходу рассказа закрашиваю каждый шарик)

Жили были красная и желтая краска. Красная была вот такая. Что бывает красным? (дети называют) Желтая была вот такая. Что бывает желтым? Однажды краски увидели прозрачные воздушные шарики и решили их раскрасить. (дети помогают закрасить шарики). Но один шарик остался. Стали краски спорить, кому его раскрашивать. Каждая говорила, что она лучше. Так заспорились, что перемешались. Что получилось?

Вывод: при смешивании красок можно получить новый цвет.

Предлагаю детям смешать на палитре краски для получения новых цветов и раскрасить фигуры.

2.Пальчиковая гимнастика.

Мы старались рисовать.

Трудно было не устать.

Мы немножко отдохнем,

Рисовать опять начнем.

3.Показываю два рисунка.

-Что изображено на рисунках?

Чем отличаются рисунки? Почему так произошло?

Если наносить краску на мокрый лист бумаги, то цвета получаются более размытыми, бледными. Предлагаю детям нарисовать картину «Веселый салют» Работа выполняется подгруппами. Дети сначала смачивают лист бумаги водой, а затем в произвольном порядке наносят на него краску.

Итог.

Конспект занятия №5

«Волшебные льдинки»

Цель:

Дать представления об основных свойствах льда

Задачи:

-формировать понимание у детей о том, что такое лед;

-учить самостоятельно формулировать выводы;

-развивать связную речь;

-способствовать развитию любознательности, внимательности;

- развивать навыки конструирования, умение работать в паре;

-прививать навыки сохранения собственного здоровья;

-воспитывать интерес к экспериментированию

Материал: сосулька, презентация «Ледяные фигуры», коробка с кусочками льда, картон, трубочки, таз с ледяной водой, горячая вода.

Ход занятия:

Спрашиваю у детей, что такое сосулька?

На что похож лед? (на камни, кирпичики) Давайте потрогаем его. Скажите, какой лед? (твердый, холодный, тяжелый). Посмотрите, пока мы передавали лед из рук в руки , он начал таять. Во что он превращается?

Вывод: лед – это одно из состояний воды.

-Как вы думаете, что можно что-нибудь построить изо льда? (дети высказывают свои предположения)

Давайте посмотрим, что человек научился строить изо льда.

Просмотр слайдов «Ледяные фигуры»

3.Физкультминутка.

Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет

Достаю из коробки несколько кусочков льда, трубочки, картон.

-Что можно сделать из этих предметов?

Предлагаю сделать лодки.

Дети конструируют лодки.

-По какой воде смогут они плыть? Почему вы так считаете? Давайте попробуем.

В таз наливается ледяная вода. Дети наблюдают за своими лодками.

Затем предлагаю добавить горячей воды.

-Что произошло? Какой вывод мы можем сделать? (в тепле лед превращается в воду) Что нужно сделать, чтобы вода превратилась в лед? (поставить ее в очень холодное место, например, в морозилку) Попробуйте дома вместе с мамой сделать лед, а из него что-нибудь сконструировать.

Конспект №6 «Лед и соль»

Цель: дать детям представление о взаимодействии льда и соли.

Задачи:

-продолжать формировать понимание о том, что такое лед;

-опытным путем показать взаимодействие льда и соли;

-сделать вывод о том, почему люди посыпают соль на дороги во время гололеда;

-познакомить с зимним явлением – гололед.

Нам понадобятся:

Кубики льда, соль

Ход эксперимента:

Спрашиваю детей, знают ли они, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Опыт «Гололед и соль». Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы. Лед при взаимодействии с солью быстрее тает, т.к. соляной раствор имеет более низкую температуру замерзания;

Опыт «Как достать сокровища?». Заранее замороженный пуговицы, шарики, бусины размораживаем с помощью соли, горячей воды.

Конспект № 7 Снежные чудеса

Цель: Дать представления об основных свойствах снега.

Задачи:

- создать условия для формирования  детей о том, что снег — это твёрдое состояние воды;

- объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха, показать способы превращения снега в воду;

- убедить детей в том, что даже самый белый, чистый снег грязнее чистой воды, доказать, что чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека;

«Снег-снежок»

«Куда пропал снег?»

«Талый снег»

Ход

Воспитатель предлагает ответить на вопросы

На дворе горой, а в избе водой? Снег.

В какое время бывает снег? Зимой.

Есть ли снег летом? Нет.

Что такое снег? Сейчас мы об этом узнаем.

Воспитатель предлагает поиграть со снегом:

Возьмите в ладошку снег, сожмите ладошку. Что вы чувствуете? Холод.

А теперь откройте ладошку. Где же снег? На ладошке вода.

Что же такое снег? Это вода, замёршая в виде кристаллов-снежинок.

Давайте, посмотрим, что стало со снегом, который мы принесли в группу рано утром. Снег растаял.

Почему? В комнате тепло, поэтому снег нагрелся и растаял.

Какая вода получилась? Грязная.

Сравним снеговую, талую воду с водопроводной водой.  Чем они отличаются?

Водопроводная вода чистая, а талая вода грязная. Из чистого снега получилась

грязная вода. Белый, чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека. Талой водой очень хорошо поливать растения, давать пить животным.

Физминутка: Мы пушистые снежинки,

Очень легкие пушинки.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель просит рассказать детей,  почему снег становится грязным.

 В воздухе, через который пролетали снежинки к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по дороге собрал эти частицы и испачкался. Воздух после снегопада становится  чище, даже пахнет свежестью и морозом.

Воспитатель показывает детям баночки, в которые набирали снег вчера.

В одну баночку набирали снег возле котельной, в другую возле дороги, а третью на участке, под деревьями.

Где снег испачкался больше всего? Возле котельной.

А где снег испачкался меньше всего? Под деревьями. Значит,  деревья тоже собирают пылинки и частицы копоти.

Сегодня мы с вами опять будем играть со снегом и ещё раз докажем, что снег тает, когда нагревается. Увидим, что снег – это грязная талая вода. Для этого мы разделимся на две команды: «Снеговики» и «Снежинки». В  ванночке у «Снеговиков» холодная вода, а в ванночке у «Снежинок» тёплая вода. Возьмём из ведёрка снег и положим в воду.

Сравним, где снег растаял? В ванночке с тёплой водой. Снег тает, когда нагревается.

Итог.

Конспект №8 Этот необходимый снег

Цель: совершенствовать представления детей о снеге.

Задачи:

-опытным путем доказать детям, что снег согревает землю и деревья от промерзания;

-показать, что форма снежинок меняется от состояния погоды;

Предлагаю детям вспомнить, как можно зимой защитить растения от морозов (укрыть их снегом). Спросите, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Дайте ребёнку потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на улице одну из бутылок поставьте на открытое место, другую закапайте в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки поставьте рядом и сравните, в какой вода остыла больше, выясните, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания.

        

Опыт №2. Где лучики?
Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход: Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Конспект №9 «Пар одно из состояний воды»

Цель:

-познакомить детей с газообразным состоянием воды – паром.

Задачи:

- показать детям образование пара из воды;

- выявить процесс испарения воды;

- убедить в том, что пар состоит из воды.

Ход:

Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды - паром. Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды.

Вывод. Пар - это тоже вода.

 

Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

 

Конспект 10 Облака

Цель:

Формировать интерес детей к самостоятельному экспериментированию

Задачи:

- Познакомить детей с образованием облаков;

- формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;

- Продолжать знакомить детей с различными состояниями  вещества (вода, пар), со   свойствами   воды, с причинно – следственными связями.

Ход. На столе стоит все необходимое для проведения опыта: банка, железная крышка, лед и чайник с кипящей или горячей водой. Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола. Опыт проводит воспитатель и комментирует по ходу выполнения.

- Давайте попробуем сами сделать дождь. Нам понадобится большая стеклянная банка. Наливаю горячую воду в банку. Лед положу на железную крышку, а крышку на банку.

(Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку).

-Посмотрите, что происходит внутри банки. (Дети высказываются).

Воспитатель подводит детей к сл. выводу:

- Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что происходит со льдом на крышке и спрашивает детей, почему лед тает, почему рядом со льдом появилась вода. (В тепле лед тает, лед-это замершая вода).

 

«Круговорот воды в природе». Нам потребуются один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель синего цвета, лишние руки и немного фантазии.

Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.

Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду.

После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.

Разоблачение фокуса

Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков. За этим явлением в пакете можно наблюдать несколько дней. В природе это явление бесконечно.

Конспект 11 «Вода-источник жизни»

Цель:

- обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека.

Задачи:

- Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.

- Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

- определить взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

Опыт: «Как растения пьют воду».

Для опыта нам понадобятся:

- китайская капуста;

- гуашь;

- баночки;

- вода.

Для начала мы набрали воды в баночки. Растворили в каждой баночке по несколько капель гуаши в воде. Дождались, пока вода не окрасилась в яркие цвета. В каждую баночку кладем по одному листу капусты. Рассказываю детям, что эта вода не предназначена для питья, и что проводить этот опыт в следующий раз стоит также вместе со взрослыми.

Теперь наблюдаем, как капуста будет пить окрашенную воду. Для наилучшего результата оставляем баночки с капустой на подоконнике и через несколько дней радуемся разноцветным листьям!

Приходим к выводу, что растения пьют воду и она проходит по всему листочку.

Конспект 12 «Вода-источник жизни» (продолжение)

Цель:

- продолжать расширять знания детей о воде в жизни растений, животных и человека.

Задачи:

- Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.

- Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

- определить взаимосвязь между объектами живой и неживой природы.

Материалы: семена фасоли, марля, блюдце, вода.

«Как оживить семена»

Опыт помогает детям понять взаимосвязь между объектами живой и неживой природы. Для эксперимента требуется подготовить семена растений (лучше крупные: фасоли, гороха), прозрачную емкость, салфетки. Салфетку надо намочить и положить в емкость, затем на ней разложить семена. Емкость ставят на окно, чтобы было много света. Наблюдения ведутся в течение нескольких дней, пока будут прорастать семена, результаты фиксируются в карточке. Затем вместе с ребенком взрослый подводит итог: для прорастания семян требуются влага, солнце и тепло.

 

0
Конспект НОД: "В гостях у трёх медведей" (Мебель)
Конспект открытого занятия по аппликации в старшей...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
19.06.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Педагогика
16 июня 2019
Здравствуйте, можете прислать ответы на тест
Консультация для родителей :"Летний отдых и оздоровление детей"
03 июня 2019
Мне очень понравилась консультация для родителей "Летний отдых и оздоровление детей" очень актуально
Упражнения для повышения самооценки у детей
29 мая 2019
можно ссылку литературы

В блогах

Кузнецова Мария Геннадьевна Тема занятия:«В гостях у бабушки» (интегрированное занятие по познавательному развитию). Группа: вторая младшая   Этапы работы Содержание этапа 1. Организационный моме...
Пишите  olgashulga.87@mail.ru 1. Старший воспитатель дошкольной образовательной организации – это… *  а) организатор работы;  б) помощник заведующего;  в) заместитель заведующ...
Программное содержание:  Обучающие задачи:  Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.  Продолжать учить составлять арифметическ...
Открытый просмотр на прогулке «Весенние изменения в природе» Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о признаках весны. Развивать умение замечать изменения в природе; наблюдательность; внимание; реч...

Новое на сайте

Дидактическая игра «Развитие логики»

Дидактическая игра «Развитие логики» Игра «Развитие логики» предназначена для детей в возрасте 4 – 7 лет. При помощи этой игры ребенок развивает логическое мышление, память, внимание. Цель: учить и развивать умение находить недостающие...

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!»

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!» Паспорт проекта Тема: «Быть здоровыми хотим». Цель: повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи: Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами подвижных игр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Путешествие по…

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Путешествие по городу» Программное содержание: 1. воспитывать патриотическое чувство к родному городу, бережное отношение ко всему, что окружает детей; 2. развивать внимание, логическое мышление, первоначальные представления о...

Конспект спортивного праздника для детей старшей и подготовительной групп детского…

Конспект спортивного праздника для детей старшей и подготовительной групп детского сада «Веселые старты» Цель: Проведение спортивного праздника для детей, с выявлением сильнейшей группы, через соревновательную деятельность. Задачи: ОО «Физическое развитие» Развивать основные физические качества. Воспитывать у...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top