Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Блокада Ленинграда»

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №111 присмотра и оздоровления

Невского района  Санкт - Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность

в старшей группе.

Тема: «Блокада Ленинграда»

Использованная образовательная технология:

- информационно-коммуникационная технология

Выполнила: воспитатель Оболяева Наталья Сергеевна

Санкт-Петербург

2017 год

Цель: формировать представления детей о Блокаде Ленинграда.

Задачи:

Образовательные:

-         формировать преставления о жизни жителей родного города в дни Блокады.

Развивающие:

-         развивать любознательность, память, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу, уважение к людям пережившим Блокаду.

Слайд 3

Фашисты хотели захватить нашу страну и уничтожить значительную часть её населения. Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.

Слайд 4

Посмотрите на карту. Там где земля нарисована коричневым цветом находились войска фашистов. Они стремились взять наш город в кольцо.

Слайд 5

Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль.

Слайд 6

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

Слайд 7

А женщины рыли окопы вокруг города.

Слайд 8

Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

Слайд 9      

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Слайд 10

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Слайд 11

Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

Слайд 12

На Невском проспекте есть надпись одна,

             И трудно сейчас нам поверить,

             Что именно это была сторона

             Опасной при артобстреле.

      Зачем эту надпись наш город хранит?

      Чтоб взрослые знали и дети:

     «Ничто не забыто, никто не забыт!»

     Чтоб помнили все строчки эти.

Вскоре настала зима – блокадная зима 1941 – 1942 гг. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей Ленинграда. Самым страшным испытанием стал голод. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, целлюлозы.

Ломтик хлеба, кружка кипятка, ложка жиденькой каши — вот и вся еда на целый день блокадного ленинградца.

Представьте хлебную карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

Слайд 13

Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

Слайд 14

Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. В городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Но люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками продолжали жить, трудиться и бороться.

Слайд 15

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

Слайд 16

Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они помогали медсёстрам в госпиталях и то же работали на заводах и фабриках.

Слайд 17

А в школах шли занятия и работала центральная библиотека.

Слайд 18

Правительство страны делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках.

 Слайд 19

 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбил « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

По Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни».

Слайд 20

Не смотря на голод и холод, Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,  поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

 

Прошло  более 70-ти лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в памятниках и мемориальных комплексах.

Слайд 21

Памятник «Цветок жизни» возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады. Вокруг каменного цветка посажено 900 берёз, символизирующих 900 блокадных дней.

Слайд 22

А этот памятник называется «Дневник Тани Савичевой». Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники. Такой дневник — потрясающий документ. Его нельзя читать без слёз.

  9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет…

 Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Слайд 23                

Памятник «Разорванное кольцо» посвящённый «Дороге жизни»

«Потомок знай! В суровые года Верны народу, долгу и Отчизне. Через торосы Ладожского льда, Отсюда мы вели Дорогу жизни. Чтоб жизнь не умирала никогда».

Слайд 24

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.     Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.Рядом с ними солдаты-красноармейцы.Всею жизнью своей они защищали тебя, Ленинград.

От голода умерло 640 тыс. мирных жителей

От боевых действий —  235 тыс. человек.

Слайд 25

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, дети, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.

Слайд 30

Сегодня мы увидели, какой ценой нам далась победа — ценой миллионов жизней, в том числе и детских.

И поэтому   сегодня сравнивая жизнь того времени и нашего бережно относитесь к тому, что имеете: цените и берегите своих родителей,  знайте цену каждой крошечке хлеба, радуйтесь мирному небу и каждому дню.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

0
Серия опытов-экспериментов по ознакомлению со свой...
Непосредственно образовательная деятельность в ста...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.11.2022

В блогах

НОД в старшей группе «По дороге к Снежной королеве»

Конспект НОД в старшей группе «По дороге к Снежной королеве»   Воспитатель: Матвиенко Марина Михайловна ГБОУ гимназия им. С.В. Байменова СП «Детский сад «Сказка» города...

Использование мини-робота Вее - Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста

Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей сегодня невозможно представить без использования...

ДОКЛАД «Продуктивная деятельность как условие активизации речи детей раннего возраста»

28 мая 2021 года сотрудники ГКУЗ «Специализированный дом ребенка» приняли участие в работе медико-педагогической конференции посвященной вопросам развития речи детей...

Новое на сайте

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. В связи с появлением новых материалов для лепки, появляются и различные техники выполнения работ...

Конспект НОД «Новогодний календарь»

Конспект НОД «Новогодний календарь» Цель: Развитие основных физических качеств в двигательно – игровой деятельности. Задачи: Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания. Развивать внимание, быстроту, ловкость, координационные способности, творческое воображение. Воспитывать умение дружно, сообща действовать в коллективе, выполнять правила игры. Оборудование:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую Развивающие: Развивать...

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного творчества; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; закрепить знания правил поведения при неблагополучных...