Сайт для воспитателей детских садов




Автор Касьянова Юлия Дмитриевна пока ничего не указал(а) о себе ...

Методика развития социально-коммуникативных навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи носочно-перчаточного театра.

Содержание:

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность методики.
Цель и задачи методики.
Вступление.
Разделы методики.
Заключение.
Список литературы.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность методики обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств личности детей. Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности особенно актуальна при наличии богатого культурного наследия, связанного с литературой, окружающим миром, которое необходимо сохранить. Новизна методики определяется тем, что ребенок играет роль персонажа, которого он создал сам (при помощи родителя, воспитателя), играя, он учится передавать свои эмоции, развивать воображение, фантазию, активизировать речь познавать новое благодаря своему «помощнику». (Приложение 1) Педагогическая целесообразность методики определяется возрастными особенностями дошкольников: разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью. Участие ребенка в театрализованной игре при помощи перчаточного и носочного театра позволяет превратить маленький замкнутый мир ребенка в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребенка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). (Приложение 2) Так же такие театрализованные игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. (Приложение 3). Игры с таким театром помогут также развить все умения и навыки по всем образовательным областям: познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое и физическое. Таким образом, данная методика помогают всесторонне развивать ребенка.

Цель и задачи методики.

Цель: Развитие творческих способностей и социально-коммуникативных навыков детей по средствам театрально - игровой деятельности.

Задачи по образовательным областям:

ОО Познавательное развитие

Развитие представлений об окружающем мире Развитие представлений о литературных произведениях и сказочных героях Развитие представлений о математическом счете

ОО Социально-коммуникативное развитие

Развитие коммуникативных качеств Развитие умений работать в коллективе Развитие умений совместно придумывать игры Совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов Воспитать умение переживать совместно с другими участниками     действия.

ОО Художественно-эстетическое развитие

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения персонажей. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимики, жестов). Развитие воображения, фантазии. Воспитать интерес к театрально-игровой деятельности

ОО Речевое развитие

Развитие слухового и зрительного внимания памяти, быстроты реакции Развитие компонентов устной речи, активизировать словарь детей Совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Развитие чувства ритма, пластичности движений под музыку.

ОО Физическое развитие

Развивать мелкую моторику рук Развитие пластичности движений Развитие быстроты реакции

Вступление

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого достаточно лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена методика перчаточно-носочного театра.

Эта программа опирается на следующие основополагающие постулаты.

Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Игра – наиболее естественный вид деятельности ребенка. Именно она дает возможность приобрести новые знания об окружающем мире, расширить кругозор малыша.

Гармоничное сочетание различных видов искусства в театрализованной деятельности позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой  активности ребенка. Именно театральная игра воспитывает многие положительные качества личности и является мощным инструментом открытия и шлифовки способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.(Приложение 4).

 Именно поэтому содержание  методики перчаточно-носочного театра направлено на:

развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для  активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения); художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста; формирование эстетического вкуса; воспитание нравственных начал; развитие коммуникативных качеств личности; воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи; снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Разделы методики

1.Развитие эмоционального мира дошкольников.

Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания – восприятие, мышление, внимание, воображение, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро же забывается нейтральная информация. 

1.Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Обычно дети могут договориться между собой, однако иногда возникают трудности во взаимоотношениях между ними. Задача взрослого – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств и показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях.

«Найди друга», «Секрет», «Расскажи о себе», «Покажи, что умеешь», «Передай улыбку другу», «Комплименты», «Поводыри». (Приложение 5).

2.Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи цепенеют при виде крошечного паучка. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов.

Дети, при помощи своих кукол, помогают своим сверстникам справится со страхами. Это может быть помощь в игре, в приеме пищи, засыпании, встречи друга в приемной детского сада, когда у ребенка плохое настроение.

(Приложение 6).

3.Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Для снижения агрессивности детей рекомендуется использовать следующие упражнения и игры.

«Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Нет! Да!», «Театр прикосновений», «Сказка о волшебной стране».

(Приложение 7).

4.Упражнения и игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других. Это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (сопереживания) заложено изначально. 

«Фотография», «Тренируем эмоции», «Колечко», «Глаза в глаза», «Встреча эмоций», «По грибы», «Рисуем музыку», «Радуга», «Рисуем настроение».

(Приложение 8).

2.Развитие интонационной выразительности речи.

Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, взгляды публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играют упражнения по технике речи. Они дают возможность разработать речевой аппарат, приобрести навыки правильного словообразования, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. (Приложение 9).

Шутки – малютки: «Новые штаны», «Исполнительные дети», «За столом», «Самостоятельность» Е.Захарченко

Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно,  сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т.д.

Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т.д.

Выразительная декламация стихотворений:

Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена года», «В гостях у Кати» и др.

3.Развитие и совершенствование детской пластики.

На наших занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела. Задача раздела: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений.

Это могут быть коллективные песни, танцы под быструю и медленную музыку, создание своим куклам своих собственных движений.

(Приложение 10)

4.Игры (театрализованные, драматизации, превращения).

Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения.

Они должны научить детей выразительности, оживлять фантазию и воображение.

(Приложение 11).

5.Спектакли (представления), разыгрывание сказок.

Логическим завершением целого ряда действий детей и педагога в области театрализации и одной из важнейших форм театрализованной деятельности являются спектакли, так как они сочетают в себе и зрелищную, и активную исполнительскую функции.

Положительное влияние театральной деятельности на детей особенно проявляется, если при распределении ролей и работе над ними действует принцип «прояви себя». Ребенку с заниженной самооценкой, робкому, не уверенному в своих силах дается роль смелого и решительного героя, а хвастливому и заносчивому предлагается роль, прямо противоположная по качественным проявлениям. В таких спектаклях дети часто раскрываются совершенно неожиданно, поскольку на сцене воображаемая, а не реальная ситуация, и ребенок не боится проявить себя в ином качестве. Он вступает в контакт с героем пьесы. Сопереживание может привести к идентификации себя с героем, повлиять на дальнейшую жизнедеятельность.

(Приложение 12).

6.Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

Здесь важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, застенчивость, свое неумение, робость, непонимание, когда он прикладывает усилия. Именно взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям.

7.Взаимоотношения с родителями.

Прежде всего, нужно выступать на родительских собраниях, рассказывать об особенностях организации носочно-перчаточного театра в детском саду, о необходимости проведения специальных театральных занятий, создания кукол, о том, как проходят эти занятия и что дают детям.

Конечно, надо объяснять родителям, что без их помощи, без их живого участия педагоги не смогут подготовить и провести всю грандиозную работу, а затем выразить просьбу поддерживать детский сад в его начинаниях: помочь в изготовлении кукол, декораций, оснащении необходимыми атрибутами.

Несомненно, родители не останутся равнодушными к этому призыву и постараются оказать посильную помощь.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. Детский сад должен быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком.

 

Заключение.

Самое главное в работе данной методике создать обширное, положительное эмоциональное поле в работе с детьми оно должно быть светлым, добрым, искренним. Глаза, жесты, мимика, интонация педагога должны выражать доброжелательность, радость от общения с детьми. Почаще хвалите детей, улыбайтесь им, смейтесь, шутите. Все это благотворно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка и качество проделанной работы.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, когда он прикладывает усилия. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.

Относитесь к ребенку бережно, с уважением, умейте слушать и слышать его, и он ответит вам тем же. Превращайте каждое занятие в праздник для ребенка. Прислушивайтесь, не обижайте, не предавайте, а, наоборот, прощайте, общайтесь, играйте, сочиняйте...

А самое главное — любите детей!

Список литературы:

 

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
0
День Защитника Отечества
Консультация для воспитателей «Методика рисования ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...
Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

В п. 1.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано о том, что индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоров...
Примерный перспективный план по знакомству с хохломской росписью в подготовительной группе. Воспитатель: Бондарева А. С. Сентябрь. 1.Беседа «Хохлома». Продолжить знакомиться с народным творчеством. Фо...
Возрастная группа: средняя. Цель: систематизировать знания по теме "Овощи", развивать познавательный интерес. Задачи: -Закрепление лексического материала по теме "Овощи" -продолжать развивать связную ...
Стенгазета к Дню матери "Наши мамы тоже были маленькие"   День матери актуален для всех независимо от пола и возраста. Мы вместе с детками делаем подарки для мам, проводим праздничный концерт. Н...

Новое на сайте

Сценарий выпускного утренника «Выпускной бал»

Сценарий выпускного утренника «Выпускной бал» Ведущий: Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапа − поступлению в школу. Так...

Игровая программа «Солнечный остров» для семейного дня отдыха в дошкольном…

Игровая программа «Солнечный остров» для семейного дня отдыха в дошкольном учреждении образования Идея: если весело играть, можно многое познать. Цель: воспитание самостоятельной и успешно адаптирующейся личности через игровую деятельность. Задачи: укрепить физическое здоровье участников...

Сценарий конкурсно-игровой программы «Океан зовет!» для семейного дня отдыха в…

Сценарий конкурсно-игровой программы «Океан зовет!» для семейного дня отдыха в дошкольном учреждении образования Идея: если весело играть, можно многое познать. Цель: Создать ситуации совместных переживаний и радостного настроения. Задачи: Закрепить знания детей о природе и развивать...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка:…

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка: «Угощение для зверят» в младшей группе Основной вид детской деятельности: изобразительная. Форма проведения мероприятия: игровая ситуация. Используемые образовательные технологии: педагогическая поддержка. Цель: приобщение детей к художественно-творческой...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top