Я - ВОСПИТАТЕЛЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Маленький артист»

+«Необходимо научить ребенка с детства сопереживать чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность чувствовать, радоваться, сострадать…»

К. И. Чуковский

Проблема

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей.

Об этом свидетельствует значительный рост количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театрализованные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, живописи, литературе, театру.

Актуальность.

В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство. Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. Константин Сергеевич Станиславский писал: «Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Характеристика проекта:

В основу настоящего проекта положена программа

Т.С.Григорьевой «Маленький актёр».

  • По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, исследовательский, игровой
  • По количеству участников: групповой (дети 5-6 лет, педагоги, родители)
  • Характер контактов:среди детей одной группы
  • По продолжительности: -долгосрочный – 8 месяцев (октябрь 2020г – май 2021г )

Цель:

Формирование и развитие художественно – эстетических, творческих, духовно-нравственных, физических способностей и навыков детей через театрализовано - игровую деятельность.

Задачи:

1.Образовательные:

- знакомить с искусством театра, театральными профессиями, творчеством театров;

- расширять представления об особенностях сценического искусства: оперы, балета, драматического театра и т.д.

- обогащать музыкальные впечатления средствами мировой классической и современной музыки, литературными произведениями;

- формировать четкую интонационную дикцию, выразительность речи;

- обогащать и активировать словарный запас детей,

- формировать выразительность и пластичность движений;

- вырабатывать четкие координационные движения во взаимосвязи с речью;

- формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

- способствовать раскрытию творческого потенциала.

2.Развивающие:

- развивать духовно – нравственные качества и навыки, коммуникативные навыки детей (умение общаться);

- развивать умение чувствовать характер литературного произведения умение различать жанры, умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор;

-развивать мелодико – интонационные компоненты произношения, творческую фантазию, воображение;

- развивать ощущение ритма, пространственную ориентацию, физические качества детей, умение релаксировать (расслабляться);

- развивать творческое воображение, музыкальность, эмоционально – эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать, переживать.

- развивать диалогическую и монологическую речь, памятьвнимание, воображение, фантазию;

- развивать связную речь и корректировать ее нарушения через игровую деятельность;

- развивать умение раскрепощаться, умение держаться на публике, выразительность жестов, мимики.

3. Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность, вежливое отношение друг к другу, к взрослым;

- воспитывать умение слушать друг друга, умение взаимодействовать в коллективе;

- прививать уважение к собственному и чужому труду.

Предполагаемый результат:

- дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

- дети проявляют интерес к театральному искусству;

- дети умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

- дети самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей;

- дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений;

-предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;

- установлен тесный контакт с родителями.

Планируемые результаты к концу реализации проекта:

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

-театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Должен уметь:

- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;

- уметь подобрать рифму к заданному слову;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

Интеграция образовательных областей при реализации проектной деятельности:

1.Социально-коммуникативное развитие.

Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, честность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

2.Познавательное развитие.

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

3.Речевое развитие.

Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием упражнений, скороговорок. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.

4.Художественно-эстетическое развитие.

Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

5. Физическое развитие.

Через повышение двигательной активности, применение на занятиях различных упражнений и игр для дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр с движением и речью, игр на развитие пластики и сценического движения, подвижных игр, динамических пауз, создание благоприятного эмоционального климата происходит укрепление физического здоровья детей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Педагог:

  • Определение темы проекта, формулировка цели и разбивка на веер задач;
  • Составление плана основного этапа проекта;
  • Блиц – опрос детей старшей группы. Выявление первоначальных умений и навыков в театрализованной деятельности, знаний о театре;
  • Подбор литературы, презентаций, видеороликов, фотографий;
  • Составление картотек игр и упражнений по театрализованной деятельности, этюдов, образовательных ситуаций;
  • Подбор и составление сценариев для спектаклей;
  • Подбор атрибутов и оборудования для реализации проекта;
  • Пополнение театрального уголка в группе изготовление атрибутов героев к сказкам;
  • Планирование мероприятий по реализации проекта.

Родители:

  • Информирование родителей о предстоящем проекте.

 Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Формы взаимодействия работы с родителями:

o С целью повышения педагогической компетентности родителей подготовлен консультационный материал: «Театр в жизни ребенка», «Играйте вместе с детьми»» «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Играем вместе с детьми», «Кукольный театр», «Как правильно разучивать стихи?», «Как поддержать интерес к театру», «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры», «Развитие речи посредством театрализованной деятельности» (в сроки реализации проекта);

o Встреча в семейном клубе «Родительские вечера» - тема «Волшебство театра» (март 2021г)

o Совместная подготовка к показу спектакля «Глупый мышонок» в марте 2021г (в сроки реализации проекта);

o Конкурс рисунков: «Мир театра» (апрель 2021г)

o Участие в игровой программе «Это вы можете» (апрель 20121)

Дети:

  • Вхождение в проект.

Основной этап:

Реализация проектной деятельности проходит в семи направлениях:

- введение в искусство;

- техника речи;

- актерское мастерство;

- развитие музыкальности;

- сценическое движение;

- этика и этикет;

- драматизация и ритмика.

Формы и методы реализации проекта

o просмотр презентаций, видеороликов, фотографий об истории театра, его видах, внутреннего устройства, артистах и актерах;

o чтение литературы, просмотр фрагментов спектаклей различных театров и беседы по ним;

o сочинение сказок, придумывание историй для постановок;

o упражнения для социально-эмоционального развития детей (этика и этикет);

o театральные игры, театральные этюды игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

o упражнения на развитие техники речи и речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, разогревающий массаж);

o упражнения из раздела «Логоритмика», «Игры с пальчиками» (развитие мелкой и крупной моторики);

o упражнения на развитие пластики и сценического движения;

o упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

o упражнения на развитие музыкальности, голоса;

o подготовка (репетиции) и разыгрывание сказок и инсценировок;

o обыгрывание этюдов, сказок в индивидуальной и коллективной работе.

o создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей.

o взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами ДОУ на протяжении всего срока реализации проекта.

Виды театров для совместной и самостоятельной деятельности в уголке театрализованной деятельности в группе:

Пальчиковый, варежковый театр

Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть. Для варежкового театра можно использовать ненужные детские варежки.

Куклы-варежки

Кукол для этого театра можно сделать из сшитых или связанных варежек, но особый интерес у детей вызывают куклы-варежки, выполнены из бумаги. Дети накладывают выкройку на бумагу, обводят ее, аккуратно вырезают и склеивают. Затем оформляют кукол-варежки красками, фломастерами, аппликацией и т. д. На таких варежках можно даже сделать часть декораций, например, деревья, кустарники и многое другое.

Театр кукол би-ба-бо (или театр «Петрушки»)

Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупаттцы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрёл, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

 Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Самая простая кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка), то кукла оживёт, и её можно будет использовать в театральных представлениях.

Сценой театра петрушек является ширма. На неё ставятся декорации, и происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.

 Настольный театр, театр игрушек

Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из под молока и кефира, коробок из под обуви.

 Если взять старые кегли и отрезать дно, а затем обшить или обвязать их, то получится кукла для настольного театра. Для оформления куклы используются пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы и хвосты…. Этих кукол можно надеть на руку, на гапит, на нитку.

Педагог садится за детский стол, перед ним полукругом садятся дети. Дети не должны видеть игрушки, которыми педагог будет показывать спектакль. Педагог, не маскируя руки, на глазах у детей берёт игрушки, передвигает их и говорит за них.

Такой спектакль игрушек, несмотря на большую простоту и примитивность, не лишён театральности; и малыши, и дети старшего возраста смотрят его с большим интересом.

Теневой театр

Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.

Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.

Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.

Ролевой театр

Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.

Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей.

Театр масок

Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

Штоковая кукла

(петушок, утята, собачка, мишка и т. д.) .Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек) .Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр оригами

- это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки от воздушных шариков

Театр топотушек

Персонажей для театра топотушек довольно просто изготовить из старых перчаток, обрезав все ненужное и оставив только два пальца. Можно сделать выкройку персонажей и сшить их из трикотажа. Голову лучше нарисовать на картоне, затем пришить ее к фигурке или приклеить, после этого пришиваются остальные детали персонажа.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.

Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Заключительный этап:

  • o Игровая программа «Это вы можете!»
  • o Выставка рисунков «Мир театра»
  • o Показ спектакля по сказке «Глупый мышонок» (для детей других групп д/с и родителей)

Приложение 1

Перспективный календарно – тематический план театрализовано – игровой деятельности в реализации проекта «Маленький артист» на 2020 – 2021 уч. го

0
Тематическая неделя "Одежда" (подготовительная гру...
Методическая разработка. Конспект НОД "Колючий ежи...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
09.12.2022

В блогах

«Игры, в которые можно играть дома»

Предлагаем вам подборку игр, которые мы широко используем в своей работе в детском саду и в которые вы легко сможете...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Тихо, идет съемка"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Тихо, идет съемка»   Цель: формирование представление детей о телевидении, как неотъемлемой части современной жизни.   Программные задачи: познакомить...

План проведения «Неделя зимних игр и забав»

План проведения «Неделя зимних игр и забав» С 15.01.2018 по 19.01.2018 Цель: создание условий для физического развития, повышения двигательной активности и расширения...

Новое на сайте

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является воспитание этических основ формирования личности дошкольника, которое немыслимо без осмысления культурно-исторических ценностей. Культура личности раскрывается...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство – это процесс заботы о ребенке, его защиты и обучения. Цель – здоровое развитие для вступления во...

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября мы подготовили и провели с ребятами чудесный праздник для наших мам! Устроили им соревнование «СУПЕР-МАМА!»Наши...