НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №56»
г. Балаково Саратовской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
в подготовительной к школе группе №10
Путешествие в сказочную страну
Филиппова Татьяна Александровна
воспитатель 1 квалификационной категории
2016 г.
Приложение
Цель. Закрепление знаний детей о звуке и букве «Р»,
Задачи.
1.Совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли.
2. Закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях, связной речи.
3. Учить детей составлять слова с буквой «Р».
4. Продолжать находить противоположные по смыслу слова, активизировать в речи детей слово «АНТОНИМ».
5. Развивать общую моторику и координацию движений.
6. Воспитывать доброжелательное отношение при работе в группе.
7. Формировать самоконтроль речи у Ромы, Дениса, Вики и Саши.
8. Развивать память, мышление.
Предварительная работа.
- Проведение индивидуальной работы по ознакомлению детей с грамотой.
- Лексические упражнения и игры:
v нахождение местоположения звука «Р» в словах,
v выделение звука «Р» голосом,
v деление двусложных, трёхсложных слов на слоги,
v составление предложений из двух, трёх, четырёх и более слов.
- Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Материал и оборудование.
Демонстрационный материал.
v Загадки о сказочных героях
v Картинки с изображением волшебников (доброго и злого).
v Картинки с изображением сказочных героев Буратино, Красной Шапочки, Карлсона (весёлые и грустные).
v Банка из - под варенья, корзинка с пирожками, золотой ключик от шкатулки (в которых находятся задания от злого волшебника).
Раздаточный материал.
v Карточки с противоположными по значению словами (по количеству детей).
v Наборы «АБВГДейка» - на троих детей.
Ход.
1 часть. Введение в тему.
Малоподвижная игра «Назови игрушку» (Дети стоят по кругу)
Воспитатель .
-Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Воспитатель . Я сейчас вам загадаю загадки о героях сказок, а вы отгадайте героев и назовите авторов этих сказок. (Ответы детей)
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите ей имя её. («Красная Шапочка» Шарль Перо).
Толстяк живёт на крыше
Летает всех он выше
Если ляжешь рано спать
Ты с ним можешь поболтать
Прилетит к тебе в твой дом
Живой, весёлый… Карлсон. («Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен).
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный
Что за странный человечек деревянный?
Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это? («Буратино» Алексей Толстой).
Воспитатель говорит, что герои сказок прислали им свои фотографии и выставляет героев сказок на доску (все герои грустные). Дети видят героев и отвечают на вопрос
- Какое настроение у всех героев? (Грустное)
-А как можно сказать по- другому?
Воспитатель. Все герои сказок грустные. Но ведь у меня есть волшебная палочка и знаю, почему они сегодня грустные. Оказывается, злой волшебник похитил у них из имени звук. Внимательно послушайте и ответьте какой звук? (Воспитатель произносит героев сказок без звука «Р» Буатино, Калсон, Касная Шапочка). (Ответы детей)
Чтобы вернуть им имена надо выполнить все задания злого волшебника и побывать в сказочной стране.
В страну какого звука мы отправимся? (В страну звука Р)
Чтобы отправится, нам нужно вспомнить наше главное правило (Все вместе):
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никогда мы не спешим.
Воспитатель с волшебной палочкой.
Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.
2 часть. Характеристика звука (Р). На середине ковра корзинка с пирожками и горшочком масла. (Дети сидят на ковре по кругу)
Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)
В корзине задание от злого волшебника. Характеристика звука «Р».Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий). Знание чистоговорок и скороговорок с «Р»
Воспитатель. Какой звук «Р» гласный или согласный? (Ответы детей)
Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».
Какие знаете чистоговорки со звуком «Р»?
Кто знает скороговорки со звуком «Р»? (Ответы детей).
Отправляемся в другую сказку.
Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.
3.часть. Произношение звука (Р) в слогах. Дети открывают глаза, на столе стоит банка из- под варенья, в банке записка от злого волшебника. Надо придумать слово по первому слогу и разделить его на слоги.
Воспитатель. В какой сказке мы оказались? (Ответы детей)
РА-_РА-_РА начинается игра.
Надо нам со слогом РА назвать слова. (в начале слова)
Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ. ( в середине слова)
А теперь со слогом РО. (В конце слова)
Наконец со слогом РЕ наступит конец игре.
(Дети называют слова и делят названное слово на слоги)
Отправляемся в другую сказку.
Мы закрываем все глаза, ждут нас с вами чудеса.
4 часть. Произнесение звука (Р) в словах. (Дети открывают глаза, оказываются на поляне где висит на дереве золотой ключик. Под деревом шкатулка (в ней находится задание от злого волшебника), чтобы её открыть надо достать золотой ключик).
Воспитатель.
-Ребята, в какой сказке мы оказались? (Ответы детей).
Посмотрите под деревом шкатулка, а, чтобы её открыть нам надо достать золотой ключик.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (Достают золотой ключик и открывают шкатулку).
Задание от злого волшебника. Выложить ступеньки из слов, которые начинаются на букву «Р»
Воспитатель: Надо выложить ступеньки из слов,
а слова, которые мы произносим состоят из чего? (Звуков)
А чем звук отличается от буквы? ( Звуки мы слышим, а буквы пишем)
Воспитатель. Мы уже знакомы с буквой «Р» ( показывает детям букву «Р», сопровождая показ словами)
- Дрожу от страха
До сих пор!-
Воскликнуло полено,-
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Давайте пропишем букву «Р» в воздухе.
(Буква прописывается в воздухе).
Чтобы его выполнить необходимо вернуться в детский сад, потому что у нас нет с собой букв.
Мы снова закроем глаза и в группе окажемся с вами тогда.
Воспитатель. Чтобы выполнить это задание, надо поделиться на группы. (Дети делятся на группы по три человека и садятся за столы. На столах наборы кубиков АБВГДейка).
Какой звук злой волшебник похитил у сказочных героев? (Ответы детей). А нам нужна буква «Р». Найдите её среди кубиков. Для чего нужны буквы? Все слова ступеньки начинаются с буквы «Р». Я буду вам читать задание злого волшебника, а вы собирать из кубиков данное слово.
На первой ступеньке слово из пяти звуков:
-Первая ступенька:
ВОПРОС:
В воде озорница играет, резвится
Блестит чешуёй- поплыли со мной (РЫБКА)
- Вторая ступенька слово из четырёх букв:
ВОПРОС:
Течёт, течёт не вытечет-
Бежит, бежит не выбежит (РЕКА).
-Третья ступенька:
ВОПРОС:
Ползёт наоборот, задом наперёд
Всех клешнёй хватает под водой (Рак).
Дети втроём находят буквы и составляют слова, затем воспитатель предлагает собрать из слов лестницу, чтобы все буквы «Р» были друг над другом с левой стороны. Спрашивает мягкий или твёрдый звук?
Воспитатель. Все задания злого волшебника мы выполнили, всем героям сказок вернули звук и букву (Р), они были какими? (грустными). Стали какими? (весёлыми). Волшебник был какой? (злой). Стал какой? (добрый). (Ответы детей).
Злой и добрый, какие это слова по значению? (Ответы детей).
Сказочные герои предлагают нам поиграть в игру «Противоположные слова».
Противоположные по значению слова называются – антонимы. (Дети повторяют слово). Вы должны найти антоним к своей карточке.
5 часть. Игра «Противоположные слова»
У детей на столах карточки с картинками, надо найти карточку с противоположным значением.
Карточки с противоположным значением разложены на ковре по кругу. Дети находят слово антоним и встают на место, где лежала карточка. Называют сначала, что нарисовано у них на карточке, затем антоним к ней.
Воспитатель. Как называются противоположные по значению слова? (Ответы детей).
А для чего нужны слова? А для чего нужны предложения?
Ребята, герои сказок рады, что мы им помогли. Давайте составим про них предложения. (Дети составляют предложения с героями сказок).
Рефлексия.
Воспитатель. Где мы сегодня с вами побывали?
Выберите героя сказочной страны, путешествие в которую вам больше всего понравилось. Попрощайтесь с ним.
Составить ступеньки из слов (ответов на загадки)
-В воде озорница играет, резвится
Блестит чешуёй-поплыли со мной (РЫБКА)
Течёт, течёт не вытечет
Бежит, бежит не выбежит (РЕКА)
Ползёт наоборот задом на перёд
Всех под водой хватает клешнёй (РАК)
Ответьте: Какой звук «Р» гласный или согласный?
Произнесите твёрдый звук «Р», мягкий звук «Р».
Произнесите чистоговорки со звуком «Р»
Произнесите скороговорки со звуком «Р».
Произнести слова со слогом «РА» в начале слова, со слогом «РУ» в середине слова, со слогом «РО» в конце слова. Все названные слова поделить на слоги. Сколько слогов в слове?
Комментарии