Алеся еще не указала никакой информации ...

Музейная педагогика

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)

(из опыта работы)

 

 

 «Корни всех проблем нашего общества лежат в сфере нравственности»

                                                                                                                               В.В. Путин

 

     Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность.

     Все чаще я стала замечать, что представление юного поколения о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. И вот, беседуя с детьми в преддверии 70-летия Великой Отечественной войны, я задала им вопрос, что такое музей. И столкнулась с проблемой. Дети мало знают, а многие и совсем не знают, что такое музей. Я пообщалась с родителями на эту тему, оказывается, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. Многие мамы и папы не увлекаются такого рода экскурсиями.А ведь еще Лев Николаевич Толстой говорил, что страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание.

     В погоне за достойной жизнью родители забывают о том, что, помимо материальных ценностей, в детей нужно капля за каплей вкладывать и духовные. Их внутренний мир в дошкольном возрасте настолько богат и глубок, а ум пытлив, что если не обращать на него внимания сейчас, он зачерствеет и потом, уже будет сложно заинтересовать и привить им интерес к культурно-духовному познанию. «Это стол – он деревянный, за ним едят» - объясняют родители. Но вопросы кто его сделал, из какого дерева, какой путь он проделал прежде чем попасть в дом? - нет. А ведь они мучают юного почемучку. Но часто остаются без ответа, тем самым, гасится пламя любознательности и, как следствие понижается эрудированность малыша. А ведь именно построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

     В результате анкетирования родителей группы я выявила, что лишь 4%, а это всего одна семья посетила музей со своим ребенком. Не у каждой семьи есть возможность посетить с ребенком музей. Пусть в миниатюре, но я решила исправить эту ситуацию.

      Я – воспитатель и несу ответственность не только за жизнь, здоровье и качество образования своих воспитанников, но и обогащение их духовных интересов, расширение кругозора. И я нашла для себя удивительную образовательную технологию – музейную педагогику. Это прекрасная возможность формировать у детей ценностное отношение к прошлому и настоящему.

                

     Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность. И если подобрать соответствующую возрасту ребенка экскурсию, то поход в музей, станет для него незабываемым путешествием. Поучительным путешествием - возможностью прикоснуться к чему-то святому, в музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка.Конечно, в условиях детского сада невозможно создать условия, соответствующие требованиям музейного дела в полном объеме. Но, можно создать «мини» музей – который отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспонатов, и определённую тематику.

     «Мини музей» – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

Перед тем, как выбрать тему для создания музея, я общалась со своими воспитанниками, прислушивалась к их разговорам. Так я понимала, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное – поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.

     Так мы создали первый мини-музей, посвященный «70-летию Великой Отечественной войны». Дети узнали о военной истории своей семьи, подвигах своих дедов и прадедов. Смогли подержать в руках предметы обихода солдат и послушать отрывки писем с фронта.

     Далее в рамках проектной деятельности были созданы:

- мини-музей «Народной росписи», куда дети не просто принесли старые расписные бабушкины ложки, но и воочию увидели различие росписей глиняной игрушки. Побывали в роли настоящих мастеров;

- мини-музей, посвященный знакомству с динозаврами «Парк Юрского периода», в результате у детей сформировались элементарные представления об эволюции животного мира. Провели исследовательскую деятельность. Примерили на себя профессию палеонтолога и получили возможность поучаствовать в раскопках;

- мини-музей «Знакомьтесь: древний человек!», в результате у детей сформировались элементарные представления о происхождении человека, прочувствовали особенности его жизни.

     Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:

- пополнить предметно-пространственную среду;

- обогатить познавательный процесс новыми формами;

- формировать у воспитанников представление о музее;

- расширить их кругозор;

- развивать познавательные способности и познавательную деятельность;

- формировать исследовательские умения и навыки;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;

- формировать активную жизненную позицию, с опорой на эмоционально-чувственную позицию детей.

     Для активизации деятельности в рамках музейной педагогики я использую такие формы работы как: путешествие, репортаж, праздники, работа с музейными предметами, экскурсии-ярмарки, викторины и т.д.

     Очень любят дети такие интерактивные формы, как:

- «перевоплощение» экскурсовода: например, мастер и мастерица в русских народных костюмах, рассказывают о развитии народного промысла.

- игровая ситуация: например, при проведении экскурсии по теме «ВОВ» детям предлагалось стать партизанами отряда «За Родину».

- театрализация, которой можно завершить, каждую крупную тему.

- широко можно использовать различные световое, звуковое и музыкальное оформление.

     Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать - следовательно, идет формирование свободной, творческой, инициативной личности.

     Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокому усвоению и запоминанию информации.

     Для создания «мини музея», я обратилась за помощью к родителям воспитанников. Они мои первые и главные помощники:они охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды, совместно с детьми создают различные макеты и музейные экспонаты, шьют костюмы, с помощью буклетов я рассказываю им, как создать музей в саду и даже дома. Вместе мы посетили музей Истории г. Балаково. Побывали в музее Чапаева, были и в Хвалынском музее природы «Экосвет». Получили массу положительных эмоций и ценных знаний о родном городе Балаково, его истории, о необычайной красоте природы соседнего Хвалынского района.

     Верю, что именно музейная педагогика является незыблемой основой нравственных убеждений, что закладываются в детях сегодня. А по словам Владимира Владимировича Путина: «Именно образованные, творческие и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков».

 

 

 

0
Отчет об использовании современных форм сотрудниче...
Развивающий домик с пальчиковым театром "В гости к...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.05.2020

Комментарии

Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Интересный мастер-класс для родителей!Возьму на заметку.
Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Просто замечательный мастер-класс! Он поможет родителям повысить педагогическую грамотность в вопрос...
Папка - передвижка "Лето"
26 мая 2020
Здравствуйте. На почту Вам отправила. По ссылке тоже скачивается.

В блогах

Конспект образовательной ситуации по развитию речи «Цветик семицветик» в подготовительной группе.

Конспект образовательной ситуации по развитию речи «Цветик семицветик» в подготовительной группе.   Интеграция образовательных областей:«Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие». Цель:...

ПРАВИЛА НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШАШКИ»

Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, научить детей правильно сортировать мусор Задачи: Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные...

Доклад на тему: "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в рамках проектной деятельности"

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56» Доклад на тему:«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в рамках проектной деятельности» Подготовил: воспитательКоновалова Татьяна Викторовна Воронеж 2015«Воспитание нравственно-патриотических...

Новое на сайте

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Internet по теме «Мы память…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Internet по теме «Мы память бережно храним»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить» Средняя группа Задачи для педагога Задачи для ребенка Предварительная работа Правила Содержание игры. Игровые действия Игровые атрибуты Результат Дидактические: Формировать смысл рассказа «Галка хочет пить» посредством театрализованной деятельности с применением исследовательского опыта. Цель: Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию Развивающие: Расширить...

Витамины в каждый дом!

Витамины в каждый дом! Витамины – это особые вещества, необходимые организму для нормальной работы. Они выполняют много важных функций: регулируют обмен веществ, ускоряют химические реакции, помогают усваивать другие полезные вещества. Все витамины делятся на две большие...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста Цель: Расширение знаний дошкольников о профессии кондитера. Задачи: 1) Познакомить детей с трудом кондитера. 2) Закрепить знания детей о кондитерских изделиях: этапы приготовления, инструменты для приготовления. 3) Совершенствовать навыки техники...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог