нод "Зимующие птицы"

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

Задача: -

Образовательная:

  • Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах);
  • Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в речи.
  • Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
  • Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;
  • Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощью мнемосхем; -

Развивающая:

  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц
  • Развивать наблюдательность, познавательные способности - речь, память, внимание, логическое мышление.
  • Развивать слуховое восприятие; -

Воспитательная:

  • Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
  • Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам.

Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для птиц, предметные картинки о птицах .

Словарная работа ;

  • Им существительные: снегирь, синица, кормушка, корм, перья, чешуйки;
  • Им прилагательные: перелетные, зимующие;
  • Глаголы : замерзают, покидают, улетают, кормить, ухаживать ,заботиться;
  • Синонимы : покидают – улетают, конверт- письмо;

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.

Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму. И подпись: Сорока Белобока.

Воспитатель: Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в лес.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц.

Вводная часть:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. А вот и сама Сорока Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.

Воспитатель: Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?

Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.

Основная часть:

Дети подходят, смотрят и называют птиц: ласточка, скворец, кукушка.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что они улетают в тёплые края.

Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?

Дети: Они замёрзнут от голода и холода.

Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.

Дети называют птиц: синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.

Воспитатель: Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

Пальчиковая игра «Синица»

Эта птичка невеличка

Называется синичка (соединяем большой и указательный палец)

Раз, два, три, четыре, пять

Будет в гости прилетать (имитация полета кистями рук)

Воспитатель: Скажите, как кричит синица? (Свистит) –Давайте послушаем.

Воспитатель: Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

Воспитатель: Скажите, как кричит снегирь? (Щебечет) –Давайте послушаем.

Воспитатель: Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

Педагог предлагает детям изобразить дятла. Дети выполняют гимнастику.

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой–

Все равно он будет мой.

-Скажите, как кричит дятел? (стучит)–Давайте послушаем.

Воспитатель: Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

Воспитатель: Как кричит воробей? (чирикает) – Послушайте.

Воспитатель: Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

Воспитатель: Как кричит голубь? (воркует) –Давайте послушаем

Воспитатель: Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

Воспитатель: Как кричит ворона? (каркает) _Послушайте

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.

Воспитатель: Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Сейчас мы вместе с Сорокой Белобокой поиграем в игру

«Кто какой?».

Воробей какой? – маленький, серый, шустрый.

Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый.

Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый.

 Если у воробья короткий хвост, значит воробей какой? –короткохвостый.

Как подает голос воробей? –чик-чирик.

 Что делает воробей? –чирикает. 

Где живет воробей? - в городе.

 Вот какой замечательный воробей.

Посмотрите на снегиря.

Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый.

Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый.

Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой? -черноголовый.

Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает.

Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку.

Вот какой красивый снегирь.

Посмотрите внимательно на синицу.

Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица? -Желтогрудая синица. 

Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая.

 Как подает голос синица? –тинь-тинь.

Что делает синица? –тинькает.

Где живет синица? -В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку.

Какая замечательная синичка.

Посмотрите внимательно на сороку.

Сорока какая? –ловкая, суетливая.

Если у сороки белые бока, значит какая сорока? –Белобокая.

Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока? -длиннохвостая.

Как подает голос сорока? –тр-тр.

Что делает сорока? –трещит.

Где живет сорока? -в лесах, неподалеку от человека.

Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел.

Дятел какой? –трудолюбивый, шумный.

 Если у дятла длинный клюв, значит какой дятел? -длинноклювый.

 Если у дятла красная голова, значит какой дятел? -красноголовый.

Если у дятла белая грудь, значит какой дятел? -белогрудый.

Как подает голос дятел? -кик-кик.

Что делает дятел? -стучит. Где живет дятел? – в лесу.

Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да).

Воспитатель: Ребята, Сорока Белобока еще хочет с вами поиграть.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке , из каких частей, состоят птицы?

Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)

- Что есть на голове?

- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

- Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

- Опишите крылья.

- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

- Рассмотрите и опишите хвост.

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)

- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает, а кто заботится о них в холодное время года?

(в холодное время года о птицах заботятся люди)

Как заботятся люди о птицах? (люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц. )

А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами.

А какой корм больше всего любит воробей? –семечки.

А какое любимое блюдо у снегиря? - ягоды рябины.

А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым.

А что больше всего любит сорока? -зерно.

А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами.

Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель: Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку», которая стоит на столе.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Воспитатель: Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.

А теперь садитесь на свои места.

Воспитатель: Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это время была с нами. А с ней нам пора прощаться и возвращаться в группу.

 Раз, два, три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе.

Заключительная часть:

Рефлексия: Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?

0
Экологическая викторина " Знатоки природы"
Консультация для родителей «Развитие мелкой мотори...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.05.2022

В блогах

Интегрированное занятие «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Цель: максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в...

Игры для развития произвольности детей

Игры, развивающие произвольность ребенка, снижающие импульсивность и повышенную активность  Тихий колокольчик (для детей с 4 лет) Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности. Дети сидят...

«Развитие и воспитание детей младенческого возраста»

В ФГОС ДО обозначается основной принцип дошкольного образования – «полноценное проживание ребенком всех этапов детства». Создание условий для развития детей младенческого...

Новое на сайте

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое путешествие»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности, умение применить на практике и оперировать полученными знаниями. воспитывать любовь к математике 1...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты»

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта: Актуальность проекта:Весна – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего...