Педагогический проект "Наши горы"
Структурное подразделение МАОУ «СОШ №3» г.Горнозаводск,
р.п.Кусье-Александровский, Ленина 5.
Педагогический образовательный проект
«Наши горы»
Составила воспитатель
1квалификационной
категории
Н.Г.Арефина
2018 год
Где ещё как не в провинции учить детей любить свой родной край, свою малую Родину. Имея такие просторы, как в нашем посёлке, невозможно пройти мимо полян, пестреющих соцветиями трав, не рассмотреть проползающую мимо букашку, веками, бегущую по камням реку и водопад, рассказывающие разные истории тому, кто умеет слушать и слышать, любоваться скалами, горами пусть они не высокие как Эверест, Памир, зато хранят в себе всю историю нашего родного края, они манят к себе, их можно покорить: взобравшись на самую вершину, изучить их лазы, пещеры, гордясь тем, что всё это находится рядом с нами, это наше родное, и мы должны суметь не просто любить и научить детей любить вместе с нами место, где мы живём, но и сохранить его для тех, кто будет жить в посёлке после нас.
Не сомневаюсь, есть места красивей,
Про них читают яркие стихи,
Но для меня любимая Россия
Вот этот лес на склонах у Кусьи,
В ромашках белых тихая поляна
Берёза с тёмной елью обнялась
Я видел на картинах Левитана
Такую незатейливую вязь.
Это стихотворение написал почётный житель посёлка Кусье-Александровский Ф.Старков.
Основоположником серьёзной работы по краеведению в нашем детском саду стала Людмила Анатольевна Костарёва. Педагог первой квалификационной категории, имеющая медаль ветерана труда. Педагог от бога, Людмила Анатольевна имела свою, тонкую связь с детьми, и ведя кружок «Кусья - мой дом родной» сумела сделать эту работу повседневной исследовательской и познавательной деятельностью для детей.
Наш горнозаводский край дети познают через воспоминания местных краеведов В.Я.Солохина, В.Киреева, М.П.Старостина, художника – самородка К.И.Ежова и теперь уже объединивших эти труды и создав на их почве свои Л.А.Костарёва. Мы стараемся дать детям знания о тех, кто прославил наш посёлок, о профессиях тех, кто прославил наш посёлок, знать улицы нашего посёлка, названий его районов, памятные места. В саду в настоящее время ведётся кружок «Весточка» - руководитель Н.Г.Арефина, изучающий народное искусство и традиции русского народа, экологический кружок «Мы друзья природы» руководитель В.Т.Чеснокова, что очень тесно перекликаются со знаниями родного края. Проводятся выставки: «Мини-музей часов» (которому может позавидовать большой музей – количество экспонатов составило…», «Мини-музей старинных вещей» организуются походы и экскурсии по посёлку и к водоёмам, к скалам и пещерам, к лесным массивам, проводятся встречи с интересными людьми посёлка - это и ветераны ВОВ, и люди интересных профессий, писатели и поэты горнозаводского района включая одарённых детей-школьников. Родители дошкольников с интересом откликаются на просьбы педагогов. Составив генеалогическое древо своей семьи, родители сами задумались о важной и нужной проделанной работе. Ведь знать свои корни свою родословную не просто интересно, а необходимо. Совместно с родителями воспитанников оформили выставку «Дом, в котором я живу», «Нет посёлка краше», «Осенний калейдоскоп». Детский сад периодически посещает краеведческий музей, восстановленный ко дню 260летию посёлка, и вновь пополняемый новыми материалами о жителях посёлка.
Вообще посёлок Кусье-Александровский является истинной историей Урала. Любой дом, если «копнуть» поглубже, представляет собой отдельную интереснейшую историю. Даже П.Бажов упоминал в своих сказах посёлок Кусье-Александровский. Сказ называется «Чугунная бабушка» о чугунном литье Кусье-Александровского завода, построенным Строгановым, а в горнозаводском краеведческом музее имеются изделия художественного чугунного литья того времени. А развалины дачи графа Шувалова возможно до сих пор хранят в себе тайну серебряных монет, которые при строительстве, хозяева вкладывали в углы дома для достатка и богатства.
Как же не любить такую историю? Знать и не рассказать её детям? Созерцать прекрасное и не научить этому? Нужно быть просто ханжой или не ведающим человеком!
Гипотеза
Горная система уральских гор считается одной из древнейших в мире. Учёные утверждают, что сегодня мы видим остатки самых высоких гор когда-то на планете. Первые упоминания об Уральских горах встречаются в трудах античных учёных и поэтов. Эти места они называли Рифейскими горами. По легендам, именно эти места пользовались особой любовью Аполлона, древнегреческого бога – целителя и прорицателя. И именно в эти места он совершал свои путешествия каждый год в зимнее время года.
Эта удивительная земля, на которой мы живём, излюблена Богами, описана художниками, воспета поэтами. Наша гордость – наш ландшафт: горы, скалы, на которых стоит посёлок. Наши горы, в средней полосе, не высоки, но зато, их можно покорить даже ребёнку, взобравшись на самую вершину, изучить их лазы, пещеры. А наши пейзажи по красоте не уступают Швейцарии. Недаром туристы со всей России съезжаются полюбоваться нашей природой, прикоснуться к её чистоте и гордому нраву.
Но мало любоваться такой красотой, надо знать её историю, её легенду, и в первую очередь её должны знать мы – жители посёлка Кусье-Александровский, поэтому темой моего проекта стала изучение культурно-исторического наследия нашего посёлка.
Может ли устареть культура, история наследия? Думаю, что нет!
Актуальность
Данный проект представляет собой один из разделов программы «Весточка» по нравственно-патриотическому воспитанию детей, которую я веду на протяжении 4 лет с детьми старшей разновозрастной группы. Частично изменив содержание программы кружка, отметила, заинтересованность детей, связанную с изучением природных достопримечательностей исторического наследия нашего посёлка.
Для более успешной реализации проекта необходима слаженность отношений взрослых и детей, поэтому нашими помощниками и сотрудниками стали родители, которые оказывают посильную помощь: участвуют в походах, выставках, созданиях презентаций.
Воспитатель является лишь посредником получения знаний детей. Успешное решение задач, будет зависеть от взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу.
Цель проекта: Формирование знаний ребёнка о культурном наследии своей малой Родины;
Задачи
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие;
- Развивать интерес к живой и неживой природе и опытно – исследовательской деятельности;
- Развивать эстетическое отношение к окружающему миру
- Развивать познавательный интерес
- Воспитывать наблюдательность
- Воспитывать коммуникативные навыки;
- Обогащать словарный запас;
- Совершенствовать физическое развитие
- Учить планировать и оценивать результаты своей деятельности
Вид проекта:
- Групповой;
- Познавательно-исследовательский;
- Образовательные направления проекта: познавательно-исследовательские, речевые, социально-коммуникативные, физическое;
- Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, воспитатели;
- В рамках кружковой работы «Весточка»
- Продолжительность проекта 4 месяца.
Методы
Словесные: Познавательные беседы; чтение художественной литературы.
Наглядные: Презентации, живопись картин местных художников,
рассматривание любительских фотографий с видами гор и скал
посёлка.
Практические : Экспериментирование, исследование, выставки.
Игровые : Дидактические игры, игры малой подвижности.
Исследовательские : Наблюдение, обследования.
Результат .
- Расширение знаний детей о родном крае его истории, его рельефе, природоохранных правилах;
- Повышение познавательной активности ребёнка. Видение многообразие мира;
- Умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, позиция родителей - участники педагогического процесса;
Этапы проекта
Подготовительный . Создание условий для реализации проекта:
- Создание перспективного плана работы проекта в соответствии с ФГОС
- Взаимодействие с семьями воспитанников. Родительское собрание:
« Оказание помощи в организации совместной деятельности: походов, сочинении сказок, оформлении выставок детских работ, и совместных работ родителей и детей).
- Подготовка дидактического материала, инструментария к содержанию проектной деятельности.
- Вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию.
Практический.
- Деятельность, решающая поставленные задачи.
- Объединение в рабочие группы и распределение ролей.
- Практическая помощь взрослого: направление и контроль.
Заключительный. Обобщающий.
- Выявление знаний, умений и навыков предложенной темы «Наши горы»
Перспективный план
Этапы | Месяц | Образовательные области | Содержание | Инструментарий | Участники |
Подготовительный этап
| Июнь | Мониторинг детей | Викторина «Много знать – некогда скучать» | Дети, воспитатель | |
*Родительское Собрание | Опросник, беседа «Родитель в образовательном процессе своего ребёнка» | Воспитатель родители | |||
*Принятие задачи | План работы, его обсуждение | Воспитатель родители заведующая | |||
*Дидактический материал | Воспитатель | ||||
Основной этап
| Июнь
Основной этап
| Познавательно-речевое, Социально-коммуникатив-ное | *Проблемная ситуация | Физические карты, | Дети, воспитатель |
Познавательно-речевое, Социально-коммуникатив-ное, | * Поиск информации | Энциклопедия Определение понятий: «горы», «скалы», «камни», «Уральские горы»; *обитатели гор: прес-мыкающие, насеко-мые, животные; рас-тительность. *Строение гор; *полезные ископаемые, добываемые на уральских горах и ранее в нашем посёлке (каменный уголь, золото, алмазы и др. | Дети, воспитатели, сотрудники библиотеки, родители | ||
Социально-коммуникативное Познаватель-ное Художественно -эстетическое, речевое | Встреча с интересными людьми. -Искусствовед краеведческого поселкового музея – Л.А.Костарёва | Беседа «История возникновения посёлка на реке Кусьинка» | Дети, родители, воспитатель | ||
Основной этап | июль | Социально-коммуникативное Познавательно-речевое Физическое | Экскурсия к скале «Гребешок» | Знакомство со скалой Цель: Познакомить с одной из достоприме-чательностей посёлка Дифференцировать и закрепить полученные знания | Дети, родители, воспитатель |
Познавательно-речевое Социально-коммуникатив-ное Художественно-эстетическое | *Знакомство с картинами местных художников Ежова, Мальцева, Тиуновой | Картины, иллюстрации книги («Богатский камень», «Гляденова гора», «Стрельный» и др. | Дети, воспитатели, родители, сотрудники библиотеки | ||
Познавательно-речевое, Художественно-эстетическое | *Чтение худ. лит-ры | «История посёлка Кусье-Александровский»; «Каменные сказки»; «Хозяйка медной горы» | Дети, родители, воспитатели | ||
Художественно-эстетическое, речевое | *Рассматривание любительских фотографий с видами скал и гор посёлка | Фото, презентации | Дети, родители, воспитатель | ||
Социально-коммуникативное Познаватель-ное Художественно-эстетическое, речевое | * Встреча с интересными людьми - Художник – О.Р.Тиунова | Беседа «Вдохновение гор»; | Дети, родители, воспитатель, искусствовед, художник | ||
Социально-коммуникативное Познавательно-речевое Физическое | Экспериментирование | Камень и вода, камень и огонь, камень и железо Цель: Развивать интерес к опытно-эксперимен-тальной деят-ти, изучать св-ва и кач-ва предметов | Дети, воспитатели | ||
Социально-коммуникатив-ное Художественно-эстетическое | Просмотр презентаций | Презентации: «Мир камней», «Добыча алмазов», «Природа родного края» Цель: расширять представления о природных объектах, взаимосвязь межу ними и человеком | Родители дети воспитатели | ||
Речевое Художественно-эстетическое | Разучивание | Поговорки, пословицы Цель: познавать культуру своего народа, развивать природоведческий словарь, усваивать выразительные средства рассказывания | Дети, родители, воспитатели | ||
Основной этап | Август | Социально-коммуникатив-ное Познаватель-ное | Экскурсия в краеведческий музей посёлка | Рассматривание экспонатов камней, минералов, их история появления в музее, история возникновения водопада. | Дети, родители, воспитатели, сотрудник музея |
Социально-коммуникативное Познаватель-ное Художественно-эстетическое, речевое | Геолог – А.А.Коршунов | Беседа: «Разные камни» Цель: Знакомство с профессией «геолог», | Дети, родители, воспитатель, геолог | ||
Социально-коммуникативное Познавательно-речевое Физическое | Поход к горе «Гляденовой» | *Игра «Мы геологи» Цель: Исследование горы на предмет строения и структуры, изучения поверхности - наличие растительности, гладкая -шершавая, рельефная, стоящая на берегу реки, в реке, у дороги, высокая – низкая, и т.д. *Обитатели: пресмыкающие, насекомые, животные - дикие, домашние. Цель: Выявить умение применять полученные знания. *Беседа «Правила безопасности на дорогах; Поведение на природе» | Дети, родители, воспитатели, геолог | ||
Основной этап | Август | Социально-коммуникатив-ное Познавательно-речевое | Экспериментирование: | камень и холод, камень и краски, камень и песок. Цель: Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом. | Дети, воспитатель |
Основной этап | Август | Рисование | «Превращение камешков» Цель: учить создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать | Дети, родители, воспитатель | |
Познавательно-речевое Речевое Художественно-эстетическое | Разучивание Чтение худ.литературы
| стихи о горах, «Хозяйка Медной горы» П.Бажова, рассказов и сказок из серии «Каменные сказки» (написанные детьми Горнозаводского района) Цель: познавать культуру своего народа, усваивать выразительные средства рассказывания | Дети, родители, воспитатели | ||
Социально-коммуникатив-ное Физическое Познаватель-ное | Игры: Подвижные Исследовательские Настольные игры: Дидактические игры с камнями | «Скалолазы», Царь горы», «Найди свой камень», «Остров сокровищ» Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно. Развивать внимание, наблюдательность, тактильное ощущение, интерес к профессии геолога. «В поисках клада» «Мы – геологи», «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», «Живая, неживая природа». «Кусья – моя малая Родина» Цель:Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету. Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место. | Дети, воспитатель | ||
Социально-коммуникатив-ное Познавательно-речевое Физическое | Поход к «Богатскому камню» | Знакомство со скалой Цель: Совершенствовать характер обследования предмета, делать самостоятельные выводы | Дети, родители, воспитатель | ||
Сентябрь | Социально-коммуникатив-ное Художественно-эстетическое Речевое | Мониторинг детей и родителей Выставки детских работ и совместных работ детей и родителей Книга своими руками Родительское собрание | Викторина « Скалы и горы нашего посёлка» *Рисунки «Наши горы», *«Сочинение сказок о горах, скалах» *Нарядный камень» «Каменные сказки 2» Цель: Выявить ЗУН предложенной темы «Наши горы» Анкетирование: проект «Наши горы» Цель: Подведение итогов | Дети, родители, воспитатель |
Используемая литература
* Детская энциклопедия;
*«История посёлка Кусье-Александровича». В.А.Солохин;
*«Каменные сказки» - авторские сказки детей горнозаводского р-на;
*«Люби и знай свой край родной» Н.Н. Ахметова;
*«Пермский край - мой родной край» Л.М.Федотова, С.А.Сивкова;
*«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
*«Серебряное копытце» П.Бажов. Иллюстрации – фотографии экспонатов
Уральского минералогического музея В.А.Пелепенко;
* «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г.Козбева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова;
* Живопись. Из художественной коллекции ОАО «Горнозаводскцемент» Б.Г.Мальцев;
*Рефераты детей МОУ «СОШ» п.Кусье-Александровский: «Рукотворное чудо» Е.Чертищева,
*Материалы кружковой работы «Весточка» Руководитель Н.Г.Арефина;
*Материалы из доклада краевой научно-практической конференции по теме: «Люби и знай свой край родной» автор Н.Г.Арефина;
*Сайт: turistu…faktov…uralskix…
Комментарии