Сайт для воспитателей детских садов




Наталья Ермакова еще не указала никакой информации ...

Ознакомление детей с техникой «Батик»

         Одной из основных задач детского сада является раскрытие в ребёнке его творческого начала, ведь дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка-дошкольника и занимает особое место в его жизни.

         «Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Происхождение слова «батик» в разных источниках разное:

         - от названия племени Батик в Индонезии, которое занималось росписью ткани;

         - переводят слово «батик» как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань;

         - существует ещё слово «амбатик», что в переводе обозначает «писать», «рисовать» и т. д.

         На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их почти невозможно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом. Для дошкольников можно так же использовать гуашь или акварель. При работе с красками необходимо одевать передники или специальную одежду, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал. Так же нельзя оставлять краску открытой и во все перерывы, закрывать крышкой. Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк. Учитывая его стоимость можно ограничиться синтетическим материалом или взять простую хлопчатобумажную ткань.

         Основными цветами в батике являются красный, жёлтый, синий. Составные: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый. Остальные цвета образуются полутонами от этих цветов, необходимо только добавить чёрный или белый. Экспериментировать с цветами можно в баночках с водой. Самое лёгкое работать на белой ткани. Тогда нам не нужна белая краска. Если мы работаем на другом цвете, необходимо учитывать его как цветообразующий компонент. Например, если мы на красной ткани нарисуем зелёные листья, то они выйдут коричневыми. Если нам всё же нужно зелёное на красном, нужно сделать подложку из белой краски, просушить и рисовать уже по ней.

         Если изделие сделано при помощи акриловых красок, его после сушки нужно прогладить утюгом. Поверьте, процесс очень завораживает, а результат стоит ожидания. Такое изделие приятно подарить своим близким. Кто откажется от красочного парео, шёлкового шарфа или платка на шею.

         Для процесса нанесения рисунка на ткань мы используем следующие инструменты:

         1. Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная)

         2. Специальные краски для батика (или акварельные краски, гуашь)

         3. Ванночки с поролоном

         4. Баночки для воды

         5. Кисти круглые и плоские разного размера

         6. Салфетки

         7. Рамы разных размеров или пяльцы

         8. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов

         9. Клеёнка.

         10. Нитки.

         11. Ножницы.

         Мне хочется познакомить воспитателей с доступными для детей способами работы в технике «Батик». Для моих воспитанников роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Такая продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребёнок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать, творить.

         Для родителей и детей я планирую провести совместное занятие по изучению одного из видов техники "Батик"

         Способы работы с детьми в технике «Батик».

1. «Набрызг».

         - Составить на ткани композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигурки и т. д.)

          - Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, проводим по ней расчёской или тёркой.

         - Дать краске высохнуть, затем снять трафареты.

         - Дорисовать на ткани мелкие детали.

2. Печать штампами.

         - Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…

         - Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (штампы делают взрослые) .

         - Узорами из штампов можно украсить скатерти, платочки, повязки и т. д. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: для таких изделий лучше использовать специальные краски «Батик»

3. Печать по трафарету.

         - Нарисовать на плотном листе бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать фабричные, готовые трафареты.

          - Налить в форму немного краски желаемого цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если рисунок ложится ровно, то можно начинать печатать на ткани, через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были чёткими и краска не размазывалась за пределы трафарета.

4. Печать листьями.

         - Сначала ребёнок должен продумать композицию – составить эскиз.

         - Собрать необходимые листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете.

         - Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к ткани.

         - Осторожно снять листик, взяв за ножку.

         - Дорисовать кисточкой остальной рисунок.

5. Узелковый батик. Применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.

         - На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой или проволочкой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узле.

         - На узелок капнуть краской или тушью. Это серединка цветка. Узелков может быть столько, сколько сам захочет выполнить ребёнок. Они могут быть одинаковыми или разными по цвету, а могут быть и одновременно двухцветными: верхушка узелка – жёлтая, а низ – красный. Расположение узелков зависит от композиции рисунка и творчества маленького художника.

         - Просушить, убрать узелки и прорисовать недостающие детали: стебельки, листья, а можно оставить и так.

6. Рисуем на ткани красками и клеем ПВА

         - Продумать сюжет рисунка, его композицию. Можно перевести рисунок на ткань, взяв его из раскраски для дошкольников.

         - Закрепив ткань в пяльцах или приколов её на клеёнку, наносим клеем ПВА контуры рисунка. В бутылочку с клеем вставьте пустой стержень или трубочку от коктейля, чтобы контурная линия была ровной. Главное, чтобы контур был закончен и не было разрывов. Иначе краска выйдет за контур и перемешается с остальными цветами.

         - Фон внутри контуров закрашиваем тампоном или кисточкой. Мелкие детали подрисовываем после просушки изделия.

         Думаю, что приведённые выше советы помогут вам приобщить детей к изобразительной деятельности, раскрыть его таланты. Конечно, технология настоящего батика очень сложна, но простые способы работы помогают ребёнку испытать восторг, от того что он сам приготовил подарок для мамы или бабушки, расписал разноцветными узорами занавеску для кукольной комнаты, скатёрку для кукольного стола. В такой творческой деятельности ребёнок получает большие возможности для самовыражения, пробует силы и совершенствует свои способности.

3
Сценарий осеннего развлечения для средней группы (...
Конспект по художественному творчеству в средней г...
 

Комментарии 3

MNStadnick в 12.01.2015

Наталья,мне очень понравился ваш материал, попробую применить со своими детьми,может и получиться. Спасибо Вам за идею и подробную консультацию.

Наталья,мне очень понравился ваш материал, попробую применить со своими детьми,может и получиться. Спасибо Вам за идею и подробную консультацию.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста - это тема моего самообразования. Однако впервые прочитала о возможности использовать технику "батик" в своей профессиональной деятельности со своими дошкольниками. Спасибо Вам большое за представленный материал. Меня это очень заинтересовало.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста - это тема моего самообразования. Однако впервые прочитала о возможности использовать технику "батик" в своей профессиональной деятельности со своими дошкольниками. Спасибо Вам большое за представленный материал. Меня это очень заинтересовало.
Гость - Зоя в 07.01.2015

Мне очень интересно узнать о новой технологии и научить детей.

Мне очень интересно узнать о новой технологии и научить детей.
Гость
23.05.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Физкультурный досуг для детей средней группы«Путешествие в осенний лес»
23 мая 2019
Ангелина! Спасибо обязательно возьму для своей деятельности.
Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ
23 мая 2019
спасибо за предоставленный материал.
Консультация для родителей
20 мая 2019
На сайте Валентины Илиясовны, мне очень понравился. Возьму на заметку. Спасибо.
Методики дошкольного образования
06 мая 2019
Здравствуйте! Можно ответы на этот тест?
Огород на окне
22 апреля 2019
Отличная работа! Здорово! Молодцы!

В блогах

ПЕВАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ТЕПЛОВОМ И СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ Самое главное не допускать обезвоживания детского организма. Длительное пребывание ребенка под знойным солнцем может вызвать  тепловой или солнеч...
Советы родителям     гиперактивного ребенка Как определить имеет ли  ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.  ...
Пишите  olgashulga.87@mail.ru 1. Старший воспитатель дошкольной образовательной организации – это… *  а) организатор работы;  б) помощник заведующего;  в) заместитель заведующ...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  г. Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»             Марсианский новый год   Сценарий нового...

Новое на сайте

«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника» (Из опыта работы Евдокимовой Л.В.) «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-  одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – самый важный этап становления...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД

Сценарий спортивного развлечения по ПДД Ребята, мы живем с вами в большом в красивом, с широкими зелеными улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусов, трамваев. Они...

«Музыка как средство успешной адаптации детей раннего возраста»

«Музыка как средство успешной адаптации детей раннего возраста»

«Цветик-семицветик». Сценарий выпускного праздника для подготовительной к школе группы

«Цветик-семицветик»Сценарий выпускного праздника для подготовительной к школе группы Звучит торжественная музыка. Ведущая 1:Здравствуйте, здравствуйте! Милые гости! Праздник сейчас разрешите начать.Ведущая 2:Здравствуйте, здравствуйте! Добрые гости!Вы ребятишек готовы встречать? Гости: Да-а-а-!!!! 1-ая ведущая: Сейчас в нашем зале праздник...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top