Методическая разработка по теме: «Юрий Гагарин – первый в мире человек, покоривший космическое пространство» для воспитателей ДОУ в образовательной области ФГОС «Социально- коммуникативное развитие»

автор:

Костюченко Светлана Валентиновна

ГБДОУ ДС№ 6 Калининский район

г. Санкт- Петербург

воспитатель

 

Пояснительная записка

Патриотизм, отвага, скромность,

железная воля, знания, любовь к людям,

знания, любовь к людям- вот главные

черты первого космонавта.

С.П. Королёв

«Юрий Алексеевич Гагарин - первый в мире человек, покоривший космические просторы» это методические материалы, разработанные в соответствии сФедеральным государственным стандартом дошкольного образования( приказ Министерства образования науки РФ № 115 от 17.10.2013 г. В основу положена Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад№ 6.

Согласно требованиям ФГОС материалы сформированы на основе педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,развития личности ,мотивации и способностей детей к различным видам деятельности и охватывает образовательные области : «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» и « Физическое развитие».

Методическая разработка представляет собой основные содержательные линии патриотического воспитания детей 6-7 лет. Они призваны помочь педагогу развить представления детей о первом в мире космонавте Юрии Гагарине - человеке, прославившего свою родину Россию на все времена, расширить границы мышления ребёнка, усилить тягу к окружающему миру, интерес к устройству вселенной.

Ведь, Юрий Алексеевич Гагарин мог бы быть нашим современником(он родился 9 марта 1934 года) . Первым из землян вошёл в он космонавтику как простой русский человек, любящий свою родину , готовый рисковать своей жизнью, участвуя в новых открытиях. Обрушившаяся на него небывалая слава после 12 апреля 1961 года , только открыла для него новые возможности реализовать свою потребность трудиться во благо России. Неповторимы были его улыбка, его голос, его честность, человечность и душевная чуткость. Всё это, выше сказанное , может для детей служить очень хорошим примером того, к чему надо стремиться.

Надо отлично представлять себе, как в современных реалиях давления на современную Россию педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо не упустить открытость детского сознания для восприятия информации обо всём самом лучшем и добром, что сделали русские люди для планеты Земля. Наши дети много знают о разного рода супер- героях, сражающихся с тёмными силами, но в то же время ,несущими в себе агрессию и разрушения. Это увлечение детей постепенно уничтожает в них веру в человека, который может совершать открытия и подвиги без всяких сверхъестественных способностей, а только добиваясь всего своим трудолюбием и настойчивой тягой к знаниям.

Цели:

  • Познакомить с первым лётчиком космонавтом Ю.А.Гагариным ,его жизнью и деятельностью.
  • Создать социальную ситуацию для всестороннего развития ребёнка, поддержать позитивную социализацию всех детей группы.
  • Формировать образ“ Я”, регулируя его миропонимание, воздействуя на желание ребёнка в усвоении модели активного и позитивного взаимоотношения с окружающим миром.

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости за то , что он является гражданином России.
  • Помочь ребёнку освоить знания о жизни и деятельности Ю.А.Гагарина.
  • Формировать у ребёнка эмоционально- ценностное отношение к космонавтам, уважение к их труду.
  • Познакомить с историей развития космонавтики.
  • Расширить словарный запас детей .
  • Стимулировать у детей развитие фантазии и творческого воображения.
  • Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
  • Повысить интерес родителей к данной теме

Область применения методических материалов

 

Методические материалы могут быть применены в процессе организации различных видов детской деятельности- игровой коммуникативной ,непрерывной непосредственно образовательной, художественно- эстетической, продуктивной, чтения художественной литературы, физкультурно- оздоровительной.

Формы и методы реализации.

 

Формы работы.

  • Непрерывная образовательная деятельность,беседы, игры нравственно-патриотического содержания
  • Проведение праздников
  • Просмотр слайдов, использование аудиозаписей .

Методы работы

  • Наглядный метод
  • Чтение педагогом художественных произведений
  • Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
  • Проведение дидактических игр

Словесный метод

  • Чтение литературных произведений воспитателем
  • Чтение стихотворений детьми
  • Беседы с элементами диалога
  • Проведение разнообразных игр: малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.
  • Загадывание загадок
  • Сообщение дополнительного материала воспитателем
  • Рассматривание наглядного материала
  • Проведение тематических вечеров

Практический метод

  • Организация продуктивной деятельности
  • Проведение игр: строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных

Ожидаемые результаты

Результатом использования данных методических материалов должно стать обретение дошкольниками комплекса личностных новообразований.

  • Умение проявлять собственное эмоциональное отношение к личности Ю. А. Гагарина.
  • Способность формулировать и задавать вопросы познавательного и поискового характера.
  • Принимать представление об уникальности подвига Ю.А. Гагарина для мировой науки.
  • Уметь «читать» карту звёздного неба.
  • Испытывать чувство гордости за то , что он гражданин России.
  • Проявлять желание в будущем стать «Славой России»

 

2.Содержательная часть

 

Ресурсы, необходимые для реализации методических материалов

 

Кадровые: наличие педагога ,обладающего базовыми знаниями о жизни и деятельности Ю.А.Гагарина , о солнечной системе.

Организационные: создание модели взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Материально-технические: наличие в ДОУ комплекта мультимедийной техники для демонстрации изображений и прослушивания аудиозаписей, коллекции изображений Ю.А.Гагарина, космического пространства, набора материалов для творческого труда

 

Учебно - тематический план

 

тема

Форма освоения материала

Примерное количество учебных часов

в месяц

Детство и юность Ю.А.Гагарина

Беседа: « Кто такой Ю.А.Гагарин»

Чтение В. Синицин « Первый космонавт»

Игра «Звёздный человек »

Рассказ- соревнование « Кто может стать космонавтом»

1

Великий космос

НОД «Где ночует солнце»

Рассматривание иллюстраций

Игра «Собери созвездие»

Рисование « Солнечная система»

1

К полёту готов

Чтение Ю. Нагибина « Рассказы о Гагарине»

Игра «Подготовка к полёту»

НОД оригами « Моя первая ракета»

1

История освоения космоса

Беседа « Первооткрыватели космоса»

НОД рисование « Наш спутник»

Викторина « Первопроходцы космоса»

Игра « Найди правильный маршрут»

1

Знаменитые космонавты

Викторина « Знаешь , каким он парнем был»

Игра « Почему космонавтов называют героями»

Чтение А. Леонов «Выхожу в космос»

1

На космических просторах

Игра « Исправь ошибки художника»

НОД « Планеты солнечной системы»

Чтение Я.Грэм « Космические корабли»

1

 

 

Аппликация « Космическое путешествие»

 

 

Примерная схема руководства сюжетно- ролевой игрой

« Космонавты»

  • Чтение рассказов А. Митяева « 12 апреля», « День космонавтики»

Л Обуховой « Любимец века»(Ю. А. Гагарин).

  • Повторение чтения рассказа Л. Обуховой в лицах.
  • Театрализованная игра по рассказу В. Драгунского « И мы тоже».
  • Беседа- рассказ воспитателя с иллюстративным материалом о космонавтах, их полётах и выходе в открытый космос.
  • Оформление альбома « Наши космонавты»
  • Оборудование уголка космонавтики
  • Оформление модулей под строительство ракеты
  • Изготовление игрушек- самоделок: пульта управления, карты полётов, шлемов, макетов питания.
  • Оборудование «центра управления полётами»

 

Примерное планирование работы по сотрудничеству с семьёй

месяц

Формы работы с родителями

сентябрь

Родительское собрание на тему « Давайте вместе знакомить детей с Ю.А.Гагариным»

Опрос родителей для выявления предложений по улучшению работы с детьми по знакомству с Ю.А. Гагариным

« Маршрут выходного дня» - посещение сквера имени Ю.А. Гагарина

октябрь

Консультация для родителей на темы « Как знакомить ребёнка с Ю.А.Гагариным» , « Ю.А. Гагарин первый в мире космонавт»

ноябрь

Ознакомление родителей с литературой для детей о Ю.А. Гагарине

Обсуждение возможности оказания помощи в оборудовании уголка космонавтики в группе

« Маршрут выходного дня»- прогулка к спускаемому космическому аппарату к КПП

ВККК имени Петра Великого

декабрь

Рекомендации родителям по закреплению знаний детьми сведений о жизни Ю.А.Гагарина

Выставка демонстрационного материала « Космос»

январь

Индивидуальные беседы с родителями о возможности в домашних условиях рассматривания звёздного неба с детьми

Конкурс на лучшую фотографию «Звёздное небо»

февраль

Открытое мероприятие для родителей «Моя первая ракета»

«Маршрут выходного дня»- прогулка барельефному портрету на проспекте Ю.А. Гагарина

март

Пополнить библиотечку детской литературы о Ю.А. Гагарине для родителей

« Маршрут выходного дня»- прогулка к мозаичному панно « Человек и космос»

апрель

Обсуждение с родителями вопросов по подготовке викторины по теме « Первопроходцы космоса»

Обновление рубрики «Расскажите детям» в уголке для родителей с наглядной информацией « 12 апреля – День космонавтики

май

Проведение конкурса рисунков, выполненных вместе с родителями, на тему « Знаешь, каким он парнем был?»

 

Памятные места в Санкт-Петербурге, посвящённые освоению космоса

  • Cпускаемый космический аппарат шарообразной формы во дворе Академии имени Можайского
  • Сквер имени Ю.А.Гагарина на ул.Ждановской, дом 13
  • Мемориальная доска на улице Новоладожской, дом 4 ,к. 1
  • Спускаемый аппарат у КПП Военной Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
  • Мозаичное панно « Человек и космос» на улице Боткинской, дом 1

Стихи о небе, звёздах, космосе для чтения детям

 

 

  • В . Степанов « Юрий Гагарин»

В космической ракете

С названием « Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель.

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

  • О. Ахметова « Первый космонавт»

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вокруг земли виток.

А корабль назывался « Восток».

Его знает и любит каждый

Был он юный , сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра!

  • С. Кирсанов « Это наш первенец»

Человек в космосе,

Человек в космосе!

Звездолёт вырвался

С неземной скоростью.

У него в корпусе каждый винт в целости.

Человек в космосе- это Пик смелости!

  • И.Бутримова « Юрий Гагарин»

Он родился под городом Гжатском,

Русский мальчик в крестьянской семье

Имя гордое Юрий Гагарин

Знает каждый теперь на земле.

  • Н. Старшинов « Мать и сын»

Вот оно свершилось это чудо!

…Мать идёт- посторонись народ:

Сын вернулся, да ещё откуда-

Из самих космических широт!

Это он ворвался в наше завтра

Что самой фантастике под стать…

Первого на свете космонавта

Обнимает и целует мать.

И с такой же материнской силой,

Радость всенародную деля,

Обнимает сына вся Россия,

Рукоплещет сыну вся Земля!

  • И. Левченко « Улыбка Гагарина»

Я помню, солнце в этот день искрилось

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали-

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел весь шар земной!

  • А. Твардовский « Памяти Гагарина»

Ах, этот день двенадцатое апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам

Казалось ,мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясённый сам.

Тот добрый парень, озорной и милый,

Лихой и дельный ,с сердцем не скупым,

Кого ещё до всякой славы было

За что любить. – всем миром стал любим.

 

  • Н. Гумилёв

На далёкой звезде Венере

Солнце пламенней и золотистей.

На Венере ,ах на Венере

У деревьев синие листья!

  • О. Ахметова « В космосе так здорово»

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

  • А.Хайт « Планеты»

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз- Меркурий,

Два- Венера,

Три- Земля,

Четыре- Марс,

Пять- Юпитер,

Шесть-Сатурн,

Семь- Уран,

За ним- Нептун,

Он восьмой идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета,

Под названием Плутон.

  • Р.Алдонина « Сатурн»

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо-

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное. из разных полос.

Когда- то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

  • Р.Сеф « Голубой метеорит»

Где-то в космосе летит

Голубой метеорит

Ты идёшь, а он летит.

Ты лежишь. а он летит.

Ты заснул, но всё летит в космосе Метеорит.

  • Р. Алдонина « Звёзды»

Что такое звёзды?

Если спросят вас-

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

Аппликация « Космические дали»

Космические физминутки

  • Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет

Опоздавшим - места нет.

  • Раз, два, три, четыре, пять

В космос мы летим опять

Я сегодня ваш пилот

Отправляемся в полёт.

Все на старт! Готовы дети?

Полетим мы на ракете.

  • Не зевай по сторонам.

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким!

  • А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Руки опускаем вниз-

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь!

Литература для чтения детям о Юрии Гагарине и космосе

 

  • В.Синицин « Первый космонавт»

Москва , изд. « Малыш» 1981г.

  • Ю. Докучаев « Урок Гагарина»

Москва , изд. « Детская литература» 1985г.

  • Ю. Нагибин « Рассказы о Гагарине»

Москва ,изд. « Детская литература» 1988г.

  • В.Воскобойников « Юрий Гагарин»

Москва, изд. «ОНИКС»2015г.

  • Т.Покидаева «Космос»

Москва, изд. «Махаон» 2013г.

  • К. Скотт « Космос»

Москва, изд. «Белфакс» 1990г.

  • В.Горьков, Ю.Авдеев « Космическая азбука»

Москва, изд. « Детская литература» 1990г.

  • М. Погорелова «Кто такой Гагарин?»

Москва, изд. «Суфлёр» 2014 г.

  • Я. Грэм « Космические корабли»

Москва, изд. « Махаон» 1999г.

  • М. Юхма « Мальчик из Шоршел»

Москва, изд. «Малыш» 1975 г.

  • А. Леонов « Выхожу в космос»

Москва, изд. «Малыш» 1980 г.

  • Р. Коршурникова «Космонавтом быть хочу»

Москва, изд. « Педагогика» 1983 г.

  • Л. Коршунова «Первопроходцы космоса»

Москва, изд. « Русская библиотечная ассоциация» 2010 г.

  • М. Водопьянов « Космонавт -1» , « 106 минут вне земли»

Москва, изд. « Малыш» 1965 г.

  • Е. Левин « Твоя вселенная», « Звёздные сказки»

Москва, изд. « Книжники» 2015г.

  • А. Митяев « День космонавтики», « Первый полёт»
  • Г.Юрмин « Счастливого пути космонавт»

Москва. изд. «Малыш» 1964 г.

Викторина « Знаешь, каким он парнем был?»

 

  • В Москве она названа именем Ю. А. Гагарина ( площадь)
  • Позывной Ю.А.Гагарина( кедр)
  • Корабль, на котором Ю.А.Гагарин совершил свой полёт (Восток-1)
  • Имя младшего брата Ю. А. Гагарина( Борис)
  • Какая профессия была у отца Ю.А. Гагарина (плотник)
  • Слово, с которым стартовал Ю.А.Гагарин (Поехали!)
  • Что открыл в космос Ю.А.Гагарин ( дорога)
  • Её Ю.А. Гагарин видел из космоса ( Земля)
  • Когда был совершён первый в истории человечества полёт в космос( 12 апреля 1961г.)
  • Какие профессии имел Ю.А.Гагарин ( лётчик, космонавт, литейщик)
  • Как называется защитный костюм космонавта ( скафандр)

 

 

Викторина « Первопроходцы космоса»

  • Как звали собак, которые побывали в космосе и вернулись (Белка, Стрелка)
  • Какие космические тела вы знаете (звёзды, метеориты, кометы)
  • Какие космические тела мы называем, падающими звёздами?( метеориты)
  • Как называется оптический прибор для исследования космических тел? ( телескоп)
  • Как называются американские покорители космоса? (астронавты)
  • Назовите имя главного конструктора первого пилотируемого космического корабля (С.П.Королёв)
  • Как называется состояние , с которым сталкивается космонавт во время полёта?( невесомость)
  • Самая большая и горячая звезда во вселенной (солнце)
  • Естественный спутник Земли( луна)
  • Почему на земле есть день и ночь ?( планета вращается вокруг себя)
  • Кого считают основателем космонавтики?(К.Э.Циолковкий)
  • Как звали первую в мире женщину- космонавта?(В.В. Терешкова)
  • Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? ( А. А. Леонов)

Картинки к методическим материалам

Перечень используемой и рекомендуемой литературы

  • Н. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» М. «ЦГЛ» 2005г.
  • Е. Абрамович « Космическое путешествие» Ж. « Д.в.» №3 2007 г.
  • С. Анисимова « Космос» Ж. « Д.в.» №4 2002г.
  • М. Канафиева « На космических просторах» Ж. « Д.в.» № 2 2012г.
  • Л. Балан « Игры маленьких космонавтов» Ж. « Д.в.» № 3 2009г.
  • Т.Шорыгина « Беседы о профессиях» Москва « Сфера» 2014 г.
  • Л. Белоусова « Строительство космической станции» Ж. « Д. п.»

№2 2006 г.

  • Т.Куропаткина « Первые шаги в космосе» Ж. « Ребёнок в д.с.» №1

2002 г.

  • Т. Сывак « Планетарий своими руками» Ж. « Д.в.» №6 2009 г.
  • О.Топоркова « Освоение космоса нашими почемучками» Ж. « Д.п.» №6 2007 г.
  • Н.Зеленкова « Мы живём в России» М. « Скрипторий» 2003 г.
  • Д. Доран, П. Бизони « Гагарин. Человек и легенда» М. « Колибри»2011 г.
0
Сценарий развлечения в младшей группе на тему: «В ...
Танец детей старшей группы "Капельки"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.12.2020

Комментарии

В блогах

Комплексы утренней гимнастики

Комплексы утренней гимнастики для детей 3-го года жизни группы №3 «Солнышко» на 2018г. – 2019г. Сентябрь Часики 1.Ходьба, построение в круг. 2.Часы идут «тик – так» -...

Физкультурный досуг в средней группе «Кто сказал мяу?»

  Образовательные области Задачи Физическое развитие Закреплять  и  развивать  умение  ходить  и  бегать  легко, ритмично,  согласовывая  движения  рук  и  ног,  выполняя различные задания. Приучать...

Конспект интегрированного занятия в логопедической (старшей ) группе. «Поход в лес»

Воспитатель: Макавеева Н. Л. Цель: Формировать экологическую культуру детей; воспитывать у детей любовь к природе, формировать правила экологически грамотного взаимодействия с...

Новое на сайте

Мастер-класс по созданию коллективной работы «Космические фантазии»

Мастер-класс по созданию коллективной работы «Космические фантазии»

Подвижная игра как средство здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менджерицкая, кандидат пед. Наук. Состояние здоровья наших детей – это один из самых важных...

План воспитательно-образовательной работы (на неделю – 14.12. – 18.12.2020г.). Тема: «Во что играть зимой?»

План воспитательно-образовательной работы (на неделю – 14.12. – 18.12.2020 г.) Тема: «Во что играть зимой?»

Игры ТРИЗ в развитии детей младшего и дошкольного возраста

Игры ТРИЗ в развитии детей младшего и дошкольного возраста Практика последних лет показывает, что использование метода теории решения изобретательских задач, применяемого для развития детей младшего и дошкольного возраста, является одним из наиболее часто применяемых и эффективных. Сама...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог