Методические рекомендации по использованию занимательного материала в образовательном процессе детского сада.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала  определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную  активность.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть как бы внезапно приходя к правильному решению. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой – то части решения, каком – то этапе.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотнесения проб показывает, что практические пробы свойственны, как  правило, детям средней и старшей групп.  Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путём сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Из всего многообразия занимательного математического материала  в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание разных видов деятельности как одно из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания,  упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. В младшей группе, особенно в начале года, обучающая деятельность проводится в форме игры. Дидактические игры уместны и с целью воспроизведения и закрепления. В средней группе на занятии по развитию математических представлений после ряда упражнений на освоение названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови».

В развитии у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются необычностью постановки задачи (найди, догадайся), неожиданностью преподнесения её от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога.

В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Так, с целью освоения способа установления поэлементного соответствия в младшей группе можно провести игровое упражнение «Посадим куклу на стулья».

В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку».

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует развитию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижения гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

1
Открытое занятие с детьми второй младшей группы "Н...
Сценарий развлечения в средней группе "Весенние пр...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.01.2020

В блогах

Сценарий 8 марта для старшей группы

Репертуар: 1. Танец Джентльменов 2. Песня «Весёлая песенка» 3. Танец с Ложками 4. Оркестр 5. Танец Цветов 6. Песня «Бэйрэм буген» 7. Танец «Кубэлэгем» Оборудование: 1) Муз. Инструменты для...

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию Запомните правила!  Охрана животных. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда...

Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности

Разработала Стрижакова Н.А. воспитатель МБДОУ №20 г. Армавир. Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным об­разом меняет...

Новое на сайте

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша» Вид проекта: познавательно-творческий. Тип: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель группы, родители, младшего дошкольного возраста. Актуальность проекта: Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития...

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам «На чём играю?» Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: дудка и барабан, ширма. Репертуар: попевки «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать, на...

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020»

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020» Цель: обогащение представлений у дошкольников знаний о зимних видах спорта, об олимпийских играх, их символике, ритуале проведения; воспитание в детях патриотизма, формирование ценностного отношения к здоровью и...

Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов «В гости к лососю»

Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов «В гости к лососю» (Мероприятие для дошкольников) Пояснительная записка В последние годы, к сожалению, увеличилось количество детей с нарушением речи. Цель моей работы, это помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог