НОД по экологии " В зимнем лесу Кузбасса"(старшая группа).

Выполнил Шемякина Марина Андреевна,

 воспитатель МАДОУ №9 Сказка г.Топки Кемеровской области

НОД по экологии.

«В зимнем лесу  Кузбасса»

Цель: Обобщить и систематизировать накопленный речевой материал по теме «зима», познакомить с картиной    и Ивана  Шишкина « Зима».

Задачи:

- обобщение представлений о зиме , зимних явлениях в природе;

-расширение, уточнение, актуализация словаря по теме « Зима»;

-совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного восприятия изображаемого;

-совершенствование  синтаксического строя речи, предложения с противопоставлением;

-совершенствование навыка слогового анализа слова;

Оборудование: снег, лед, запись звука вьюги и ветра в зимнем лесу, изображение картин на экране, И Шишкина  «Зима», мяч.

В ходе занятия использованы стихотворение Никитина « На дворах и домах..», для подготовки занятия использовалась следующая литература « Четыре времени года» Н. В Нищеева, С-П 2015 год, Комлексные занятия для старшей группы по ФГТ, « Материал к занятиям по развитию речи» Т.И Подрезова, М. ,Айрис пресс, 2008г.

Этап занятия Ход занятия примечания

Введение темы

Упражнение

«Узнай по запаху»

Упражнение « Сравни и расскажи»

Беседа о зиме и ее  приметах

Динамическая пауза

Составление и прослушивание рассказа по картине

- На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

 Из- под черных кудрей…

Здравствуй, гостья зима!

 Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

-О каком времени года идет речь , кого приветствует автор стихотворения?

 - Сегодня мы продолжим разговор о зиме, вспомним то, о чем мы уже говорили, познакомимся с изображение зимнего леса в картинах известных художников.

- .А теперь скажите ,какие звуки вы услышали, когда входили в зал?(д. шум ветра и вьюги)

 -Ребята,  а вьюга какая?(холодная, злая , колючая)

- А ветер какой ?(зимний , студеный, злой)

-Закрыв глаза, вдохните глубоко воздух и попробуйте определить, какой запах вы почувствовали?(…..)

- Да, ребята, вы угадали, это действительно снег.

-Снег и лед , эти явления связаны с приходом зимы. Возьмите по кусочку льда и снега  в руки , теперь сравним их и расскажем об этом.  Я буду начинать предложения , а вы продолжите и завершите.

  Снег мягкий, а ( лед твердый)

   Снег пушистый , а( лед  гладкий)

Снег белый, а (лед  прозрачный)

Снег тает быстрее, а (лед медленнее.)

-очень хорошо, молодцы.

- На предыдущих занятиях мы с вами говорили зиме, о том, что происходит в природе с ее приходом. ( повторяем приметы зимы)

- Ребята, а  каков лес зимой?( тихий, холодный , пустой..)

  Сейчас  я предлагаю вашему вниманию картину с изображением леса Кузбасса зимой.

Прошу вас рассказать о том, что вы видите, и используйте  в своей речи слова, отвечающие на вопрос какой?

- Какое время года наступило?( наступила холодная зима)

-Что лежит на деревьях , земле?( на деревьях и земле лежит пушистый снег)

-Какие деревья зимой?(деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими)

-Какое небо? (небо высокое и ясное)

-Какой  воздух?( воздух морозный и чистый)

 Молодцы, вы очень хорошо ответили на мои

 вопросы, прогуляемся по зимнему лесу..

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете, карликами стали дети.

А потом все дружно встали, великанами мы стали.

Дружно хлопаем в ладоши,

Дружно  топаем ногами, хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Прошу вас обратить внимание на экран, на нем вы видите картину  Ивана    Шишкина« Зима»

 Сейчас    Матвей и Степан            нам расскажет о том, что нарисовано на картине,  а вы внимательно слушайте и позже мы выслушаем ваши дополнения.

  Рассказ ребенка. (Д .з дано заранее)

Рассказ по картине  «Зимний вечер» Игоря  Грабаря. Выступление ребенка, подготовленного заранее.

 Текст. На картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля и крыша баньки и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садиться солнце и  небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный  вечер. За банькой и вдалеке виден лес

Звучит  звуковая запись вьюги и ветра. На слайде изображение зимы.

Нюхаем контейнер со снегом и льдом.

Слайд с изображение леса Кузбасса зимой.

Рассказ по картине « Зима»:

-На картине « Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и молоденьких елочках .Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое, морозное небо .Воздух в лесу чистый и холодный. На ветках старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

Игра  с мячом

 « Какой лес?»

« Бывает-не бывает»

- Ребята, во время рассказа        прозвучало слово « ельник», кто-нибудь может предположить, что это такое?

-Ельник, это лес из елей. Давайте вспомним, как называется лес из других пород деревьев растущих в Кузбассе. Я предлагаю встать в кружок, я называю породу дерева , а вы название леса, где растут эти деревья.

-Лес из осин, осиновый лес(осинник)

-лес из берез, березовый лес( березняк)

-лес из дубов, дубовый лес(дубрава)

-лес из лип, липовый лес( липняк )

-лес из сосен, сосновый лес( сосняк)

- лес из елей( ельник)

Я предлагаю поиграть еще в одну игру  с мячом« Бывает- не бывает» Я буду называть то , что я видела в лесу, а  вы, если  это возможно и бывает ,ловите мяч, если нет, отталкиваете его.

- в лесу зимой я встретила серого зайца..(не бывает, заяц меняет цвет шерсти зимой)

-я видела скачущую белку( бывает)

- на ней была рыжая , яркая шубка( не бывает, шерсть становится бурой, серой)

- на полянке мы наблюдали за медведицей с медвежатами( зимой этого не бывает, медведи появятся весной, выводок появится ближе к весне)

- птичка- кедровка в лесу ловко щелкала орехи

(бывает, кедровка питается кедровыми орехами – в лесу заливисто поет иволга и ей попевает воробей( иволга не зимует в наших лесах, это перелетная птица)

-Возле болота прыгали лягушки и ловили ртом комаров( не бывает, лягушки впадают в анабиоз, комары появляются только с приходом весны)

-постукивание дятла далеко раздавалось в морозном  воздухе( бывает)

 
Раздели слова на слоги

Ребята, пока мы гуляли по лесу,  на нашу поляну прилетели птицы.

- Как вы думаете, каких птиц мы встретим в зимнем лесу Кузбасса?(….)

-Молодцы, а теперь разделим слова на слоги и посчитает количество слогов.

Сне-гирь, - 2 слога;

си- ни-ца,-3 слога; 

дя-тел, во-ро-бей, ке-дро-вка, во-ро-на, сви-ри-стель…

 
 Подведение итогов

-Здорово, вы справились сегодня со всеми заданиями, я вами очень довольна.

Мы рассматривали с вами картины.

-Кто же их написал?

 -Какая из картин вам понравилась больше?

 -О чем же мы сегодня беседовали?

-Что больше всего вам понравилось?

 ( спасибо за внимание)

 
Резервное задание

Заучивание стихотворения о зиме.

-Федор Тютчев

 Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

 И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 
0
Нод по развитию речи "ПДД"
Люблю березу русскую
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.01.2020

Комментарии

"Картотека пальчиковых игр со словами для детей 2-3 лет"
27 января 2020
Уважаемая Лиана Галимьяновна!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyho...
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.
27 января 2020
Уважаемая Янита!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyhome.ru в разде...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе
27 января 2020
Уважаемая Эльвера Джалиловна!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyho...

В блогах

Из опыта работы "Применение техники пальчикового рисования в художественно-эстетическом развитии с детьми раннего дошкольного возраста".    

Применение техники пальчикового рисования в художественно-эстетическом развитии с детьми раннего дошкольного возраста.      Техника пальчикового письма появилась много тысячелетий назад, но...

Игровая программа по правилам дорожного движения

  Игровая программа по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста   Звучит фонограмма русской народной плясовой музыки. Дети одеты в русско-народные...

Конспект непосредственной организованной деятельности по организации работы по развитию речи детей в средней группе на…

Задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ о животных с описанием среды обитания, питания, их внешнего вида; Развивать внимание, память воображение; Воспитывать интерес...

Новое на сайте

Новогодний праздник в подготовительной группе «Серебряное копытце»

Новогодний праздник в подготовительной группе «Серебряное копытце» Под музыку дети, держась за руки, вбегают в зал. Встают в круг возле ёлки. Ведущий. Как красиво в нашем зале! Мы гостей сюда позвали. Веселись честной народ! Все: Мы встречаем Новый год! Дети: 1. С...

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Колыбельная для Ванечки»

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Колыбельная для Ванечки» Цель: воспитывать интерес к малым формам устного народного творчества – колыбельная Задачи: познакомить детей с колыбельной песней; учить слушать и воспринимать песенку; активизировать словарь детей: колыбельная, люлька, малыш...

Эссе по мотивам художественного фильма «Первоклассница» (Версия от 1948-го года)

Эссе по мотивам художественного фильма «Первоклассница» (Версия от 1948-го года) Героиня фильма – девочка Маруся в возрасте 7-ми лет, поступающая на учёбу в 1-й класс школы. Этому возрасту и событию свойственен определённый круг педагогических проблем в воспитании...

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Формирование слоговой структуры слова в дидактических…

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Формирование слоговой структуры слова в дидактических играх» Цель: формирование слоговой структуры слова через различные виды игр: дидактические, настольные, сюжетно-ролевая. Задачи: - закрепить умение делить слова на слоги; - отработка навыков...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог