Сайт для воспитателей детских садов




Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей

Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей

Проблема воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста стала предметом исследования многих научных дисциплин, прежде всего, педагогики и психологии. В настоящее время педагогами и психологами раскрыты различные возможности семьи и детского сада в воспитании самостоятельности детей. Поэтому очень важно влиять на неё в сфере воспитания, повышать знания и умения родителей в области воспитания самостоятельности. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами воспитания самостоятельности у детей , с требованиями детского сада к формированию у ребёнка навыков самостоятельности. Кроме того, их нужно познакомить с разными уровнями проявления самостоятельности у детей, психолого-педагогическими и организационными условиями и приемами работы с ними.

Так, необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность формирования самостоятельности в аппликации у детей являются:

1. использование специальных теоретических подходов к формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в аппликации:

- целостный подход к организации педагогического процесса;

- деятельностный подход к формированию структуры самостоятельной

деятельности у воспитанников;

2. формирование интереса к аппликации и специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных (базовых) в аппликативной деятельности,

игровая и проблемная направленность обучения;

3. обогащение педагогической и предметно – развивающей среды, открывающей воспитанникам возможности вариативного использования разных способов аппликации и средств ее осуществления. 4. оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп, учет динамики формирования самостоятельности (от подражания к творчеству), органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей, создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность детей; применение дифференцированной тактики педагогического руководства процессом создания аппликации.

В соответствии с данными условиями, работу по инициированию проявлений самостоятельности и развитию самостоятельности детей в процессе занятий аппликацией можно разделить на три этапа. Они реализуются в процессе проведения открытых занятий для родителей воспитанников и включения членов семьи в продуктивную деятельность детей, организацию конкурсов и выставок детского аппликативного творчества.

Цель 1-го этапаподготовительного – заключается в поддержании у детей интереса к аппликации и специальных знаний и умений, необходимых им в качестве исходных для данной деятельности (базовых). Так, а домашних условиях для углубления и закрепления формируемых знаний и умений будут способствовать дидактические игры: «Сложи меня», «Разрежь квадрат (прямоугольник) пополам, по диагонали», «Угадай на ощупь», «Где меня используют», «Вырежи из квадрата круг» и другие, которые могут предлагаться детям. Кроме того, для обогащения сенсорного опыта и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире мы предлагаем использовать элементарные опыты с бумагой по типу: «Можно ли из бумаги построить дом?», «Можно ли бумагу мыть?», «Есть ли у бумаги день рождения?» и так далее. Главное внимание должно быть направлено на то, чтобы активизировать ребенка, сформировать необходимые знания и практические умения. При этом рекомендуется широко использовать проблемные ситуации, сюрпризные моменты, включение игровых персонажей.

Цель 2-го этапа – репродуктивно-поискового - заключается в инициировании проявлений самостоятельности у детей и формировании умения «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные аппликативные и конструктивные задания.

В технологической карте предстоящей аппликации педагог в процессе проведения специальных консультаций учит родителей схематично представлять последовательность выполнения работы от исходной (базовой) формы до наглядного, красочного оформления, конечного продукта. Благодаря этому технологическая карта позволит сформулировать алгоритм предстоящей деятельности:

- выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон

(квадрат, прямоугольник, круг, овал);

- определить последовательность действий в создании аппликации;

- определить способы и последовательность вырезывания элементов

аппликации;

- расположить элементы на бумаге, согласно намеченному плану

работы;

- приклеить заранее выложенный сюжет, сохраняя последовательность

наклеивания элементов аппликации;

- оценить полученный результат.

Цель 3-го этапа – заключительного - состоит в формировании умений самостоятельно выполнять различные аппликации из бумаги (без опоры на технологическую карту) по собственному замыслу, что потребует развития следующей группы умений:

- самостоятельно задумать цель;

- последовательно реализовать ее;

- отобрать для этого необходимый материал и инструменты;

- определить последовательность и способы выполнения аппликации;

- оценить полученный результат;

- при необходимости, скорректировать его.

С этой целью для родителей и детей должен быть подобран комплекс игровых упражнений по развитию самостоятельности в процессе занятий детей аппликацией в домашних условиях. Например, в виде игр «Чей домик?», «На что это похоже?» и др. Кроме того, родителей учат изменять степень своей активности в процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого для них разрабатываются специальные методические рекомендации, учитывающие уровень самостоятельности детей: в частности, при работе

        с детьми, обладающими низким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать:

- рассмотреть дидактические пособия для расширения кругозора ребенка, которые впоследствии помогут в выполнении самостоятельной аппликации;

- в игровой форме предложить ребенку выполнить некоторые задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения;

- рассмотреть (научиться «читать») технологическую карту самостоятельной работы над аппликацией воспитанников средней группы;

- придумать сюжет истории или сказки, которой впоследствии попытаться самостоятельно отразить в содержании аппликации

- используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая, таким образом, «технологическую карту», и, соответственно, план самостоятельного выполнения аппликации воспитанником;

- на первых этапах работы отдавать предпочтение совместному обсуждению подобных технологических карт и созданию совместныъх аппликаций, затем постепенно переходить к совместно - последовательной и индивидуальной формам работы.

        с детьми, обладающими средним уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

- рассмотреть книги, косвенно подсказывающие сюжет аппликации;

- в игровой форме предложить ребенку, отрабатывающему те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы самостоятельно составить сюжет аппликации;

- уточнить у детей понимание сюжета, расположение деталей аппликации на листе бумаги, композицию, способы наклеивания элементов аппликации;

- на основе анализа заранее подготовленной «технологической карты» поощрять ребенка к самостоятельному созданию аппликации, немного корректируя ход ее выполнения в случае обращения ребенка за помощью.

        с детьми, обладающими высоким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

- использовать игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной аппликации;

- упражняться в составлении последовательности выполнения работы на отдельных листах, создавая, таким образом, технологическую карту предстоящей деятельности;

- включать оценку способов творческой деятельности («добавления» или «изъятия» лишнего, изменения пространственно расположенных деталей образца) в оценку образца и результатов аппликативной деятельности ребенка.

0
Оркестр
Подвижные игры для детей старшей группы
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
17.01.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

В блогах

Экскурсия, как форма обучения - это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное знач...
Конспект открытого занятия по физкультуре во второй младшей группе на тему: «Воробьиный переполох» Цели: Образовательные: Учить детей прыжкам на двух ногах через обруч, бегать врассыпную, по кругу; Ра...
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две ...

Новое на сайте

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

17-01-2019 Просмотров:12 Статьи Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква…

17-01-2019 Просмотров:10 Логопеду Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам; учить детей...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной…

17-01-2019 Просмотров:19 Методические разработки Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель. Введение Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.   Формирование...

Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной…

17-01-2019 Просмотров:23 Конспекты занятий Белоглазова Дарья Ильинична, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 162 г. Оренбург

Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе Цель: Обобщение знаний, полученных в течение года. Задачи интегрируемых образовательных областей. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»...