Методические разработки
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: "Дома бывают разные"
Цель:
-Активизация словарного запаса по лексической теме «Дом»
Задачи:
- Развитие фонематического слуха и восприятия, правильного звукопроизношения
- Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки», проводить звуковой состав слова
- Совершенствовать употребление существительных во множественном числе
- Закрепить навыки образования прилагательных
- Развитие связной речи, слухового внимания
- Развитие мелкой моторики, глазомера, ориентации в пространстве
- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия
- Воспитывать бережное отношение к своему дому, окружающим объектам, к природе
Материал:
- презентация (слайды – дом, животные, мнемотаблицы к стихам), конверты с буквами, пазлами.
Словарная работа:
- этаж, подъезд, балкон, панель, бревно, окно, лестница, лестничная площадка, дверь, лифт, крыша, труба, чердак
Предварительная работа:
- Беседа о домах, рассматривание картинок с изображением разных жилищ,
Мультфильм «Заюшкина избушка», Д/игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет?», «Подбери признаки», «Чем похожи?»
Ход занятия
Приветствие «Здравствуйте!»
(дети и воспитатель встают в круг)
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем трём носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Вос-ль: Дети, отгадайте загадку:
Не квартира, но жилой, Он один стоит большой, Много окон, стен, дверей, Назови его скорей.
Дети: Дом
(2 слайд - дом)
Вос-ль: - А что такое дом?
Дети: Дом – это жилое помещение, где мы живём, ночуем, отдыхаем, едим, куда приходим из детского сада…
Вос-ль: Молодцы. А сейчас вставайте в круг, с вами будем мы играть, и какой бывает дом, называть
Д/И «Назови, какой?»
Дом из соломы — соломенный.
Дом из кирпича — кирпичный.
Дом из камня — каменный.
Дом из дерева — деревянный.
Дом из брёвен — бревенчатый.
Дом из панелей – панельный
Дом изо льда - ледяной
Вос-ль: Молодцы. А кто строит дома?
Дети: Строители
Вос-ль: А вы хотите построить дом?
Дети: Да
Вос-ль: Тогда проходите к столам. У вас на столах лежат конверты с пазлами. Но сначала подготовим пальчики
Пальчиковая игра «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Дети ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)
Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)
Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)
Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Показывают приглашающий жест рукой)
Вос-ль: Открывайте конверты и дом собирайте
(дети собирают из пазл - дом)
(воспитатель спрашивает, кто какой дом собрал «кирпичный, деревянный, панельный»)
Вос-ль: Молодцы. Уберите пазлы в конверт. Есть ещё один конверт, с буквами. Составьте своё слово
(дети собирают слово дом)
- Сколько букв в слове - дом?
Дети: 3
Вос-ль: Сколько слогов?
Дети: 1
Вос-ль: Сколько гласных и согласных в слове дом?
Дети: 1 гласная, 2 согласных
Д – [д] - согласный, звонкий парный, твёрдый
О - [о] — гласный, ударный
М - [м] — согласный, твёрдый
Вос-ль: Молодцы. Уберите, пожалуйста, буквы в конверт
Вос-ль: А теперь рассыпьтесь горошком по дорожкам.
Физ. минутка «Динь-дон»
Динь - дон, динь – дон (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Домовые строят дом (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, красят пол. (руками «красим» сбоку, внизу)
Прибирают всё кругом. (метём метлой)
Динь - дон, динь – дон (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Вот и выстроили дом (руки согнуты в локтях вверх, соединить пальцы)
Вос-ль: На ковре из обуви выложим буквы. Первый ряд – букву «Д», второй ряд – «О», а третий – «М».
(дети снимают обувь и выкладывают буквы)
Вос-ль: Молодцы. Обувайтесь и вставайте в круг.
Будем с вами мы играть, части дома называть
Д/игра «Один - много»
(Назови части дома во множественном числе)
фундамент – фундаменты
стена – стены
окно – окна
балкон – балконы
крыша – крыши
чердак – чердаки
лестница – лестницы
дверь - двери
этаж – этажи
квартира – квартиры
лестничная площадка – лестничные площадки
лифт – лифты
Вос-ль: А сейчас снова будем играть и правильно называть
Игра «Сосчитай этажи»
(Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных «Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей»)
Дом с одним этажом, — какой? — (одноэтажный дом)
дом с двумя этажами, — какой? — (двухэтажный дом)
дом с тремя этажами, — какой? — (трёхэтажный дом)
дом с четырьмя этажами, — какой? — (четырёхэтажный дом)
дом с пятью этажами, — какой? — (пятиэтажный дом)
дом со многими этажами. — какой? — (многоэтажный дом) Вос-ль: Дети, не только люди живут в домах, и у животных тоже есть свой дом.
Д/и «Кто где живёт?»
(3 слайд)
Медведь живёт - в берлоге
лиса живёт - в норе
кошка живёт – в корзине
лошадь живёт – в конюшне
кролик живёт – в крольчатнике
белка живёт – в дупле
собака живёт – в будке
волк живёт – в логове
корова живёт – в коровнике
свинья живёт – в свинарнике
Вос-ль: С помощью таблицы с картинками разучим короткие стихи
(4-8 слайды)
Кошка в окошке
Подушку шьёт,
А мышка в сапожках
Избушку метёт.
На опушке
Дом с окошком,
На окошке
Дремлет кошка.
(9-13 слайды)
На опушке
Дом с окошком,
На окошке
Дремлет кошка.
Вос-ль: Молодцы.
Итог занятия:
- О чём мы сегодня говорили?
- С помощью таблиц легко было запомнить стихи?
- Что было интересным?
Список литературы:
Болотина Л.Р, Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи. Методическое пособие. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015
- М. И. Лобзякова « Учимся правильно и чётко говорить» - М. , 2003
- Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие. - М.: ЦПО, 2009
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: «Просвещение», 1981
- Источник: https://plandou.ru/didakticheskij-material-po-teme-moj-gorod-moj-dom-5-7-let
Комментарии