Методы заучивания стихотворений...

Методы заучивания стихотворений.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для нас очень важно пробудить у детей интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Скажите, пожалуйста, какие методы и приемы разучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике со своим ребенком?

Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста. Итак, назовем эти способы: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники,  построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.

Перед заучиванием стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство ребенка с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения. Методика работы по заучиванию стихотворения включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка ребенка к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения взрослым (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения взрослым (третий раз). Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

1 способ.

Метод иллюстрации.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. 

Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Покажем это на примере  стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»

2 способ.

Учим стихи в движении.

Применяя этот способ, взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например: «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т.п. Взрослый показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Или можно по другому, взрослый предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можете предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

3 способ.

Мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

4 способ.

«Театральный».

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания.

Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

0
Наглядно методическое пособие "Часы"
Индивидуальная консультация на тему «Агрессия ребе...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
26.05.2020

Комментарии

Папка - передвижка "Лето"
26 мая 2020
Здравствуйте. На почту Вам отправила. По ссылке тоже скачивается.
Папка - передвижка "Лето"
25 мая 2020
Здравствуйте, а можно и мне такой материал, папки сделала, а вот материала нет, а ваш мне очень понр...
Использование мнемотехники в разучивании песен в младших группах
19 мая 2020
Замечательная идея! Мнемотаблицы -это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник...

В блогах

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ "Путешествие в страну Бабочек"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в средней группе на тему: «Путешествие в страну Бабочек» с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, информационно-коммуникативных технологий. Программные задачи: Образовательные: Познакомить детей...

Программа самообразования «Технология ТРИЗ в экологическом воспитании старших дошкольников»

Программа самообразования воспитателя МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» Горбуновой Аллы Гайнитдиновны на 2017 - 2018, 2018 - 2019 учебный год Тема: «Технология ТРИЗ в экологическом воспитании...

Мастер- класс: Формирование речевой культуры ребёнка посредством театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром  во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные...

Новое на сайте

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста Цель: Расширение знаний дошкольников о профессии кондитера. Задачи: 1) Познакомить детей с трудом кондитера. 2) Закрепить знания детей о кондитерских изделиях: этапы приготовления, инструменты для приготовления. 3) Совершенствовать навыки техники...

Сценарий развлечения «Дед Мороз и лето»

Сценарий развлечения «Дед Мороз и лето» Цель: создать праздничную атмосферу, радостное настроение, задавать позитивный тон к восприятию окружающего мира, вызвать желание принимать активное участие в празднике. Вед. 1 июня- наступило лето! И теплом июньским вся земля согрета. 1 июня-день...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Игровая технология в развитии коммуникативных способностей дошкольников на непосредственно организованной деятельности по английскому языку

Игровая технология в развитии коммуникативных способностей дошкольников на непосредственно организованной деятельности по английскому языку

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог