Отчет по самообразованию и опыта работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Значимость воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения подчеркивалось в трудах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Очень емко идею формирования патриотизма обозначил Д. С. Лихачев, подчеркнувший, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому настоящему, а затем ко всему человеческому и человеческой культуре».
Воспитателю необходимо: способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма — любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам. Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.
С этого учебного года мы ведем работу по программе воспитания целью, которой является: становление у ребенка нравственных начал, воспитание любви к семье, к Родине, природе, формирование уважения к труду человека, воспитание любви к прекрасному, приобщение к здоровому образу жизни.
Проработав методическую литературу; Программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в которой предусмотрено формирование гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста. И. В. Петрова, Т.Д. Стульчик «Нравственное воспитание в детском саду», М. Д. Маханева «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников», я пришла к выводу, что дошкольный возраст — важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине, является периодом для накопления ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Нравственно-патриотическое воспитание осуществляться не разовой акцией, а систематически целенаправленная деятельность.
Приступив к работе над темой обозначили цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В группе создала предметно - пространственную среду насыщенную материалами и пособиями, так чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны.
Составив календарный план воспитательной работы, в который включены тематические недели, такие как; «Детский сад», «Я в мире человек», «Я живу в России», «Народная культура», «Семья. Права ребенка», «Мой дом и город», «День защитника отечества», «Международный женский день», «Моя малая Родина», «Космос», «Профессии», «День Победы», и т. д.
В течение года нами было организовано чтение художественных литературных произведений с рассматриванием иллюстраций. «Мы воспитанники старшей группы», «Страна, где мы живем», «Домашние животные в нашей семье», «Твои защитники» и т.д. Старались детям читать выразительно, завораживающе, меняя интонацию голоса. Дети слушали нас с интересом, внимательно. Во время чтения книг учили детей аккуратности и бережному обращению с книгой. Итоговым мероприятием по этой теме стало изготовление книжек-малышек с детьми и их родителями.
Проводили беседы такие как: «Добрые дела», «Учимся вежливости», «Берегите книгу», «Традиции русского народа», «Спасибо за правду», «Флаг России», «Моя семья», «Армия – защитники Отечества», «Наши мамы», «Планета земля» и т.д.
Беседуя с детьми, мы побуждали их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давали ребятам высказаться. Это позволило нам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С нашей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
На основе, бесед, мы познакомили детей с родным посёлком, начали формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, а так же нашего поселка.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены занятия: «Моя семья», «Наши мамы», «Мой папа», «9мая» и т. д, все это было подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.
Были изготовлены поделки ко дню «Матери», «Отца», на 23 февраля и 8 марта, открытки ветераном ВОВ.
Наши воспитанники принимали активное участие в различных мероприятиях «Кукла оберег» у Мокеевой Е. В., «Космос» у Яровенко В. И., «ЗОЖ» Мокеева Е. В. совместно с Яровенко В.И. и т.д., конкурсах рисунках «Моя будущая профессия», «Пожарная безопасность», «Эколята» и т.д. Так же они участвовали в конкуре «Народы России».
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Использую разнообразные формы сотрудничества с родителями, что дает нам возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
- Это консультации для родителей; «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе», «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье».
- Тематические и традиционно - календарные праздники.
«Осенняя калейдоскоп», «Новый год», «День матери», «Новогодний
праздник», «День защитника Отечества», «8 марта».
- Акции и конкурсы: конкурс «Осенний переполох», акция «Покорми птиц зимой», акция «Построим скворечник», изготовление книжек малышек, различные тематические конкурсы рисунков и т. д.
В декабре нами было проведено родительское собрание «Воспитать патриотов России», в виде деловой игры. В течение учебного года были проведены открытые занятия «Моя семья», «Наша Родина – Россия» на дне открытых дверей.
Результаты диагностики на конец года показывают стабильность и эффективность педагогической деятельности по обозначенной теме. Все виды обучения и воспитания дадут желаемый результат, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически-настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.
Комментарии