Борта Наталья Игоревна еще не указала никакой информации ...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИСЛАЛИИ, РИНОЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИСЛАЛИИ, РИНОЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Упражнения и игры для коррекции дислалии .

Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и фор­мирование звука, автоматизация и дифференциация звука на мате­риале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в сло­вах, предложениях и в самостоятельной речи).

В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуля­ционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.

Игры для развития слухового внимания

«Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)

Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в за­висимости от смены характера музыки.

Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по все­му залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1—2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3—6 убегают на свои места.

Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

«С чем будем играть?». (Автор Е. Соковнина.)

Задачи: слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; уп­ражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уве­ренно.

В зале вдоль стен на стульях лежат атрибуты по количеству детей. У одной стены — рули, у другой — цветные платочки, у третьей — цвет­ные флажки в широкой низкой вазе, у четвертой — дети, они слушают музыку. Если исполняется плясовая музыка, подходят к стульям, берут пла­точки и пляшут в свободном построении, с окончанием музыки кладут пла­точки на место. Если исполняется марш, берут флажки и, подняв их, мар­шируют друг за другом. Если исполняется мелодия «Автомобиль», берут рули и двигаются топочущим шагом друг за другом.

Игры на развитие речевого слуха

«Слушай и выполняй». (Музыка Т. Ломовой.) Девочкам дают куклы, мальчикам — музыкальные инструменты: буб­ны, погремушки, балалайки и пр. Звучит мелодия «Прогулка». Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вместе с педагогом поют колыбельную и покачивают кукол:

Баю-бай, баю-бай. Ты поспи, поспи часок.

Поскорее засыпай. Баю-бай, баю-бай,

Ты закрой, закрой глазок, Поскорее засыпай.

Звучит мелодия «Музыканты», и дети идут бодрым шагом, ударяя в буб­ны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, мальчики садятся на свои места. Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию. Музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на середину зала, танцуют. Такты I—4: де­вочки приседают, ударяют кукол ножками об пол: «Топ-топ, топ-топ». Так­ты 5—8: поднимают кукол и легко кружатся с ними. По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще раз. Звучит дру­гая мелодия, например полька.

Игры на развитие фонематического слуха

«Прогоним курицу». (Чешская народная песня в обработке ан. Александрова, текст В. Викторова.)

Дети сидят на корточках, поют песню, на каждую четверть слегка при­седают и руками показывают, как курица клюет. Один ребенок стоит в сто­роне, слушая пение детей и ожидая сигнала педагога. На сигнал «кш!» все разбегаются, а стоящий в стороне ловит их. Текст:

Ко-ко, курочка, Не пущу хохлатку,

ко-ко, черная. Мы прогоним курицу

Я на эту грядку Со двора на улицу. КШ!

«Шмели и жуки».

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шме­ли» с «жуками» «летят» на полянку: По сигналу педагога «ш-ш!» «шме­ли» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж!» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музы­ку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны.

Игры на развитие артикуляционной моторики

Дудочка-дуда.

Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дуд­кой в руках. Дети неторопливо поют:

Сидит Коля на лугу, Выходите-ка на луг,

Он играет во дуду, На зеленый луг гулять,

Хорошо дуда играет, На зеленый луг гулять

Выговаривает. Да под дудку плясать.

Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы впе­ред. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка боль­ше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.

Лошадки. (Музыка М. Раухвергера.).

Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту ко­пыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» — двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания

Цветы.

Дети стоят в кругу, руки опущены. Такты 1 —2: плавно поднимают пра­вую руку, кисть слегка отстает (появляется первый весенний цветок, начинает расти). Дети глазами следят за ростом цветка: вдох, рука опускается — выдох. Такты 3—4: плавно поднимают левую руку (начинает расти второй цветок): вдох, рука опускается — выход. Такт 5-й: плавно отводят в сторону правую руку (раскрывается бутон первого цветка): вдох, рука опускается — выдох. Такт 6: плавно отводят в сторону левую руку (рас­крывается второй цветок): вдох, рука опускается — выдох. Такты 7—8: поднимают плавно руки, тянутся вверх (цветы потянулись к солнцу): вдох, руки опускают вдоль туловища — выдох. Такты 9—16: начинают слегка раскачивать руки вправо-влево, затем сильнее, вместе с корпусом (сначала дует ветерок, потом налетает сильный ветер). Одновременно, вытянув губы вперед, имитируют дуновение ветра. Такты 17—18: руки плавно опуска­ются (цветы наклонились к земле).

Упражнения с цветами. («Вальс». Музыка А. Жилина.)

Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. Такты 1 —8: слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 9— 16 (повторение): дети поворачиваются направо или налево и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают, делают выдох.

Игра на развитие речевого дыхания

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ног­тей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси да ин-дюшки Заку-сили лебе-дой,

1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5

Наклевалися пе-трушки, Побе-жали за во-дой.

1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5.

То же левой рукой, затем двумя руками вместе.

Игры на развитие голоса

«Ау, ау».

Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!» Где я, где — реши скорей!

Угадай, где я стою. Иль левее, иль правей,

Ты найди меня, найди! Повнимательнее будь,

Здесь я, где-то на пути. Все облазить не забудь.

 «Курочки и петушок».

  • «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-рука­ми, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «куро­чек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показы­вают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек. При повторении игры выбирается другой «петушок».
  • «Курочки»:

Как у наших у ворот Петух зернышки клюёт, Петух зернышки клюет, К себе курочек зовет.

«Петух» проходит круг, останавливается и говорит:

Вы пеструшечки, Разделю орех на всех:

Вы хохлушечки, По крупиночке, по восьминочке.

Я нашел для вас орех, Ку-ка-ре-ку!

Дальше игра продолжается, как в первом варианте. Игру можно прове­сти с музыкальным сопровождением.

«Гуси, вы гуси».

Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог (или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» — «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Дети: Где вы бывали, кого вы видали?

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

На этапе формирования звука логоритмические занятия включа­ют материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей мотори-ки. Например, для развития мимики лица под соответствую­щую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили краси­вую игрушку» и т.д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттен­ки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти пода­ются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков, пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются дви­жения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены.

 

Подвижные игры для детей с нарушениями звукопроизношения

«Швейная машина».

Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — движения иголки, Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».

«Прячем мишку».

Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую му­зыку дети его ищут. Кто найдет, тот водящий.

«Ходьба по мостику».

Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5— 10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, за ритмом ходьбы.

«Маленькие ножки бежали по дорожке».

Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги. Обращает внимание на то, что ноги у них маленькие, и несколько раз повторяет: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Педагог под музыку говорит шуточные припевки в быстром и замедленном темпе, вызывая у детей то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения ног.

В процессе автоматизации звуков на логоритмических занятиях осуществляется развитие артикуляции, дикции, интонационной вы­разительности и т.д. (всей просодии), в сочетании с различными дви­жениями.

Игры и упражнения на развитие артикуляции

«Эхо».

Дети под медленную, спокойную музыку.ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!», под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

«Поезд с арбузами». Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу», изображая поезд, который движется под музыку.С прекращением музыки движение заканчивается-Дети произносят «Ш-Ш-Ш» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».

«Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

«Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (об­руч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показыва­ют, кого они изображают.

«Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь на­дела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

Игры на развитие фонематического слуха

«Кто внимательный?»

Дети идут по кругу под музыку, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши выделяют нужный звук. При выделении нужного слога дети хло­пают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других слов дети приседают.

Игры на развитие дикции и закрепления звуков.

«Трубочист».

Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в лок­тях, сжимают кисти в кулак и с силой опускают руки вниз.

« Болото».

Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки»— стоят в кругу. Посередине «болото». «Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бе­режку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и бе­лые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите». Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото». По окончании пения «журав­ли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не ус­пели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.

На этапе дифференциации звуков полезна игра-драматизация с музыкальным сопровождением и без него. Текст игры насыщается различаемыми звуками. Представление персонажей обогащает про­содию речи.

В процессе логоритмической работы у детей с дислалией норма­лизуются общая историка, речевое и произвольное поведение в дея­тельности (игровой, учебной, в общении).

1 Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо ввести в речь.

2 Логопед включает речевой материал с оппозиционными звуками.

0
"Пойми меня."(Программа оптимизации детско-родител...
НОД "Дорога Добра"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
21.01.2021

В блогах

Туристическая прогулка "В поисках клада дяди Федора"

Цель: выявить уровень знаний и умений детей, возможность использования их в жизни. Задачи: Физическое развитие. - способствовать общему укреплению здоровья детей; - воспитывать интерес...

Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованных игр.

А.Н.Левински                                                                                               ГБДОУ детский сад №7                           Адмиралтейского района ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 10.12 по 14.12.2018г.) Тема: «Комнатные растения»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 10.12 по 14.12.2018г.) Тема: «Комнатные растения» Итоговое мероприятие: Викторина «Знаешь ли ты комнатные растения»                                                          Дата проведения...

Новое на сайте

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского сада

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского сада Программное содержание: - Уточнение и расширение представлений у детей об осени, приметах осени, о птицах. - Учить работать с мнемотаблицами, для заучивания стихотворения - Вызвать у детей интерес...

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками»

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей. Задачи: развивать чувство прекрасного, вводить в музыкально-художественный образ, побуждать к двигательной импровизации, развивать речь. Развивающая предметно-пространственная среда: сугроб; корзина со снежками; игрушки: зайчик, лисичка...

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?»

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?» Уважаемые родители, не секрет, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач обучения в дошкольном образовательном учреждений. В процессе нахождения ребенка в детском саду, педагоги используют разные...

Художественно-эстетическое развитие – рисование. Тема: «Волшебные краски осеннего дерева»

Художественно-эстетическое развитие – рисование. Тема: «Волшебные краски осеннего дерева»

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог