Сайт для воспитателей детских садов




Алеся еще не указала никакой информации ...

Музейная педагогика

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)

(из опыта работы)

 

 

 «Корни всех проблем нашего общества лежат в сфере нравственности»

                                                                                                                               В.В. Путин

 

     Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность.

     Все чаще я стала замечать, что представление юного поколения о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. И вот, беседуя с детьми в преддверии 70-летия Великой Отечественной войны, я задала им вопрос, что такое музей. И столкнулась с проблемой. Дети мало знают, а многие и совсем не знают, что такое музей. Я пообщалась с родителями на эту тему, оказывается, многие родители считают, что детям дошкольного возраста ещё рано посещать такие учреждения. Многие мамы и папы не увлекаются такого рода экскурсиями.А ведь еще Лев Николаевич Толстой говорил, что страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание.

     В погоне за достойной жизнью родители забывают о том, что, помимо материальных ценностей, в детей нужно капля за каплей вкладывать и духовные. Их внутренний мир в дошкольном возрасте настолько богат и глубок, а ум пытлив, что если не обращать на него внимания сейчас, он зачерствеет и потом, уже будет сложно заинтересовать и привить им интерес к культурно-духовному познанию. «Это стол – он деревянный, за ним едят» - объясняют родители. Но вопросы кто его сделал, из какого дерева, какой путь он проделал прежде чем попасть в дом? - нет. А ведь они мучают юного почемучку. Но часто остаются без ответа, тем самым, гасится пламя любознательности и, как следствие понижается эрудированность малыша. А ведь именно построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

     В результате анкетирования родителей группы я выявила, что лишь 4%, а это всего одна семья посетила музей со своим ребенком. Не у каждой семьи есть возможность посетить с ребенком музей. Пусть в миниатюре, но я решила исправить эту ситуацию.

      Я – воспитатель и несу ответственность не только за жизнь, здоровье и качество образования своих воспитанников, но и обогащение их духовных интересов, расширение кругозора. И я нашла для себя удивительную образовательную технологию – музейную педагогику. Это прекрасная возможность формировать у детей ценностное отношение к прошлому и настоящему.

                

     Музей – это хранилище предметов и документов, характеризующие развитие природы и человеческого общества, представляющие историческую, научную или художественную ценность. И если подобрать соответствующую возрасту ребенка экскурсию, то поход в музей, станет для него незабываемым путешествием. Поучительным путешествием - возможностью прикоснуться к чему-то святому, в музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка.Конечно, в условиях детского сада невозможно создать условия, соответствующие требованиям музейного дела в полном объеме. Но, можно создать «мини» музей – который отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспонатов, и определённую тематику.

     «Мини музей» – это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

Перед тем, как выбрать тему для создания музея, я общалась со своими воспитанниками, прислушивалась к их разговорам. Так я понимала, что для них важно на данный момент, что интересует больше всего. Ведь главное – поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире.

     Так мы создали первый мини-музей, посвященный «70-летию Великой Отечественной войны». Дети узнали о военной истории своей семьи, подвигах своих дедов и прадедов. Смогли подержать в руках предметы обихода солдат и послушать отрывки писем с фронта.

     Далее в рамках проектной деятельности были созданы:

- мини-музей «Народной росписи», куда дети не просто принесли старые расписные бабушкины ложки, но и воочию увидели различие росписей глиняной игрушки. Побывали в роли настоящих мастеров;

- мини-музей, посвященный знакомству с динозаврами «Парк Юрского периода», в результате у детей сформировались элементарные представления об эволюции животного мира. Провели исследовательскую деятельность. Примерили на себя профессию палеонтолога и получили возможность поучаствовать в раскопках;

- мини-музей «Знакомьтесь: древний человек!», в результате у детей сформировались элементарные представления о происхождении человека, прочувствовали особенности его жизни.

     Музейная педагогика позволяет мне решить сразу целый ряд задач:

- пополнить предметно-пространственную среду;

- обогатить познавательный процесс новыми формами;

- формировать у воспитанников представление о музее;

- расширить их кругозор;

- развивать познавательные способности и познавательную деятельность;

- формировать исследовательские умения и навыки;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;

- формировать активную жизненную позицию, с опорой на эмоционально-чувственную позицию детей.

     Для активизации деятельности в рамках музейной педагогики я использую такие формы работы как: путешествие, репортаж, праздники, работа с музейными предметами, экскурсии-ярмарки, викторины и т.д.

     Очень любят дети такие интерактивные формы, как:

- «перевоплощение» экскурсовода: например, мастер и мастерица в русских народных костюмах, рассказывают о развитии народного промысла.

- игровая ситуация: например, при проведении экскурсии по теме «ВОВ» детям предлагалось стать партизанами отряда «За Родину».

- театрализация, которой можно завершить, каждую крупную тему.

- широко можно использовать различные световое, звуковое и музыкальное оформление.

     Предлагаемые формы работы побуждают детей думать, переживать, анализировать - следовательно, идет формирование свободной, творческой, инициативной личности.

     Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокому усвоению и запоминанию информации.

     Для создания «мини музея», я обратилась за помощью к родителям воспитанников. Они мои первые и главные помощники:они охотно принимают участие в создании мини-музеев и пополнении предметно-пространственной среды, совместно с детьми создают различные макеты и музейные экспонаты, шьют костюмы, с помощью буклетов я рассказываю им, как создать музей в саду и даже дома. Вместе мы посетили музей Истории г. Балаково. Побывали в музее Чапаева, были и в Хвалынском музее природы «Экосвет». Получили массу положительных эмоций и ценных знаний о родном городе Балаково, его истории, о необычайной красоте природы соседнего Хвалынского района.

     Верю, что именно музейная педагогика является незыблемой основой нравственных убеждений, что закладываются в детях сегодня. А по словам Владимира Владимировича Путина: «Именно образованные, творческие и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков».

 

 

 

0
Отчет об использовании современных форм сотрудниче...
Развивающий домик с пальчиковым театром "В гости к...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Береза – русская красавица». Программное содержание: расширять знания детей о березе. – Продолжать з...
Интеллектуально - развлекательный досуг «День шуток» для детей и взрослых. Разработчик: Саурская Елена Дмитриевна, воспитатель 1 квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1927 д/о, г. Москва. Интеллектуал...
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможност...
Развивающая игра - это единственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие. Так как у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих н...

Новое на сайте

Конструкт непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с…

Конструкт непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Япония – страна восходящего солнца»

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в...

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции активизировать детей разных возрастных групп с помощью звучания музыки. Создать комфортные...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные часы" , "Время течет" Создать условия для развития познавательной активности в...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top