ОХРАНА ГОЛОСА ДОШКОЛЬНИКОВ

+v

   Научить детей правильно петь, формируя у них основные певческие навыки, не принося ущерб голосовому аппарату Использовать музыкальный материал, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются представления ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её восприятию. Голос ребёнка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Охрана детского певческого голоса является главной задачей, т.к. певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться:

                 тонкие связки

                 малоподвижное нёбо

                 слабое дыхание

                 поверхностное дыхание

Задача педагога заключается в том, чтобы дети пели легко и звонко, музыкально и выразительно, в удобной тесситуре и с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушения гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью. Недостаточной звонкостью и поэтому требует к себе бережного отношения

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко. « Пение- крик» ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала, соответствующий возрасту репертуар. А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка учить петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. Педагоги-практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова и др. предлагали очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребёнка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 4-5 лет детские голоса звучат ненапряжённо, естественно в пределах ре-си первой октавы, хотя многие дети могут воспроизводить и более высокие звуки. В этом же возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Распевки «разогревают» голосовой аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный слух.

Известно, что занятия пеним, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеванию певческого аппарата. Несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

         пойте не громко;

         пойте не очень быстро и не слишком медленно;

         пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни (колыбельные –        спокойно, ласково, тихо; весёлые – оживлённо) ;

         пойте чаще;  

         разучивайте песни с «голоса», если есть возможность, чередуйте пение с    

         аккомпанементом и пением без музыкального сопровождения.

Игра – любимый вид деятельности ребёнка, где он самоутверждается как личность. У него развивается фантазия, и сам того не замечая, ребёнок решает в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Интонационно – фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания, один звук следует как бы вливать в другой, без толчка (уууаааооо).

Поэтому игры со звуком являются непременным условием на музыкальных занятиях. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Например игра «Волшебная коробочка», из которой дети тянут ниточку и видят как с ней тянется звук. По ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то звук может быть волнистым и т.д.

Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки «отвечают» за определённые участки коры головного мозга. Они помогают осуществлять музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий; отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот приём помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные , широкие, движения, положительные эмоции – всё это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука неизменным являются задания на развитие песенного творчества: «Что ты хочешь, кошечка» Г.Зингера, «Зайка, зайка, где ты был?» и др. Вопросно–ответная форма упражнения или или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, ребёнок старается точно передать мелодию, текст, а главное, то настроение, которое несёт в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизирует робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребёнке поддерживать заинтересованность, помогать приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная, кружковая работа с детьми- всё это позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей-дошкольников. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома вместе с родственниками, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно.

Список используемой литературы

  1. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»,М., «Просвещение» 1989г.
  2. Метлов Н.А. «Музыка детям», М., «Просвещение», 1985 г.
  3. Орлова Т.М., Бекина С.М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет», М.,»Просвещение», 1987 г.
  4. Стулова Г.П.»Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., «Прометей», МГПУ им. В.И.Ленина, 1992г.
  5. Радынова О.П., Катинене А.И.,Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», М., Академия, 2000г.
  6. Тарасова К.В., «К постановке детского певческого голоса», Музыкальный
  7. руководитель №3, 2005г.
0
Конспект НОД по познавательному развитию "Откуда х...
Познавательно-творческий проект "Солнышко" для дет...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.03.2020

Комментарии

Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
13 марта 2020
Татьяна Васильевна. Спасибо за интересный материал, воспользовалась им, сделала презентацию и вот чт...
Педагогика
10 марта 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Растения, которые нас лечат"

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и...

Конспект ОД по пожарной безопасности …

Конспект ОД по пожарной безопасности                                   тема: «Огонь добрый - огонь злой» в старшей группе Цели: • закреплять знания детей об основных требованиях пожарной...

Новое на сайте

Аппликация «Удивительные рыбки»

Аппликация «Удивительные рыбки» Задачи: расширять знания об аквариумных рыбках, познакомить с нетрадиционным методом приклеивания чешуек из засушенных листьев роз, которые вырезаны кругами, прививать чувство цвета, умение сочетать цветовую гамму, развивать мелкую моторику рук, самостоятельно дорисовывать и создавать...

Экология в жизни ребенка

Экология в жизни ребенка Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.Х.К. Андерсен. Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь – восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к окружающему...

Загадки, придуманные детьми

Загадки, придуманные детьми Загадки придуманы детьми. Они интересны тем, что книжка сделана с картинками раскрасками. Мы дарим такие книжки детям из других групп.  

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок»

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе «Петя, Петя, петушок» Цель: Продолжать развивать представления детей о домашних животных. Задачи: 1. Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из потешки. 2. Воспитовать эмоционально положительное отношение к домашним животным. 3...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог