Педагогический проект "Наши горы"

Структурное подразделение МАОУ «СОШ №3» г.Горнозаводск,

р.п.Кусье-Александровский, Ленина 5.

 

 

Педагогический образовательный проект

«Наши горы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила воспитатель

1квалификационной

категории

Н.Г.Арефина

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

 

 

 

         Где ещё как не в провинции учить детей любить свой родной край, свою малую Родину. Имея такие просторы, как в нашем посёлке, невозможно пройти мимо полян, пестреющих соцветиями трав, не рассмотреть проползающую мимо букашку, веками, бегущую по камням реку и водопад, рассказывающие разные истории тому, кто умеет слушать и слышать, любоваться скалами, горами пусть они не высокие как Эверест, Памир, зато хранят в себе всю историю нашего родного края, они манят к себе, их можно покорить: взобравшись на самую вершину, изучить их лазы, пещеры, гордясь тем, что всё это находится рядом с нами, это наше родное, и мы должны суметь не просто любить и научить детей любить вместе с нами место, где мы живём, но и сохранить его для тех, кто будет жить в посёлке после нас.

Не сомневаюсь, есть места красивей,

Про них читают яркие стихи,

Но для меня любимая Россия

Вот этот лес на склонах у Кусьи,

В ромашках белых тихая поляна

Берёза с тёмной елью обнялась

Я видел на картинах Левитана

Такую незатейливую вязь.

        Это стихотворение написал почётный житель посёлка Кусье-Александровский Ф.Старков.

   Основоположником серьёзной работы по краеведению в нашем детском саду стала Людмила Анатольевна Костарёва. Педагог первой квалификационной категории, имеющая медаль ветерана труда. Педагог от бога, Людмила Анатольевна имела свою, тонкую связь с детьми, и ведя кружок «Кусья - мой дом родной» сумела сделать эту работу повседневной исследовательской и познавательной деятельностью для детей.

          Наш горнозаводский край дети познают через воспоминания местных краеведов В.Я.Солохина, В.Киреева, М.П.Старостина, художника – самородка К.И.Ежова и теперь уже объединивших эти труды и создав на их почве свои Л.А.Костарёва. Мы стараемся дать детям знания о тех, кто прославил наш посёлок, о профессиях тех, кто прославил наш посёлок, знать улицы нашего посёлка, названий его районов, памятные места. В саду в настоящее время ведётся кружок «Весточка» - руководитель Н.Г.Арефина, изучающий народное искусство и традиции русского народа, экологический кружок «Мы друзья природы» руководитель В.Т.Чеснокова, что очень тесно перекликаются со знаниями родного края. Проводятся выставки: «Мини-музей часов» (которому может позавидовать большой музей – количество экспонатов составило…», «Мини-музей старинных вещей» организуются походы и экскурсии по посёлку и к водоёмам, к скалам и пещерам, к лесным массивам, проводятся встречи с интересными людьми посёлка - это и ветераны ВОВ, и люди интересных профессий, писатели и поэты горнозаводского района включая одарённых детей-школьников. Родители дошкольников с интересом откликаются на просьбы педагогов. Составив генеалогическое древо своей семьи, родители сами задумались о важной и нужной проделанной работе. Ведь знать свои корни свою родословную не просто интересно, а необходимо. Совместно с родителями воспитанников оформили выставку «Дом, в котором я живу», «Нет посёлка краше», «Осенний калейдоскоп». Детский сад периодически посещает краеведческий музей, восстановленный ко дню 260летию посёлка, и вновь пополняемый новыми материалами о жителях посёлка.

      Вообще посёлок Кусье-Александровский является истинной историей Урала. Любой дом, если «копнуть» поглубже, представляет собой отдельную интереснейшую историю. Даже П.Бажов упоминал в своих сказах посёлок Кусье-Александровский. Сказ называется «Чугунная бабушка» о чугунном литье Кусье-Александровского завода, построенным Строгановым, а в горнозаводском краеведческом музее имеются изделия художественного чугунного литья того времени. А развалины дачи графа Шувалова возможно до сих пор хранят в себе тайну серебряных монет, которые при строительстве, хозяева вкладывали в углы дома для достатка и богатства.

            Как же не любить такую историю? Знать и не рассказать её детям? Созерцать прекрасное и не научить этому? Нужно быть просто ханжой или не ведающим человеком!

Гипотеза

         Горная система уральских гор считается одной из древнейших в мире. Учёные утверждают, что сегодня мы видим остатки самых высоких гор когда-то на планете. Первые упоминания об Уральских горах встречаются в трудах античных учёных и поэтов. Эти места они называли Рифейскими горами. По легендам, именно эти места пользовались особой любовью Аполлона, древнегреческого бога – целителя и прорицателя. И именно в эти места он совершал свои путешествия каждый год в зимнее время года.

       Эта удивительная земля, на которой мы живём, излюблена Богами, описана художниками, воспета поэтами. Наша гордость – наш ландшафт: горы, скалы, на которых стоит посёлок. Наши горы, в средней полосе, не высоки, но зато, их можно покорить даже ребёнку, взобравшись на самую вершину, изучить их лазы, пещеры. А наши пейзажи по красоте не уступают Швейцарии. Недаром туристы со всей России съезжаются полюбоваться нашей природой, прикоснуться к её чистоте и гордому нраву.

        Но мало любоваться такой красотой, надо знать её историю, её легенду, и в первую очередь её должны знать мы – жители посёлка Кусье-Александровский, поэтому темой моего проекта стала изучение культурно-исторического наследия нашего посёлка.

       Может ли устареть культура, история наследия? Думаю, что нет!

Актуальность

    Данный проект представляет собой один из разделов программы «Весточка» по нравственно-патриотическому воспитанию детей, которую я веду на протяжении 4 лет с детьми старшей разновозрастной группы. Частично изменив содержание программы кружка, отметила, заинтересованность детей, связанную с изучением природных достопримечательностей исторического наследия нашего посёлка.

   Для более успешной реализации проекта необходима слаженность отношений взрослых и детей, поэтому нашими помощниками и сотрудниками стали родители, которые оказывают посильную помощь: участвуют в походах, выставках, созданиях презентаций.

   Воспитатель является лишь посредником получения знаний детей. Успешное решение задач, будет зависеть от взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу.

Цель проекта: Формирование знаний ребёнка о культурном наследии своей малой Родины;

Задачи

  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие;
  • Развивать интерес к живой и неживой природе и опытно – исследовательской деятельности;
  • Развивать эстетическое отношение к окружающему миру
  • Развивать познавательный интерес
  • Воспитывать наблюдательность
  • Воспитывать коммуникативные навыки;
  • Обогащать словарный запас;
  • Совершенствовать физическое развитие
  • Учить планировать и оценивать результаты своей деятельности

Вид проекта:

  • Групповой;
  • Познавательно-исследовательский;
  • Образовательные направления проекта: познавательно-исследовательские, речевые, социально-коммуникативные, физическое;
  • Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, воспитатели;
  • В рамках кружковой работы «Весточка»
  • Продолжительность проекта 4 месяца.

 

Методы

Словесные: Познавательные беседы; чтение художественной литературы.

Наглядные: Презентации, живопись картин местных художников,

рассматривание любительских фотографий с видами гор и скал

посёлка.

Практические : Экспериментирование, исследование, выставки.

Игровые : Дидактические игры, игры малой подвижности.

Исследовательские : Наблюдение, обследования.

Результат .

  • Расширение знаний детей о родном крае его истории, его рельефе, природоохранных правилах;
  • Повышение познавательной активности ребёнка. Видение многообразие мира;
  • Умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, позиция родителей - участники педагогического процесса;

 

 

 

 

 

Этапы проекта

Подготовительный . Создание условий для реализации проекта:

  • Создание перспективного плана работы проекта в соответствии с ФГОС
  • Взаимодействие с семьями воспитанников. Родительское собрание:

« Оказание помощи в организации совместной деятельности: походов, сочинении сказок, оформлении выставок детских работ, и совместных работ родителей и детей).

  • Подготовка дидактического материала, инструментария к содержанию проектной деятельности.
  • Вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию.

Практический.

  • Деятельность, решающая поставленные задачи.
  • Объединение в рабочие группы и распределение ролей.
  • Практическая помощь взрослого: направление и контроль.

 Заключительный. Обобщающий.

  • Выявление знаний, умений и навыков предложенной темы «Наши горы»

 

 

 

 

 

Перспективный план

Этапы

Месяц

Образовательные области

Содержание

Инструментарий

Участники

Подготовительный этап

 

Июнь

 

Мониторинг детей

Викторина «Много знать – некогда скучать»

Дети,

воспитатель

 

*Родительское

Собрание

Опросник, беседа

«Родитель в образовательном процессе своего ребёнка»

Воспитатель родители

 

*Принятие задачи

План работы, его обсуждение

Воспитатель родители

заведующая

 

*Дидактический

материал

 

Воспитатель

 

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Июнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной этап

 

 

Познавательно-речевое,

Социально-коммуникатив-ное

*Проблемная ситуация

Физические карты,

Дети, воспитатель

Познавательно-речевое,

Социально-коммуникатив-ное,

* Поиск информации

Энциклопедия

Определение понятий:

«горы», «скалы», «камни», «Уральские горы»;

*обитатели гор: прес-мыкающие, насеко-мые, животные; рас-тительность.

*Строение гор; *полезные ископаемые, добываемые на уральских

горах и ранее в нашем посёлке (каменный уголь, золото, алмазы и др.

Дети, воспитатели, сотрудники библиотеки, родители

Социально-коммуникативное

Познаватель-ное

Художественно

-эстетическое,

речевое

Встреча с

интересными людьми. -Искусствовед

краеведческого

поселкового музея

– Л.А.Костарёва

Беседа «История возникновения посёлка на реке Кусьинка»

Дети, родители, воспитатель

Основной этап

июль

Социально-коммуникативное

Познавательно-речевое

Физическое

Экскурсия к скале «Гребешок»

Знакомство со скалой

Цель: Познакомить с одной из достоприме-чательностей посёлка Дифференцировать и закрепить полученные знания

Дети, родители, воспитатель

Познавательно-речевое

Социально-коммуникатив-ное

Художественно-эстетическое

*Знакомство с картинами местных художников Ежова, Мальцева, Тиуновой

Картины, иллюстрации книги («Богатский камень», «Гляденова гора», «Стрельный» и др.

Дети, воспитатели, родители, сотрудники библиотеки

Познавательно-речевое,

Художественно-эстетическое

*Чтение худ. лит-ры

«История посёлка Кусье-Александровский»;

«Каменные сказки»;

«Хозяйка медной горы»

Дети, родители, воспитатели

Художественно-эстетическое,

речевое

*Рассматривание любительских фотографий с видами скал и гор посёлка

Фото, презентации

Дети, родители, воспитатель

Социально-коммуникативное

Познаватель-ное

Художественно-эстетическое,

речевое

* Встреча с интересными людьми

- Художник –

О.Р.Тиунова

Беседа «Вдохновение гор»;

Дети, родители, воспитатель, искусствовед, художник

Социально-коммуникативное

Познавательно-речевое

Физическое

Экспериментирование

Камень и вода, камень и огонь, камень и железо

Цель: Развивать интерес к опытно-эксперимен-тальной деят-ти, изучать св-ва и кач-ва предметов

Дети, воспитатели

Социально-коммуникатив-ное

Художественно-эстетическое

Просмотр презентаций

Презентации:

«Мир камней», «Добыча алмазов», «Природа родного края»

Цель: расширять представления о природных объектах, взаимосвязь межу ними и человеком

Родители

дети

воспитатели

Речевое

Художественно-эстетическое

Разучивание

Поговорки, пословицы

Цель: познавать культуру своего народа, развивать природоведческий словарь, усваивать выразительные средства рассказывания

Дети, родители, воспитатели

Основной этап

Август

Социально-коммуникатив-ное

Познаватель-ное

Экскурсия в краеведческий музей посёлка

Рассматривание экспонатов камней, минералов, их история появления в музее, история возникновения водопада.

Дети, родители, воспитатели, сотрудник музея

Социально-коммуникативное

Познаватель-ное

Художественно-эстетическое,

речевое

Геолог – А.А.Коршунов

Беседа: «Разные камни»

Цель: Знакомство с профессией «геолог»,

Дети, родители, воспитатель, геолог

Социально-коммуникативное

Познавательно-речевое

Физическое

Поход к горе «Гляденовой»

*Игра «Мы геологи»

Цель: Исследование горы на предмет строения и структуры, изучения поверхности - наличие растительности, гладкая -шершавая, рельефная, стоящая на берегу реки, в реке, у дороги, высокая – низкая, и т.д.

*Обитатели: пресмыкающие, насекомые, животные - дикие, домашние. Цель: Выявить умение применять полученные знания.

*Беседа «Правила безопасности на дорогах;

Поведение на природе»

Дети, родители, воспитатели, геолог

Основной этап

Август

Социально-коммуникатив-ное

Познавательно-речевое

Экспериментирование:

камень и холод, камень и краски, камень и песок.

Цель: Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Дети, воспитатель

Основной этап

Август

 

Рисование

«Превращение камешков» Цель: учить создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать

Дети, родители, воспитатель

Познавательно-речевое

Речевое

Художественно-эстетическое

Разучивание

Чтение худ.литературы

 

стихи о горах,

«Хозяйка Медной горы» П.Бажова, рассказов и сказок из серии «Каменные сказки» (написанные детьми Горнозаводского района)

Цель: познавать культуру своего народа, усваивать выразительные средства рассказывания

Дети, родители, воспитатели

Социально-коммуникатив-ное

Физическое

Познаватель-ное

Игры:

Подвижные

Исследовательские

Настольные игры:

Дидактические игры с камнями

«Скалолазы»,

Царь горы», «Найди свой камень»,

«Остров сокровищ»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно.

Развивать внимание, наблюдательность, тактильное ощущение, интерес к профессии геолога.

«В поисках клада»

«Мы – геологи», «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», «Живая, неживая природа». «Кусья – моя малая Родина»

Цель:Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Дети, воспитатель

   

Социально-коммуникатив-ное

Познавательно-речевое

Физическое

Поход к «Богатскому камню»

Знакомство со скалой

Цель: Совершенствовать характер обследования предмета, делать самостоятельные выводы

Дети, родители, воспитатель

 

Сентябрь

Социально-коммуникатив-ное

Художественно-эстетическое

Речевое

Мониторинг детей и родителей

Выставки детских работ и совместных работ детей и родителей

Книга своими руками

Родительское собрание

Викторина « Скалы и горы нашего посёлка»

*Рисунки «Наши горы»,

*«Сочинение сказок о горах, скалах»

*Нарядный камень»

«Каменные сказки 2»

Цель: Выявить ЗУН предложенной темы «Наши горы»

Анкетирование: проект «Наши горы»

Цель: Подведение итогов

Дети, родители, воспитатель

Используемая литература

* Детская энциклопедия;

*«История посёлка Кусье-Александровича». В.А.Солохин;

*«Каменные сказки» - авторские сказки детей горнозаводского р-на;

*«Люби и знай свой край родной» Н.Н. Ахметова;

*«Пермский край - мой родной край» Л.М.Федотова, С.А.Сивкова;

*«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;

*«Серебряное копытце» П.Бажов. Иллюстрации – фотографии экспонатов

Уральского минералогического музея В.А.Пелепенко;

* «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г.Козбева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова;

* Живопись. Из художественной коллекции ОАО «Горнозаводскцемент» Б.Г.Мальцев;

*Рефераты детей МОУ «СОШ» п.Кусье-Александровский: «Рукотворное чудо» Е.Чертищева,

*Материалы кружковой работы «Весточка» Руководитель Н.Г.Арефина;

*Материалы из доклада краевой научно-практической конференции по теме: «Люби и знай свой край родной» автор Н.Г.Арефина;

*Сайт: turistu…faktov…uralskix…

 

 

0
Перспективное планирование по социализации, развит...
Картотека подвижных игр в помещении и на улице.
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.07.2021

В блогах

"В лес за елочкой" Комплексное контрольно - итоговое занятие в средней группе.

Цель:  формировать математические, продуктивные способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей. Задачи: Образовательные: -       закреплять знания о диких и домашних животных; -       закреплять умение различать...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения по теме : «Птицы»

Цель: Формирование творческого подхода к решению различных познавательных ситуаций Программное содержание: Социально-коммуникативное развитие Формирование основ экологической культуры; Знакомство с правилами поведения в природе; Расширение знаний о...

Конспект НОД для подготовительной группы "Веселое путешествие"

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ НОД С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. ТЕМА: ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ    Программное содержание: Учить детей умению управлять своим поведением: обучать навыкам саморасслабления...

Новое на сайте

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, его...

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Психологическая подготовка детей к школе

Психологическая подготовка детей к школе В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как поступление в школу. «Скоро в школу!» - это утверждение и радостное и волнительное одновременно. Переходный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог