«Осенние приметы» конспект
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
ГБДОУ начальная школа-детский сад № 36 города Санкт- Петербурга.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Петрова Людмила Артёмовна.
ТЕМА: «Осенние приметы»
(на основе интеграции образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное)
Цель: Расширить обобщённые представления детей об осени, как о времени года.
Задачи: - Закрепить знания детей о существенных признаках сезона (похолодало, сокращается световой день, изменяется окраска листвы растений, опадение листьев, тучи, холодные дожди, большинство птиц улетают на юг).
- Познакомить детей с периодами осени и названиями осенних месяцев.
- Развивать речь, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание детей. Упражнять в составлении временной цепочки.
- Активизировать и обогатить словарный запас детей: осень, время года, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, урожай, заморозки, изморозь, дождь, насекомые, звери, птицы, хмурая, ненастье, ранняя, золотая, поздняя, опадать, засыхать, шелестеть, шуршать и т. п.
Сюжет.
Вос-ль. - Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Стали дни короче,
Длиннее стали ночи,
Урожай собирают.
Когда это бывает? (ОСЕНЬЮ)
- Молодцы! Это Осень.
Вот и вступила в свои права красавица-ОСЕНЬ. Послушайте отрывок из рассказа Г.Скребицкого «Четыре желания».
(чтение выбранного произведения. Сюрпризный момент – раздаётся стук в дверь!!!)
- Ой, к нам кто-то стучится, пойду посмотрю.
(вносится игрушка ХРЮША и конверт)
Хрюша. – Здравствуйте , ребята! Вы мне можете помочь?
Вос-ль. – Здравствуй, Хрюша! Что у тебя случилось?
Хрюша. – Вот получил писмо. Думал что-то интересное, а здесь картинка непонятная
(выставить Мнемотаблицу)
Восп-ль. – Хрюша, так это мнемотаблица!
Хрюша. – Мнемотаблица, а что это такое?
Дети. – Она рассказывает о признаках осени!
Хрюша. – Какие тут признаки осени? Только картинки не понятные.
Восп-ль. – Вот эти значки-картинки и рассказывают об осени, о том какая бывает осень. Давай попросим детей рассказать про Осень. Садись, Хрюша, на стульчик и послушай.
(2-3 рассказа детей)
Хрюша. – Вот это да! Как интересно, а сразу ну всё непонятно было.
Восп. – Спасибо, вы рассказали подробно про Осень. А в каком месяце осень начинается?
(в сентябре)
- Какой месяц продолжает осень? (октябрь)
- Какой месяц заканчивает осень? (ноябрь)
- Осень бывает разная!
Хрюша. – Я знаю! Осень бывает красивая и холодная.
Восп. – И не только! Осень бывает ранняя, золотая, поздняя. Попробуйте отгадать о какой из них идёт речь:
Липа начала увядать – значит и лето завяло.
Появились золотые пряди на берёзе,
А багряно-красные на клёне и рябине,
Закружились в воздухе опадающие листья. (ранняя)
Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет.
До свиданья лес и луг,
Мы летим на тёплый юг. (золотая)
Всё быстрей облетают клёны.
Всё слышнее шепчется лес.
Всё виднее, как пустеют кроны.
Всё темнее низкий свод небес.
И всё чаще прячется во мгле солнце,
Охладевшее к Земле. (поздняя)
Восп. – Правильно! Молодцы!
- Скажите, вы любите гулять в осеннем лесу?
Я хочу рассказать вам про девочку Машу, которая тоже любила гулять в осеннем лесу.
Однажды осеннем утром Маша оделась...
- А что она одела? Помогите Маше подобрать одежду. ( коллекция сезонной одежды из набора «Календарь природы»)
И пошла Маша по дорожке. Она уходила всё дальше и дальше… КУДА? (в лес)
В лесу она увидела под ногами много… ЧЕГО? (листьев)
Какие в лесу листья? ( разные, коричневые, жёлтые, красные)
А какого цвета листья были летом? (зелёные)
Но не все деревья поменяли листья на разноцветные.
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдёшь гулять и встретишь
Стоит колючая как ёж
Зимою в платье летнем. (ёлка)
Увидела Маша среди берёзок ёлочку, подошла, а под ёлочкой грибы растут.
Какие это могут быть грибы? (набор картинок «Грибы»)
Только Маша хотела срезать грибы, как услышала стук по старому дереву. Кто это может быть? (дятел)
А почему он не улетел в тёплые края с другими птицами? (дятел – зимующая птица)
Не только дятла увидела на дереве Маша, а ещё и грибы.
Задумалась Маша: как же грибы на дереве оказались? (это белка делает запасы на зиму)
А что ещё запасает белка на зиму? (орехи)
Куда складывает белка орехи? (в дупло)
Решила Маша оставить найденные грибы для белки.
Гуляет Машенька по лесу, собирает листочки, а сама думает, кто же их сорвал с дерева? (ветер)
Восп. – У разных деревьев листочки падают по-разному: у осины стремительно и прямо, у клёна долго качаются и кружатся в воздухе, у ясеня, как будто планируют в воздухе. Опадание листьев спасает ветки дерева от повреждения при обильном снегопаде. С листьями удаляются из растения вредные вещества.
- Хрюша, ребята, не хотите ли и вы полетать с ветерком?
ИГРА. – Ухватились листочки за ветерок и закружились с ним по воздуху. Вот листочки улетели с ветерком, а деревья остались КАКИЕ? (голыми)
Листья укроют землю сплошным ковром, защитят корни деревьев от морозов. Опавшие листья нужны почве и растениям , которые на ней ратут.
Хрюша. – Очень мне сегодня с вами интересно было. Спасибо! Пойду к своим друзьям и постараюсь им всё рассказать об осени и её приметах.
До свидания, ребята!
Дети. – До свидания, Хрюша! Приходи к нам ещё.
ИГРА «Подбери слова» : моросит…
Вянет…
Желтеют…
Опадают…
Льёт…
Мокнет…
Созревают…
Улетают…
Выкапывают…
Солят…
Собирают…
Комментарии