Моя педагогическая находка "«Эвристическая беседа как условие развития познавательных интересов дошкольников».

Моя педагогическая находка.

1слайд. Добрый день, уважаемые коллеги!

Моя педагогическая находка «Эвристическая беседа как условие развития познавательных интересов дошкольников».

2 слайд. Свое выступление хочу начать словами: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя ЗАДАЧА как учителя стать вам НЕНУЖНЫМ … (Н.А.Римский- Корсаков)

Вот моя задача, как педагог, стать детям ненужным. Для этого им необходимы определенные способности: самостоятельно открывать причину происходящего, докапываться до истины, понимать логику решения поставленной задачи. Поэтому в образовательном процессе применяю эвристическую беседу как основу проблемного обучения. Эвристическая беседа в современном понимании- это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему.

3 слайд. Если, диалог с воспитанниками выстроить  нестандартно, креативно и познавательно. То в результате беседы отыскивается, открывается нечто новое, что повышает интерес у дошкольников к изучаемому материалу, стимулирует активную работу мысли, обеспечивает сознательное усвоение материала.

4слайд. Инновационная составляющая эвристической беседы в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, а педагог лишь подводит их к правильному решению своими вопросами.

5 слайд. Я задаю детям серию вопросов, которые взаимосвязаны между собой и вытекают друг из друга. Каждый из них формирует небольшую проблему. Вместе с этим они приводят к решению главной задачи, поставленной мною. Однако в процессе диалога вопросы задают и дети, как мне, так и товарищам по группе. Например. Беседуя по теме «Как дикие животные готовятся к зиме», сделали открытие , почему волка называют « санитаром леса». Ребенок задает мне вопрос «Почему волк не болеет, если он ест больных животных?». Перед детьми ставлю другую проблему: «Где можно найти ответ на вопрос?» В интернете, прочитать в энциклопедии, узнать у родителей - отвечают дети. И предлагаю детям самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос. Дети проявили интерес к изучаемой теме, а значит, повышается познавательная активность.

У меня, реализуется возможность в ходе беседы научить детей на основе имеющихся знаний самостоятельно решать проблемы и делать новые открытия в происходящих событиях.

6 слайд. Эвристическую беседу начинаю с постановки проблемного вопроса, проблемной задачи или проблемной ситуации, которую надо раз решить

Затем находим способ решения с помощью основных, дополнительных и вспомогательных вопросов. По своему содержанию вопросы ориентированы на сравнение, уточнение, объяснение, доказательство для того, чтобы найти сведения о каком- либо объекте или событии.

Решение и его результат: При этом дети делают открытия, получают новые знания, находят ответ на вопрос.

7слайд. Таким образом решаются следующие задачи: у детей расширяется кругозор, развивается любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать. Умение делать выводы на основании полученных результатов. Это основные качества личности ребёнка, обозначенные в ФГОС ДО, как целевые ориентиры.

8 слайд. Структура беседы может быть представлена не только в виде цепочки вопросов проблемного характера. Задания могут быть самыми разнообразными (на слайде)

Такие формы работы способствуют развитию зрительной, слуховой, вербальной памяти, логическому мышлению, создают положительный эмоциональный настрой дошкольников.

9 слайд. Немаловажным является взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с родителями использую различные формы работы ( на слайде)

Материалы деятельности представляют в виде результатов исследования элементарных опытов, презентацией, видеорепортажей, создание альбомов, творческих работ.

Например: Тематическая неделя «Герои нашей страны»

Перед детьми стояла проблема, узнать, кого в семье можно считать героем. На итоговом мероприятии представили продукт проекта: презентация и информационный альбом на тему «Герои моей семьи». В результате такой деятельности, дети узнали историю своей семьи, имена ее героев и чьи судьбы могут стать примером для подражания.

10 слайд. В качестве методического обеспечения использую:

Р.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования»,

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».

«От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования под рук. Н.Е. Вераксы и др.

11 слайд. В группе создан развивающий центр исследовательской деятельности для детей «Эврика».

12 слайд. Результативностью своей работы, считаю, прежде всего

успехи воспитанников. Участвуя в конкурсах различного уровня, дети неоднократно становились активными участниками, призерами и победителями.

Делюсь педагогическим опытом своей работы с коллегами ,как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне района: показываю открытые занятия, мастер –класс, участвую в МЕМД, в конкурсах профессионального мастерства.

На родительских собраниях довожу до родителей практические рекомендации, советы по воспитанию и развитию способностей детей.

Свой опыт демонстрирую на личном сайте, сайте ДОО.

«В учениках живут спящие «открытия». Не верите? Тогда предложите детям выполнить эвристическое задание. И Вы обязательно сумеете открыть Ваших учеников с новой стороны»

А.В. Хуторской

 

0
ООД Познавательное развитие. Тема: Сказка «Слеп...
Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.10.2022

В блогах

Конспект по геокешинг – игре в старшей группе «Кладоискатели»

Конспект по геокешинг – игре в старшей группе «Кладоискатели» Воспитатель: Федорова Т. А. Из истории возникновения игры геокешинг. Эта игра связана с поиском тайников...

ООД «Художественно - эстетическое развитие (лепка) в средней группе. Тема: «Лето в лесу»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: создать условия для: - закрепления умения отщипывать нужное количество пластилина для лепки...

Новое на сайте

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети Я хочу пригласить вас в гости, в деревню «Сказкино», где живут сказочные герои. Садитесь в...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы;- развивать речевой словарь, память, мышление, вокальные умения.- учить выразительно передавать...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды, автотранспорт); - воспитывать желание активно заботиться об окружающей среде. Материал: предметные картинки «автотранспорт», «завод», «мусор в водоемах»...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим много времени в интернете, в том числе дети и подростки. Особенно быстро привыкают к Интернету...