Педагогический проект "Наши горы"

Структурное подразделение МАОУ «СОШ №3» г.Горнозаводск,

р.п.Кусье-Александровский, Ленина 5.

 

 

Педагогический образовательный проект

«Наши горы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила воспитатель

1квалификационной

категории

Н.Г.Арефина

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

 

         Где ещё как не в провинции учить детей любить свой родной край, свою малую Родину. Имея такие просторы, как в нашем посёлке, невозможно пройти мимо полян, пестреющих соцветиями трав, не рассмотреть проползающую мимо букашку, веками, бегущую по камням реку и водопад, рассказывающие разные истории тому, кто умеет слушать и слышать, любоваться скалами, горами пусть они не высокие как Эверест, Памир, зато хранят в себе всю историю нашего родного края, они манят к себе, их можно покорить: взобравшись на самую вершину, изучить их лазы, пещеры, гордясь тем, что всё это находится рядом с нами, это наше родное, и мы должны суметь не просто любить и научить детей любить вместе с нами место, где мы живём, но и сохранить его для тех, кто будет жить в посёлке после нас.

Не сомневаюсь, есть места красивей,

Про них читают яркие стихи,

Но для меня любимая Россия

Вот этот лес на склонах у Кусьи,

В ромашках белых тихая поляна

Берёза с тёмной елью обнялась

Я видел на картинах Левитана

Такую незатейливую вязь.

        Это стихотворение написал почётный житель посёлка Кусье-Александровский Ф.Старков.

   Основоположником серьёзной работы по краеведению в нашем детском саду стала Людмила Анатольевна Костарёва. Педагог первой квалификационной категории, имеющая медаль ветерана труда. Педагог от бога, Людмила Анатольевна имела свою, тонкую связь с детьми, и ведя кружок «Кусья - мой дом родной» сумела сделать эту работу повседневной исследовательской и познавательной деятельностью для детей.

          Наш горнозаводский край дети познают через воспоминания местных краеведов В.Я.Солохина, В.Киреева, М.П.Старостина, художника – самородка К.И.Ежова и теперь уже объединивших эти труды и создав на их почве свои Л.А.Костарёва. Мы стараемся дать детям знания о тех, кто прославил наш посёлок, о профессиях тех, кто прославил наш посёлок, знать улицы нашего посёлка, названий его районов, памятные места. В саду в настоящее время ведётся кружок «Весточка» - руководитель Н.Г.Арефина, изучающий народное искусство и традиции русского народа, экологический кружок «Мы друзья природы» руководитель В.Т.Чеснокова, что очень тесно перекликаются со знаниями родного края. Проводятся выставки: «Мини-музей часов» (которому может позавидовать большой музей – количество экспонатов составило…», «Мини-музей старинных вещей» организуются походы и экскурсии по посёлку и к водоёмам, к скалам и пещерам, к лесным массивам, проводятся встречи с интересными людьми посёлка - это и ветераны ВОВ, и люди интересных профессий, писатели и поэты горнозаводского района включая одарённых детей-школьников. Родители дошкольников с интересом откликаются на просьбы педагогов. Составив генеалогическое древо своей семьи, родители сами задумались о важной и нужной проделанной работе. Ведь знать свои корни свою родословную не просто интересно, а необходимо. Совместно с родителями воспитанников оформили выставку «Дом, в котором я живу», «Нет посёлка краше», «Осенний калейдоскоп». Детский сад периодически посещает краеведческий музей, восстановленный ко дню 260летию посёлка, и вновь пополняемый новыми материалами о жителях посёлка.

      Вообще посёлок Кусье-Александровский является истинной историей Урала. Любой дом, если «копнуть» поглубже, представляет собой отдельную интереснейшую историю. Даже П.Бажов упоминал в своих сказах посёлок Кусье-Александровский. Сказ называется «Чугунная бабушка» о чугунном литье Кусье-Александровского завода, построенным Строгановым, а в горнозаводском краеведческом музее имеются изделия художественного чугунного литья того времени. А развалины дачи графа Шувалова возможно до сих пор хранят в себе тайну серебряных монет, которые при строительстве, хозяева вкладывали в углы дома для достатка и богатства.

            Как же не любить такую историю? Знать и не рассказать её детям? Созерцать прекрасное и не научить этому? Нужно быть просто ханжой или не ведающим человеком!

Гипотеза

         Горная система уральских гор считается одной из древнейших в мире. Учёные утверждают, что сегодня мы видим остатки самых высоких гор когда-то на планете. Первые упоминания об Уральских горах встречаются в трудах античных учёных и поэтов. Эти места они называли Рифейскими горами. По легендам, именно эти места пользовались особой любовью Аполлона, древнегреческого бога – целителя и прорицателя. И именно в эти места он совершал свои путешествия каждый год в зимнее время года.

       Эта удивительная земля, на которой мы живём, излюблена Богами, описана художниками, воспета поэтами. Наша гордость – наш ландшафт: горы, скалы, на которых стоит посёлок. Наши горы, в средней полосе, не высоки, но зато, их можно покорить даже ребёнку, взобравшись на самую вершину, изучить их лазы, пещеры. А наши пейзажи по красоте не уступают Швейцарии. Недаром туристы со всей России съезжаются полюбоваться нашей природой, прикоснуться к её чистоте и гордому нраву.

        Но мало любоваться такой красотой, надо знать её историю, её легенду, и в первую очередь её должны знать мы – жители посёлка Кусье-Александровский, поэтому темой моего проекта стала изучение культурно-исторического наследия нашего посёлка.

       Может ли устареть культура, история наследия? Думаю, что нет!

Актуальность

    Данный проект представляет собой один из разделов программы «Весточка» по нравственно-патриотическому воспитанию детей, которую я веду на протяжении 4 лет с детьми старшей разновозрастной группы. Частично изменив содержание программы кружка, отметила, заинтересованность детей, связанную с изучением природных достопримечательностей исторического наследия нашего посёлка.

   Для более успешной реализации проекта необходима слаженность отношений взрослых и детей, поэтому нашими помощниками и сотрудниками стали родители, которые оказывают посильную помощь: участвуют в походах, выставках, созданиях презентаций.

   Воспитатель является лишь посредником получения знаний детей. Успешное решение задач, будет зависеть от взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу.

Цель проекта: Формирование знаний ребёнка о культурном наследии своей малой Родины;

Задачи

  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие;
  • Развивать интерес к живой и неживой природе и опытно – исследовательской деятельности;
  • Развивать эстетическое отношение к окружающему миру
  • Развивать познавательный интерес
  • Воспитывать наблюдательность
  • Воспитывать коммуникативные навыки;
  • Обогащать словарный запас;
  • Совершенствовать физическое развитие
  • Учить планировать и оценивать результаты своей деятельности

Вид проекта:

  • Групповой;
  • Познавательно-исследовательский;
  • Образовательные направления проекта: познавательно-исследовательские, речевые, социально-коммуникативные, физическое;
  • Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, воспитатели;
  • В рамках кружковой работы «Весточка»
  • Продолжительность проекта 4 месяца.

 

Методы

Словесные: Познавательные беседы; чтение художественной литературы.

Наглядные: Презентации, живопись картин местных художников,

рассматривание любительских фотографий с видами гор и скал

посёлка.

Практические : Экспериментирование, исследование, выставки.

Игровые : Дидактические игры, игры малой подвижности.

Исследовательские : Наблюдение, обследования.

Результат .

  • Расширение знаний детей о родном крае его истории, его рельефе, природоохранных правилах;
  • Повышение познавательной активности ребёнка. Видение многообразие мира;
  • Умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, позиция родителей - участники педагогического процесса;

 

 

 

 

 

Этапы проекта

Подготовительный . Создание условий для реализации проекта:

  • Создание перспективного плана работы проекта в соответствии с ФГОС
  • Взаимодействие с семьями воспитанников. Родительское собрание:

« Оказание помощи в организации совместной деятельности: походов, сочинении сказок, оформлении выставок детских работ, и совместных работ родителей и детей).

  • Подготовка дидактического материала, инструментария к содержанию проектной деятельности.
  • Вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию.

Практический.

  • Деятельность, решающая поставленные задачи.
  • Объединение в рабочие группы и распределение ролей.
  • Практическая помощь взрослого: направление и контроль.

 Заключительный. Обобщающий.

  • Выявление знаний, умений и навыков предложенной темы «Наши горы»

 

 

 

 

 

Перспективный план

Этапы

Месяц

Образовательные области

Содержание

Инструментарий

Участники

Подготовительный этап

 

Июнь

 

Мониторинг детей

Викторина «Много знать – некогда скучать»

Дети,

воспитатель

 

*Родительское

Собрание

Опросник, беседа

«Родитель в образовательном процессе своего ребёнка»

Воспитатель родители

 

*Принятие задачи

План работы, его обсуждение

Воспитатель родители

заведующая

 

*Дидактический

материал

 

Воспитатель

 

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап

 

 

Познавательно-речевое,

Социально-коммуникатив-ное

*Проблемная ситуация

Физические карты,

Дети, воспитатель

Познавательно-речевое,

Социально-коммуникатив-ное,

* Поиск информации

Энциклопедия

Определение понятий:

«горы», «скалы», «камни», «Уральские горы»;

*обитатели гор: прес-мыкающие, насеко-мые, животные; рас-тительность.

*Строение гор; *полезные ископаемые, добываемые на уральских

горах и ранее в нашем посёлке (каменный уголь, золото, алмазы и др.

Дети, воспитатели, сотрудники библиотеки, родители

Социально-коммуникативное

Познаватель-ное

Художественно

-эстетическое,

речевое

Встреча с

интересными людьми. -Искусствовед

краеведческого

поселкового музея

– Л.А.Костарёва

Беседа «История возникновения посёлка на реке Кусьинка»

Дети, родители, воспитатель

Основной этап

июль

Социально-коммуникативное

Познавательно-речевое

Физическое

Экскурсия к скале «Гребешок»

Знакомство со скалой

Цель: Познакомить с одной из достоприме-чательностей посёлка Дифференцировать и закрепить полученные знания

Дети, родители, воспитатель

Познавательно-речевое

Социально-коммуникатив-ное

Художественно-эстетическое

*Знакомство с картинами местных художников Ежова, Мальцева, Тиуновой

Картины, иллюстрации книги («Богатский камень», «Гляденова гора», «Стрельный» и др.

Дети, воспитатели, родители, сотрудники библиотеки

Познавательно-речевое,

Художественно-эстетическое

*Чтение худ. лит-ры

«История посёлка Кусье-Александровский»;

«Каменные сказки»;

«Хозяйка медной горы»

Дети, родители, воспитатели

Художественно-эстетическое,

речевое

*Рассматривание любительских фотографий с видами скал и гор посёлка

Фото, презентации

Дети, родители, воспитатель

Социально-коммуникативное

Познаватель-ное

Художественно-эстетическое,

речевое

* Встреча с интересными людьми

- Художник –

О.Р.Тиунова

Беседа «Вдохновение гор»;

Дети, родители, воспитатель, искусствовед, художник

Социально-коммуникативное

Познавательно-речевое

Физическое

Экспериментирование

Камень и вода, камень и огонь, камень и железо

Цель: Развивать интерес к опытно-эксперимен-тальной деят-ти, изучать св-ва и кач-ва предметов

Дети, воспитатели

Социально-коммуникатив-ное

Художественно-эстетическое

Просмотр презентаций

Презентации:

«Мир камней», «Добыча алмазов», «Природа родного края»

Цель: расширять представления о природных объектах, взаимосвязь межу ними и человеком

Родители

дети

воспитатели

Речевое

Художественно-эстетическое

Разучивание

Поговорки, пословицы

Цель: познавать культуру своего народа, развивать природоведческий словарь, усваивать выразительные средства рассказывания

Дети, родители, воспитатели

Основной этап

Август

Социально-коммуникатив-ное

Познаватель-ное

Экскурсия в краеведческий музей посёлка

Рассматривание экспонатов камней, минералов, их история появления в музее, история возникновения водопада.

Дети, родители, воспитатели, сотрудник музея

Социально-коммуникативное

Познаватель-ное

Художественно-эстетическое,

речевое

Геолог – А.А.Коршунов

Беседа: «Разные камни»

Цель: Знакомство с профессией «геолог»,

Дети, родители, воспитатель, геолог

Социально-коммуникативное

Познавательно-речевое

Физическое

Поход к горе «Гляденовой»

*Игра «Мы геологи»

Цель: Исследование горы на предмет строения и структуры, изучения поверхности - наличие растительности, гладкая -шершавая, рельефная, стоящая на берегу реки, в реке, у дороги, высокая – низкая, и т.д.

*Обитатели: пресмыкающие, насекомые, животные - дикие, домашние. Цель: Выявить умение применять полученные знания.

*Беседа «Правила безопасности на дорогах;

Поведение на природе»

Дети, родители, воспитатели, геолог

Основной этап

Август

Социально-коммуникатив-ное

Познавательно-речевое

Экспериментирование:

камень и холод, камень и краски, камень и песок.

Цель: Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Дети, воспитатель

Основной этап

Август

 

Рисование

«Превращение камешков» Цель: учить создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать

Дети, родители, воспитатель

Познавательно-речевое

Речевое

Художественно-эстетическое

Разучивание

Чтение худ.литературы

 

стихи о горах,

«Хозяйка Медной горы» П.Бажова, рассказов и сказок из серии «Каменные сказки» (написанные детьми Горнозаводского района)

Цель: познавать культуру своего народа, усваивать выразительные средства рассказывания

Дети, родители, воспитатели

Социально-коммуникатив-ное

Физическое

Познаватель-ное

Игры:

Подвижные

Исследовательские

Настольные игры:

Дидактические игры с камнями

«Скалолазы»,

Царь горы», «Найди свой камень»,

«Остров сокровищ»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно.

Развивать внимание, наблюдательность, тактильное ощущение, интерес к профессии геолога.

«В поисках клада»

«Мы – геологи», «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», «Живая, неживая природа». «Кусья – моя малая Родина»

Цель:Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Дети, воспитатель

   

Социально-коммуникатив-ное

Познавательно-речевое

Физическое

Поход к «Богатскому камню»

Знакомство со скалой

Цель: Совершенствовать характер обследования предмета, делать самостоятельные выводы

Дети, родители, воспитатель

 

Сентябрь

Социально-коммуникатив-ное

Художественно-эстетическое

Речевое

Мониторинг детей и родителей

Выставки детских работ и совместных работ детей и родителей

Книга своими руками

Родительское собрание

Викторина « Скалы и горы нашего посёлка»

*Рисунки «Наши горы»,

*«Сочинение сказок о горах, скалах»

*Нарядный камень»

«Каменные сказки 2»

Цель: Выявить ЗУН предложенной темы «Наши горы»

Анкетирование: проект «Наши горы»

Цель: Подведение итогов

Дети, родители, воспитатель

Используемая литература

* Детская энциклопедия;

*«История посёлка Кусье-Александровича». В.А.Солохин;

*«Каменные сказки» - авторские сказки детей горнозаводского р-на;

*«Люби и знай свой край родной» Н.Н. Ахметова;

*«Пермский край - мой родной край» Л.М.Федотова, С.А.Сивкова;

*«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;

*«Серебряное копытце» П.Бажов. Иллюстрации – фотографии экспонатов

Уральского минералогического музея В.А.Пелепенко;

* «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г.Козбева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова;

* Живопись. Из художественной коллекции ОАО «Горнозаводскцемент» Б.Г.Мальцев;

*Рефераты детей МОУ «СОШ» п.Кусье-Александровский: «Рукотворное чудо» Е.Чертищева,

*Материалы кружковой работы «Весточка» Руководитель Н.Г.Арефина;

*Материалы из доклада краевой научно-практической конференции по теме: «Люби и знай свой край родной» автор Н.Г.Арефина;

*Сайт: turistu…faktov…uralskix…

 

 

0
Перспективное планирование по социализации, развит...
Картотека подвижных игр в помещении и на улице.
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.01.2023

В блогах

Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)

Перспективное планирование      на 2016 – 2017 учебный год. ООД (вид деятельности)  - «Познавательное  развитие» Возрастная группа – подготовительная к школе  группа  общеразвивающей...

Моя малая родина

«Моя малая родина» (Обобщение опыта работы) Воспитатель: Лисая Татьяна Игоревна Первая квалификационная категория Выступление с презентацией перед слушателями ОРЦ на тему: «Моя малая родина»...

Проект в подготовительной к школе группе «Снежинки»

Проект в подготовительной к школе группе «Снежинки»Вид проекта: краткосрочный.Сроки реализации: декабрь Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители. Актуальность. Очень красиво зимой, когда...

Новое на сайте

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Презентация «Пальчиковые игры и упражнения как средства развития мелкой моторики рук и речи детей младшего…

Презентация «Пальчиковые игры и упражнения как средства развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста»

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка), снежки и корзинка.   Ход праздника (Звучит музыка, дети заходят в зал, идут к Ёлочке.) Ведущая:  Ребятки, посмотрите, как красиво...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы...