Лучший способ сделать детей хорошими -это сделать их счастливыми.(О.Уайльд)

Отчет по самообразованию воспитателя за 2019-2020 год Тема: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Актуальность

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
  • формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
  • формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
  • формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
  • формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
  • формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.
  • взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

1.Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

2.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;

3.Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;

4.Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;

5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

6.Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;

7.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;

8.Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;

9. Ресурсы сети Интернет , точка доступа: www.refoteka.ru.

Результаты работы по теме самообразования:

  • Овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
  • Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  • пополнена РППС группы

Принципы, которых я придерживаюсь в своей работе:

  • «Не навреди» - этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий;
  • выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
  • гуманизации - предполагает приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса в ДОУ;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – предполагает использование первичной диагностики здоровья детей. Учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
  • Учет и развитие субъектных качеств и возможностей ребенка - соблюдение интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности поддержание активности, самостоятельности, инициативности детей в деятельности;
  • Педагогической поддержки - решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами (основной критерий реализации данного принципами - удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности);
  • Профессионального сотрудничества и сотворчества - профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов.

Оздоровительные мероприятия, которые мною проводились в группе ежедневно:

  • Утренняя гимнастика: традиционная, нетрадиционная, в виде подвижных игр, танцевально-ритмическая гимнастика, на полосе препятствий, оздоровительный бег, на воздухе.
  • Гимнастика после сна: микрогимнастика, игровая, музыкально-ритмическая, самостоятельная.
  • Закаливание: умывание, босохождение.
  • Оздоровительный бег на улице.
  • Физкультурные занятия на улице: обычного типа, сюжетно-игровое, игровое, занятие-прогулка.

Дополнительные мероприятия:

  • Контрастные воздушные ванны.
  • Дыхательная гимнастика (по А.Н.Стрельниковой), с использованием нестандартного оборудования.
  • Точечный массаж
  • Ходьба по корригирующим дорожкам.
  • Подвижные игры на формирование правильной осанки.
  • Пальчиковые гимнастики
  • Психогимнастика
  • Беседы о здоровье.

В своей работе я использовала систему педагогического взаимодействия: совместная деятельность воспитателя и детей; специально организованное обучение; самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с инструктором по физической культуре, с музыкальным руководителем, с медицинским работником.

Работая с инструктором по физической культуре, мы разрабатываем комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, обговариваем индивидуальную работу по физическому воспитанию в группе и на прогулке, вместе готовимся к физкультурным досугам. На занятиях по физической культуре мы обращаем внимание на осанку детей, свод стопы, дыхание. С музыкальным руководителем мы подбираем и разучиваем музыкальный репертуар для спортивных развлечений.

В своей группе для оздоровления и физического развития детей я создала физкультурный центр, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное оборудование, но в основном – нестандартное, изготовленное руками воспитателей и родителей. Это мягкие мячи для метания, мягкие цветные мишени, кольцеброс, косички, мягкие кольца, разноцветные флажки, ленты и т.д. Для упражнений на дыхание я сделала различные султанчики, бабочки, снежинки. Все атрибуты должны вноситься постепенно, чтоб постоянно поддерживать интерес детей к занятию со спортивным оборудованием. Для проведения подвижных игр были сделаны маски животных.

В течение дня и после дневного сна, завершая «бодрящую» гимнастику, я использую «дорожку здоровья» или массажную дорожку для стоп. Потому что стопу можно сравнить с картой всего организма, так как на ней располагаются многочисленные нервные окончания. Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело». Дорожка здоровья представляет собой набор нестандартного оборудования: ребристая доска, доска с пробками, коврик с пуговицами, пластиковая решётка. Она выполняет различный надавливающий и колющий эффект на стопу.

Для решения одной из задач – дать детям представления о медицинских профессиях я организовала игровой уголок «Больница», закупив красочные наборы с игрушечным оборудованием, оформив специальную сумку и чемоданчик для «врача». С помощью родителей сшили халат, шапочку и дополнили предметами – заменителями.

В «Уголке здоровья» я поставила папку «Мир эмоций» с фотографиями людей, изображающих различное эмоциональное настроение и модели настроения для игр, занятий. Для приобщения детей к спорту я оформила альбом «Спорт» с картинками разных видов спорта, дидактическую игру «Виды спорта». Подобрала плакаты, иллюстрации, стихи, речёвки, физминутки, поддерживающие интерес к занятиям физкультурой, к спорту.

Оформила дидактические игры «Хорошо и плохо», «Вредно или полезно», для формирования знаний о культуре еды и правил поведения за столом и безопасного поведения. Для закрепления частей лица и тела я вывесила плакат «Строение человека».

Чтобы поддержать и развить интерес к соблюдению культурно – гигиенических навыков я нарисовала иллюстрации с любимыми героями мультфильма «Смешарики» с предметами личной гигиены и иллюстрацию «Мойдодыр». «Оживила» предметы личной гигиены придав им образ персонажей с лицом и руками. Изготовила модели на темы: «Как правильно чистить зубы», «Последовательность мытья рук».

Для проведения музотерапии и релаксации я закупила фонотеку «Шум моря», «Пение птиц», «Звуки леса».

В процессе взаимодействия с родителями воспитанников в течение года пополнилась РППС группы: полнен материалами центр Здоровья.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми. Пополнена педагогическая копилка методическими материалами для детей и родителей.

 Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.

Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.

1
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя...
Рекомендации для родителей "Наблюдаем зимой за при...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Мини-сценка по экологии "Спасем ручеек"

Сценарий сценки экологической направленности «Спасем ручей» для детей подготовительной группы Действующие лица: Ручеек, Мальчик, Девочка, Богатырь. Реквизит: костюм Ручейка, черная вуаль-накидка, плащ богатыря и шлем...

Welcome!

Sample Image

Здравствуйте!Меня звут Ульяна. Этот блог о разном и интересном в жизни дошкольников.  Добро пожаловать!    

Новое на сайте

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада Действующие лица Взрослые: Ведущая, Огородное Пугало. Дети: морковь, чеснок, свекла, огурец, капуста, помидор, Почтальон Печкин. Репертуар: Песенно-хореографическая композиция «К нам гости пришли» Песня «Сарафан надела осень» Сценка «Почтальон Печкин» Сценка «Спор овощей» Загадки от Пугало Игра...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог