Мозговой штурм для педагогов «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросам нравственного воспитания детей. Формирование честности как личностного качества, посредством использования народных сказок.
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому. Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провести беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка. В ходе беседы с детьми, оцениваем поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя, разыграть этюд. Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы. Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:
1. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;
2. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня;
3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;
4. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу);
5. Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного; целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам;
6. При подборе и планировании последовательности чтения художественных текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (праздники, памятные даты, тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, и направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогом, с учетом появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой;
7. В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей), из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее произведение. Хрестоматия не должна быть единственным или основным источником художественных текстов.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка любима не только детьми, но и взрослыми. Педагогическое значение сказочного жан¬ра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим за¬конам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается такое нравственное качество как - честность. Честность - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека. Когда человек поступает нечестно, он не только понимает, что поступил не правильно и некрасиво, но самое главное, он перестаёт любить себя, и готов не только извинениями, но и добрыми делами уменьшить [загладить] свою вину и чувство стыда. Нужно поступать честно и красиво, чтобы не пришлось стыдиться своих действий, винить себя и жалеть о случившемся. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивным для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
Предлагаю придумать проблемные ситуации по сказкам:
Проблемные ситуации по сказкам
Сказки Проблемные ситуации
1.«Маша и медведь»
2.«Лисичка сестричка и серый волк»
3. «Мужик и медведь»
4.«Заюшкина избушка»
5.«Лисичка со скалочкой»
6. «Лиса и Козёл»
1.Что могла придумать Маша, чтобы не обманывать Медведя?
2.Как она могла ему рассказать о том, что хочет попасть домой, если бы была честная?
3.Как закончилась бы сказка, если Маша была честной?
1.Что могла придумать Лиса, чтобы не обманывать мужика, если была бы честной?
2.Если б Лиса не обманывала Волка, могли бы стать они друзьями, или нет?
3.Как могла закончиться сказка, если б Лиса была честной в отношении Мужика и Волка?
1.Что случилось бы с Мужиком, если б он поступил честно с Медведем?
2.Какие могли бы быть взаимоотношения между Мужиком и Медведем, если б Мужик не обманул Медведя?
3.Как могла закончиться сказка, если бы Мужик поступил честно?
1.Что могла придумать Лиса, чтобы Заяц пустил её погреться, если бы была честная?
2.Смогли бы стать друзьями Заяц и Лиса, если б Лиса попросилась погреться в избушку честно?
1.Как жила б Лиса, если была бы честной?
2.Если Лиса честно попросилась бы в избу переночевать и покушать, пустили б хозяева её или нет?
3.Если бы хозяин-мужик поступил честно по отношению к Лисе, (не положил в мешок собаку), продолжала б Лиса всех обманывать или нет?
1.Что могла предложить Лиса Козлу, чтобы вылесть из колодца, если была бы честная?
2.Помог Козёл выбраться Лисе из колодца, если б знал, что она его обманет?
3.Как могла бы закончится сказка, если б Лиса помогла выбраться из колодца Козлу?
Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.
Использованная литература:
1.Артемова Е. И. Духовно- нравственное воспитание дошкольников // Дошкольна педагогика. – 2012. — №7.
2.Буре Р. С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, М., 2012.
3.Гарбуза Л.Г. . Духовно- нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольна педагогика. – 2012. -№5.
4.Грибок В.В., Рыбакова И. А. художественная литература как средство формирования социально- нравственного поведения детей дошкольного возроста // Дошкольная педагогика – 2013. — №1.
3. Петрова В.И., Стульник ,Т.Д., Нравственное воспитание в детском саду.-М:Мозаика-Синтез,2006.
Комментарии