Сайт для воспитателей детских садов




Анастасия Александровна Лещева пока еще не указала никакой информации ...

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель   взаимодействия ДОУ и семьи.

         Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

           В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

          Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

           В данной работе мы попытаемся  модельно представить свое видение реализации данного сотрудничества, сотворчества - партнерства.

           Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

     Цель – создание эффективных условий для взаимодействия  ДОУ и семьи что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.     

    Разработанная нами  модель  позволяет выстроить систему  взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог»,  где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.

            Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.  

            В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально меняется отношение к «престижности родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.  

           По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов ДОУ.

         Наш детский сад представляет собой открытую систему, главным «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и  гуманистических принципах.

        На протяжении нескольких лет на базе нашего дошкольного учреждения  реализуется такая модель.

        Основная идея  взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).

       Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

 - активизировать воспитательные возможности родителей;

 -привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни ДОУ;

 - использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

 - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и изменения;

        Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

      Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать процессы самоорганизации и саморазвития.

      Через сплочение и  мобилизацию совместных усилий родителей,  воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

      Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая  в организационном и психолого-педагогическом  плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия  для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями,  администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

       Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и  своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах.

         Общение само по себе - деятельность. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада.

       Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающих дополнительную опору для эффективного взаимодействия. Что позволяет вовлечь семью  в педагогический процесс.

       Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей - на детей, у детей на родителей и других взрослых, у педагогов - на родителей и т.д.

       Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям.

      Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если  родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые - и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.

       Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

      Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

-формирование банка данных социальных характеристик семей;

-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

-оборудование помещений для общения с родителями;

-координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;

-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

-апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;

-создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);

 -изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;

-составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

-информационно-аналитическую работу по реализации проектов;

-систематизацию учебно-методических разработок;

-планирование работы по распространению инициативы.

        Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система  психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса  в дошкольном учреждении.

          Социально-психологическая служба органично включена в деятельность   системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса. В реализации модели задействованы талантливые, высококвалифицированные, коммуникабельные, проявившие себя специалисты, с четкими функциональными обязанностями, а также активные представители родительской общественности; соблюдается принцип открытости для различных социальных институтов

       Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих общение  в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель национальных культур  на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является  доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы  учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работес родителями , заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения,совета педагогов.

      Родители воспитанников ДОУ на протяжении 4 лет оказывают  помощь в улучшении и оснащения ДОУ.

       Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ, администрация ДОУ руководствуется разработанным планом.

      Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОУ как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.

        Каждый сотрудник детского сада  участвует  в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.   Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада.

        Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка  в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности  в воспитании детей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

– сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего  и старшего  дошкольного возраста с  учреждением.

     Мы считаем,  что разработанная нами модель  социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она  ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе

Совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы с семьей в нашем ДОУ

Родительские собрания в группах Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.
Адаптационная группа для детей раннего возраста Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).
Психологический центр Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики. 
Фотоальбом "Давай познакомимся" 

 
Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад. 

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.
Фотоальбом "Моя семья" 

 
Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада. 

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.
Ваши добрые дела  Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.
Мини-библиотека 

 
Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.
Озеленение  

 
Задача: сплочение родителей между собой и сотрудниками ДОУ
"Семейная мастерская" 

 
Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. 

Организация выставок, на которых представлены  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). 

 
Анкетирование  Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения
Информационные общие стенды  Задача: информировать родителей: 

- о программах воспитания и развития детей в детском саду; 

- о безвозмездной материальной помощи родителей, об услугах ДОУ
Папки – передвижки, буклеты Задача: ознакомление родителей с различной информацией.
"Наш день" Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе
3
программа - младший возраст
Занятие по обучению грамоте "Поход в лесную школу"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.06.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Летние игры с детьми 2 - 3 лет
23 июня 2019
Очень интересные игры! Спасибо!
Педагогика
16 июня 2019
Здравствуйте, можете прислать ответы на тест
Консультация для родителей :"Летний отдых и оздоровление детей"
03 июня 2019
Мне очень понравилась консультация для родителей "Летний отдых и оздоровление детей" очень актуально

В блогах

Цель: Познакомить детей с новым способом  рисования ватными палочками  (пуантилизм) . Задачи: 1. Образовательные: - продолжать формировать умения и навыки  рисования нетрадиционными мет...
Для  того,  чтобы  успешно  приобщать  ребёнка  к  домашним  делам,  родители  должны    точно  понимать ,  зачем  им&nb...
Конспект НОД в старшей группе по теме  « ОСЕНЬ » (образовательная область познавательное развитие) . Цель: обобщить знания детей по теме: “ Осень” . Задачи: Образовательные: • уточнить и рас...

Новое на сайте

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль»

Конспект занятия на тему «Конструируем автомобиль» (с использованием плоскостного моделирования с детьми старшего возраста)   Цель: способствовать формированию умения создавать объект из геометрических фигур в соответствии с предложенной схемой, используя навыки плоскостного моделирования. Программные задачи: 1...

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский. Проблема...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день - 9 МАЯ закончилась Великая Отечественная война. Путь к Победе...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top