Методические рекомендации по использованию занимательного материала в образовательном процессе детского сада.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала  определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную  активность.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть как бы внезапно приходя к правильному решению. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой – то части решения, каком – то этапе.

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотнесения проб показывает, что практические пробы свойственны, как  правило, детям средней и старшей групп.  Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путём сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Из всего многообразия занимательного математического материала  в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание разных видов деятельности как одно из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания,  упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. В младшей группе, особенно в начале года, обучающая деятельность проводится в форме игры. Дидактические игры уместны и с целью воспроизведения и закрепления. В средней группе на занятии по развитию математических представлений после ряда упражнений на освоение названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «Найди и назови».

В развитии у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются необычностью постановки задачи (найди, догадайся), неожиданностью преподнесения её от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога.

В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Так, с целью освоения способа установления поэлементного соответствия в младшей группе можно провести игровое упражнение «Посадим куклу на стулья».

В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку».

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует развитию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижения гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

1
Открытое занятие с детьми второй младшей группы "Н...
Сценарий развлечения в средней группе "Весенние пр...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
14.08.2020

Комментарии

Конспект проведения НОД "Как питаются растения?"
14 августа 2020
Юлия Анатольевна, спасибо. Интересно, познавательно. Уверена, что детям такое занятие понравится
Педагогика
07 августа 2020
никак
Педагогика
07 августа 2020
здравствуйте как можно получить ответы

В блогах

онспект образовательной деятельности на тему: «В гостях у бабушки Федоры» …

Цель: расширить знания о посуде через художественную литературу. Задачи: - воспитать бережное отношение к посуде;                - развивать связную речь;                - закрепить...

Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Бантик для клоуна Клепы"

Цель: Познакомить детей с новым способом рисования ватными палочками (пуантилизм). Задачи: 1. Образовательные: - продолжать формировать умения и навыки рисования нетрадиционными методами; -продолжать учить детей различать и...

Проект "Здравствуй лето".

Проект «Здравствуй, лето!» для младшей возрастной группы Подготовила воспитатель МДОУ № 5 Родина Евгения Витальевна г.Бронницы. Тип проекта: Творческий Срок реализации проекта: Долгосрочный Участники проекта: Воспитатель, дети...

Новое на сайте

План мероприятий по безопасному поведению на льду в группе ЗПР

План мероприятий по безопасному поведению на льду в группе ЗПР № Мероприятие 1 Ситуативные разговоры, беседы «Чем опасна гололедица?»; «Борьба с гололедицей безопасными средствами» (песок). Цель: Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр...

Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии

Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Многие педагоги и родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом. ТРИЗ для дошкольников...

Парад шахматных фигур

Парад шахматных фигур «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А...

Конспект занятия для средней группы по экологическому воспитанию «Волшебный мир растений»

Конспект занятия для средней группы по экологическому воспитанию «Волшебный мир растений» Цели: Образовательные: - формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры; - закреплять знания о природе, ее многообразии; - формировать понятия о взаимосвязях всех компонентов природы, человека и природы. Развивающие: - развивать художественные способности, эстетические чувства; -...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог