Сайт для воспитателей детских садов




Алеся еще не указала никакой информации ...

Музейная педагогика

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)

(из опыта работы)

 

 

 «Корни всех проблем нашего общества лежат в сфере нравственности»

                                                                                                                               В.В. Путин

 

     Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность.

     Все чаще я стала замечать, что представление юного поколения о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. И вот, беседуя с детьми в преддверии 70-летия Великой Отечественной войны, я задала им вопрос, что такое музей. И столкнулась с проблемой. Дети мало знают, а многие и совсем не знают, что такое музей. Я пообщалась с родителями на эту тему, оказывается, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. Многие мамы и папы не увлекаются такого рода экскурсиями.А ведь еще Лев Николаевич Толстой говорил, что страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание.

     В погоне за достойной жизнью родители забывают о том, что, помимо материальных ценностей, в детей нужно капля за каплей вкладывать и духовные. Их внутренний мир в дошкольном возрасте настолько богат и глубок, а ум пытлив, что если не обращать на него внимания сейчас, он зачерствеет и потом, уже будет сложно заинтересовать и привить им интерес к культурно-духовному познанию. «Это стол – он деревянный, за ним едят» - объясняют родители. Но вопросы кто его сделал, из какого дерева, какой путь он проделал прежде чем попасть в дом? - нет. А ведь они мучают юного почемучку. Но часто остаются без ответа, тем самым, гасится пламя любознательности и, как следствие понижается эрудированность малыша. А ведь именно построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

     В результате анкетирования родителей группы я выявила, что лишь 4%, а это всего одна семья посетила музей со своим ребенком. Не у каждой семьи есть возможность посетить с ребенком музей. Пусть в миниатюре, но я решила исправить эту ситуацию.

      Я – воспитатель и несу ответственность не только за жизнь, здоровье и качество образования своих воспитанников, но и обогащение их духовных интересов, расширение кругозора. И я нашла для себя удивительную образовательную технологию – музейную педагогику. Это прекрасная возможность формировать у детей ценностное отношение к прошлому и настоящему.

                

     Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность. И если подобрать соответствующую возрасту ребенка экскурсию, то поход в музей, станет для него незабываемым путешествием. Поучительным путешествием - возможностью прикоснуться к чему-то святому, в музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка.Конечно, в условиях детского сада невозможно создать условия, соответствующие требованиям музейного дела в полном объеме. Но, можно создать «мини» музей – который отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспонатов, и определённую тематику.

     «Мини музей» – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

Перед тем, как выбрать тему для создания музея, я общалась со своими воспитанниками, прислушивалась к их разговорам. Так я понимала, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное – поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.

     Так мы создали первый мини-музей, посвященный «70-летию Великой Отечественной войны». Дети узнали о военной истории своей семьи, подвигах своих дедов и прадедов. Смогли подержать в руках предметы обихода солдат и послушать отрывки писем с фронта.

     Далее в рамках проектной деятельности были созданы:

- мини-музей «Народной росписи», куда дети не просто принесли старые расписные бабушкины ложки, но и воочию увидели различие росписей глиняной игрушки. Побывали в роли настоящих мастеров;

- мини-музей, посвященный знакомству с динозаврами «Парк Юрского периода», в результате у детей сформировались элементарные представления об эволюции животного мира. Провели исследовательскую деятельность. Примерили на себя профессию палеонтолога и получили возможность поучаствовать в раскопках;

- мини-музей «Знакомьтесь: древний человек!», в результате у детей сформировались элементарные представления о происхождении человека, прочувствовали особенности его жизни.

     Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:

- пополнить предметно-пространственную среду;

- обогатить познавательный процесс новыми формами;

- формировать у воспитанников представление о музее;

- расширить их кругозор;

- развивать познавательные способности и познавательную деятельность;

- формировать исследовательские умения и навыки;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;

- формировать активную жизненную позицию, с опорой на эмоционально-чувственную позицию детей.

     Для активизации деятельности в рамках музейной педагогики я использую такие формы работы как: путешествие, репортаж, праздники, работа с музейными предметами, экскурсии-ярмарки, викторины и т.д.

     Очень любят дети такие интерактивные формы, как:

- «перевоплощение» экскурсовода: например, мастер и мастерица в русских народных костюмах, рассказывают о развитии народного промысла.

- игровая ситуация: например, при проведении экскурсии по теме «ВОВ» детям предлагалось стать партизанами отряда «За Родину».

- театрализация, которой можно завершить, каждую крупную тему.

- широко можно использовать различные световое, звуковое и музыкальное оформление.

     Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать - следовательно, идет формирование свободной, творческой, инициативной личности.

     Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокому усвоению и запоминанию информации.

     Для создания «мини музея», я обратилась за помощью к родителям воспитанников. Они мои первые и главные помощники:они охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды, совместно с детьми создают различные макеты и музейные экспонаты, шьют костюмы, с помощью буклетов я рассказываю им, как создать музей в саду и даже дома. Вместе мы посетили музей Истории г. Балаково. Побывали в музее Чапаева, были и в Хвалынском музее природы «Экосвет». Получили массу положительных эмоций и ценных знаний о родном городе Балаково, его истории, о необычайной красоте природы соседнего Хвалынского района.

     Верю, что именно музейная педагогика является незыблемой основой нравственных убеждений, что закладываются в детях сегодня. А по словам Владимира Владимировича Путина: «Именно образованные, творческие и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков».

 

 

 

0
Отчет об использовании современных форм сотрудниче...
Развивающий домик с пальчиковым театром "В гости к...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.06.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Летние игры с детьми 2 - 3 лет
23 июня 2019
Очень интересные игры! Спасибо!
Педагогика
16 июня 2019
Здравствуйте, можете прислать ответы на тест
Консультация для родителей :"Летний отдых и оздоровление детей"
03 июня 2019
Мне очень понравилась консультация для родителей "Летний отдых и оздоровление детей" очень актуально

В блогах

Спортивное развлечение «Путешествие на Марс», посвященное Дню Космонавтики для старшей и подготовительной группы Цель: Развитие творческих способностей, познавательной активности в соревновательной ср...
Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств у детей родному краю, через кубанские народные игры. Задачи : 1. Обучающие: - расширить представления детей о своем родном Краснодарском крае; - фо...
  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой  познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Р...
Сценарий праздника «Новый год в гостях у Снеговика» (младшая группа)   Музыкальный репертуар: Песни: «Ах, ёлочка нарядная» «Дед Мороза ждём» «Вот какая ёлка»       «...

Новое на сайте

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур в соответствии с предложенной схемой, используя навыки плоскостного моделирования. Программные задачи: 1...

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский. Проблема...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день - 9 МАЯ закончилась Великая Отечественная война. Путь к Победе...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top