Борта Наталья Игоревна еще не указала никакой информации ...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИСЛАЛИИ, РИНОЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИСЛАЛИИ, РИНОЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Упражнения и игры для коррекции дислалии .

Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и фор­мирование звука, автоматизация и дифференциация звука на мате­риале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в сло­вах, предложениях и в самостоятельной речи).

В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуля­ционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.

Игры для развития слухового внимания

«Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)

Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в за­висимости от смены характера музыки.

Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по все­му залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1—2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3—6 убегают на свои места.

Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.

«С чем будем играть?». (Автор Е. Соковнина.)

Задачи: слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; уп­ражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уве­ренно.

В зале вдоль стен на стульях лежат атрибуты по количеству детей. У одной стены — рули, у другой — цветные платочки, у третьей — цвет­ные флажки в широкой низкой вазе, у четвертой — дети, они слушают музыку. Если исполняется плясовая музыка, подходят к стульям, берут пла­точки и пляшут в свободном построении, с окончанием музыки кладут пла­точки на место. Если исполняется марш, берут флажки и, подняв их, мар­шируют друг за другом. Если исполняется мелодия «Автомобиль», берут рули и двигаются топочущим шагом друг за другом.

Игры на развитие речевого слуха

«Слушай и выполняй». (Музыка Т. Ломовой.) Девочкам дают куклы, мальчикам — музыкальные инструменты: буб­ны, погремушки, балалайки и пр. Звучит мелодия «Прогулка». Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия «Колыбельная» — девочки вместе с педагогом поют колыбельную и покачивают кукол:

Баю-бай, баю-бай. Ты поспи, поспи часок.

Поскорее засыпай. Баю-бай, баю-бай,

Ты закрой, закрой глазок, Поскорее засыпай.

Звучит мелодия «Музыканты», и дети идут бодрым шагом, ударяя в буб­ны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, мальчики садятся на свои места. Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию. Музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на середину зала, танцуют. Такты I—4: де­вочки приседают, ударяют кукол ножками об пол: «Топ-топ, топ-топ». Так­ты 5—8: поднимают кукол и легко кружатся с ними. По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще раз. Звучит дру­гая мелодия, например полька.

Игры на развитие фонематического слуха

«Прогоним курицу». (Чешская народная песня в обработке ан. Александрова, текст В. Викторова.)

Дети сидят на корточках, поют песню, на каждую четверть слегка при­седают и руками показывают, как курица клюет. Один ребенок стоит в сто­роне, слушая пение детей и ожидая сигнала педагога. На сигнал «кш!» все разбегаются, а стоящий в стороне ловит их. Текст:

Ко-ко, курочка, Не пущу хохлатку,

ко-ко, черная. Мы прогоним курицу

Я на эту грядку Со двора на улицу. КШ!

«Шмели и жуки».

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шме­ли» с «жуками» «летят» на полянку: По сигналу педагога «ш-ш!» «шме­ли» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж!» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музы­ку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны.

Игры на развитие артикуляционной моторики

Дудочка-дуда.

Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дуд­кой в руках. Дети неторопливо поют:

Сидит Коля на лугу, Выходите-ка на луг,

Он играет во дуду, На зеленый луг гулять,

Хорошо дуда играет, На зеленый луг гулять

Выговаривает. Да под дудку плясать.

Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы впе­ред. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка боль­ше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.

Лошадки. (Музыка М. Раухвергера.).

Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту ко­пыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» — двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Игры на развитие физиологического дыхания

Цветы.

Дети стоят в кругу, руки опущены. Такты 1 —2: плавно поднимают пра­вую руку, кисть слегка отстает (появляется первый весенний цветок, начинает расти). Дети глазами следят за ростом цветка: вдох, рука опускается — выдох. Такты 3—4: плавно поднимают левую руку (начинает расти второй цветок): вдох, рука опускается — выход. Такт 5-й: плавно отводят в сторону правую руку (раскрывается бутон первого цветка): вдох, рука опускается — выдох. Такт 6: плавно отводят в сторону левую руку (рас­крывается второй цветок): вдох, рука опускается — выдох. Такты 7—8: поднимают плавно руки, тянутся вверх (цветы потянулись к солнцу): вдох, руки опускают вдоль туловища — выдох. Такты 9—16: начинают слегка раскачивать руки вправо-влево, затем сильнее, вместе с корпусом (сначала дует ветерок, потом налетает сильный ветер). Одновременно, вытянув губы вперед, имитируют дуновение ветра. Такты 17—18: руки плавно опуска­ются (цветы наклонились к земле).

Упражнения с цветами. («Вальс». Музыка А. Жилина.)

Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. Такты 1 —8: слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 9— 16 (повторение): дети поворачиваются направо или налево и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают, делают выдох.

Игра на развитие речевого дыхания

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ног­тей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси да ин-дюшки Заку-сили лебе-дой,

1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5

Наклевалися пе-трушки, Побе-жали за во-дой.

1/2 1/3 1/4 1/5 1/2 1/3 1/4 1/5.

То же левой рукой, затем двумя руками вместе.

Игры на развитие голоса

«Ау, ау».

Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:

Я скажу тебе: «Ау!» Где я, где — реши скорей!

Угадай, где я стою. Иль левее, иль правей,

Ты найди меня, найди! Повнимательнее будь,

Здесь я, где-то на пути. Все облазить не забудь.

 «Курочки и петушок».

  • «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-рука­ми, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «куро­чек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показы­вают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек. При повторении игры выбирается другой «петушок».
  • «Курочки»:

Как у наших у ворот Петух зернышки клюёт, Петух зернышки клюет, К себе курочек зовет.

«Петух» проходит круг, останавливается и говорит:

Вы пеструшечки, Разделю орех на всех:

Вы хохлушечки, По крупиночке, по восьминочке.

Я нашел для вас орех, Ку-ка-ре-ку!

Дальше игра продолжается, как в первом варианте. Игру можно прове­сти с музыкальным сопровождением.

«Гуси, вы гуси».

Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог (или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» — «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Дети: Где вы бывали, кого вы видали?

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!

Гуси: Га-га-га (четыре раза).

На этапе формирования звука логоритмические занятия включа­ют материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей мотори-ки. Например, для развития мимики лица под соответствую­щую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили краси­вую игрушку» и т.д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттен­ки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти пода­ются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков, пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются дви­жения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены.

 

Подвижные игры для детей с нарушениями звукопроизношения

«Швейная машина».

Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — движения иголки, Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».

«Прячем мишку».

Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую му­зыку дети его ищут. Кто найдет, тот водящий.

«Ходьба по мостику».

Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5— 10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, за ритмом ходьбы.

«Маленькие ножки бежали по дорожке».

Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги. Обращает внимание на то, что ноги у них маленькие, и несколько раз повторяет: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Педагог под музыку говорит шуточные припевки в быстром и замедленном темпе, вызывая у детей то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения ног.

В процессе автоматизации звуков на логоритмических занятиях осуществляется развитие артикуляции, дикции, интонационной вы­разительности и т.д. (всей просодии), в сочетании с различными дви­жениями.

Игры и упражнения на развитие артикуляции

«Эхо».

Дети под медленную, спокойную музыку.ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!», под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

«Поезд с арбузами». Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу», изображая поезд, который движется под музыку.С прекращением музыки движение заканчивается-Дети произносят «Ш-Ш-Ш» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».

«Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

«Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (об­руч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показыва­ют, кого они изображают.

«Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь на­дела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

Игры на развитие фонематического слуха

«Кто внимательный?»

Дети идут по кругу под музыку, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши выделяют нужный звук. При выделении нужного слога дети хло­пают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других слов дети приседают.

Игры на развитие дикции и закрепления звуков.

«Трубочист».

Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в лок­тях, сжимают кисти в кулак и с силой опускают руки вниз.

« Болото».

Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки»— стоят в кругу. Посередине «болото». «Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бе­режку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и бе­лые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите». Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото». По окончании пения «журав­ли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не ус­пели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.

На этапе дифференциации звуков полезна игра-драматизация с музыкальным сопровождением и без него. Текст игры насыщается различаемыми звуками. Представление персонажей обогащает про­содию речи.

В процессе логоритмической работы у детей с дислалией норма­лизуются общая историка, речевое и произвольное поведение в дея­тельности (игровой, учебной, в общении).

1 Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо ввести в речь.

2 Логопед включает речевой материал с оппозиционными звуками.

0
"Пойми меня."(Программа оптимизации детско-родител...
НОД "Дорога Добра"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
05.07.2020

Комментарии

Мастер-класс «Мнемотехника»
16 июня 2020
Очень интересный мастер - класс. Спасибо.
Педагогика
11 июня 2020
А как можно получить ответы?

В блогах

Открытое занятие в младшей группе по рисованию на тему: "Полосатые полотенца для белочек".

Sample Image

Тема: «Полосатые полотенца для белочек». Программное содержание:  Учить детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Показать зависимость узора...

Кошки-мышки

Sample Image

1)Игра на ловкость, быстроту реакции. под стихотворнцю речь воспитателя: мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот... мышки веселятся, как только...

Дорогой доброты

Sample Image

Развлечение « Дорогой доброты» Цели мероприятия: — формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; — развивать умение правильно оценивать...

Новое на сайте

Инновационные технологии речевого развития дошкольников «Синквейн»

Инновационные технологии речевого развития дошкольников «Синквейн»

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста № 4 на тему: «Мяч»

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста № 4 на тему: «Мяч» Возрастная категория: 1,5-2 лет. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие. Цель: Создание условий для возникновения интереса...

Рабочая программа воспитателя ДОУ

Рабочая программа воспитателя ДОУ Подготовительная к школе группа

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения Аннотация В статье речь идет об особенностях формирования орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения. Цель статьи на примере отдельных упражнений в рамках дифференцированного подхода...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог