детский сад

социально нравственное воспитание

Статья: Нравственность как одна из составляющих психического и физического здоровья ребенка, способы её развития

Дошкольное воспитание можно сравнить с весной, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна.

Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого?

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества, культурные привычки ему предстоит приобрести.

В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства - симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т.д.

На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Работая воспитателем в детском саду с маленькими детьми, неслучайно затронула проблему нравственности и доброты. Занятия по социально- нравственному воспитанию с малышами содействуют обогащению нравственного опыта, культуры поведения.

В игровой деятельности, беседах, упражнениях хорошо формируются дружеские отношения, которые учат детей вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помогать товарищу, нести ответственность перед ровесниками, формировать нормы поведения в обществе.

Огромное влияние на нравственное воспитание оказывает доброжелательная атмосфера воспитателей и всех сотрудников в нашем детском саду: добро, ласка, любовь, гуманность, глубокое уважение к личности ребенка с учетом его особенностей индивидуального развития, доверительное отношения к ребёнку как сознательному, полноправному и ответственному участнику на всех занятиях. Полученные разносторонние знания правил поведения, взаимоотношений и приобретённые хорошие навыки значительно облегчают ребенку дошкольного возраста процесс вхождения в мир себе подобных, в мир взрослых людей.

В детском саду для детей своей группы «Солнышко» организовала кружок «Веселый этикет».

Цель кружка - это воспитание нравственных чувств, привычек, норм поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формирование нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего , от замечания, недовольства взрослых;

2. Воспитание гуманных чувств и отношений к окружающему миру;

3. Формирование основ патриотизма и межнациональной дружбы;

4. Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться и получать радости от результатов труда;

5. Умения сочувствовать, сопереживать, порадоваться успехам других детей, не завидовать, делать добро бескорыстно, искренне и охотно;

6. Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и форм общения.

В своей работе с детьми использую различные методы:

- для формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- для формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- для стимулирования хорошего поведения и достигнутых успехов: различное поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Веселого этикета»

1. Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер.

2. Содержание занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий, обеспечиваются их практическая направленность.

3. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.

4. Планирования и организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на диагностической основе.

5. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.

6. Каждое занятие «Веселого этикета» реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.

7. В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей нравственных качеств.

Ведущие формы и методы организации занятий: игра, развлечение, дидактическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, театральные и сюжетно-ролевые игры, коллективно-творческие дела, беседы, инсценировки, чтение художественной литературы по нравственной тематике, выставки рисунков, детских работ.

Работа « Веселого этикета» строится по четырем направлениям.

1.Формирование культуры деятельности в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

2.Формирование навыков общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

3.Формирование культурно-гигиенических навыков.

4.Формирование некоторых элементарных навыков культуры еды.

Результативность работы - этоактивное желание детей вести себя в соответствии с нравственными нормами как на занятиях так и в повседневной жизни, расширение круга знаний об окружающем мире, обогащение словарного запаса, умение культурно общаться и оценивать свои поступки. Проводилась диагностика по развитию у детей нравственных качеств в начале и конце года:«Навыки культуры деятельности», «Навыки личной гигиены и культура еды», «Навыки культуры общения с взрослыми и сверстниками»,которая показала положительную динамику проведенной с детьми работы за год.

За основу была принята методика обследования Корепановой Н.В. и Липчанской Н. В. И можно с уверенностью сказать, что проведенная работа по данной теме способствует полному раскрытию внутреннего мира ребенка, развитию его нравственной личности усвоению им культурных привычек.

В течение всего учебного года проводилась систематическая целенаправленная работа по воспитанию и формированию нравственных качеств и овладению практикой культурного поведения. Разработаны множество конспектов интегрированных занятий, изготовлены различные игры, разные виды театров, собрана обширная картотека стихов, пословиц, загадок, игр, оформлена книга правил поведения. Вместе с детьми отгадывали загадки, разучивали стихи, пересказывали рассказы, сказки. Утро детей начиналось с доброжелательной беседы в кругу, с использованием горящей свечи, под тихую спокойную классическую мелодию. Воспитанники обыгрывали ситуации культурного поведения в сюжетно-ролевых играх во время прогулок, в самостоятельной деятельности.

Для родителей были разработаны папки с играми, стихами, загадками, ситуативными рассказами по социально нравственному воспитанию; советы родителям по нравственному воспитанию «Как я расту», оформлены правила культурного поведения в стихах.

Ушинский говорил: «Только личность может воспитать личность!» Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от нас, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Отдавать себя детям – значит продолжать в них самого себя, свое сознание, свою культуру. Я уверена, что я правильно выбрала свою профессию. И с большим удовольствием хожу на работу, зная, что меня ждут, и любят дети. И общаясь с ними, получаю большой заряд позитивных качеств и энергии.

Библиографический список:

1. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004.

2. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-101.

3. Е.Позина, Т. Давыдова. Какой у вас воспитанный ребенок. – М.: Стрекоза, 2010.

4. С.В. Петерина. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М., 1986.

5. Л.В. Гангнус. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1984. 6. О.С.Богданова. Культура поведения. – М.: Учпедгиз, 1958.

1
Мастер- класс: Формирование речевой культуры ребён...
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возра...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.10.2021

В блогах

Уход за комнатными растениями

Sample Image

В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В каждой группе детского сада есть...

День Земли

Sample Image

Цель денного мероприятия это углубление экологических знаний у  детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все...

Коррекционные часы

Коррекционный час лексическая тема №1 «Наш детский сад»   Понедельник Задачи: 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно -...

Новое на сайте

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы. Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Задачи. 1. Повысить...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, учить рассуждать, анализировать, делать выводы. Какие же опыты провести...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»