Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников"

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов ДОУ при организации работы по выразительности речи дошкольников.

Задачи:

  • Систематизировать знания педагогов о понятии «выразительность» речи, компонентах выразительности речи.
  • Создать условия для развития выразительности речи педагогов.
  • Познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей выразительности речи.

 

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, листовки.

 

Ход мастер – класса:

  • Добрый день, уважаемые педагоги, Тему нашей встречи вы видите на экране.

 Значение выразительной речи в жизни человека неоспо­римо. Эмоционально окрашенное слово — важный инстру­мент общения.

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.

Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком.

Слайд 2 

Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).

Ребенок попадает в школу с 6—7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого яв­ления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься раз­витием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выра­зительной речью нужно в детском саду и продолжать в школе.

Что же считать выразительной речью?

Слайд 3

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и другие) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Выразительность - важнейшее качество звучащей речи.

Слайд 4

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построе­нием предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н.С. Рождественский (Российский педагог, методист русского языка, доктор педагогических наук, профессор). 

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значе­ние слова. Иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выра­зительность речи зависит также от правильного дыхания, звуч­ного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствую­щего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. По­степенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Слайд 5

Интонационная выразительность

Интонация — совокупность совместно действующих зву­ковых элементов устной речи, которая определяется содер­жанием и целями высказывания.

Интонация — явление сложное, целостное. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Слайд 6

Мелодика – движение голоса по высоте

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

Слайд 7

Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Именно интонация факти­чески организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет пе­редать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость...).

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их воз­никновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начи­нается с эмоциональной интонации.

  • Практические задания

Слайд 8

1. Произнести фразы так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза:

«Уколола кошка лапку»,

«Побежал еж по комнате»

«Это моя бабушка»

«Мы рады солнышку»

«Девочка играет в саду с куклой»

«Шуба висела на вешалке»

«Мальчик прочитал интересную книгу»

«Старик посадил яблоню»

«Мы поедем на экскурсию».

2. Пауза 

С помощью пауз передать настроение героя, выделить главные смысловые слова:

Слайд 9

Упрямый ослик

Упрямится ослик:

- Идти не хочу!

И груз на себе я везти не могу!

Тащите вы сами на гору мешки,

А после спускайтесь с такой высоты!

Хозяин с упрямством справляется разом

Приносит упрямцу морковки он тазик.

- Ешь, ослик, морковку. Тебя я люблю.

За труд твой тяжелый тебя я хвалю.

А после работы мы ляжем в тени

И я для тебя почитаю стихи.

Слайд 10

Капризная корова

Капризная корова

Мычала на лугу:

- Жевать траву с цветами

Я больше не могу.

Бока все отлежала,

И солнце напекло,

А молока так много,

Что вымя затекло.

Коза совет дала ей:

- А ты пойди в лесок.

В тенечке там прохладно,

Да и трава как шелк.

И в лес ушла корова,

А там жил серый волк.

Капризную корову

К себе он уволок.

Слайд 11

 

Хвастливый Колобок

Пел хвастливый Колобок:

-У меня румяный бок!

Укатился я от всех!

Ты, лисица, просто смех!

А хитрющая лиса

Посмотрела в небеса,

Притворилась вмиг глухой

И сказала:

- Что? Пропой

Песню дивную свою.

Я с тобой ее спою.

Проглотила Колобка,

Облизнулась и ушла.

Слайд 12

3. Движение голоса по высоте, силе, тембру.

Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей - Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает.

Назовите дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произ­несено тихо, второе громче и наоборот.

4. Темп речи

Прочтите стихотворение про себя, подумайте, в каком темпе нужно прочесть в медленном, среднем или быстром темпе. Прочтите стихотворение вслух.

Слайд 13

 

Поползем?

Кто идет, а кто ползет.

Или все наоборот.

Вот малыш пыхтит, ползет,

Соску всю засунул в рот.

Тучи по небу ползут,

За собою дождь ведут.

По стене паук ползет,

Паутину он плетет.

Поезд медленно ползет,

Пассажирам не везет.

Я читаю

Все быстрее, все быстрее

Я слова читать умею.

Строчки весело мелькают.

Ах! Как быстро я читаю.

5.  Практическое задание:

Прочитать стихи или отрывки, используя все интонационные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру, темп, речи.

Мне грустно —

Папе на меня

Нажаловалась мама.

Конечно, я не слушался,

Я вел себя упрямо,

Но можно было шлепнуть

И даже накричать,

Сама ж меня учила:

Не ябедничать.

С. Махотин 

Плачет киска в коридоре —

У нее большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Б. Заходер

 

Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

А. Барто

3. Спасибо, уважаемые коллеги за работу, и я предлагаю вам провести рефлексию.

Изменилось ли ваше прочтение стихотворного материала после сегодняшнего мастер – класса?

Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали?

Интересен ли вам представленный материал?

Будете ли вы использовать его в своей работе с детьми?

Спасибо за внимание.

0
Тема:«Инновационные формы и методы в области позна...
Конспект НОД для детей старшей группы Тема: «Мои ...
 

Комментарии 1

Антонина в 26.01.2020 02:01

Добрый день, спасибо,Татьяна, за прекрасный материал. Буду использовать в своей работе

Добрый день, спасибо,Татьяна, за прекрасный материал. Буду использовать в своей работе
Гость
28.02.2020

В блогах

ПРОГРАММА НА ЛЕТО "Цветы - подарок природы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39»   ПРОГРАММА НА ЛЕТО "Цветы - подарок природы" "Знакомство детей дошкольного возраста с полевыми цветами (травами)...

Лепка в средней группе "Зонтики" Котовой Т.В.

Лепка " Зонтики"  (лепка из пластилина с использованием дополнительного материала) Цель: создание цветной фигуры с применением дополнительных предметов (пластиковой трубочки) «зонта» в...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация». Образовательные задачи: Закрепить у детей полученные знания об осени; Закрепить представления о сезонных изменениях в природе; Обобщить...

Новое на сайте

Электронное портфолио воспитателя

Электронное портфолио воспитателя

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот…

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного спортивного развлечения «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» предназначен для музыкальных руководителей, инструкторов...

Чтение художественной литературы. Мастер-класс для младших воспитателей

Чтение художественной литературы Мастер-класс для младших воспитателей Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность. Быть вместе с детьми, их занимать, воспитывать, развивать –...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог