НОД по ознакомлению с народным декоративным творчеством с использованием ИКТ «Волшебная дымка»

Тема: «Волшебная дымка»

Цель: Создание условий для естественного развития детей с учетом гендерной идентичности через художественно-продуктивную деятельность и воспитание доброго, уважительного отношения к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

- закреплять знания детей о творчестве дымковских  мастеров, о художественных традициях в изготовлении игрушек;

- учить детей выделять дымковскую глиняную игрушку от других народных игрушек;

- познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки;

- развивать логическое мышление в дидактических играх;

- формировать самостоятельность при выборе художественно - творческой деятельности;

- воспитывать отзывчивость на просьбу, стремление помочь окружающим.

Художественно – эстетическое развитие:

- развивать эстетическое восприятие;

- учить детей самостоятельно составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки и соответствующую цветовую гамму;

- применять разные средства выразительности при украшении силуэтов дымковской росписью;

- воспитывать интерес к народной игрушке и традициям русского народа.

Предварительная работа: рассматривание натуральных дымковских игрушек выполненных руками художников и мастеров; рассматривание альбомов: «Декоративно – прикладное искусство – 1», «Декоративно – прикладное искусство – 2», «Учимся рисовать. Дымковская игрушка – 2» С. Вохринцевой. Дидактические игры: «Сложи картинку», «Что перепутал художник?». Лепка из пластилина дымковских игрушек. Рисование элементов дымковской росписи. Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка». Игры на интерактивной доске по теме непосредственно образовательной деятельности. Просмотр презентации «Дымковская слобода».

Развивающая предметно – пространственная среда: «Русская горница», музыкальный центр, интерактивная доска, площадь всей группы.

Материалы: глина, фигурки дымковской лошадки белого, рыжего, коричневого цвета, дымковские фигурки народных умельцев; шаблоны: кони, козлики, дымковские барышни, курочки и петушки; дидактическая игра «Найди одинаковые картинки»; для росписи: гуашевые краски, кисти №1, №2, №3, фломастеры, восковые карандаши, ватные палочки; для аппликации: круги из цветной бумаги, клей ПВА, кисти для клея, гелиевые цветные ручки, медальоны с изображением дымковских игрушек. Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии.

Участники:

- дети старшей группы №1 в количестве 22 ребенка;

- Хозяюшка – С.В. Завьялова - воспитатель старшей группы №1;

- Дед – К.А. Семеняк - младший воспитатель старшей группы №1;

- Марья – искусница – О.Н. Матлак – воспитатель подготовительной группы.

Ход:

Педагог: Ребята, хотите отправиться в сказку, туда, где…

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке всё кругом.

Там любили песни, пляски.

Там рождались чудо – сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как берёзки

Кружочки. Черточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Голубые дали и село большое

Дымково назвали.

(Просмотр слайдов презентации о селе Дымково)

Педагог: Вот мы с вами очутились на берегу реки Вятки. Здесь раскинулось глиняное Дымковское царство – государство. Давайте заглянем вот в эту избу.

(дети проходят в Русскую горницу, располагаются на лавках)

Сцена: Хозяюшка прядет на прялке, дед играет на балалайке.

Хозяюшка: Дед, скоро ярмарка «Свистунья», что на ярмарку повезём? Чем детишек позабавим, народ честной удивим?

Дед: А, я ещё с осени на берегу реки Вятки такое чудо накопал, ох и замечательные игрушки налепим, а какие звонкие свистульки получатся, свист слышно будет на всю Дымковскую слободу! Сейчас принесу из чулана.

(дед выходит из горницы, видит детей, удивляется, приглашает в гости, приносит ведерко с глиной)

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, располагайтесь, где вам удобно. Мы вот с дедушкой задумали игрушки мастерить, а вы умеете игрушки мастерить?

(выслушиваются ответы детей)

Хозяюшка: из какого материала сделаны ваши игрушки?

Дети: пластмассы, металла, ткани, бумаги, дерева.

Хозяюшка: у нас в Дымковской слободе игрушки лепят из чего, вы можете узнать, если отгадаете мою загадку:

В земле скрывается,

В руках преображается.

Огнём закаляется,

В игрушки превращается.

(Глина)

(дети отгадывают загадку)

Хозяюшка: дедушка, раздай детям по комочку глины, пусть потрогают, помнут её, попробуют что – либо слепить.

(дети лепят из глины)

Хозяюшка: дети, расскажите о глине, какая она?

Дети: глина мягкая, пластичная.

Хозяюшка: как вы думаете можно из неё лепить?

Дети: да, из глины можно лепить.

Хозяюшка: вы любите лепить? Из какого материала вы лепите? Что вам нравится лепить? Из глины что бы вы слепили?

Хозяюшка: берега нашей реки Вятки богаты отличной глиной и речным песком, пригодные для керамического промысла. Издавна живут в нашей Дымковской слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву весёлые яркие игрушки. Игрушки эти лепили и раскрашивали только женщины и дети. Зимой, когда в поле и в огороде не было работы, струился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печке эти знаменитые игрушки. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «Свистунью». Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню! На празднике свистели и гудели на все лады и взрослые, и дети.

            Создание дымковской игрушки – трудоёмкое ручное производство. Народные мастера Дымково говорят «Игрушка должна три раза родиться. Первый раз она рождается, когда её вылепят из красной глины, эта игрушка очень ломкая. Чтобы игрушка окрепла, её надо обжечь. От сильного жара она раскаляется. Теперь она вся темно - коричневая, зато крепкая. Так игрушка рождается во второй раз, проходит испытание огнём. Потом её раскрашивают – так она рождается третий раз».

Хозяюшка: дети, кто из вас знает, как игрушка становится белой?

(дети высказывают свои предположения)

Хозяюшка:   Просушенные игрушки обжигали 3 – 4 часа в русской печи. Остывшие фигурки белили мелом, разведенным в молоке, ещё раз просушивали и затем расписывали водяными красками, растертыми на яичном желтке. Для росписи использовали самодельные лучинки – палочки.

(Рассказ сопровождается показом действий)

Хозяюшка обращается к детям: Какими же узорами украшали дымковские мастера свои игрушки?

Дети: клеточки, колечки, круги, полоски.

Хозяюшка: Какие цвета использовали в окрашивании фигурок?

Дети: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный, фиолетовый, оранжевый.

Хозяюшка: кроме яркой и своеобразной росписи, дымковскую игрушку украшали кусочками сусального золота.

            Народ в Дымковской слободе был не только трудолюбивый, но и весёлый. Любили поиграть в народные игры, например, «Золотые ворота». А вы, дети, хотите в эту игру поиграть?

Дети: да.

(проводится игра «Золотые ворота»)

Хозяюшка: веселиться хорошо, а что на ярмарку «Свистунью» повезем? Чем людей порадуем? Может вы, ребята, нам с дедушкой поможете?

Дети: конечно поможем.

Хозяюшка: у меня красивые картинки имеются с изображением дымковских игрушек, для мальчиков: козлики, кони, барашки, а для девочек: барышни – водоноски, барыни – щеголихи, няньки. Выбирайте, дети, кому какая картинка больше нравится.

(дети выбирают картинки по желанию)

Хозяюшка: Ну, вот беда, в нашей горнице украсить ваши картинки нечем, что же нам ребята делать?

(дети выдвигают различные версии)

Хозяюшка: может нам к Марье - искуснице отправиться?

Дети: да, Марья – искусница большая рукодельница.

Хозяюшка: путь к Марье – искуснице нелёгок, ведь она живет в тридевятом царстве – государстве, чтобы к ней попасть, нам надо выполнить следующие задания.

(детям предлагается пройти в группу, поделиться на три команды, подойти к столам, на которых находятся картинки с изображением дымковских игрушек, Хозяюшка дает инструкцию к дидактической игре «Найди одинаковые картинки»)

Проводится дидактическая игра: «Найди одинаковые картинки»

Появляется Марья – искусница, обращается к детям.

Марья – искусница: Здравствуйте, гости дорогие, зачем пожаловали?

Дети: мы хотим помочь дедушке и хозяюшке сделать дымковские игрушки на ярмарку «Свистунью».

Марья – искусница: в моей мастерской много разных диковинок для украшения дымковских игрушек, думаю вам они понравятся, но сначала давайте пройдем за столы, если у вас в руках силуэт курочки и петушка, то занимайте место там, где на столе клей и тарелочки с цветными кружками, если у вас силуэт лошадки, козлика, барашка, барышни, то вы садитесь за стол, где находятся гуашевые краски, фломастеры.

( дети располагаются за столами)

Марья – искусница: предлагаю курочек и петушков украсить аппликацией из элементов дымковских узоров и росписью цветными гелиевыми ручками, а барышень, козликов, барашков, коней – гуашью, восковыми карандашами, фломастерами по желанию. Для того, что бы кружочки при рисовании гуашью были круглыми, можно использовать ватные палочки.

Прежде чем, вы приступите к украшению своих дымковских игрушек, предлагаю поиграть с моим «волшебным окном».

Игра «Художник»

(на интерактивной доске – дети выбирают самостоятельно дымковскую игрушку, элементы дымковской росписи и цветовую гамму.)

Марья – искусница: каждый из вас уже придумал свой узор из элементов дымковской росписи, можно начинать украшать свои игрушки, кто из вас расскажет -   какими элементами будет украшать свою игрушку?

(рассказывают 2 – 3 ребенка)

Марья – искусница: дети, давайте разогреем свои пальчики и приступим к работе.

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

(дети украшают свои силуэты под русскую народную плясовую мелодию)

Марья – искусница: свои украшенные силуэты дымковских игрушек приносим на стол - прилавок. Сколько красивых дымковских изделий у нас появилось, пора на ярмарку!

Хозяюшка: ребята, вы такие молодцы! Спасибо вам. Можно ярмарку «Свистунью» начинать, людей радовать.

(звучит весёлая музыка, Хозяюшка, Марья – искусница и Дед приглашают детей и гостей на ярмарку, зазывая шутками - прибаутками, весёлыми поговорками).

Итог НОД:

Хозяюшка: ребята, вам понравилась ярмарка? Что вы купили на ней? Почему вы выбрали именно эту игрушку? Какое название носит ваша игрушка? Почему дымковские мастера говорили, что дымковская игрушка рождается три раза?

Марья – искусница: дети, вам понравилось в моей мастерской? Что вы использовали для украшения своих игрушек? За то, что вы оказали помощь Хозяюшке и дедушке, побывали в моей мастерской, дарю вам на память медальончики. (Рефлексия)

0
НОД по безопасности с использованием ИКТ в старшей...
Коллективная НОД по изобразительному творчеству в ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.02.2020

В блогах

Этноэтикет. Традиции семейного воспитания.

Этноэтикет. Как известно, в многонациональном обществе люди создают вокруг себя мир взаимоотношений, который регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для данных этнических...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием здоровье сберегающих технологий во второй…

Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, художественно эстетическое развитие. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная. Задачи: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; ...

Развлечение

Сценарий музыкального развлечения для детей старшей группы Развлечение «Волшебный мир музыки» Цель: Привлечь внимание детей к красоте звуков природы. Закрепление основ музыкальной грамоты ...

Новое на сайте

Электронное портфолио воспитателя

Электронное портфолио воспитателя

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот…

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного спортивного развлечения «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» предназначен для музыкальных руководителей, инструкторов...

Чтение художественной литературы. Мастер-класс для младших воспитателей

Чтение художественной литературы Мастер-класс для младших воспитателей Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность. Быть вместе с детьми, их занимать, воспитывать, развивать –...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог