НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе.

  Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №56»                                                               

г. Балаково Саратовской области

 

 

 

 

Конспект

 непосредственной образовательной деятельности

 по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)

в подготовительной к школе группе №10

Путешествие в сказочную страну

  Филиппова Татьяна Александровна 

  воспитатель 1 квалификационной категории

2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель. Закрепление знаний детей о звуке и букве «Р»,

Задачи.

 

1.Совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли.

2. Закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

3. Учить детей составлять слова с буквой «Р».

4. Продолжать находить противоположные по смыслу слова, активизировать в речи детей слово «АНТОНИМ».

5. Развивать общую моторику и координацию движений.

6. Воспитывать доброжелательное отношение при работе в группе.

7. Формировать самоконтроль речи у Ромы, Дениса, Вики и Саши.

8. Развивать память, мышление.

Предварительная работа.

 

- Проведение индивидуальной работы по ознакомлению детей с грамотой.

- Лексические упражнения и игры:

v нахождение местоположения звука «Р» в словах,

v выделение звука «Р» голосом,

v деление двусложных, трёхсложных слов на слоги,

v составление предложений из двух, трёх, четырёх и более слов.

- Сюжетно-ролевая игра «Школа».

 

Материал и оборудование.

Демонстрационный материал.

v Загадки о сказочных героях

v Картинки с изображением волшебников (доброго и злого).

v Картинки с изображением сказочных героев Буратино, Красной Шапочки, Карлсона (весёлые и грустные).

v Банка из - под варенья, корзинка с пирожками, золотой ключик от шкатулки (в которых находятся задания от злого волшебника).

Раздаточный материал.

v Карточки с противоположными по значению словами (по количеству детей).

v Наборы «АБВГДейка» - на троих детей.

Ход.

1 часть. Введение в тему.

Малоподвижная игра «Назови игрушку» (Дети стоят по кругу)

Воспитатель .

-Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

Воспитатель .  Я сейчас вам загадаю загадки о героях сказок, а вы отгадайте героев и назовите авторов этих сказок. (Ответы детей)

 Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её. («Красная Шапочка» Шарль Перо).

Толстяк живёт на крыше

Летает всех он выше

Если ляжешь рано спать

Ты с ним можешь поболтать

Прилетит к тебе в твой дом

Живой, весёлый… Карлсон.  («Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен).

У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный

Что за странный человечек деревянный?

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? («Буратино» Алексей Толстой).

Воспитатель говорит, что герои сказок прислали им свои фотографии и   выставляет героев сказок на доску (все герои грустные). Дети видят героев и отвечают на вопрос

- Какое настроение у всех героев? (Грустное)

-А как можно сказать по- другому?

Воспитатель. Все герои сказок грустные. Но ведь у меня есть волшебная палочка  и знаю, почему они сегодня грустные. Оказывается,  злой волшебник похитил у них из имени звук. Внимательно послушайте и ответьте какой звук? (Воспитатель произносит героев сказок без звука «Р» Буатино, Калсон, Касная Шапочка). (Ответы детей)

Чтобы вернуть им имена надо выполнить все задания злого волшебника и побывать в сказочной стране.

В страну какого звука мы отправимся? (В страну звука Р)

Чтобы отправится, нам нужно вспомнить наше главное правило (Все вместе):

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никогда мы не спешим.

Воспитатель  с волшебной палочкой.

Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.

2 часть.  Характеристика звука (Р). На середине ковра корзинка с пирожками и горшочком масла.  (Дети сидят на ковре по кругу)

Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)

В корзине задание от злого волшебника. Характеристика звука  «Р».Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий). Знание чистоговорок и скороговорок с «Р»

Воспитатель. Какой звук «Р» гласный или согласный? (Ответы детей)

Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».

 Какие знаете чистоговорки со звуком «Р»?

Кто знает скороговорки со звуком «Р»? (Ответы детей).

 Отправляемся в другую сказку.

Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.

3.часть.  Произношение звука (Р) в слогах. Дети открывают глаза, на столе стоит банка из- под варенья, в банке записка от злого волшебника.  Надо придумать слово по первому слогу и разделить его на слоги.

 Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)

РА-_РА-_РА начинается игра.

Надо нам со слогом РА назвать слова. (в начале слова)

Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ. ( в середине слова)

А теперь со слогом РО. (В конце слова)

Наконец со слогом РЕ наступит конец игре.

(Дети называют слова и делят названное слово на слоги)

 Отправляемся в другую сказку.

Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.

4 часть. Произнесение звука (Р) в словах. (Дети открывают глаза, оказываются на поляне где висит на дереве золотой ключик. Под деревом шкатулка (в ней находится задание от злого волшебника), чтобы её открыть надо достать золотой ключик).

Воспитатель.

-Ребята, в какой сказке мы оказались? (Ответы детей).

Посмотрите под деревом шкатулка, а, чтобы её открыть нам надо достать золотой ключик.

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (Достают золотой ключик и открывают шкатулку).

Задание от злого волшебника. Выложить  ступеньки из слов, которые начинаются на букву «Р»

 Воспитатель: Надо выложить ступеньки из слов,

 а слова, которые мы произносим состоят из чего? (Звуков)

А чем звук отличается от буквы? ( Звуки мы слышим, а буквы пишем)

  Воспитатель. Мы уже знакомы с буквой «Р» ( показывает детям букву «Р», сопровождая показ словами)

- Дрожу от страха

До сих пор!-

Воскликнуло полено,-

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

Давайте пропишем букву «Р» в воздухе.

(Буква прописывается в воздухе).

Чтобы его выполнить необходимо вернуться в детский сад, потому что у нас нет с собой букв.

Мы снова закроем глаза и в группе окажемся с вами тогда.

Воспитатель. Чтобы выполнить это задание, надо поделиться на группы. (Дети делятся на группы по три человека и садятся за столы. На столах наборы кубиков АБВГДейка).

Какой звук злой волшебник похитил у сказочных героев? (Ответы детей). А нам нужна буква «Р». Найдите её среди кубиков. Для чего нужны буквы? Все слова ступеньки начинаются с буквы «Р». Я буду вам читать задание злого волшебника, а вы собирать из кубиков данное слово.

На первой ступеньке слово из пяти звуков:

-Первая ступенька:

ВОПРОС:

 В воде озорница играет, резвится

Блестит чешуёй- поплыли со мной (РЫБКА)

- Вторая ступенька слово из четырёх букв:

ВОПРОС:

 Течёт, течёт не вытечет-

Бежит, бежит не выбежит (РЕКА).

-Третья ступенька:

ВОПРОС:

Ползёт наоборот, задом наперёд

Всех клешнёй хватает под водой (Рак).

Дети втроём находят буквы и составляют слова, затем воспитатель предлагает собрать из слов лестницу, чтобы все буквы «Р» были друг над другом с левой стороны. Спрашивает мягкий или твёрдый звук?

Воспитатель. Все задания злого волшебника мы выполнили, всем героям сказок вернули звук и букву (Р), они были какими? (грустными).  Стали какими? (весёлыми). Волшебник был какой? (злой). Стал какой? (добрый). (Ответы детей).

Злой и добрый, какие это слова по значению? (Ответы детей).

Сказочные герои предлагают нам поиграть в игру «Противоположные слова».

Противоположные по значению слова называются – антонимы. (Дети повторяют слово). Вы должны найти антоним к своей карточке.

5 часть. Игра «Противоположные слова»

У детей на столах карточки с картинками, надо найти карточку с противоположным значением.

Карточки с противоположным значением разложены на ковре по кругу. Дети находят слово антоним и встают на место, где лежала карточка. Называют сначала, что нарисовано у них на карточке, затем антоним к ней.

Воспитатель. Как называются противоположные по значению слова? (Ответы детей).

А для чего нужны слова? А для чего нужны предложения?

Ребята, герои сказок рады, что мы им помогли. Давайте составим про них предложения. (Дети составляют предложения с героями сказок).

Рефлексия.

Воспитатель. Где мы сегодня с вами побывали?

Выберите героя сказочной страны, путешествие в которую вам больше всего понравилось. Попрощайтесь с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить ступеньки из слов (ответов на загадки)

-В воде озорница играет, резвится

Блестит чешуёй-поплыли со мной (РЫБКА)

 

Течёт, течёт не вытечет

Бежит, бежит  не выбежит (РЕКА)

 

 

Ползёт наоборот задом на перёд

Всех под водой хватает клешнёй (РАК)

 

 

 

Ответьте: Какой звук «Р» гласный или согласный?

Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».

Произнесите чистоговорки со звуком «Р»

Произнесите скороговорки со звуком «Р».

 

 

 

 

Произнести слова со слогом «РА» в начале слова, со слогом «РУ» в середине слова, со слогом «РО» в конце слова. Все названные слова поделить на слоги. Сколько слогов в слове?

1
Итоговое занятие по формированию элементарных мате...
"В лес за елочкой" Комплексное контрольно - итогов...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.01.2021

В блогах

Консультация для начинающих воспитателей: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах через театрализованную деятельность».

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности...

Сценарий проведения 8 марта на (старшая группа) Алтын балык! Телэклэребезне утэ!

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Взрослые: Ведущая 1 – Ведущая 2 –  Дети: Золотая рыбка –    Репертуар: Стихи на русском языке – шт           на татарском языке...

Новое на сайте

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка»

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка» Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником «Рождество...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Назначение работы: Зимние игры - эстафеты для детей старшего дошкольного возраста. Данные игры научат ребят играть в команде, соревноваться и радоваться успехам своей команды.Материалы: кегли (6), 2 обруча, 2 лопатки...

Конспект беседы по правилам дорожного движения в группе раннего возраста «Наш друг-светофор»

Конспект беседы по правилам дорожного движения в группе раннего возраста «Наш друг – светофор» Цель: формировать элементарные представления о сигналах светофора и о правилах дорожного движения. Задачи: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей слушать песню, понимать ее содержание. «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать у детей потребности в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Новый год» Для средней группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Новый год» Для средней группы Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие»: - Развитие речи детей. - Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. - Обогащение речи детей прилагательными. - Развитие способности словообразования существительных с...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог