НОД по развитию речи в средней группе « Жить без ссоры лучше нам!»
Программные задачи:
- Формировать опыт социального взаимодействия – умение находить выход из конфликтной ситуации
- Развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника
- Способствовать сплочению детей в группе , учить с уважением относиться друг к другу
- Создавать условия в группе для обогащения опыта эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов
- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом обращении со взрослыми и сверстниками
- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия , прощания, благодарности, обращения с просьбой
- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, самостоятельное конструирование из разного вида конструктора.
Материал и оборудования: телеграмма, крупный напольный конструктор, наборы мягкого модуля, игрушки ( Медвежонок, волчонок, мяч) , коробка с мелкими игрушками « Дикие животные».
Ход ситуации.
В: Ребята, к нам из леса, пришла телеграмма. Как вы думаете, от кого?
Д: От диких животных
В: о чем могут сообщить нам лесные жители?
Д: У них что-то произошло, беда случилась.
В: Действительно, в лесу произошло наводнение . Водой затопило все полянки в лесу, пострадала берлога медведя, затоплена нора у лисы, зайчатам под кустиками не спрятаться , в жилище волчат много воды. Настоящая беда пришла в лес! Бедные животные просят о помощи. Как вы считаете, можем ли мы им чем нибудь помочь?
Д: Построить новые домики или один большой теремок.
В: Я думаю это правильное решение- построить для зверей теремок, а из чего можно построить?
Д: из конструктора
В: Давайте договоримся, вы будете строить отдельные домики , а потом мы их поставим вместе и обнесем забором , и получится настоящая крепость. Кто еще что может предложить? ( дети предлагают свой вариант, затем разбирают конструктор и строят отдельные домики, наверняка начнут возникать небольшие ссоры из-за недостаточности деталей конструктора)
В: Я вижу что кое-кто из детей начинает ссориться , и на лад наше дело не идёт. Усаживайтесь поудобнее , я расскажу вам и покажу не большую , но поучительную сценку , которая называется « Давай никогда не ссориться». ( беру в руки игрушки Медвежонка и волчонка)
« В тихом лесу , среди березок жили два друга – Медвежонок и Волчонок . Как то раз они пошли на полянку гулять и нашли мяч.
-Медвежонок, я первый буду играть с мячом,- радостно закричал Волчонок.
-Нет, Волчонок, я первый!- не устал уступать другу Медвежонок.
-Я первый!- не унимался Волчонок, а Медвежонок настаивал:
-Нет, я!
Не уступают друг другу друзья. Волчонок обиделся:
-Значит, ты, Медвежонок, мне больше не товарищ!
-Я тоже больше с тобой дружить не буду, -ответил Медвежонок .
Поругались друзья и, обиженные, разошлись по домам».
В: Ребята, расскажите, как вели себя друзья , когда нашли мяч?
Д: Плохо, стали ссориться, кричать, спорить.
В: Почему Волчонок решил не дружить с Медвежонком?
Д: Медвежонок не дал ему первым поиграть с мячом.
В: А как поступил в ответ Медвежонок?
Д: Он тоже не захотел дружить с Волчонком.
В: Почему?
Д: Волчонок не уступил мяч Медвежонку, сам захотел первым поиграть.
В : Как вы думаете , правильно ли поступили друзья?
Д: Нет
В: Как помирить друзей , сделать так, чтобы ссоры не было ?
Д: Надо объяснить им , что друзья должны умет договариваться .
В: О чем можно было договориться?
Д: Играть вместе.
В: Правильно, дети! Мяч хорошо подходит для игры вдвоем, втроем, даже когда друзей много. Давайте в такую в такую игру с мячом поиграем.
( Дети играют в игру « Не пропусти мяч)
В: Итак, что нужно делать , чтобы не ссориться?
Д: Уметь договариваться.
В: Давайте и мы с вами попробуем договориться . Сначала подумаем, сколько нам маленьких домиков нужно, которые мы потом в один терем-теремок объединим?
Д: Столько же , сколько в нем будет жителей.
( дети делятся на пары, тройки , Медведю большой дом будут строить трое детей , лисичке и волку дети могут строить дом попарно , а вот ежику и зайчику могут построить маленькие домики по одному ребенку . Когда домики будут построены, взрослый с помощью детей аккуратно сдвигает их, вокруг построек выкладывается из мягкого модуля забор. Теремок готов к заселению.)
В : Дети, сложно было договариваться друг с другом?
Д: Не сложно.
В: Посмотрите, как хорошо выполнять общее дело , не ссорясь и не ругаясь. Какой прекрасный терем-теремок у нас получился! О нем узнали лесные жители и поспешили к нам.
( даю детям коробку с мелкими игрушками диких животных.)
В: возьмите зверушек и расселите их в своем тереме.
Комментарии