Отчет по теме самообразования

Отчет по самообразованию

«Развитие речи у дошкольников при помощи пальчиковых игр» воспитательницы 2 младшей группы №1 Ильясовой Г.Р.

 

Актуальность проблемы.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

      Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.       Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи дошкольников при помощи пальчиковых игр». Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. Пальчиковые упражнения и игры выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

   Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Определила цель своей работы:

- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в условиях введения ФГОС.

- систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на развитие речи детей при помощи пальчиковых игр.

И для достижения этой цели определила следующие задачи:

  1. Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой   моторики рук;
  2. Повысить уровень речевой компетентности детей;
  3. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи при помощи пальчиковых игр;

   Разработала план мероприятий на каждый месяц.

   До начала работы над темой, провела анкетирование родителей и узнала, что многие из них совсем не играют или не хватает времени играть в пальчиковые игры. Многие были не уверены в том, что есть связь между умением ребенка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе. Поэтому я подготовила для родителей рекомендации, папки-передвижки, буклеты на эту тему. Выступила на родительском собрании с докладом «Развитие речи младших дошкольников при помощи пальчиковых игр».

   Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среде. Выступила с презентацией (обмен опытом) на тему «Организация предметно-развивающей среды перед воспитателями детских садов «Ак каен», «Золушка».

   Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, домино, крупные и мелкие пазлы, шнуровки, пальчиковый театр.

   Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Выполнять упражнения пальчиками можно так же в промежутке между занятиями, на прогулке. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Создала картотеку для пальчиковых упражнений: «Бармак уеннары».

Для родителей своей группы были представлены беседы, консультации:

  1. Что такое пальчиковая игра и зачем она нужна?
  2. Как научиться играть в пальчиковые игры.

   Также были проведены индивидуальные беседы с родителями.

Изготовила буклеты и папки- передвижки для родителей:

  1. «Пальчиковые игры».
  2. «Играем дома, играем с пальчиками».
  3. Развитие речи при помощи пальчиковых игр.

Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач детского сада.

                                                                             

0
Проект по профилактике терроризма и экстремизма в ...
Публикация "Творческий проект для группы среднего ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.02.2020

В блогах

Занятие по образовательному компоненту «Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи» во второй группе раннего…

Цель: Учить использовать в речи предлоги (над, за, на), наречия (вверх, вниз, вперед). Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук. Материал: бабочки, цветы...

Индивидуальная консультация на тему «Агрессия ребенка. Причины и профилактика»

Индивидуальная консультация на тему «Агрессия ребенка. Причины и профилактика» Цель: расширение представлений родителей об особенностях агрессивных детей. Задачи: Формировать представление родителей о причинах...

Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию с детьми старшей группы "В саду созрели…

Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию  с детьми старшей группы. Тема: В саду созрели груши.   Цель: Создание условий для обогащения художественного...

Новое на сайте

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «витраж» как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству. Активизация творческой деятельности педагогов. Задачи: - Познакомить...

Дидактическое пособие для детей раннего возраста. Театрализованная игра «Маша и медведь»

Дидактическое пособие для детей раннего возраста Театрализованная игра «Маша и медведь» Аннотация: Дидактическая театрализованная игра «Три медведя» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, учит драматизации, развивает интерес у детей к театрализации русских народных сказок...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Детские творческие игры – явление...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог