НОД по экологии " В зимнем лесу Кузбасса"(старшая группа).

Выполнил Шемякина Марина Андреевна,

 воспитатель МАДОУ №9 Сказка г.Топки Кемеровской области

НОД по экологии.

«В зимнем лесу  Кузбасса»

Цель: Обобщить и систематизировать накопленный речевой материал по теме «зима», познакомить с картиной    и Ивана  Шишкина « Зима».

Задачи:

- обобщение представлений о зиме , зимних явлениях в природе;

-расширение, уточнение, актуализация словаря по теме « Зима»;

-совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного восприятия изображаемого;

-совершенствование  синтаксического строя речи, предложения с противопоставлением;

-совершенствование навыка слогового анализа слова;

Оборудование: снег, лед, запись звука вьюги и ветра в зимнем лесу, изображение картин на экране, И Шишкина  «Зима», мяч.

В ходе занятия использованы стихотворение Никитина « На дворах и домах..», для подготовки занятия использовалась следующая литература « Четыре времени года» Н. В Нищеева, С-П 2015 год, Комлексные занятия для старшей группы по ФГТ, « Материал к занятиям по развитию речи» Т.И Подрезова, М. ,Айрис пресс, 2008г.

Этап занятия Ход занятия примечания

Введение темы

Упражнение

«Узнай по запаху»

Упражнение « Сравни и расскажи»

Беседа о зиме и ее  приметах

Динамическая пауза

Составление и прослушивание рассказа по картине

- На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

 Из- под черных кудрей…

Здравствуй, гостья зима!

 Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

-О каком времени года идет речь , кого приветствует автор стихотворения?

 - Сегодня мы продолжим разговор о зиме, вспомним то, о чем мы уже говорили, познакомимся с изображение зимнего леса в картинах известных художников.

- .А теперь скажите ,какие звуки вы услышали, когда входили в зал?(д. шум ветра и вьюги)

 -Ребята,  а вьюга какая?(холодная, злая , колючая)

- А ветер какой ?(зимний , студеный, злой)

-Закрыв глаза, вдохните глубоко воздух и попробуйте определить, какой запах вы почувствовали?(…..)

- Да, ребята, вы угадали, это действительно снег.

-Снег и лед , эти явления связаны с приходом зимы. Возьмите по кусочку льда и снега  в руки , теперь сравним их и расскажем об этом.  Я буду начинать предложения , а вы продолжите и завершите.

  Снег мягкий, а ( лед твердый)

   Снег пушистый , а( лед  гладкий)

Снег белый, а (лед  прозрачный)

Снег тает быстрее, а (лед медленнее.)

-очень хорошо, молодцы.

- На предыдущих занятиях мы с вами говорили зиме, о том, что происходит в природе с ее приходом. ( повторяем приметы зимы)

- Ребята, а  каков лес зимой?( тихий, холодный , пустой..)

  Сейчас  я предлагаю вашему вниманию картину с изображением леса Кузбасса зимой.

Прошу вас рассказать о том, что вы видите, и используйте  в своей речи слова, отвечающие на вопрос какой?

- Какое время года наступило?( наступила холодная зима)

-Что лежит на деревьях , земле?( на деревьях и земле лежит пушистый снег)

-Какие деревья зимой?(деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими)

-Какое небо? (небо высокое и ясное)

-Какой  воздух?( воздух морозный и чистый)

 Молодцы, вы очень хорошо ответили на мои

 вопросы, прогуляемся по зимнему лесу..

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете, карликами стали дети.

А потом все дружно встали, великанами мы стали.

Дружно хлопаем в ладоши,

Дружно  топаем ногами, хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Прошу вас обратить внимание на экран, на нем вы видите картину  Ивана    Шишкина« Зима»

 Сейчас    Матвей и Степан            нам расскажет о том, что нарисовано на картине,  а вы внимательно слушайте и позже мы выслушаем ваши дополнения.

  Рассказ ребенка. (Д .з дано заранее)

Рассказ по картине  «Зимний вечер» Игоря  Грабаря. Выступление ребенка, подготовленного заранее.

 Текст. На картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля и крыша баньки и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садиться солнце и  небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный  вечер. За банькой и вдалеке виден лес

Звучит  звуковая запись вьюги и ветра. На слайде изображение зимы.

Нюхаем контейнер со снегом и льдом.

Слайд с изображение леса Кузбасса зимой.

Рассказ по картине « Зима»:

-На картине « Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и молоденьких елочках .Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса светлая поляна. Над ней высокое, морозное небо .Воздух в лесу чистый и холодный. На ветках старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

Игра  с мячом

 « Какой лес?»

« Бывает-не бывает»

- Ребята, во время рассказа        прозвучало слово « ельник», кто-нибудь может предположить, что это такое?

-Ельник, это лес из елей. Давайте вспомним, как называется лес из других пород деревьев растущих в Кузбассе. Я предлагаю встать в кружок, я называю породу дерева , а вы название леса, где растут эти деревья.

-Лес из осин, осиновый лес(осинник)

-лес из берез, березовый лес( березняк)

-лес из дубов, дубовый лес(дубрава)

-лес из лип, липовый лес( липняк )

-лес из сосен, сосновый лес( сосняк)

- лес из елей( ельник)

Я предлагаю поиграть еще в одну игру  с мячом« Бывает- не бывает» Я буду называть то , что я видела в лесу, а  вы, если  это возможно и бывает ,ловите мяч, если нет, отталкиваете его.

- в лесу зимой я встретила серого зайца..(не бывает, заяц меняет цвет шерсти зимой)

-я видела скачущую белку( бывает)

- на ней была рыжая , яркая шубка( не бывает, шерсть становится бурой, серой)

- на полянке мы наблюдали за медведицей с медвежатами( зимой этого не бывает, медведи появятся весной, выводок появится ближе к весне)

- птичка- кедровка в лесу ловко щелкала орехи

(бывает, кедровка питается кедровыми орехами – в лесу заливисто поет иволга и ей попевает воробей( иволга не зимует в наших лесах, это перелетная птица)

-Возле болота прыгали лягушки и ловили ртом комаров( не бывает, лягушки впадают в анабиоз, комары появляются только с приходом весны)

-постукивание дятла далеко раздавалось в морозном  воздухе( бывает)

 
Раздели слова на слоги

Ребята, пока мы гуляли по лесу,  на нашу поляну прилетели птицы.

- Как вы думаете, каких птиц мы встретим в зимнем лесу Кузбасса?(….)

-Молодцы, а теперь разделим слова на слоги и посчитает количество слогов.

Сне-гирь, - 2 слога;

си- ни-ца,-3 слога; 

дя-тел, во-ро-бей, ке-дро-вка, во-ро-на, сви-ри-стель…

 
 Подведение итогов

-Здорово, вы справились сегодня со всеми заданиями, я вами очень довольна.

Мы рассматривали с вами картины.

-Кто же их написал?

 -Какая из картин вам понравилась больше?

 -О чем же мы сегодня беседовали?

-Что больше всего вам понравилось?

 ( спасибо за внимание)

 
Резервное задание

Заучивание стихотворения о зиме.

-Федор Тютчев

 Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

 И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 
0
Нод по развитию речи "ПДД"
Люблю березу русскую
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.09.2020

В блогах

Дидактическая игра «Уроки Мойдодыра»

Sample Image

Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Воспитание культурно-гигиенических навыков одна из важных составляющих. Воспитанники должны осознать, что если они регулярно...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада Автор: Федоренко Раиса Михайловна Воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка» г. Когалым Тема: «Моя маленькая ...

Чтобы дошкольник был здоров!

Витамины и минералы: чтобы ребенок был здоров! Витамины и минералы жизненно важны для каждого из нас: эта истина известна со школьных...

Новое на сайте

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга по нраву,  другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один – черкеску носит...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро»

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения в совместную деятельность. Повышать статус творческих отношений. Задачи: Оказать педагогам помощь в приобретении опыта проведения совместных мероприятий с...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки»

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. 2. Речевое развитие Обогащать словарный запас...

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Дата основания: 1986 год. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кисловский детский сад «Росинка». Юридический адрес: Фактический адрес: Тел. Адрес электронной почты: сайт: www.doukislovo.ucoz.ru Учредитель:...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог