Педагогический проект в средней группе «Вновь встречаем мы весну…»
Педагогический проект
в средней группе «Ромашка»
«Вновь встречаем мы весну…»
Воспитатель:
Тумакова Светлана Александровна
Уходи зима седая!
Уж красавицы весны,
Колесница золотая
Мчится с горной вышины…
(А. Майков.)
Актуальность проекта.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
формирование элементарных представлений о весне. У детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, они владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, состоянием растительности.
Гипотеза
Предположим, что через различные виды деятельности у детей будут сформированы представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе. Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки весны, пополнить свои знания о природе родного края. Воспитанники приобретут необходимые знания, научатся беречь, любить природу с малых лет.
Вид проекта
познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта
краткосрочный (март 2020 г.)
Участники проекта
дети средней группы «Ромашка», педагоги, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта
Расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи в живой и неживой природе; развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности; стимулирование поисковой деятельности в процессе сбора информации по данной теме.
Задачи проекта:
- Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
- Расширять знания детей о признаках весны, учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности, воспитание творческой инициативы.
- Активизировать словарь детей понятиями по теме.
- Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям, способствовать формированию интереса детей к природе.
- Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
- Развитие совместного творчества родителей и детей, содействие сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- У детей: знание весенних явлений природы, изменение погодных условий, о жизни животных и птиц весной; умение замечать красоту родного края; формирование устойчивого интереса к природе; активизация и пополнение словарного запаса, умение вести диалог с взрослыми и сверстниками.
- У родителей: привлечение к активному участию в процессе развития ребенка, формирование активной позиции в экологическом, трудовом, нравственно- патриотическом воспитании своих детей.
- У педагогов: осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Реализация проекта
Начальный этап | |
1 неделя марта | |
Мероприятия | Цели |
Работа с детьми Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос) Работа с родителями Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий. Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями) |
Определить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта
Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы. |
Технологический этап | |
2 неделя марта «Весна идет, весне дорогу!» | |
Беседа «Вновь встречаем мы весну…»
Просмотр видео презентации «Весна идёт…»
Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»
Наблюдение на прогулке (за снегом, сосульками)
НОД. Ознакомление с миром природы «Отступили холода, в гости к нам пришла весна!»
Составление рассказов о весеннем времени года
Чтение худож. литературы «Давайте искать весну» Е. Янковская
Пальчиковая игра «Капель»
Опытно – исследовательская деятельность: таяние снега
Подвижная игра «Ручейки»
Творческая мастерская Конструирование корабликов из различных материалов.
Детская лаборатория «Откуда взялся ручеек? »
Разучивание стихотворения «Весна-красна»
Минутка безопасности «Какие опасности таятся весной на улице?»
Сюжетно-ролевая игра «Ищем следы весны»
| Расширять представления детей о многообразии природных явлений в весеннее время года; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Закреплять знания детей о весенних приметах; формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи; расширять словарный запас. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе.
Учить детей видеть красоту родной природы при рассматривании картин и иллюстраций.
Развивать умение детей замечать сезонные изменения в природе.
Дать общее представление о весне, весенних месяцах. Расширять и обобщать знания детей о весенних изменениях в природе путем сравнения двух картин (зима-весна). Способствовать формированию интереса детей к природе путем показа опытов (образование капели и луж).
Обучение составлению небольшого связного рассказа по схеме-алгоритму; активизация словаря по теме «Весна»; развивать умение замечать красоту весенней природы.
Развивать представление детей о весеннем времени года, через худож. произведения.
Развитие тонких движений пальцев рук.
Расширять представления о явлениях неживой природы. Познакомить со свойствами снега и льда.
Развитие двигательной активности детей.
Развитие конструкторских навыков, творческих способностей. Учить работать с разными материалами.
Формировать умение осуществлять наблюдение, выдвигать различные версии и предположения о весенних явлениях в природе. Развивать внимание и наблюдательность.
Развивать память и выразительность речи. Развивать представление детей о весеннем времени года, через поэзию.
Познакомить детей с правилами безопасности во время гололеда, показать опасность сосулек, свисающих с крыш домов. Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье.
Совершенствовать игровые навыки детей: играть в коллективе, брать на себя роль и выполнять соответствующие действия; закреплять знания о приметах весны. |
3 неделя марта «Растения весной» | |
Беседа «Первоцветы»
НОД. Худож.- эстетич. развитие (рисование ) «Веточка мимозы»
Наблюдение за распусканием почек на веточках в вазе.
Дидактическая игра «Сложи картинку и назови растение»
Слушание: П. Чайковский «Времена года. Весна»
Работа в раскрасках по теме «Весна»
Просмотр мультфильма «Весна пришла.» (сериал «Маша и медведь»)
Создание огорода на окне
Игра на внимание «Что бывает весной?»
Творческая мастерская Обрывная аппликация «Веточки вербы»
Разучивание хоровода «Веснянка»
Наблюдение: за всходами на окне
Заучивание: Е. Серов «Подснежник»
НОД. Худож.- эстетич. развитие (аппликация ) «Подснежники»
Экспериментирование: роль света для растений. | Расширять представления детей о разнообразии первоцветов. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Учить детей изображать веточку мимозы с помощью кисти (стебель, листья) и пальчиков (соцветия). Закреплять технические навыки рисования красками. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе.
Подвести детей к выводу о необходимости тепла и света для роста и развития растений. Развивать внимание и наблюдательности.
Учить детей собирать целую картинку из 6 частей. Закреплять знание первоцветов, умение узнавать их на картинке.
Закреплять умение детей характеризовать музыку, сопоставлять образы природы, выраженные разными видами искусства (живопись, поэзия, музыка); воспитывать эстетические чувства детей.
Упражнять в правильном, аккуратном раскрашивании изображений цветными карандашами. Закреплять знание сезонных признаков весны.
Обобщить представления детей о признаках весны, изменениях, происходящих в жизни растений и животных. Поддерживать позитивный эмоциональный настрой.
Обсудить с детьми суть и назначение предстоящей работы, учить выполнять соответствующие трудовые операции. Воспитывать интерес к работе на огороде.
Уточнить и углубить знания детей о весеннем времени года, давать развернутый ответ, аргументировать свое мнение.
Учить создавать веточку вербы в технике обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, творческие способности.
Учить детей ритмично выполнять движения, передавать создаваемое музыкой настроение.
Наблюдать за тем, какие изменения произошли с момента посева семян. Расширять представления о росте и развитии растений.
Познакомить детей со стихотворением, обсудить содержание, учить выразительно его рассказывать. Формировать интерес к поэзии, любовь к природе.
Учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам, составлять из частей цветок. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений, способности растений разворачивать свои ветви и листья к свету. Развивать внимание и наблюдательности. |
4 неделя марта «Как животные и птицы встречают весну» | |
Беседа «Перелетные птицы»
Подвижная игра «Перелет птиц»
Заучивание потешки «Идет матушка весна»
НОД. Речевое развитие «В весеннем лесу».
Игра-путешествие «Весенние хлопоты»
Наблюдение на прогулке за птицами
Творческая мастерская Оригами «Журавушка»
НОД. Худож.- эстетич. развитие (лепка ) «Птички невелички»
Слушание аудиозаписи «Пение птиц»
Оздоровительная минутка «Мишка вылез из берлоги»
Чтение худож. литературы Н. Сладков «Медведь и солнце»
Творческая гостиная «Загадки весны»
Трудовое поручение «Поливаем огород»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в весенний лес»
Развлечение «К нам весна пришла»
| Расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц весною, воспитывать любовь и заботу о птицах.
Познакомить с правилами игры, учить выбирать водящих, действовать по сигналу.
Формировать у детей интерес к народному фольклору. Развивать память и выразительность речи.
Расширять представления детей о жизни животных и птиц, явлениях природы, характерных для весны. Развивать связную речь, активизировать словарь ребенка качественными прилагательными.
Способствовать повышению выразительности и точности имитационных действий при передаче движений и повадок животных, дополнить и уточнить знания о жизнедеятельности зверей и птиц весной.
Предложить детям рассмотреть птиц, описать их внешний вид, обратить внимание на изменения в поведении, рассказать, что делают птицы весной.
Учить детей изготовлению журавля из бумаги способом оригами. Развивать творческие способности.
Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами. Закреплять заботливое отношение к птицам.
Продолжать учить детей слушать, развивать внимание, воображение, формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
Развивать умение координировать движения с текстом стихотворения. Повысить двигательную активность.
Познакомить детей с новой сказкой, учить слушать сказку, развивать связную речь.
Учить детей отгадывать загадки, сопоставлять образы ранней весны. Развивать внимание и логическое мышление.
Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность. Расширять представление детей о жизни растений.
Обобщить знания детей о весенних признаках, домашних и диких животных. Обогащать словарный запас детей. Развивать любознательность, мышление, речь, Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Продолжать знакомить детей с особенностями весны, дать представления об изменениях, происходящих в природе, сопровождая загадками, стихами. Создать у детей хорошее настроение, желание принять участие в играх и аттракционах. |
Заключительный этап | |
Подведение итогов реализации проекта
Итоговая диагностика познавательных процессов Презентация проекта Фотоматериалы результативности проектной деятельности. | Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов.
Выявить степень информированности детей по окончании проекта. Распространение опыта в детском саду. |
План работы с родителями.
- Организация выставки книг «Наши книги о природе»
- Консультация для родителей «Наблюдаем вместе»
- Консультация для родителей «Одеваем детей по сезону»
- Консультация для родителей «Весенние игры для детей»
- Размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам поведения на льду».
- Совместное издание настенной газеты по теме «Весна-красна!»
- Совместная деятельность «Огород на окне».
- Организация выставки рисунков детей и родителей «Весна идет, весне дорогу!»
Результат.
Работа по проекту вызвала у детей большой интерес, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности.
Дети научились выделять характерные сезонные изменения в природе, перечислять всех перелетных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами, проявляли интерес и участие в изобразительной, музыкальной, познавательно-исследовательской деятельности, в экспериментах, с удовольствием ухаживали за растениями, деревьями, научились составлять рассказы о весне. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта.
Данная работа способствовала воспитанию у детей любви и бережному отношению к природе, развитию желания заботиться о ней.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Вновь встречаем мы весну…»
Литература.
1.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
2.Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011. – 448 с.
3.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
5. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: М.: АРКТИ, 2003. –
Информационные ресурсы.
- http://сезоны-года.рф/картины весны.html
- http://сезоны-года.рф/времена года музыка.html
Комментарии